Нота Председателя Советской Торговой делегации в Лондоне Премьер-Министру Великобритании Ллойд-Джорджу

23 ноября 1920 г.

Г-н Красин, свидетельствуя почтение Премьер-Министру, хотел бы устранить то, что явилось нежелательным недоразумением.


Ему стало известно из отчета о парламентских дебатах (том 135, № 143, столбец 14), что в понедельник 22 ноября Премьер-Министр, запрошенный полковником Кенворти о причине отсрочки вручения проекта текста торгового соглашения Русской делегации, согласно оглашенной им в Палате Общин резолюции в прошлый четверг, ответил, что «вина отнюдь ни в какой степени не лежит на одной стороне, как это, по-видимому, воображает достопочтенный и достойный джентльмен». Очевидный смысл этого заявления таков, что, по мнению г-на Ллойд-Джорджа, Советское Правительство или Российская делегация ставят какие-то препятствия немедленному вручению проекта договора.

Г-н Красин может только предполагать, что г-н Ллойд-Джордж дезинформирован в этом вопросе, и поэтому спешит уведомить его, что, поскольку дело касается Советского Правительства и Российской делегации, нет никаких причин для какой бы то ни было дальнейшей задержки. Г-н Красин ожидал получения проекта соглашения с того момента, когда Премьер-Министр сделал свое заявление в прошедший четверг. Он готов принять его и в настоящий момент н должен вполне определенно заявить, что вся ответственность за дальнейшую задержку в деле вручения текста и за могущие возникнуть из этого последствия должна быть возложена всецело на Ллойд-Джорджа и его коллег.

[Красин]

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» № 266(1113), 26 ноября 1920 г

187. Нота Правительства РСФСР Правительству Румынии*

23 ноября 1920 г. № 9347

Российское Правительство информировано о том, что вражеские вооруженные силы, действующие в секторе Могилев-Подольский, после того как оии были обращены в бегство войсками Красной Армии, перешли Днестр с тем, чтобы найти убежище на территории Бессарабии, где румынские власти приняли офицеров и обозы, отказав только солдатам.

Российское Правительство полагает, что Румынское Правительство займет в данном случае позицию, предписываемую международным обычаем державам в отношении любых войск, попавших в силу военных обстоятельств на территорию, на которую распространяется их фактическая власть, и вследствие этого разоружит и интернирует упомянутых офицеров и возвратит России указанные выше обозы.

* Передана по радио на имя Председателя Совета Министров Румынии Анереску.

34Û


Российское Правительство считает себя тем более вправе ожидать быстрого и удовлетворительного ответа на это законное требование, что Румынскому Правительству не представилось бы лучшего случая доказать русскому народу подлинность своих мирных и дружественных чувств, которые оно многократно выражало в своих официальных телеграммах в наш адрес.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх.

188. Нота Правительства РСФСР Правительству Румынии*

Весьма срочно 24 ноября 1920 г. № 9431

Бывший генерал Врангель, предводитель крымских мятежников, ныне разбитых, намерен перевезти остатки своей армии в Констанцу и подготовить на румынской территории новое нападение на Россию.

Принимая во внимание заявление относительно строгого соблюдения нейтралитета, содержавшееся в Вашей телеграмме от 10-го ноября, и Ваши дружественные заверения, неоднократно повторявшиеся в Ваших сообщениях, Российское Правительство твердо рассчитывает на Ваше решительное противодействие намерениям Врангеля и надеется, что всякая попытка с его стороны или со стороны других мятежников нарушить нейтралитет румынской территории будет подавлена всеми имеющимися в Вашем распоряжении средствами.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в газ. ^Известия» M 266(143), 26 ноября 1920 г.

На приведенные выше ноты НКИД от 23 и 24 ноября 1920 г. Министр Иностранных Дел Румынии Таке Ионеску ответил нотой от 30 ноября 1920 г. следующего содержания:

«Мы не имеем никаких сведений о нарушении генералом Врангелем нейтралитета Румынии, выразившемся в перевозке войск в Констанцу или в подготовке на румынской территории нападения на Россию. Исходя из Вашей точки зрения, что мы не находимся во вражде с Россией, мы никогда не могли бы допустить подобное нарушение нашего нейтралитета. Несмотря на это, мы даем временное убежище нескольким беженцам, главным образом, женщинам и детям. Что же касается вооруженных сил, перешедших на территорию Румынского Королевства через пограничную линию Днестра, то эти войска нами разоружены, и солдаты, равно как и офицеры, интернированы. Обозов не было. Оружие и лошадей мы сохраняем, согласно международному праву».

* Передана по радио на имя Председателя Совета Министров Румынии Авереску.


J89. Нота Председателя Российско-Украинской делегации На мирных переговорах с Польшей Председателю Польской

делегации Домбскому

25 ноября 1920 г.

Милостивый государь, господин Председатель,

Настоящим позволяю себе сообщить Вам, что в полном соответствии с Протоколом от 14 ноября касательно сахарной кампании на семи сахарных заводах Волыни * Украинское Правительство выслало в Шепетовку соответственную комиссию, а Революционный Военный Совет Юго-Западного фронта одновременно обратился к Польскому командованию с радиотелеграммой, в которой, между прочим, предложил Польскому командованию во избежание разграбления заводов оставить необходимую войсковую охрану впредь досмеиы ее соответствующей охраной российско-украинских войск. В ответ на это Командование 6-й польской армии, отклонив все предложения российско-украинской стороны, даже и предусмотренное Рижским протоколом от 14-го ноября по вопросу о сахарных заводах создание смешанной украинско-польской комиссии, возобновило свое уже однажды отклоненное Российско-Украинским командованием [предложение] о создании подкомиссии в Ровно для разрешения всех вопросов— хозяйственных и административных, санитарных, военных и других, связанных с отходом войск.

Далее, Польское армейское командование указало, что немедленный отход, требующийся решением конференции в Риге, стесняет Польское командование, и оно полагает, что в дальнейшем спасение сахарной кампании ввиду сложных хозяйственных и санитарных условий и настроения крестьян в этом районе будет затруднено без предварительного соглашения в комиссии в Ровно. Революционный Военный Совет Юго-Западного фронта в ответ на это указал, что Высшее военное командование российско-украинской армии отклонило подкомиссию в Ровно и, принимая во внимание отказ Командования 6-й польской армии от организации актовой передачи и приема сахарных заводов, Совет приказал представителям по приему этих заводов следовать за частями Красной Армии и по занятии таковых составлять акт о состоянии этих заводов. Одновременно Командование Юго-Западным фронтом заявило, что оно снимает с себя ответственность за могущие быть разрушения заводов в период с момента после отхода польских войск до занятия заводов Красной Армией.

Обращая Ваше внимание иа вышеизложенную переписку, считаю необходимым, господин Председатель, указать на нижеследующее. В Протоколе по вопросу о сахарных заводах,

* См. док. Ш 177.


подписанном в Риге 14-го ноября, предусмотрена специальная смешанная комиссия, и посему отказ Польского военного командования от такой специальной комиссии и желание передать вопрос в подкомиссию, которая должна разрешать, по мнению Польского командования, целый ряд вопросов санитарных, административных, хозяйственных, военных, является нарушением Протокола от 14-го ноября. Считаю своим долгом обратить Ваше внимание, господин Председатель, еще более на то, что решения конференции, подлежащие неукоснительному исполнению со стороны подлежащих властей, по заявлению Польского армейского командования, стесняют его и оно затрудняется их исполнять. Наконец, подчеркиваю, что отказ Польского командования не только передавать означенные заводы Российско-Украинскому командованию из рук в руки, как это предполагалось при переговорах в Риге, но и оставить на заводах свою военную охрану до занятия их российско-украинскими войсками ставит'под сомнение возможность проведения сахарной кампании на этих заводах.

Принимая поэтому во внимание вышеизложенное, я вынужден заявить, что мое Правительство и Правительство УССР, снимая с себя всякую ответственность за возможное разрушение заводов и гибель сахарной кампании па этих заводах, оставляет за собой праио сделать нес выводы, вытекающие из фйктоп нарушения Польшей обоих Протоколов, подписанных и I'. Риге M ноября 1020 г.*

Примите, гисподии Председатель, уверения в совершенном моем уважении

Иоффе

Пгчат. ni> арх. Опубл. в газ. «Известиях Л* 267(11/4), 27 ноября 1920 г.

190. Нота Правительства Украинской ССР Правительствам Латвии, Литвы, Эстонии**

25 ноября 1920 г. № 2061

Неоднократно за последнее время, непосредственно или через Народный Комиссариат по Иностранным Делам Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, ваши представители обращаются к иам для облегчения возвращения беженцев на вашу территорию, а та-кже и для признания за уроженцами ваших стран всех льгот, которые числятся за иностранными гражданами.

Украинское Социалистическое Советское Правительство также неоднократно имело случаи заявить, что оно остается непреклонным в своей точке зрения рассматривать уроженцев

* См. док. № 176, 177. ** Передана по телеграфу на имя Министров Иностранных Дел: Латвии — Мееровица, Литвы — Пурицкнса, Эстонии — Страндмана.


Литвы, Латвии и Эстонии, бывших подданных Российской империи, гражданами Украинской Социалистической Советской Республики впредь до заключения мирного договора между этими государствами и Украинской Социалистической Советской Республикой. Договор, заключенный между ними и Российской Социалистической Советской Республикой, ие распространяется на Украину. Всякая ссылка иа этот Договор является совершенно бесполезной.

Украинское Социалистическое Советское Правительство и теперь повторяет свое предложение начать мирные переговоры на предмет заключения мирного договора, аналогичного тем, которые заключены между Литвой, Латвией, Эстонией и Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой.

Украинское 'Правительство рассчитывает, что Договор, заключенный между Советской Украиной и Польской республикой в Риге, создает тот желанный прецедент, отсутствие которого, может быть, до сих пор заставляло воздерживаться Правительства Литвы, Латвии и Эстонии от восстановления явно выгодных для их народов- мирных отношений с Советской Украиной.

Председатель Совета Народных Комиссаров

и Народный Комиссар по Иностранным Делам

Украинской Социалистической Советской Республики

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: