Нота Правительства РСФСР Правительству Греции

Передано по радио 2 июля 1921 г. № 109

Российское Правительство было крайне удивлено, узнав из дошедших до него с разных сторон сведений, что многие газеты опубликовали сообщение, будто Греция объявила войну России. Не получая никакого заявления подобного рода от Греческого Правительства и считая совершенно ненормальным, чтобы Греческое Правительство, доверяя ложным п противоречащим истине сообщениям, приводимым в качестве мнимого мотива этими газетами, пожелало вызвать новое кровопролитие и заставить граждан Греции и России вступить в борьбу, Российское Правительство, которое, со своей стороны, ничего так сильно не желало, как сохранения и развития мирных отношений с другими народами, решило обратиться непосредственно к Греческому Правительству, чтобы и связи с вышеупомянутыми сообщениями печати выяснить истинное положение дел.

Российское Правительство надеется, что Греческое Правительство рассеет ошибочные сведения, распространяемые на этот счет органами печати, очевидно, плохо осведомленными.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх Опубл в газ. «Известия'» Л? 144(1287), S июля 1921 г.

В связи с этой нотой министр иностранных дел Греции Бальтацци направил на имя Г. В. Чичерина ноту от 6 июля 1921 г., в которой, в частности, говорилось:

«В ответ па Вашу телеграмму имею честь довести до Вашего сведения, что королевское Греческое Правительство вовсе не объявляло войны России и что я спешу сейчас же опубликовать формальное опровержение этого известия, лишенного всяких оснований. Королевское Правительство воодушевлена теми же чувствами, как и Русское Правительство во всем, что Kaciicic» мирных отношении между всеми народами»,

1IÏ5. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Представителю РСФСР в Германии 33 В. Л. Коппу

2 июля 1921 г. ЛС° 35

Учитывая широко распространенные клеветнические сообщения, Вам настоящим вновь подтверждается инструкция воздерживаться от какого бы то ни было соприкосновения с немецкой внутренней политикой. Пользуюсь этим случаем,


чтобы указать на то, что всем представителям Советского правительства за границей запрещено какое-либо вмешательство во внутренние дела государств их пребывания.

Народный Комиссар Иностранных Дел

Чичерин

Печат. по арх.

136. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Официальному Представителю РСФСР в Великобритании Л. Б. Красину

2 июля 1921 г. № 90

Распространяемые Рейтером слухи о якобы раскрытом в Константинополе заговоре, в котором замешаны агенты Советской власти или торговой делегации, представляют собой чистейший вымысел и лишены каких бы то нн было оснований. Никаких агентов Советской власти в Константинополе не имеется, а представительство Центросоюза ни в какие политические дела не вмешивается.

Слухи эти, как и прежние о якобы посылаемых нами войсковых отрядах на помощь кемалистам, вымышлены и распространяются Англией с целью подготовить общественное мнение к каким-либо новым политическим или военным махинациям. Бы уполномочены все эти слухи опровергнуть самым категорическим образом'.

Замнарком Литвинов

Печат. по арх.

137. Телеграмма Официальному Представителю РСФСР в Великобритании Л. Б. Красину *

3 июля 1921 г.

Поясняем по пунктам Вашего письма от 20. VI **: 1) Согласны дать в концессию все четыре предприятия (Кыштым, Экибастуз, Риддер, Таналык); точнейшее установление границ последует. 2) Желдороги подъездные в концессию допускаем; на магистрали известную форму обеспечения интересов концессионера примем. 3) О сроке торгуйтесь; добивайтесь досрочного выкупа. 4) Советских денег известную сумму

* Проект телеграммы составлен В. И. Лениным и с некоторыми дополнениями утвержден Политбюро ЦК РКП(б) 2 июля 1921 г.

Телеграмма передана адресату через НК.ИД за подписью Г, В, Чичерина.

** См. док. № 126,


дадим; торгуйтесь. 5) О долевом отчислении торгуйтесь; процент отчисления нельзя назвать случайно. Нефть не указ. 6) [На] гарантии неприкосновенности согласны. Не дадим концессии, если не согласятся давать иам 50—100°/о привозимого ими для себя продовольствия и оборудования, с гарантированной оплатой.

Чичерин

Печат. по арх. Проект телеграммы опубл. в Ленинском сборнике XXXVI, стр. 26L

138. Нота Правительства РСФСР Правительству Польши*

4 июля 1921 г.

Еще И апреля** Российское Правительство увидело себя вынужденным обратить внимание Польского Правительства на постоянные нарушения Рижского договора*** польскими властями, оказывавшими всяческое содействие враждебным Советскому Правительству бандам, производившим налеты на территорию Советских Республик. 3 мая**** Российское Правительство, к величайшему своему сожалению, принуждено было заявить Польскому Правительству, что заключавшиеся в его ответном радио от 19 апреля объяснения не могли быть признаны удовлетворительными. Российское Правительство перечислило при этом разнообразные факты оказания помощи польскими властями организациям Савинкова, Ба-лаховича н Перемыкина, ставящим себе целью нападение на Советские Республики и низвержение в иих существующих правительств. Б своей ответной радиотелеграмме 23 мая Польское Правительство решительно отвергало инкриминируемые ему факты.

С горестным изумлением Российское Правительство некоторое время спустя узнало, что в том, что касается нарушения Польским Правительством договорных обязательств по отношению к России, действительность оставляет далеко по-зпдн то, что было констатировано им в его предыдущих заявлениях. По статье 5-й Рижского договора обе договаривающиеся стороны обязуются воздерживаться от всякого вмеша-TCJibcTLiu no внутренние дела другой стороны, от агитации, промлпшды м всякого рода интервенций либо их поддержки; uiiii обязуются не создавать и не поддерживать организаций, имеющих целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной, либо покушающихся на ее территориальную целостность, либо подготовляющих ниспровержение ее госу-

* Передана по радио на имя министра иностранных дел Польши Скпрмунтя.

*• См. док. № 45. •** См. т. Ill, док. № 350. **** См. док. № 69.


дарственного или общественного строя путем насилия, равно как организаций, приписывающих себе роль правительства другой стороны или части ее территории. Обе стороны обязуются не разрешать пребывания на своей территории таких организаций, их официальных представителей и иных органов, запретить вербовку, равно как ввоз на свою территорию и провоз через свою территорию вооруженных сил, оружия, боевых припасов, амуниции и всякого рода военных материалов, предназначенных для этих организаций.

Российское Правительство констатирует, что все эти постановления Польским Правительством нарушены от начала до конца. Мало того, польские власти сами активно участвовали в действиях, противодействовать которым Польское Правительство обязалось по этой статье. Главной из враждебных Российскому Правительству организаций, имеющих не только пребывание в Варшаве, но и пользующихся полным покровительством самых высших органов Польского Правительства, является так называемый «русский политический комитет», возглавляемый Савинковым, автором известного изречения, что он готов идти с кем угодно, лишь бы бороться против Советского Правительства. Иногда «русский политический комитет» действовал через создаваемые им другие центральные органы, враждебные Советской России; одно время им был создан «русский эвакуационный комитета, занимавшийся в действительности организацией на польской территории враждебных Советской России сил, вслед за тем он создал «ликвидационную комиссию по делам эвакуационного комитета», которая, однако, ничего не ликвидировала из его деятельности. За последние месяцы «русский политический комитет» выступает совершенно открыто и официально. С его официальными удостоверениями руководители направленных против Российского Правительства заговоров и восстаний переходят польскую границу, причем на основании его удостоверений высшие власти польского государства выдают тем же агентам официальные польские удостоверения, необходимые для их работы на польской территории и для перехода границы.

«Русский политический комитет», этот крупнейший центр враждебной Российскому Правительству деятельности за границей, находится в таком тесном контакте с Польским Правительством, что его заявления и официальные документы имеют для Польского Правительства вполне официальное значение. Этот именно «русский политический комитет» есть действительный инициатор и руководитель подготовленного на польской территории грандиозного заговора, имеющего целью государственный переворот в России, раскрытый в настоящее время усилиями Советской власти. На польской территории и при полном содействии Польского Правительства «русский политический комитет» подготовлял одновременно и


восстания как в городах, так и в деревнях Советской России и разрушение ее транспорта, порчу ее заводов, поджоги и т. п. и нападение извне с польской территории, где для этой цели подготовлялись и вооружались необходимые силы. Для этой последней цели были использованы бывшие армии Савинкова, Балаховича и Перемыкина, сначала интернированные, а потом по соглашению между «русским политическим комитетом» и Польским Правительством выпущенные иа свободу. Для этой же цели при активной поддержке польских властей производилась вербовка среди российских граждан с целью пополнения отрядов, подготовляемых для нападения на Советскую Республику.

«Русский политический комитет» для проведения этой программы создал так называемый «народный союз защиты родины и свободы», который и был организацией, непосредственно работавшей над осуществлением обширного плана заговора, охватывавшего и столицу Советской России, и ее провинциальные города, и железные дороги, и сельское население. Агенты «народного союза защиты родины и свободы» стояли во главе бандитских выступлений в западных областях. Во время иыне уже законченной ликвидации бандитизма в этом районе выяснилось, что все нити этого движения почти постоянно вели к «народному союзу защиты родины и свободы», т. е. к организации, действовавшей в Варшаве при прямом содействии Польского Правительства. Такая же связь констатирована и между этим союзом и раскрытым в Петрограде заговором, явившимся другой составной частью того же плана, ликвидированного Советской властью. Главнейшая роль при проведении этого плана должна была принадлежать сформированным на польской территории частям, которые должны были напасть па Советскую Республику одновременно с организованным внутри неё восстанием. Под видом организации для общественных работ армии Савинкова, Балаховича и Перемыкипа должны были быть переброшены к rpaniuu' и in них должны были быть образованы партизанский ударный ел ряды. Для содействия проведению этого плапп ппепектром интернированной армии был назначен личный адькмапг военного министра Польской Республики Гепг|>.'1Л1,1н>п) штаба полковник граф Соллогуб де Войно. И распоряжении Российского Правительства имеются письма гак па (ыкаемого генерала Булак-Балаховича к исполняющему обязанности начальника рабочих дружин капитану Попер шку, из которых видно, что план заговорщиков в отношении интернированных ранее армий постепенно приводился и исполнение.

Одновременно глава «русского политического комитета» Савинков заключил соглашение с контрреволюционными так называемыми правительствами Украины, Дона, Кубани и с


руководящими группами контрреволюционных элементов казачества Терека, Астрахани и Оренбурга. По соглашению между «русским политическим комитетом» и Польским Правительством на находящиеся в Польше отряды контрреволюционных казаков была возложена пограничная служба, о чем имеется упоминание в письме Савинкова к графу Соллогубу де Войно. Представителем этих казачьих частей Польское Правительство признало полковника Гнилорыбова, которого «русский политический комитет» назначил начальником казачьих частей.

При той интенсивной работе по подготовке и проведению заговора в России, которую вел «русский политический комитет», одиа из главных ролей принадлежала польскому Генеральному штабу. Он не только разрешил организацию в Польше партизанских отрядов, но и оказывал им содействие, снабжая эти отряды оружием и перевозя их по польским железным дорогам за счет польского воеииого министерства. Он активно содействовал вербовке в лагерях военнопленных и среди интернированных организаторов антисоветских групп и отправке их в Россию. Он содействовал реорганизации и приведению в боевую готовность остатков иитернироваииых ранее антисоветских армий. Он снабжал агентов «русского политического комитета» и его курьеров бесплатными проездными документами и выдавал разрешения на провоз по железным дорогам антисоветской литературы. Почти все агенты «русского политического комитета» состоят в то же время агентами польского Генерального штаба. Чины подведомственных польскому Генеральному штабу учреждений проводили через границу направляемых в Россию агентов «русского политического комитета». На квартирах чинов подведомственных польскому Генеральному штабу учреждений устраивались склады антисоветской литературы.

Мало того, польский Генеральный штаб содействовал посылке в Россию яда с целью массового отравления красноармейских частей в момент восстания. Так, например, II отделом польского Генерального штаба за подписью майора Генерального штаба Бека был выдан агентам Савинкова документ на провоз в Советскую Россию якобы для исследовательских целей 2 кг. яда, целью чего в действительности было массовое отравление красноармейцев.

Все этн действия высших учреждений Польского Правительства были возможны только благодаря тому, что «русский политический комитет» до сих пор пользуется покровительством самых высших инстанций Польской Республики. Вследствие этого Польское Правительство истратило из средств польской казны 350 миллионов марок на поддержку «русского политического комитета» и его заговорщической деятель ноет н.

20ß


Под маской мира Польское Правительство вело против Советских Республик действия, равносильные некоторым формам ведения войны.

Правительство рабочих и крестьян России стоит, однако, достаточно прочно и достаточно верно представляет волю широких трудящихся масс России, чтобы какие-либо заговоры остатков эксплуататорских классов, поддерживаемых внешними врагами, могли пошатнуть его положение. Рабоче-Кре-стьянская Советская Россия показала, что умеет защищаться против целого мира вооруженных врагов и не боится никаких нападений, но она желает мира, и она стремится к налаживанию дружественных отношений со всеми другими народами. Она надеялась, что, принеся значительные жертвы при заключении мира с Польской Республикой, она обеспечила с последней прочные мирные отношения.

Российское Правительство неуклонно стремится к налаживанию и упрочению основанных на Рижском договоре мирных отношений с Польшей, отвечающих, по его глубокому убеждению, интересам и глубочайшим стремлениям обоих народов. Российское Правительство тщательно выполняло и выполняет все постановления 5-й статьи, как и остальных статей Рижского договора. Не на нем лежит вина, если Польское Правительство продолжает свои враждебные действия против него. До сих пор Польское Правительство не дало разрешения на въезд в Варшаву Российскому посольству, устраняя, таким образом, возможность налаживания мнра и дружбы путем регулярных дипломатических сношений. Польское Правительство поддерживает в Белоруссии так называемый «военно-политический центр», а также «белорусский комитет» в Варшаве. Оно поддерживает петлюровцев и других противников украинской советской власти, Тютюника и т. д. В лице «русского политического комитета» оно поддерживает наиболее активного из врагов Российского Правительства.

В ответных нотах Польского Правительства было выдвинуто два обвинения против Российского Правительства. Одно из них касается деятельности некоего Ивлева, якобы возбуждавшего смугу в присоединенной к Польше части Белоруссии. Российское: Правительство уже указало в своей ноте от 28 м;1я м, что с самого момента заключения мира оно не находится с этим Ивлсвым ни в каких сношениях. Другое обвинение Польского Правительства касалось враждебной Польскому Правительству литературы, якобы насильно врученной возвращавшимся в Польшу беженцам. Произведенное расследование показало, что ни одна из советских правительственных организаций таких действий не совершила. Надо думать, что сообщенное в польской ноте обвинение было лишь оправданием, выставленным беженцами для объяснения наличности


у них польской коммунистической литературы. Российское Правительство с полной лояльностью и добросовестностью исполняет Рижский договор. В ответ на это польская территория превращается в плацдарм для нападения на Советскую Россию и для подготовки заговора против ее безопасности. Российское Правительство ожидает от Польского Правительства сообщения того, что им предпринято, чтобы раз и навсегда положить конец этим недопустимым фактам.

Российское Правительство требует немедленного изгнания с польской территории обоих братьев Савинковых, Филосо-фова, Мягкова, Одинца, Дикгофа-Деренталя и других членов «русского политического комитета», равно как и их агентов; затем — Булак-Балаховича с его братом, Перемыкина, Эль-венгрена, Васильева и других членов «народного союза защиты родины и свободы» вместе с их агентами; далее — Пет-люры, Тютюника, Мордалевича, Орлика, Струка и других украинских контрреволюционных главарей вместе с их агентами; Злотского и других главарей белорусских контрреволюционных организаций; затем — полковника Гнилорыбова и других лиц, стоящих во главе казачьих контрреволюционных групп, и их агентов. Российское Правительство требует немедленного образования в Варшаве смешанной русско-польской комиссии с участием представителей Украинской и Белорусской Советских республик для окончательного установления списка лиц, подлежащих высылке, сверх поименно перечисленных выше. Российское Правительство требует официального расформирования всех армий и отрядов, созданных для враждебных Советским республикам целей, и иитериирования их сторонников в концентрационные лагери. Оно, кроме того, требует принятия безусловно действенных мер для прекращения всякого контакта ме*кду ними и отдельными контрреволюционными группами и для лишения последних всякой возможности оказывать на них какое-либо влияние. Российское Правительство требует, чтобы вышеупомянутой смешанной комиссии было равным образом поручено наблюдение за осуществлением этих мероприятий, так же как и всех мер, имеющих целью устранение всякой опасности, могущей угрожать Советским республикам со стороны бывших контрреволюционных группировок, оставшихся на польской территории. Наконец, оно требует, под контролем и руководством той же смешанной комиссии, наказания должностных лиц и других польских граждан, виновных в совершении вышеупомянутых действий.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» M 145(1288), 6 июля 1921 г.


139. Нота Официального Представителя РСФСР в Великобритании Министру Иностранных Дел Великобритании Керзону

4 июля 1921 г. M ЛК/380

Г-н Красин свидетельствует свое уважение лорду Керзону оф Кедлстон и имеет честь снова вернуться к вопросу о репатриации русских гражданских и военных беженцев, находящихся в настоящее время в различных концентрационных лагерях в Египте, Турции и других странах *.

Г-н Красин получил указания от своего Правительства сообщить Британскому Министерству Иностранных Дел, что Советское Правительство готово в принципе урегулировать проблему репатриации вышеупомянутых беженцев при условии, что Британское Правительство, равно как и другие заинтересованные правительства, будет согласно и даст гарантии иа выполнение некоторых главных условий, без чего этот вопрос ие может быть благоприятным образом рассмотрен.

Г-н Красин получил указание сообщить, что Советское Правительство не может найти нужным дать разрешение на.безусловное возвращение в Россию всех русских граждан, находящихся в концентрационных лагерях за границей, имея в виду, что некоторые державы Антанты еще не отказались полностью от попыток вооруженного вмешательства во внутренние дела России и что, кроме того, среди самих беженцев, несомненно, имеется много таких, которые все еще таят злонамеренные умыслы против государственного и общественного порядка России.

Ввиду этого Российское Советское Правительство вынуждено настаивать, в качестве предварительного и необходимого условия репатриации, на допущении в каждую страну, где задерживаются русские граждане, специальных комиссий Российского Правительства, которым должны быть предоставлены требуемые привилегии, иммунитет и другие благоприятные условии, необходимые для успешного осуществления их деятельности, п в частности, чтобы специальные комиссии получили разрешение посещать каждый из лагерей, откуда должна производиться репатриация, для того чтобы произнести регистрацию всех тех, кто пожелает репатриироваться, и чтобы собрать необходимую информацию о них.

Г-н Красин также получил указание заявить, что предложение, согласно которому работа по репатриации якобы

* См. док. № НО, 116, 124.


может быть с успехом осуществлена Российской Торговой делегацией в Константинополе, является абсолютно неосуществимым. Эта делегация имеет исключительно торговые функции, от которых ее невозможно отвлекать, ие нанося тем самым серьезного ущерба российским интересам; к тому же она ие имеет в своем распоряжении людей, обладающих необходимой квалификацией и опытом для осуществления такой ответственной и важной работы.

Г-н Красин хотел бы указать также на технические трудности, с которыми столкнулось Советское Правительство в связи с репатриацией такого большого количества беженцев. Весь черноморский флот, как военный, так и торговый, был насильно уведен из Черного моря и в настоящее время удерживается в Бизерте и других портах, находясь вне контроля со стороны Российского Правительства. Российское Правительство не обладает какими-лкбо другими кораблями и поэтому не имеет возможности предпринять перевозку этих лиц, подлежащих репатриации, н не может взять на себя снабжение их продовольствием во время перевозки и в портах назначения, а также обеспечить их одеждой и обувью.

Г-ну Красину поручено подтвердить, что если Министерство Иностранных Дел Великобритании согласится с вышеупомянутыми предварительными условиями, Советское Правительство готово будет приступить к дальнейшим переговорам относительно персонала комиссии, о которой упоминалось выше, и относительно всех других проблем, которые могут возникнуть в связи с вопросом о репатриации.

[Красин]

Печат. по арх.

140. Телеграмма Председателя Российской Торговой делегации в Швеции Министру Иностранных Дел Швеции Врангелю

4 июля 1921 г.

Ваше Высокопревосходительство,

С целью упорядочить н облегчить торговые и политические отношения между Швецией и Советской Россией, я уполномочен моим Правительством предложить Шведскому Правительству начать подготовку нового договора, подобного соглашениям, существующим между Советской Россией и другими европейскими странами.


Если Шведское Правительство придерживается того же мнения, я буду рад получить от вас ответ, каким путем можно начать переговоры о новом договоре*.

Остаюсь искренне Ваш

Председатель Российской Торговой делегации

в Швеции [Керженцев]

Печат. по арх.

141. Телеграмма Официального Представителя РСФСР в Великобритании Народному Комиссару Иностранных Дел РСФСР Г. В. Чичерину

4 июля 1921 г.

Из достоверного источника получены сведения, что в конце нюня в Париже состоялся съезд русских реакционеров-монархистов, кадетов и правых эсеров. Решено в течение июля или в начале августа организовать в Кронштадте и Петрограде восстание35. Сейчас принимаются меры собрать 16 млн. финских марок, необходимых для прокормления населения Петрограда в течение 10 дней. Ко дню съезда уже было собрано б млн. финских марок.

Съезд вступил в переговоры с американским правительством. На запрос о немедленной помощи американское правительство предложило раньше приступить к делу и после первого успеха обещало дать поддержку до конца. Этот факт частично подтверждается заявлением американского коммерческого атташе, сделанным на заседании американской торговой палаты в Париже, где он сообщил, что сильная контрреволюционная организация собирается положить конец существованию Советского правительства.

Красин

Печат. по арх.

142. Нота Официального Представителя РСФСР в Великобритании Министру Иностранных Дел Великобритании Керзону

5 июля 1921 г. M ЛК 386

Г-н Красин свидетельствует свое уважение лорду Керзону оф Кедлстон н имеет честь вновь затронуть вопрос об аресте британскими властями персонала Российской Торговой делегации в Константинополе, об обыске и о занятии жилых помещений английскими войсками и военной полицией.

См. док. № 268, 297, 300 и прим. 92,

21J


Г-н Красин не получил от лорда Керзоиа никакого ответа на свою ноту от 1-го сего месяца, в которой содержалась просьба предоставить по данному вопросу соответствующую информацию. Однако, судя по ответу, который был дан вчера в Палате общин на вопрос по данному делу, он пришел к выводу, что, хотя прошла уже неделя после этого вызывающего акта, Британское Правительство еще не получило никакой информации по этому вопросу от своих агентов в Константинополе. Он пришел далее к выводу, что Британское Правительство информировано о том, что некоторые русские были арестованы в Константинополе по обвинению в организации заговора против мира и спокойствия в городе, но что ему неизвестно, находились ли среди этих арестованных члены Российской Торговой делегации.

Г-н Красин поэтому позволяет себе передать лорду Керзону текст протеста, врученного английскому Верховному комиссару в Константинополе 30 июня, который Его Превосходительство, по-видимому, не счел возможным переслать в Лондон. Из него лорд Керзои увидит, что сообщения, появившиеся в печати, являются в основном правильными и что британские власти иа самом деле арестовали членов и захватили собственность Российской Торговой делегации. Г-н Красин желал бы добавить при этом, что арестованные члены Делегации после этого были отправлены в Россию.

Он получил от своего Правительства указание решительно отвергнуть утверждения, будто некие агенты Советского Правительства замешаны в каком-то «заговоре» в Константинополе, и заявить Министерству Иностранных Дел, что члены Делегации в Константинополе являются не политическими агентами Советского Правительства, а представителями Российского Центросоюза и не преследуют никаких политических целей*. Статут этой Делегации хорошо известен Британскому Правительству из переписки, которая имела место относительно этого статута между Российской делегацией в Лондоне и Министерством Иностранных Дел.

Г-н Красин имеет честь, в соответствии со статьей 13 Торгового соглашения**, просить Правительство Его Величества дать объяснение действиям, которые представляются prima facie*** как враждебный акт, противоречащий преамбуле Соглашения, а также как нарушение законов и обычаев в отношениях между народами.

[Красин]

Печат. по арх.

* См. ДОК. № 136. ** См. т. III, док. Кя 344. *** С первого взгляда, по внешнему виду (лат.).


В упоминаемом протесте Российско-Украинской торговой делегации в Константинополе британскому верховному комиссару в Константинополе Харингтону от 30 июня 1921 г. говорилось:

«Вчера, 29 июня 1921 г., в 5 часов 30 минут утра, помещения, занимаемые Российско-Украинской делегацией, расположенные иа Першембе Базар Яник Заде, были заняты английскими войсками. В это время в помещениях никого из членов Делегации или из ответственных сотрудников не было. Наш кавас *, находившийся в помещении, был арестован. Все сотрудники, возвращаясь из города, где они находились по своим делам, были подвергнуты обыску и аресту без предъявления какого-либо ордера иа арест и обыск, подписанного компетентными властями.

Были взяты все личные бумаги, принадлежавшие членам Делегации и сотрудникам. Военные подвергли помещение обыску. В помещениях в это время никто из членов Делегации или сотрудников не находился. В 1 час дня все лица, не связанные с Делегацией, в том числе письмоводители, были освобождены. Ниже следуют фамилии лиц, которые были арестованы в помещениях, занимаемых Делегацией, и увезены на грузовике под охраной английских солдат в неизвестном направлении:

1. Филипович Е. — Член Российско-Украинской делегации.

2. Трухлый С. — Секретарь Делегации.

3. Ревзин И. — Секретарь информационного отдела.

4. Гернштейн Р. — Торговый агент.

5. Мусабеков — Кавас.

Далее приводятся фамилии лиц, арестованных, как нам стало известно, в различных местах:

1. Брук С. — Временно исполняющий обязанности главы Делегации.

2. Золотарев В. — Инженер-эксперт.

3. Аугеиблик В. — Юрисконсульт.

4. Павлович Б. — Курьер.

Были арестованы г-н Кузнецов и секретарь Торгового отдела. Они находились под арестом до 8 часов вечера, после чего были освобождены. Все ключи от письменных столов были взяты и до настоящего Времени не возвращены. Сегодня помещения заняты английскими полицейскими из Союзного Полицейского корпуса, и никому не разрешено приближаться к этим помещениям. Закрытие помещения, захват всех торговых документов, бумаг, контрактов, денег и т. д. наносит серьезны!'] финансовый ущерб Делегации. Это действие противоречит духу Торгового соглашения между Британским Правительством и Советским Правительством, и г-н Кузнецов

* Привратник (тур.).


просит, чтобы арестованные члены Делегации были освобождены, а помещения Делегации были возвращены вместе со всем имуществом, изъятым оттуда. Он также просит, чтобы Баше Превосходительство вмешалось и немедленно предприняло шаги для того, чтобы Торговая Делегация смогла возобновить свою деятельность и чтобы в будущем не чинилось никаких препятствий работе Делегации.

Член Российско-Украинской торговой делегации

Кузнецов».

На ноту Л. Б. Красина от 5 июля 1921 г. был получен ответ заместителя министра иностранных дел Великобритании от 7 июля 1921 г., в котором говорилось:

«1. Заместитель Министра Иностранных Дел свидетельствует свое уважение господину Красину и по уполномочию лорда Керзона оф Кедл-стон имеет честь подтвердить получение ноты от 5 июля относительно ареста членов Российской делегации в Константинополе. Лорд Керзон принимает к сведению заверение господина Красина, что эта Делегация представляет Российский Центросоюз и что она не преследует никаких политических целей,

2. Из телеграмм, полученных в настоящее время Министерством Иностранных Дел, явствует, что генерал Харингтон получил не подлежащее сомнению доказательство того, что замышлялся заговор, с целью организовать революцию в Константинополе с применением террористических актов, включая убийство самого генерала. Действуя в качестве Главнокомандующего войсками в связи с военным положением, существующим в Константинополе, генерал Харингтон отдал приказ арестовать лиц, замешанных в этом заговоре, и произвести обыск в зданиях, используемых для этих целей. Именно в этой связи в помещениях Российской Делегации были произведены обыски и 18 членов Делегации было арестовано, из которых 9 впоследствии были освобождены.

3. На основании информации, имеющейся в настоящее время в его распоряжении, лорд Керзон не может рассматривать действия генерала Харингтона, который непосредственно ответствен за сохранение законности и порядка в Константинополе, иначе, как вполне оправданные».

143. Нота Полномочного Представительства РСФСР в Финляндии Министерству Иностранных Дел Финляндии

6 июля 192Ï г. № 1389

Полномочное Представительство уже заявило свой устный протест против систематического грабежа, совершаемого в Восточной Карелии отдельными группами лиц, которые, перейдя границу, проникают в Россию, терроризируют и грабят мирное население этих районов, рубят лес и творят всевозможные беззакония того же порядка.

К сожалению, протест Полномочного Представительства не привел к прекращению этих разбойных актов, которые необычайно участились и нередко учиняются организованными


бандами в 20—40 человек, чем, естественно, оправдывается

предположение, что финские пограничные власти позволяют этим группам свободно переходить границу для совершения своих преступных деяний.

Туломьярвская община информировала Полномочное Представительство о том, что подобные банды, прибывающие из Финляндии, грабят мирное население этой общины, уводят в Финляндию лошадей, принадлежащих населению, и т. д.

Полномочное Представительство полагает, что в интересах обеих сторон положить конец использованию финской территории для бандитских налетов на мирное население русских общин.

Полномочное Представительство выражает надежду, что Министерство Иностранных Дел немедленно примет меры к ограждению населения соседних с Финляндией русских районов от подобных налетов.

Печат. по арх. Опубл. в сборы. «Livre Rouge...», M., 1922, стр. 12—13.

144. Нота Полномочного Представительства РСФСР в Финляндии Министерству Иностранных Дел Финляндии

6 июля 1921 г. № 1415

По поручению своего Правительства, Полномочное Представительство имеет честь сообщить Министерству Иностранных Дел следующее:

Финляндское Правительство в свое время обратилось с просьбой в текущий сезон организовать сплав леса через Карелию в Ладожское озеро.

Это предложение, к которому Советское] Правительство] отнеслось в принципе с полным благожелательством, было подвергнуто Советским Правительством обсуждению, в результате которого оказалось возможным созвать в Петрограде конференцию между представителями Советского Правительства и лицами, уполномоченными как Финляндским Правительством, тик и различными группами, представлявшими отдельные отрасли финского народного хозяйства. Перегопоры эти привели в первый раз к весьма благоприятным результатам, причем, как известно, финляндские делегаты сочли даже возможным принять на себя обязательство предоставить Советскому Правительству возможность подписать соглашение в том именно виде, в каком оно было принято.

Впоследствии оказалось, что финляндские делегаты нарушили принятое на себя обязательство и при втором своем приезде в Петроград ввели в проект соглашения ряд коррек-


тив. Одушевленное духом истинно дружеского расположения, Советское Правительство на этот раз не остановилось перед формальными мотивами и пошло на дальнейшее обсуждение вопроса, давшее опять удовлетворительные результаты. Ввиду этого Народный Комиссариат Иностранных Дел счел возможным внести соглашение на утверждение высших органов Республики. Было решено, что финляндские делегаты по возвращении в Петроград привезут все необходимые полномочия для подписания акта.

Ныне при третьем возвращении финляндских делегатов в Петроград оказалось, что Финляндское Правительство отказалось подписать соглашение.

Резюмируя эти факты перед Правительством Финляндской Республики, Российское Советское Правительство не может не выразить по поводу этого крайнего своего недоумения. Оио не имеет особой заинтересованности в заключении сплавного соглашения и приняло в связи с таковым ряд мер, потребовавших значительной затраты времени и административной энергии, преимущественно в интересах своего соседа.

Создавшееся положение лишает Российское Советское Правительство возможности продолжать далее переговоры по этому делу, и оно считает его законченным, возлагая иа Финляндское Правительство ответственность за совершенно неудачный его исход.

Советское Правительство полагает, что этот исход создает крайне неприятную атмосферу для попыток наладить экономические отношения с Финляндской Республикой, ибо, по мысли Советского Правительства, соглашение о сплаве должно было явиться благоприятным прецедентом для более крупных в будущем хозяйственных соглашений.

Печат, по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: