Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Председателю Делегации Российского Общества Красного Креста в Праге С. И. Гиллер-сону

15 июня 1921 г.

Заявите бразильскому консулу, что даднм ему визы на въезд в Россию*, когда получим возможность послать своего консула в Бразилию для получения правильной информации.

Замнарком Литвинов

Псчат. по арх.

124, Нота Правительства РСФСР Правительству Великобритании **

17 июня 1921 г. № 13327

Внимание Российского Правительства было привлечено некоторыми предложениями, которые должны быть внесены в Совет Лиги наций и касаются материальной помощи так называемым «русским беженцам». Советское Правительство совершенно не касалось бы этих предложений, если бы оно было убеждено, что они диктуются исключительно чузством гуманности. Зная, однако, по опыту прошлого, что во многих случаях под покровом филаитроппн оказывалась реальная поддержка контрреволюционным движениям, Российское

* См. док. № 71.

** Передана по радио на имя министра иностранных дел Великобритании Керзона,


Правительство считает себя вынужденным заявить, что оно будет рассматривать как прямую поддержку русских контрреволюционных сил всякую помощь, оказываемую остаткам мятежных русских армий, до тех пор, пока они держатся в виде компактных масс, сохраняют свою военную организацию и подчиняются своим прежним командирам, а также всякую помощь, оказываемую через посредство различных так называемых «русских комитетов» или «советов», которые под видом заботы о русских беженцах в действительности являются центрами контрреволюционной деятельности.

Советское Правительство твердо надеется, что Британское Правительство, в соответствии с духом Англо-Русского соглашения *, не будет принимать участия в таких недружелюбных действиях по отношению к России.

[Чичерин]

Лечат, по арх. Опубл. о газ. «Известия» M 132(1275), 19 июня 1921 г.

125. Нота Правительства РСФСР Правительству Китая**

19 июня 1921 г.

Правительство Советской России должно с сожалением констатировать, что в ответе Китайского Правительства, переданном через Красина, возобновлению сношений между Россией и Китаем ставятся препятствия не только врагами китайского и русского народов, но и самим Китайским Правительством.

Несмотря на то, что еще летом 1919 года мы предлагали возобновление сношений между Китаем н Россией, несмотря на то, что мы с радостью приняли Китайскую Миссию во главе с генералом Чжпи Cu-липом, несмотря на то, что в Москве нами принят сейчас Китайский Генеральный Консул господни Чэнь Гу;И1-п1П1 и нами признаны за ним дипломатические нрапп, тем не менее приезду нашего Представителя п Пекин етймнен ниние предварительные условия, которые лишь 'Кн'ипмшюг uomfuiirnjiciine сношений и урегулирование ипжнеппшх нолиIиисских и экономических дел между Ки-

ТШ'М il РиССИгП,

Спшчеки*' I IptiLHiTtvii.i'ino согласно послать своего Предстоим и-ля н Пекин дли переговоров по торговым и другим iuni|MiifiM, Kiiiupuo. могут пптерссопать оба Правительства. П'пч Представитель по будет претендовать на звание посла, но ему должен быть гарантирован Китайским Правитель-

* См. г. III, док. № 341

""* Плщниин'нл по радио в Лондон Л. Б. Красину для передачи правительству Китая через китайскую миссию в Великобритании.


ством дипломатический иммунитет и все способы сношения с Москвой, в частности право [использования] курьеров и шифрованной переписки. Само собой понятно, что наш Представитель не вмешивается во внутренние китайские дела и не ведет агитации и пропаганды.

Что же касается 3 и 4 пунктов условий, переданных через Красина, то Советское Правительство решительно отказывается принять их как предварительные условия приезда Советского Представителя в Пекин. Советское Правительство считает, что вопросы, затронутые в 3-м и 4-м пунктах, требуют внимательного изучения, обсуждения и ие могут быть разрешены по телеграфу. Нашему Представителю в Пекине будет дана инструкция обсудить нх с Китайским Правительством и принять решения, справедливые для обеих сторон. Мы ие можем не отвести сейчас же лишь пункта о китайских рабочих. Ни в одной стране мира китайские граждане не пользуются полным равноправием с туземиым населением, как в Советской России, и ие пользуются свободой и заботами больше, чем в Советской России.

Советское Правительство думает, что в интересах обеих Республик был бы скорейший приезд Советского Представителя в Пекин. Это облегчило бы разрешение жизненных вопросов на Д[альнем] В[остоке], где положение с каждым днем обостряется, ухудшая как.положение России, так еще больше Китая. Советское Правительство, сознавая серьезность ситуации, созданной врагами китайского и русского народов как на Д[альнем] В[остоке], так и в Монголии, просит Китайское Правительство ускорить возможность приезда Советского Представителя в Пекин и не осложнять его приезда предварительными условиями, которые могут быть поставлены и обсуждены вместе с многими другими вопросами в процессе дружественного обмена мнениями с нашим Представителем в Пекине.

Наркоминдел [Чичерин]

Печат. по арх.

В упоминаемом ответе китайского правительства от 20 апреля, переданном Л. Б. Красину посланником Китая в Великобритании, в частности, говорилось:

«В ноте Советского Правительства, полученной Китайской Миссией от г. Красина 1 апреля * и препровожденной по его просьбе соответственно в Пекин, Китайское Министерство Иностранных Дел уведомлялось Советским Правительством через Миссию, что оно желает незамедлительно отправить своего Представителя в Пекин. Китайское Правительство уведомляет о своей готовности принять его, но желало бы быть осведомленным

* См. док, № 17.


предварительно по телеграфу о пути, по которому означенный Представитель имеет прибыть в Пекин, имея в виду предоставить ему на пути охрану. Кит[айское] Правительство искренне верит, однако, что успех предполагаемой Советской миссии в значительной мере будет зависеть от общественного мнения в Китае, а потому оно желало бы получить содействие Советского] Правительства по нижеупомянутым 4-м пунктам До посылки Представителя в Китай:

Пункт 1. Советский Представитель будет неофициальным агентом, миссия которого будет заключаться в том, чтобы вести переговоры с Китайским Правительством по торговым вопросам, и он не будет претендовать на замещение последнего русского посланника как по титулу, так и по функциям.

Пункт 2. Означенному Представителю и лицам, его сопровождающим, не будет разрешено вести пропаганду учений, несовместимых с китайской социальной жизнью, а также везти литературу, содержащую означенное учение.

Пункт 3. Китайцы в России будут изъяты от реквизиций. Их товары не будут секвестрироваться или реквизироваться. Китайские рабочие будут свободны в выборе занятий и не будут подвергаться принуждениям и ограничениям.

Пункт 4. Советское Правительство принимает на себя возмещение убытков, принесенных китайцам, проживающим» России, согласно взаимному определению.

Полное соглашение по перечисленным пунктам представляется необходимым во избежание недоразумений со стороны китайского народа вообще. На пункте же 4-м сосредоточено все внимание китайских коммерческих кругов, так как без скорейшего содействия Советского Правительства по установлению взаимного понимания китайские коммерсанты будут лишены стимула установить интенсивные торговые сношения с Россией, даже если было бы достигнуто успешное соглашение. В случае согласия Советского Правительства на установление взаимного понимания, на основе 4-х упомянутых пунктов, Китайское Посольство будет польщено получить от г. Красина формальное уведомление по этому поводу с тем, чтобы его телеграфировать в Пекин».

126. Письмо Официального Представителя РСФСР в Великобритании Правительству РСФСР *

20 июня 1921 г.

Одной m глинных дчижущпх пружин интервенции Англии протии Coh|cU'K<inl l'Henni является Лесли Уркарт30, директор ii.MiiniiiKin K<>[Mn;iiiiiii] [Русско-Азиатского Объединенного ОПщгсчиЧ. p.irtniлишни много лет в России и с 1906 г. стоявший un глине:

И 0|1>щг('г|и;1 Кыштымских заводов,

2) ()|rtiiH'(;rJ[j;i Экибастузских каменноугольных копей

(Ciirtupi.),

Я) Рпд;ц'рского Горнопромышленного] 0[бщест]ва (Ал-

1НП) И

4) Южпоуральского Горнопромышленного] 0[бщест]ва (Тшгшмлк). Уркарт работал иа своих заводах при Колчаке,

* Печатается с сокращениями,


снабжая их через Владивосток и, будучи личным приятелем и товарищем Гувера, теперешнего министра торговли Соединенных] Штатов, не в малой степени обусловил и позицию Северной Америки. Насколько влиятельна группа У[ркарта], показывает то, что доверенным (trustee) ее является не кто иной как лорд Керзои. Уркарт состоит еще с 1918 г. в связи с Нулансом и Френсисом, вместе, с которым«он и выехал тогда из Советской] России через Архангельск при начале интервенции.

У[ркарт] обратился ко мие с неделю назад с предложением начать переговоры и сегодня я имел с ним второе свидание [...]

По словам У[ркарта], принадлежавшие ему 'предприятия никем не могут быть эксплуатируемы в намеченных планом размерах, так как все изыскания и бурения пришлось бы начинать сначала, а это помимо расходов потребовало бы десятка лет времени. Столько же времени надо было бы убить на вторичную выработку методов очистки, обогащения, плавки и т. д. Ключ ко всему этому имеется только в его руках, так как и до войны все результаты изысканий обрабатывались и фиксировались в Лондоне. С другой стороны, по намеченному плану предполагалось выработку ценных металлов довести па всех этих заводах до 300 мли. руб. золотом, Добывалось золото, медь, цинк, свинец, никель, железо, а в Экибастузе также уголь[...]

У[ркарт] согласен возобновить работу на основе нового соглашения с Советским] правительством] и в короткий срок довести производительность всех предприятий до мирной нормы и даже повысить ее до намеченные ранее пределов, ибо, по имеющимся у него сведениям, оборудование заводов пострадало не очень сильно, рабочих, по его словам, он найдет без труда, только бы дали возможность работать; технический же персонал у иего весь на учете, и хотя разбросан по всему свету, вплоть до Калифорнии и Австралии, но по первому знаку все явятся на места.

Не буду излагать длинных и скучных: переговоров о недопустимости для нас денационализации и восстановления прежних прав собственности. Вот как ставит вопрос Уркарт после всех этих разговоров и взаимного торга.

1) Должны быть сданы в концессию все четыре предприятия, как связанные друг с другом в производстве.

2) Кроме самих предприятий должны быть сдаиы в концессию построенные для их нужд железные дороги. Если эти дороги успели сделаться дорогами общего пользования, то все-таки концессионер должен получить либо особые пути, либо иную форму обеспечения за предприятием самостоятельного и постоянного пользования дорогами.


3) Ввиду особого характера этих горных предприятий и больших затрат на обследование, изыскания, бурение н пр., если нельзя восстановить на правах собственности, то единственным выходом является выдача концессии на долгий срок, например на 99 лет. Это условие, не представляя, по мнению У[ркарта], непреодолимого препятствия для правительства, является безусловно необходимым для концессионера, так как только при таком длинном сроке можно иайти капитал для дорогостоящих и медленно амортизируемых сооружений и капитальных подземных н подготовительных работ.

4) Нельзя начинать снова это дело без оборотного капитала, который частью конфискован Советским правительством, частью взяг местными властями, частью просто расхищен. Так как я кдтскфичтш и наотрез заявил, что Советское] пра[витол|уСТ1и>] от сибя ни копейки золотом дать не сможет и но захочет, то в конце концов У[ркарт] предлагает такой выход. Необходимый оборотный капитал, говорит он, я, пожалуй, мог бы получить от своих акционеров, если бы можно было создать хоть какую-нибудь тень надежды на возврат его Советским правительством, хотя бы из будущих долевых в пользу казны отчислений с самих предприятий. Скажем, по произведенному на месте обследованию окажется, что Советское] правительство] и местные власти выиули из предприятий разного добра на 100 млн. рублей. Советское] правительство] выдает концессионеру в виде советских рублей некоторую сумму, после чего он устраивает за границей долгосрочный заем в английской валюте, погашаемый в срок по взаимному соглашению с Советским] правительством]. Иначе говоря, Советское] правительство] как бы принимает на себя обязательство сдать концессионеру его предприятие в том виде, какой оно имело перед национализацией, но так как у Советского].правительства] сейчас нет возможности платить за разбитую посуду, то деньги эти внесут акционеры против некоторого отдаленного обязательства уплаты, например из следуемых казне отчисле-инй[...]

Г>) О pa шерах долевого отчисления с добываемых в концессии мегаллон, угля и пр. в.плотпую мы не говорили, но, по-видимому, можно будет добиться не менее 20—25% в пользу казны. Если принять во внимание, что при нефтяных концессиях, где самое производство несравненно проще и легче, Славнефть идет на долевое отчисление в 29%, то надо считить, что в данном случае 25% явилось бы долей приемлемой,

6) Вопрос о гарантиях неприкосновенности лиц, имущества, права самостоятельно распоряжаться производством в


рамках общих законов и пр. разрешается достаточно удовлетворительно на основании общих принципов, принятых у нас для концессий.

5 июля предстоит общее собрание акционеров компании, и если я к этому времени смогу на выше поставленные условия дать хотя бы в принципе удовлетворительный ответ*, то все дело получит движение, и будут присланы делегаты в Москву для более детальных.переговоров.

По мнению Уркарта, при содействии Правительства уже через год по заключении соглашения можно будет 'пустить заводы полным довоенным ходом.

[Красин]

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: