Нота Правительства РСФСР Правительствам Великобритании, Франции, Италии и Бельгии

Передано по радио 7 сентября 1921 г.

С величайшим изумлением Российское Советское Правительство ознакомилось с содержанием полученной 4 сентября ноты г-на Нуланса, показывающей, что возглавляемая этим лицом комиссия вместо действительной помощи голодающим предпринимает шаги, заставляющие усомниться в самом желании ее помочь бедствующим крестьянам Росоин. Уже само нмя Нуланса как представителя Франции в международной комиссии помощи голодающим, а вслед за этим как председателя этой комиссии возбудило во всей России среди самых широких слоев трудящегося населения взрыв негодования. Трудящиеся России не забыли имени того, кто был одним п.) самых злостных и коварных врагов их во время борьбы не на жизнь, а на смерть, которую они вели против контрреволюции н иностранного вмешательства. Они не забыли того, что с самых первых диен существования Рабоче-Крсстьяиекого Правительства в России г-н Нуланс среди иностранных представителей больше всех прилагал усилий, чтобы


не допустить соглашения и взаимного понимания между Советским Правительством и правительствами Антанты.

Весной следующего года именно интервью г-на Нуланса, помещенное в русских газетах, впервые ясно и определенно выставило требование вооруженной интервенции держав Антанты в России н отрезало всякий путь к примирению между ними и Советским Правительством. Последнее в тот же момент обратилось к Французскому Правительству с заявлением, что невозможно ни на одну минуту оставлять в России в качеспве его представителя такое лицо, которое толкает к войне между Францией и Россией. В своем неуклонном желании поддерживать мирные отношения со всеми народами Советское Правительство воздержалось от насильственной высылкн г-на Нуланса из пределов России, но оно заявило, что считает с этого момента г-на Нуланса лишь частным лицом*. Оставшийся, несмотря на это заявление, в России г-н Нуланс все свои силы отдал подготовке заговора против безопасности Республики и против жизни ее руководящих деятелей, подготовке восстаний, вербовке участников всевозможных авантюр, направленных против Республики, попыткам устраивать взрывы мостов и железнодорожные крушения и т. д. На г-на Нуланса падает главная вина за восстание чехословаков, обманутых врагами русского народа н вовлеченных ими в борьбу против Советской власти. Г-н Нуланс был одним из наиболее активных руководителей той самой системы блокады, которая привела весь русский народ в состояние разорения и нищеты, в значительной мере обусловивших нынешнее неслыханное бедствие голода. Среди всех участников военных и экономических враждебных действий против Рабоче-Крестьянской России на г-не Нулансе более, чем на ком-либо ином, лежит вина за ужасающие несчастья, перенесенные русским народом, и за нынешние страдания крестьян голодающих губерний. Назначение этого постоянного руководителя всех предприятий, направленных против Советской России, представителем международном комиссии помощи голодающим уже само по себе глубоко поразило широкие массы русского народа и вызвало в них величайшее негодование. Имя г-на Нуланса — это уже целая программа. Самый факт назначения председателем этой международной комиссии представителя Франции, которая до сих пор продолжает политику непримиримой ненависти против Советской России, также произвел самое гнетущее впечатление на российские трудящиеся массы.

Первые же шаги этой комиссии оправдывают все опасения русского народа. Она обращается к Российскому Правительству не для того, чтобы сговориться о формах н способах

См. т. I, док. № 146, 155 и прим. 34.


доставления помощи голодающим, она заменяет эту помощь сложным и громоздким планом исследования всего внутреннего состояния Советской России. Вместо помощи голодающим она хочет заняться обширным и детальным расследованием. Ни Американская администрация помощи, уже на деле начавшая доставлять пропитание умирающим с голоду детям, ни Верховный комиссар Женевской конференции Нансен не нашли нужным и возможным отсрочивать помощь умирающим с голоду ради производства каких-либо расследований.

Комиссия, возглавляемая представителем Франции известным инициатором интервенции Нулансом, заменяет помощь голодающим этим расследованием в то самое время, когда Французское Правительство посылает в громадном количестве военное снаряжение Польше и Румынии, в которых руководимые Савинковым и Петлюрой белогвардейские банды проявляют за последнее время усиленную активность у советских границ. Это происходит в то самое время, когда связанные тесными узами с Францией польское и румынское правительства оказывают этим белогвардейским бандам всяческое содействие, когда польское правительство, которому еще 4 июля Российское Правительство подробно указало на эту деятельность поддерживаемых им белогвардейских банд*, все еще не только не проявляет ни малейшего признака желания хоть сколько-нибудь ограничить деятельность этих банд, но даже дает им возможность больше прежнего развить свою деятельность. Сосредоточивающиеся у советских границ белогвардейцы в Польше и Румынии совершают постоянные вторжения в пределы Советских Республик и всячески вредят сбору урожая в наиболее хлебных местностях этих Республик и этим самым способегнуют обострению голодного бедствия. Среди членов международной комиссии мы видим также представителя Японии, которая до сих пор не отказалась от активной вооруженной шпервепции в пределах дружественной нам республики и поддерживает своими войсками контрреволюционные группы, захватившие при ее помощи власть в районе японской оккупации в Дальневосточной Республике.

Комиссии г-пл Пулаиса заменила помощь голодающим собиранием сведении о внутреннем состоянии Советской Рос-сип. Она выааппла обширную программу расследования, требующую для своего выполнения продолжительного времени н сводящуюся к установлению ресурсов и средств Соне г с коп России в области земледелия, транспорта, скотовод-CTiKi п г. д., причем это должно делаться под руководством тех людей, которые уже занимались этим изучением в ничем не прикрытых целях устройства мятежей и облегчения

* См. дин. № 138.


продвижения иностранных армий на территории Советской Республики. Голод н страдания трудящихся России оказались поводом для этой комиссии, чтобы попытаться узнать, какими силами и средствами располагает Советское Правительство. Слов-но издеваясь над миллионами погибающих от голода крестьян восточных русских губерний и демонстрируя перед всем миром свое глубочайшее невежество, комиссия г-на Ну-ланса хочет заняться изучением условий и возможностей обсеменения в тот момент, когда самый период обсеменения уже пришел к концу и когда сами трудящиеся массы России, под руководством Советского Правительства, ценой нечеловеческих усилий уже добились значительных успехов в области обсеменения громадных, лишенных хлеба неурожайных районов. В то время, когда десятки миллионов уже лишены всякого пропитания и массами умирают с голоду, комиссия г-на Нуланса предлагает вместо хлеба собирание сведений о состоянии России.

Все сведения, однако, нужные для оказания помощи, легко получить в любой момент, не отрываясь от непосредственной работы доставления помощи голодающим. Это отлично понимают и Американская администрация помощи н Верховный комиссар Нансен. Они вели переговоры с Российским Правительством о способах оказания помощи на строго деловой почве, и соглашение между ними и Советским Правительством состоялось в полной мере*. Они не ждали, пока будет произведена громадная и сложная работа расследования. Точно так же и эстонское правительство, германский Красный Крест, Норвегия уже приступили к практической помощи голодающим России. Даже турецкое правительство, несмотря на свое тяжелое положение в момент иностранного вторжения, предоставило в распоряжение Советской России весь хлеб богатой Самсунской провинции. Все эти правительства и общества знают, что все, что потребуется им для их работы, они от Советского Правительства получат, все необходимые сведения им будут даны, все, что нужно знать для оказания помощи голодающим России, легко узнать через посредство Верховного комиссара Нансена, которому Советское Правительство во всех его усилиях и заботах пойдет в полной мере навстречу и с которым оно, несомненно, будет работать рука об руку в полном согласии и единении. Советское Правительство вполне уверено, что всякие недоразумения между ним н Верховным комиссаром Нансеном будут всегда без всякого труда улаживаемы, так как оно знает, что его цель есть действительно оказание помощи голодающим, а не какие-либо побочные задачи. Точно так же оно пойдет в полной мере навстречу всякой другой организации, раз оио увидит, что

* См. док. № 193, 201, 202.


эта организация действительно хочет заняться помощью голодающим. Всякой такой организации Советское Правительство предлагает установить вполне точно и конкретно способы оказания помощи и способы контроля над распределением предоставляемых для помощи голодающим средств в виде формального договора, по примеру тех, которые уже заключены с Американской администрацией помощи н с Верховным комиссаром Нансеном.

Отсутствие серьезных деловых намерений у комиссии г-на Нулапса еще больше бросается в глаза при сравнении с громадными результатами, уже достигнутыми трудящимися массами всех стран, устраивающими денежные сборы из своего скудного заработка, организующими собрания, митинги и т. д Рабочие массы не ждут, пока кончится расследование, они немедленно, по мере сил, оказывают помощь. Советское Правительство могло ожидать, что дело помощи голодающим трудящимся России не будет возложено на их злейших врагов, вроде г-на Нулапса. Оно ожидает, что организации помощи будут относиться к своей задаче таким же деловым образом, как отнесся Верховный комиссар Нансен. Оно ожндает, что самое дело помощи будет осуществляться немедленно, а ие с отсрочками, уничтожающими самый смысл этой помощи, и не будет превращаемо в прикрытие для работы по подготовке нападений на трудящихся России. Всякой деловой практической попытке помощи голодающим России Рабоче-Крестьяпское Российское Правительство будет в полной мере идти навстречу. В предложениях же комиссии Нуланса Советское Правительство усматривает лишь неслыханное издевательство над миллионами умирающих голодающих.

Плродпыи Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. о гпл ulljüvrnui* Л? 199(1342), 8 сентября 1921 в.

В упоминаемой пито от А сентября 1921 г. говорилось: «Комиссия, ми uiii'M-iiiiaii Иер.\оппым Советом для изучения и изыскания niticnrtiiji (iKHUiiiiui помощи русскому народу, ставшему жертвой голода и унпдемиП, п погт.пышная себе гуманитарную цель—организацию доПгпичшиП помощи, едпти л.'К'по решила, что для выполнения своей залп чн необходима отравить и Россию комитет экспертов, уполномоченных проя 1IU4- ni ил месте быстрое и подробное обследование размеров нужд п способов к наиболее быстрому и наиболее действительному их удовлетворению.

И следе пни- этого комиссия решила обратиться к Советскому Прави-тсдичну с тем, чтобы оно предоставило этому комитету, состав и круг деитслышегн которого уже определены, все необходимые условия для пропниодства обследования, о результатах которого должен быть сделан отчет ]! комиссии в самом срочном порядке. Сведения, которыми располагает комиссия, дают ей возможность предположить, что эксперты сумеют произвести обследование весьма быстро, если они отправятся сначала в


Новороссийск или в Ростов, а затем через постигнутые голодом местности — в Москву. Комиссия не сомневается в согласии Советского Правительства на ее предложение. Эксперты будут готовы к немедленному отъезду в Россию, как только Советское Правительство даст свое согласие на это предложение и представит гарантии, что экспертам будут обеспечены льготы, необходимые для производства ими обследования. В комитет по обследованию войдут около 30 лиц от 5 держав, представленных в Международной комиссии, опытных в деле борьбы с голодом и компетентных в вопросах транспорта, медицинской помощи и сельского хозяйства, сотрудники Красного Креста и переводчики; имена этих лиц будут сообщены позднее.

Цель их поездки определена в нижеследующем Меморандуме, где перечисляются подлежашие изучению вопросы:

1. Границы и размеры постигнутой голодом территории и численность голодающего населения;

2. Настоящие и возможные в будущем размеры эмиграции жителей, гонимых голодом;

3. Распространение и возможное развитие эпидемических заболеваний;

4. Мероприятия, необходимые для засева полей в текущем и в будущем году s постигнутых голодом районах;

5. Размеры и местонахождение запасов продовольствия и свободных излишков урожая, которые можно направить в голодающие местности, а также количество убойного скота;

6. Общее состояние сухопутного и водного транспорта и, в частности, состояние путей, связывающих местности, обладающие излишком запасов, с пораженными голодом районами, а также портов, открывающих доступ внутрь страны, потери в рабочем скоте, наличие перевозочных средств и запасов фуража;

7. Меры, принятые Советским Правительством для разрешения перечисленных выше проблем, и организации, существующие и создаваемые для выполнения нижеследующих задач;

а) сбора зерна в местностях, обладающих излишками,

б) распределения продовольствия и различных семян в постигнутых голодом местностях,

в) медицинской помощи лицам, заболевающим на почве недоедания и эпидемий, предупредительных мер борьбы с эпидемиями, особого попечения о детях и восстановления сельского хозяйства в постигнутых голодом местностях, распределения продовольствия и предметов первой необходимости внутри страны и обмена продуктов,

г) принятия мер для организации усилений снабжения наиболее необходимыми продуктами и сельскохозяйственными орудиями, а также определения районов, где они должны распределяться,

д) исследования возможности снабжения извне, порайонно. Вышеуказанные инструкции, данные комитету по обследованию,

могут быть выполнены только в том случае, если Советское Правительство предоставит его членам полную возможность совершать поездки в местности, которые они должны посетить, если местным властям будет предложено давать ему все нужные сведения и оказывать содействие, необходимое для успешного выполнения предпринимаемого дела».

210. Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Поверенному в Делах Польши в РСФСР Филиповичу

9 сентября 1921 г. № 11/4939

Милостивый государь господин Поверенный в Делах, После того как нотой 4 июля Российское Правительство раскрыло перед Польским Правительством Широкую картину


тех организованных вторжений в Советские Республики и заговоров против Советской власти, которые руководятся из Варшавы при постоянном содействии польских властей*, Польское Правительство в поте от 11 июля отрицало большую часть инкриминируемых ему фактов н выставило со своей стороны ряд обвинений против Российского Правительства. В тот момент, однако, Российское Правительство полагало более целесообразным не продолжать идти далее по пути полемики.

Мы предпочли другой путь, несмотря на то, что положительно каждый пункт, каждое утверждение российской ноты 4 июля может быть с нашей стороны подкреплено докумен- * тальными доказательствами. Так, например, относительно положения и роли графа Соллогуба де Войно мы имеем переписку Бориса Савинкова, из которой явствует, что на него действительно были возложены Польским Правительством те функции, о которых нами говорилось, и что он, заведуя по поручению Польского Правительства войсками российских белогвардейцев, принимал меры к тому, чтобы казачьи части несли пограничную службу и чтобы так называемые «интернированные бывшие русские армии» попадали на вольные работы, согласно с планами Бориса Савинкова. Точно так же наше утверждение о том, что 2-й отдел польского Генерального штаба давал организации Савинкова возможность посылать в Россию яд, основывается, между прочим, на документе за подписью майора Генерального штаба Бека. Если бы осуществился предполагавшийся нами план рассмотрения данного вопроса смешанной комиссией, необходимые документы были бы eil предъявлены.

Российское Правительство по продолжало полемику потому, что еще надеялось в то время, что Польское Правительство будет пасюлько лояльно относиться к выполнению своих обязательств и к элементарным требованиям добрососедских отношении, чк) оно само положит конец всем указанным явлениям, сюль грубо нарушающим как Рижский договор **, так и основные принципы каких бы то ни было мирных отношении. По истечении почти двух месяцев Российское npaiiiM'ivii.criMi ныпуждепо сознаться, что в этом оно ошиблось. Ile |ильки не прекратилась преступная работа органн-,шц[ С.иннпконн и других, но при продолжающемся постоянном и ближайшем содействии польских властей замечается нее большее и большее оживление этой деятельности н вообще работы белогвардейских банд и организаций у границ Соистскпх Республик. Польское Правительство ии в коем случне не может заявлять, будто ему неизвестен «народный

* См. док. № 138.

" См. т. Ш, док. № 350.


союз защиты родины и свободы», когда на съезде этого союза в Варшаве, на котором обсуждались все детали провокационной заговорщической и повстанческой его деятельности в Советских Республиках, от 13 до 16 июня участвовал представитель Польского Правительства, полковник Генерального штаба, официально обещавший Савинкову постоянное содействие от имени главы государства и всего польского народа. Орган Савинкова «Свобода», легально выходящий в Варшаве, нисколько не стесняясь, сообщает о повстанческой и заговорщической деятельности союза. Мало того, в варшавской еврейской газете «Наер гайнт» от 9 августа 181 в объяснении Бориса Савинкова приглашенному им сотруднику газеты прямо говорится: «Относительно того, что происходит в некоторых местах Белоруссии, я могу твердо и определенно заявить, что военные части, имеющие какое-либо отношение к нашей организации («союз защиты родниы н свободы»), состоят из настолько отборных и профильтрованных элементов, что о каких-либо преступниках среди них говорить нечего». И дальше он говорит: «Я имею возможность следить за каждым шагом и действием наших частей, разбросанных на большой территории Белоруссии». В своем ответе Савинкову, в № 183 той же газеты, генерал Булак-Ба-лаховнч говорит: «Заявляю, что нужно было бы арестовать офицеров Павловского, Войцеховского, Павлова и других, которые субсидируются и обрабатываются Русским политическим комитетом. Эти офицеры находились под следствием и обвинением еще в моей армии. Теперь они выпущены Савинковым на свободу н продолжают вести его работу и в Белоруссии. Последние жертвы недавно происшедших погромов — это работа упомянутых офицеров, которых Савинков защищает и взваливает всю вину на мои плечи».

Оживление белогвардейских банд на границах Советских Республик происходит в самом тесном контакте с польскими властями и представителями Польского центрального Правительства. В нашем распоряжении имеются удостоверения, найденные на убитых бандитах, белогвардейцах, в том, что предъявитель данного удостоверения действительно состоит в таком-то партизанском отряде, подчиненном «всероссийскому комитету народного союза защиты родины и свободы», что удостоверяется подписью члена комитета Виктора Савинкова. Те же лица имеют официальные удостоверения от 2-го отдела командования соответствующей польской армии о том, что данное лицо действует в контакте со 2-м отделом. Такие же удостоверения найдены у лиц, командированных, как официально в них значится, «от народного союза защиты родины и свободы в Советскую Россию для работы». В то время как в ноте 11 июля Польское Правительство заявляло, что никакие его органы не выдают удостоверений на основании удо-


стовереннй организации Савинкова, выдача таковых польскими властями на указанном основании продолжает быть до настоящего времени повседневным явлением. В распоряжении соответствующих органов нашего Правительства в избытке имеются документальные доказательства этого факта.

Переходящие советские границы белогвардейцы, партизанские отряды «союза защиты родины н свободы» и его агенты прилагают в настоящее время все усилия к тому, чтобы сорвать продовольственную кампанию, ведущуюся в западных областях Советских Республик и имеющую самое жизненное значение для всех Советских Республик иа целый год. Точно выполняя официальные директивы «всероссийского комитета» Савинкова, они имеют целью уничтожение и расхищение продовольственных складов и ссыпных пунктов, уничтожение и порчу продуктов и путей, расстрел продовольствеиников, агитацию среди крестьян против сдачи хлеба, — вообще все те меры, которые официально выставляет «всероссийский комитет» Савинкова для удушения костлявой.рукой голода Рабоче-Крестьянской власти. В то время, когда широкие массы общества во всех странах поражены потрясающими известиями о вызванном засухой голодном бедствии в России, Польское Правительство -оказывает самое энергичное содействие организациям и бандам, пытающимся сорвать продовольственную кампанию в Советских Республиках и лишить их средств борьбы против неслыханных.страданий голодающих масс.

Тесная связь и сотрудничество между польскими органами власти и организациями Савинкова и других белогвардейцев выступают и имеющихся у нас документах во все более ярком свете. Имеется, однако, ионий факт — это попытка замаскировать эту связь и самое участие Бориса Савинкова в действиях белогвардейцев путем системы конспиративных мер. Представитель Министерства Военных Дел, а именно 2-го отдела Генерального штаба майор Кешковскнй, отношением 32185 (Б. В.) I от 23 августа извещает начальника информационного бюро русского политического комитета Виктора Савинкова: «Желая сдел.тп. наши отношения с вами как можно более конспиративными, и буду помещать в заголовке своих писем фирму: Карл KpiK-iK'Kiiü и К0, и как Краевский я буду подписывай, все секрешыи бумаги. Будьте добры сообщить мне, какую форму мм примете для дальнейшей нашей переписки. Конспирацию наших учреждений я ставлю как необходимое услоище, причем делаю это согласно приказу моего начальника». Отношением № 01.499 от 25 августа Виктор Савинков сообщает майору Кешковскому: «В ответ на ваше письмо от 23 августа честь имею сообщить, что отныне буду подписываться: Л, Стржалко.вскнй, представитель фирмы Бачев-ский в Львове, Все пакеты будут пересылаемы исключительно


через поручика Масловского». В наших руках имеется часть переписки г-на Стржалковского, т. е. Виктора Савинкова, с г-ном Краевоким, т. е. майором Кешковскнм. В связи с этими фактами Российское Правительство заявляет, что ни в коем случае ие может счесть себя удовлетворенным видимым и фиктивным исчезновением боевой враждебной организации при полном ее фактическом сохранении под другими названиями и именами. Российское Правительство должно по-прежнему настаивать на немедленном фактическом удалении из пределов Польши всего руководящего кружка, виновника означенных враждебных боевых и заговорщических действий. Через майора Кешковского, именуемого Краевским, польские власти постоянно сообщают организации Савинкова полезные для нее официальные сведения. Так, например, 25 августа г-и Краевский извещает Виктора Савинкова, что надо ожидать через несколько дней ноту Советского Правительства по данному вопросу. 29 августа г-н Стржалковскнй, т. е. Виктор Савинков, благодарит г-на Краевского, т. е. майора Кешковского, за доставленные им сведения и сообщает о «некоторых служащих г-на Гннлорыбова», т. е. в действительности некоторых казаках, вошедших в соглашение с фирмой Игнатов и К0, т. е. в действительности сочувствующих Советской власти. Подобные сообщения братья Савинковы уже раньше неоднократно направляли польским властям. Например, 30 июля за № 4158 председатель ликвидационной комиссии Русского Эвакуационного комитета в Польше Борис Савинков сообщает начальнику 2-го отдела Генерального штаба полковнику Матушевскому о 35 офицерах и 19 казаках, которых о«просит изъять из 3-го донского казачьего полка, чтобы тем самым прекратить нх вредную деятельность. Майор Кеш-ковский систематически сообщает Виктору Савинкову для секретного использования важнейшие официальные документы. В этой переписке имеется, между прочим, письмо майора Кешковского к Виктору Савинкову от 26 августа о деятельности так называемого Закордота. Из этого письма можно увидеть, чем в действительности Закордот вызвал столь сильное неудовольствие польских властей. В этом письме говорится, что агенты Закордота, вступая в савинков-скую организацию, доставляют Советскому Правительству документы, «подтверждающие нелояльность Польского Правительства по отношению к Рижскому договору». Майор Кеш-ковокий добавляет: «Известный вам польский орган безопасности, с которым я поддерживаю тесные сношения, уже принял соответствующие меры». Из этой же переписки явствует, что официальные курьеры Польского Представительства в Москве доставляют из Варшавы в Москву и обратно документы савинковской организации. Майор Кешковокий сообщает Виктору Савинкову о приездах и отъездах польских


курьеров, прибавляя, что, если Виктор Савинков желает что-нибудь переслать или сообщить через них, он должен обратиться к поручику Г.

Таким образом, Вы сами, господин Поверенный в Делах, хотя Вы и утверждали при переговорах с нами о Вашем полном поведении по отношению к деятельности савинковскнх агентов и органишппи, в действительности при помощи ваших официальных курьеров, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, поддерживаете связь между находящейся в Варшаве руководящей группой Савинкова и его единомышленниками, заговорщиками и провокаторами в Москве. Хотя в ноте от 11 июля Польское Правительство утверждало, что не несет никакой ответственности за то, что происходит на российской территории, приведенные документы показывают, что как раз наоборот, на Польском Правительстве лежит очень большая ответственность за развертывающуюся при •его содействии деятельность заговорщиков и провокаторов в пределах Советской России.

Польское Правительство пытается ослабить действительное значение всех этих фактов, выставляя встречные обвинения против Российского Правительства. От имени Российского Правительства заявляю, что оно с полной лояльностью исполняет Рнжокнй договор и во всякую минуту готово устранить идущие вразрез с этим договором факты, если бы действительно таковые имели место. Мнимые нападения советских поиск па некоторые деревни на польской территории заключаются в том, что в этих местностях действуют местные банды, появление которых, между прочим, вызывается неисполнением со стороны Польского Правительства договорных обязательств о соблюдении прав национальных меньшинств и теми иреследоиаиннми, которым польские власти подвергают белорусское поселение. Эти банды, возникающие по собственному почину, беi какой бы то ни было связи с органами Советской илаетп, ложно принимают наименование советских отрядом,

По потюду инцидента п деревне Белая па заседании согласительной комиссии Полесского района 17—20 августа российскими дел«ч;и ими было указано, что эта деревня находится и 7П-М1 перстах от границы и что всякая возможность поянлишн тпм сойотских отрядов исключена. В то же время, однако, с польской стороны непрерывно происходят нападения н налеты па советскую территорию. Никакого удовлетворения по этому поводу до сих пор Советскими Республиками получено не было. Точно так же прн ближайшем рас-t'Moi рении других обвинений, предъявляемых польскими властями по поводу пограничных отношений, выясняется их полная неосновательность, о чем имеется достаточно доказательств в работах согласительных комиссий.


Почти все конкретные факты, которыми Польское Правительство иллюстрирует свои обвинения против Российского Правительства в нарушении договора, касаются не России, но Украинского Правительства, которое, со своей стороны, в случае надобности, даст все необходимые объяснения н будет вести соответствующие переговоры с Польшей. К нему же относятся и приводимые в польских нотах мнимые факты о так называемом Закордоте. Обвинения польских нот собственно против Российского Правительства отличаются неопределенностью и носят характер ничем не подтверждаемых общих мест.

От имени Российского Правительства заявляю, что оно не поддерживает ни деньгами, ни иным способом никаких организаций й никаких действий, имеющих целью совершение переворота в Польской Республике. Российское Правительство отрицает, чтобы его органами издавались какие-либо прокламации и брошюры, преследующие цель ниспровержения Польского Правительства или отделения части польской территории. Никакие отряды, преследующие подобные цели, в России не формируются. Упоминаемый в польской ноте Ревком ие был органом захвата власти в Польше, но лишь органом армии, которая на основании военных прав вводила в районе оккупации временный орган военно-гражданской власти. Ревком был расформирован еще в Минске до заключения мира с Польшей. Бывший его председатель тов. Мархлевский уже давно поглощен переговорами с Финляндией и за последнее время почти беспрерывно проживает в Гельсингфорсе. Упоминаемые в польской ноте от 11 июля военные курсы являются не чем иным, как военно-учебным учреждением русской армии. Многочисленные поляки, предпочитающие Рабоче-Кре-стья'нскую власть России буржуазному правительству Польши, пожелавшие остаться русскими гражданами, добровольно вступают в российскую армию, и для их обучения существуют курсы с преподаванием на их родном языке. Никакой враждебной цели по отношению к Польше эти курсы не преследуют. Ввиду присутствия в нашей армии лиц польского происхождения, говорящих на польском языке, создание таких курсов является исключительно внутренним делом Российской Республики, к которому никакое другое правительство ие имеет отношения.

Что касается затруднений, возникающих при взаимной репатриации пленных и беженцев, эти затруднения постоянно возникают по вине Польского Правительства. Оно именно препятствует тому персональному обмену, при проведений которого оно получило бы тех пленных, прибытие которых для него желательно. Оно постоянно жалуется на то, что с русской, стороны посылаются слишком большие эшелоны в польские приемные пункты, между тем именно оно упорно


отказывается от открытия третьего обменного пункта в полоцком направлении. Нет никакого сравнения между содержанием тех мелких обвинений, которые Польское Правительство предъявляет России и этом вопросе, и той страшной, громадной виной, котрпн лежит ни польских властях вевязи с ужасающим обращением с российскими пленными в пределах Полыни. Па ответственности Польского Правительства всецело остаются неописуемые ужасы, которые до сих пор безнаказанно творятся в таких местах, как лагерь Стржал-ково. Достаточно сказать па то, что в течение двух лет из 130 тысяч русских пленных в Польше умерло 60 тысяч.

Все жалобы, которые могло бы выставить с своей стороны Польское Правительство, Российское Правительство рассмотрит в самом благожелательном духе, как только начнется между обеими сторонами мирная работа, которой препятствует продолжение враждебных действий со стороны поддерживаемых Польским Правительством белогвардейцев. Российское Правительство не поддерживает никаких повстанцев в пределах Польской Республики. Если ему будет указано на какие-либо факты, идущие вразрез с этим принципом, оно эти факты устранит. Оно приступило к исполнению Рижского договора с полной лояльностью н величайшей готовностью со всей энергией выполнить его во всех деталях. Но это возможно лишь в том случае, если исполнение обязательств является обоюдным. Только тогда, когда наступит действительный мир, т. е. когда Польское Правительство перестанет руками белогвардейцев производить вторжение в Советские Республики, срывать продовольственную кампанию, возбуждать заговоры в Советской России,— только тогда наступит возможность той беспрепятственной мирной работы, которой так сильно желает Российское Правительство. Установление тесной дружбы с Польшей есть его самое задушевное желание. Оно готово ради этого идти на все, что лежит в пределах договорных обязательств. Но пока Польское Правительство руками Савинкова ведет против него враждебные действия, странно было бы ожидать, чтобы Российское Правительство передавало бы русское золото Польскому Правительству для снабжения им Савинкова. Пусть Польское Правительство не думает, что обрушившееся на Россию голодное бедствие ослабило силу сопротивления Советской Республики посягательствам извне на ее спокойствие и безопасность. Российское Правительство ждет, что Польское Правительство, наконец, приступит к лояльному исполнению договора. План создания смешанной комиссии, выдвинутый Российским Правительством в ноте 4 июля, является лишь одной из технических возможностей для скорейшего устранения препятствующих мирной работе явлений. Российское Правительство готово принять какой угодно план, преследующий эту цель,


лишь бы последняя была достигнута. Оно не желает ничего лучшего, как жить в мире и дружбе с Польшей. Широкие трудящиеся массы России хотят м«ра со всеми соседями. Пусть Польское Правительство выполнит, наконец, статью V Мирного договора, и между Польшей и Россией установятся нерушимые дружественные отношения.

Российское Правительство твердо надеется, что Польское Правительство не пожелает дальнейшей полемикой и формальными отписками обострять отношения и согласится обсудить меры для дальнейшего устранения причин, препятствующих установлению желательных обоим Правительствам дружественных отношений и проведению в жизнь Мирного договора.

Примите, господин Поверенный в Делах, уверение в глубоком моем уважении и совершенной преданности.

Народный Комнссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх Опубл. в газ. «Известия» № 204(1347), 14 сентября' 1921 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: