Нота Официального Представителя РСФСР в Великобритании Министру Иностранных Дел Великобритании Керзону

5 июля 1921 г. M ЛК 410

Г-н Красин свидетельствует свое уважение лорду Керзону оф Кедлстоп и имеет честь вновь вернуться к акту британских военных властей в Константинополе*.

* См. док. № 142.


Он хотел бы обратить внимание лорда Керзона на тот факт, что значительная сумма денег, автомашина и другое имущество, принадлежащее Российской делегации, было насильно захвачено и иа него был наложен арест при налете на помещения Делегации.

Г-н Красин напоминает лорду Керзону, что согласно статье IX Торгового соглашения, «Британское Правительство заявляет, что оно не явится инициатором каких-либо шагов, имеющих целью арест, либо завладение золотом, деньгами, ценными бумагами или товарами, которые не могут быть опознаны как составляющие собственность Британского Правительства и которые были бы вывезены из России в уплату за ввоз товаров либо в обеспечение таковой уплаты...» *

Большая часть денег и имущества, захваченных в Константинополе, явно подпадает под эту категорию, и г-н Красин был бы поэтому счастлив получить заверение в том, что Британское Правительство уже предпринимает шаги, направленные на исправление акта, явившегося, по-видимому, следствием опрометчивости некоторых подчиненных должностных лнц.

[Красин]

Печат. по арх.

148. Нота Правительства РСФСР Правительствам Великобритании, Франции, Италии, Соединенных Штатов Америки, Германии, Австрии, Испании, Швеции, Норвегии, Дании, Голландии, Бельгии, Португалии, Швейцарии, Румынии, Югославии, Болгарии, Бразилии, Аргентины и Мексики

Передано по радио 10 июля 1921 г. M 467

Авторитетными органами печати различных стран опубликовано сообщение, согласно которому группировка ряда держав, именующая себя Лигой наций, будто бы учредила специальную комиссию с целью оказания материальной помощи русским эмигрантам. По этому поводу всем заинтересованным Правительствам предложено принять решение относительно использования фондов Российского Правительства за границей. Правительства, образующие группировку, именующую себя Лигой наций, намерены без разрешения Российского Правительства употребить суммы, принадлежащие последнему, для оказания помощи его врагам.

Российское Правительство, которому в действительности принадлежат означенные суммы, решительно протестует про-

* См. т, Ш, док. № 344.


тив акта произвола и насилия различных Правительств, которые без его ведома и согласия овладели принадлежащими ему денежными фондами. Трудящееся население России, воля которого выражается его Советским Правительством, обладает исключительным правом распоряжения принадлежащими ему фондами. Поэтому Российское Правительство заявляет, что оно не признает законным какое бы то ни было использование его фондов за границей без твердого согласия и официально выраженной на то его волн. Еще более недопустимым Российское Правительство считает употребление этих сумм во враждебных ему целях.

Опыт последних лет доказал, что организации современных русских эмигрантов за границей представляют собою сплошь контрреволюционные группировки, расходующие средства, находящиеся в их распоряжении, для провоцирования нападений на территории Советских Республик. Всякая помощь, оказываемая русским эмигрантам прн посредстве их организаций, неизбежно приобретает характер помощи действиям, направленным против этих Республик. Только распределяемая через посредство полномочных органов Республики за границей эта помощь может быть оказываема без риска превращения ее в оружие, направленное против Советских Республик. Поэтому Российское Правительство официально протестует не только против использования его фондов без его ведома, но также и против применения последних державами, образующими группировку, именующую себя Лигой наций, что является враждебным актом по отношению к Российской Республике.

Народный Комиссар по Иностранным Делам РСФСР

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» Л? 150(1293), 12 июля 1921 е.

149. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Заместителю Министра Иностранных Дел Польши Домбскому

10 июля 1921 г. M 465

В ответ на Башу телеграмму № 93 от 8 июля37 мы должны заявить, что невыполнение Мирного договора* происходит со стороны Польского Правительства, которое, несмотря на наши повторные призывы, не пожелало еще завязать дипломатических сношений с Россией. За исключением вопросов о репатриации, которые ввиду их специального характера стоят особо, равно как и некоторые вопросы границ, все

* См, т. III, док. № 350,


остальные дела, касающиеся обеих стран, могут быть затронуты лишь при предварительном условии возобновления дипломатических сношений.

Вопросы технического порядка, относящиеся к установлению в Москве и Варшаве различных смешанных комиссий, предусмотренных договором, могут быть благоприятно разрешены лишь на основе правильных дипломатических сношений. Равным образом переговоры, касающиеся правил оптации, упомянутых в Вашей телеграмме от того же дня, могут быть открыты лишь, когда миссии обеих стран будут находиться на своем посту. Лишь путем правильных дипломатических представительств все вопросы, затрагивающие обе стороны, могут быть обсуждаемы с должным успехом, так как они образуют одно связное целое, делающее невозможным полное разделение между ними или рассмотрение какого-нибудь одного из них без того, чтобы положение других не влияло на его разрешение.

Российское Правительство находит с тем большим основанием неподобающим приступать к вопросу о реэвакуации в тот момент, когда Польское Правительство, которое до сих пор в нарушение Мирного договора ие приняло нашего дипломатического представителя, вело в отсутствие всякого политического представителя с нашей стороны крупные, враждебные Советским Республикам действия, поддерживая целую систему заговоров против безопасности нашей Республики. Как только нормальное положение восстановится и дипломатические миссии обеих стран откроют правильную деятельность, следующим шагом будет выполнение последовательно осуществляемых статей договора, из коих одной из главных является реэвакуация.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. «о арх. Опубл. в сборн. «Советская Россия и Польша», М., 1921, стр. 74—75.

150. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Председателю Торговой делегации РСФСР в Чехословакии П. Н. Мостовенко

// июля 1921 г.

Завязать сношения с Болгарией безусловно желательно, но делегации должны иметь официальное качество. Раз Болгария заботится о пленных, можно предложить обоюдную отправку представительств по делам военнопленных, но они должны иметь полное официальное качество с иммунитетом и правом шифровок, курьеров, телеграмм, радио. Нас инте-


ресует действительное официальное возобновление сношений, хотя бы оно называлось представительством по делам военнопленных *.

Чичерин

Печат. по арх.

151. Нота Полномочного Представительства РСФСР в Финляндии Министерству Иностранных Дел Финляндии

13 июля 1921 г. № 1467

По поручению своего Правительства Полномочное Представительство имеет честь сообщить Министерству Иностранных Дел следующее:

От Русской делегации Русско-Финской пограничной комиссии поступило сообщение, которое чрезвычайно удивило Советское Правительство. Сообщается, что Финская делегация в соответствии со своими решениями осуществила на севере границы целый ряд действий, приведших к тому, что из областей, самовольно захваченных финскими властями, были вытеснены и подвергнуты насилию мирные жители.

Советское Правительство протестует самым энергичным образом против подобных действий и одновременно констатирует, что Финская делегация ссылалась на то, что согласно протоколу № 1 заседания Пограничной комиссии, состоявшегося в Петрограде 5 апреля, работу необходимо было начать 20 июня, причем в протоколе указывалось, что «Комиссия немедленно приступит к работе, независимо от числа прибывших членов. Выполненная работа является обязательной также для отсутствующих членов Комиссии. Обе делегации начинают работы от бухты Вайда, используя сообща технические средства».

Из этой цитаты ясно видно, — и другое толкование невозможно, ^- что здесь речь идет о числе членов, прибывающих от каждой из обеих сторон и что при полном отсутствии членов одной стороны не может быть и речи о заседании Русско-Финской комиссии. Это толкование также вполне ясно подтверждается вышеприведенной цитатой об общих технических средствах обеих делегаций.

Необходимо отметить, что, несмотря на все эти вполне очевидные флкты, Правительство Финляндии было извещено официальным путем через Полномочное Представительство о невозможности прибытия Русской делегации в условленное место и к установленному сроку.

Ввиду вышеизложенного Советское Правительство просит Правительство Финляндии предложить Финской делегации

* См. док № 130.


Русско-Финской пограничной комиссии созвать немедленно пленарное заседание для достижения соглашения с Русской делегацией о всех работах, произведенных уже финской делегацией.

Русская делегация получила указание воздержаться от всякой работы и деятельности совместно с финской частью Делегации до достижения подобной договоренности. Советское Правительство считает недействительными акты и захваты, которые Финская делегация предприняла или предполагает предпринять без согласования с решениями русской стороны. Последняя оставляет за собою право принять все меры к восстановлению нарушенного порядка.

Советское Правительство ждет извещения о соответственно принятых мерах.

Печат. по арх.

152. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Председателю Союза греков — выходцев из России Мелиссаратосу в Афины

18 июля 1921 г. M 830

Российское Правительство будет счастливо послать делегацию в Грецию и принять греческую делегацию в России, с тем чтобы осуществить взаимную репатриацию русских и греческих граждан, и оно готово возобновить торговые отношения с Грецией и обменяться торговыми делегациями.

Чичерин

Печат. по арх.

Настоящая телеграмма явилась ответом на телеграмму Мелиссаратоса Г. В. Чичерину от 11 июля 1921 г., в которой, в частности, говорилось: Союз греков-выходцев из России «приложит все свои усилия для полного установления прочного мира и согласия между обпими народами; Союз надеется, что его желания совпадают с Вашими и что, следовательно, Вы поддержите его усилия, начало которым будет положено возобновлением торговых отношений и Вашим разрешением на репатриацию греков из России в Грецию и русских из Греции; Союз надеется с признательностью получить Ваш благоприятный ответ».

153. Письмо Представителя РСФСР в Германии Министру Иностранных Дел Германии Розену

/5 июля 1921 г.

Имею честь препроводить Вам при сем в оригинале и в виде копии и фотографических снимков с приложением дословного немецкого перевода два документа, исходящие из канцелярии присутствовавшего здесь, в Берлине, представителя атамана Семенова. Из этих документов несомненным об-


разом явствует, что некий полковник Фрейберг с помощью капитана, именующегося Апаровичем, устроил на территории Германии представительство действующих иа Дальнем Востоке против Российской Советской Республики мятежнических орд ген. Семенова и производит здесь вербовку для поддержки этих войск.

Препровождая Вам, г. Министр, упомянутые документы, позволяю себе обратить Ваше внимание, что уже самое существование этого так называемого представительства на территории Германии нарушает содержащийся в статье 1 соглашения от 6 мая 1921 г.* основной принцип. Терпимость германских властей по отношению к вербовочной деятельности полковника Фрейберга не совместима с дружественными отношениями между Германией и РСФСР. Кроме того, эта деятельность является преступлением, согласно общему германскому законодательству.

Имею честь просить Вас, г. Министр, от имени моего Правительства немедленно же закрыть устроенное полковником Фрейбергом представительство и фактически воспрепятствовать его вербовочной деятельности, равно как и привлечь его и капитана Апаровича к законной ответственности.

Пользуюсь этим случаем, чтобы еще раз засвидетельствовать, г. Министр, совершенное к Вам уважение.

В. Копп

Приложение 1. «Представитель атамана Семенова в Германии, 8 июля 1921 г. № 278. Берлин — Шарлоттенбург, Гервинусштрассе, 19, тел. Щтайнплатц 73—68. Его превосходительству генерал-майору Лохвицкому. Ваше превосходительство, в ответ на Ваше заявление сообщаю «нижеследующее: письменное заявление Вашего превосходительства отправлено мною при докладе атаману, причем смею высказать уверенность, что с развитием операций иа Дальнем Востоке и установлением твердого образа правления части, находящиеся под Вашим командованием, безусловно будут необходимы для дальнейшей борьбы против большевиков. Конечно, потребуется известное время, необходимое для того, чтобы доклад этот дошел до господина атамана, — приблизительно около 2'/г месяцев. По телеграфу же подобные вещи невозможно передавать ввиду контроля Антанты, которой не следует знать о Ваших предложениях. Во всяком случае, ответа можно ждать вполне благоприятного. О последующем ответе уведомлю Вас немедленно». Подлинный подписали: полковник Фрейберг и адъютант капитан Апарович.

Приложение 2. «Представитель атамана Семенова в Германии, 1 июля 1921 г. № 264. Берлин — Шарлоттенбург, Гервинусштрассе, 19. Предстлпптеллм генерал-лейтенанта атамана Семенова. Удостоверение.

Настоящим удостоверяется, что предъявитель сего есть действительно подпоручик Сергей Викторович Ганц, отправляющийся на Дальний Восток для поступления в войска верховного представителя и главнокомандующего»семи вооруженными силами российской восточной окраины гспоршг-лептгианта атамана Семенова. Личность и собственноручная подпись предъявителя подписями и приложением казенной печати удостоверяется. Всех представителей генерал-лейтенанта атамана Семенова

* См. док. № 72.


прошу оказывать необходимое содействие вышеуказанному офицеру для скорейшего следования к месту расположения штаба войск. Подпоручик Ганц. Полковник Фрейберг. Адъютант капитан Апарович».

Печаг. по арх. Опубл. в газ. «Известиях M 162(1305), 26 июля 1921 г.

В ответном письме от 21 июля 1921 г. заведующий IV отделом МИД Германии Веренд сообщил следующее:

«В ответ на письмо от 18 июля, адресованное господину Рейхсми-нистру, имеем честь сообщить Представительству Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в Германии, что представительство атамана Семенова здесь не признано. Кроме того, приняты меры к тому, чтобы установить, не совершают ли лица, называющие себя представителями атамана, действия, нарушающие германский уголовный кодекс».

154. Нота Правительства РСФСР Правительствам Великобритании, Франции, Италии, США, Китая и Японии*

19 июля 1921 г. M 988

Через посредство органов иностранной печати Российскому Правительству стало известно, что в Вашингтоне в ближайшем времени созывается конференция тихоокеанских прибрежных держав или держав, имеющих там свои интересы38. Российское Правительство, являющееся Правительством прибрежной тихоокеанской державы, ие может скрыть своего крайнего изумления, узнав о существовании намерения созвать подобного рода конференцию без его участия. Хотя Российская Республика и Дальневосточная Демократическая Республика владеют территориями на берегах Тихого океана, державы, принявшие решение собраться в Вашингтоне, не сочли нужным пригласить иа эту конференцию Республики Российскую и Дальневосточную. Это само по себе крайне серьезное обстоятельство отягчается еще тем фактом, что во время обмена мнениями по этому вопросу, о чем были сделаны сообщения прессе, право России участвовать в конференции, имеющей предметом вопросы, связанные с Тихим океаном, было признано полностью, но названные державы заявляют, что они сами примут во внимание интересы России и без ее представительства и оставляют за собой право пригласить впоследствии новое Российское Правительство, которое сменит нынешнее, подчиниться решениям и соглашениям, которые ими будут приняты.

Российское Правительство ии в коем случае Не может согласиться на то, чтобы другие державы присваивали себе право говорить за него, тем более, что остракизм, которому

* Передана по радио на имя министров иностранных дел: Великобритании — Керзона, Франции — Бриана, Италии —Торретта, Китая.—-Ина, Японии — \тида и государственного секретаря США— Юза.


оно подвергнуто, имеет в виду только Рабоче-Крестьяиское Правительство и что всякое контрреволюционное правительство, которое сменило бы его, этому остракизму не подвергалось бы. Такая позиция, занятая вышеупомянутыми державами, не может быть истолкована иначе, как явно благожелательная российской контрреволюции и как новое проявление интервенционистской системы.

Российское Правительство открыто протестует против исключения его из конференции, которая непосредственно его касается, равно как и против всякого намерения какой бы то ни, было державы принимать решения, касающиеся Тихого океана, без ведома России.

Российское Правительство торжественно заявляет, что оно не признает никакого решения, принятого упомянутой конференцией, поскольку это совещание состоится без его участия. Каковы бы ни были решения этой конференции, Российское Правительство, не приняв в ней участия, сохраняет, следовательно, полную свободу действий во всех вопросах, которые будут па ней рассматриваться, и оно будет осуществлять эту свободу действий при всех обстоятельствах и»семи средствами, которые оно сочтет удобными. Оно сумеет, таким образом, расстроить все планы, осуществление которых будет подготовлено этой конференцией и которые оказались бы враждебными по отношению к нему или не соответствовали бы его точке зрения. Оно считает, что имеет основания утверждать, что на самом деле решения этой конференции останутся недействительными и лишенными значения ввиду отсутствия и неучастия одной из главнейших заинтересованных сторон.

В то же время Российское Правительство считает себя вынужденным заявить, что оно признает враждебным актом, направленным против него и против русских рабочих и крестьян, волю которых оно представляет, преимущество, которое может быть оказано упомянутыми выше Правительствами какому-либо контрреволюционному правительству, ставшему на его место. Равным образом, до сведения Российского Правительства дошло, что один более общий вопрос, а имении моирос о разоружении или, по меньшей мере, о морском ра шружепии, будет обсуждаться на предстоящей конференции,

Российские Правительство может лишь с радостью при-иегетиииа п. всякое разоружение или сокращение военных ипечодон, под которыми изнемогают трудящиеся всех стран. Однако оно считает необходимым предварительно выяснить га-pUNiHN, которые могут быть предоставлены в том, что это разоружение будет действительно осуществлено, принимая во внимание, что возможность этих гарантий в настоящее время представляется ему довольно сомнительной. Тем не менее


самая мысль о разоружении не может представляться ему иначе, как заслуживающая поощрения. Это разоружение, по его мнению, явится одним из результатов, к которым должно будет привести распространение тех социальных перемен, какие имели место в России. Однако отсутствие Российского Правительства при международном обсуждении этого предмета будет иметь лишь тот результат, что побудит Россию игнорировать принятые на нем решения, к которым Российское Правительство, не будучи представлено, осталось бы непричастным.

Политика, направленная к оставлению России вне коллективных решений различных держав по касающимся ее вопросам, не только не благоприятствует улажению конфликтов, переживаемых миром в настоящее время, но лишь может обострить и усилить их новыми осложнениями.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат по арх Опубл. в газ. «Известия» M 158(130]), 21 июля 1921 г.

155. Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Послу Персии в РСФСР Мошавер-оль-Мемалеку

19 июля 1921 г. № 11/4127

Господин Посол,

В принципе каких-либо препятствий для репатриации персидских граждан, оставшихся в России, не чинится. Их перевозка до границы относится к ведению Центрального Комитета по эвакуации, который занимается этим делом и по мере возможности будет заниматься им в дальнейшем. Персидскому Посольству предоставляется полная возможность сноситься с этим Центральным Комитетом по эвакуации, предоставлять ему, равно как и получать от него любую информацию, которая будет признана необходимой. Любые полезные указания, которые Персидское Посольство считает уместным представить, будут приняты к сведению м рассмотрены самым благожелательным образом русскими властями.

В связи с этим мы просим Вас, господин Посол, сообщить Центральному Комитету по эвакуации все те сведения, которые могут облегчить ему выполнение его задачи, осложненной теми транспортными трудностями, которые Республика в настоящее время испытывает.

Примите, господин Посол, искреннее уверение в моем весьма высоком уважении.

[Чичерин]

Печат, по арх.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: