Из телеграммы Уполномоченного Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР в Иркутске Народному Комиссару Иностранных Дел РСФСР Г. В. Чичерину

22 сентября 1921 г.

Прибывший в Ургу американский консул в течение более месяца старался сплотить князей и лам в целях изоляции монгольского революционного правительства от страны и в целях устранения нашего влияния. От имени Вашингтона он домогался передачи мандата на посредничество между Моп-


голией и Китаем Америки, обещая экономическую помощь. До моего приезда- в Ургу американскому консулу в Урге удалось повлиять на хутухту и через него поставить монгольское правительство перед созывом совещания так называемых общественных деятелей определенно феодально-теократического состава, на которое американцы и хотели опереться^..]

Шумяцкий

Печат. по арх.

239. Заявления Председателей Делегаций РСФСР, Армянской ССР и Турции иа открытии Карсской конференции ^7 26 сентября 1921 г.

ЗАЯВЛЕНИЕ

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ДЕЛЕГАЦИИ РСФСР

Я. С. ГАНЕЦКОГО

От имени моего Правительства и всего русского народа я приветствую в лице Вас, уважаемые господа делегаты Великого Национального Собрания Турции, славный героический турецкий народ, который, подняв оружие на великую борьбу против рабства и эксплуатации, решил не покладать рук, прежде чем не доведет своей славной борьбы до победоносного конца. Я приветствую одновременно в лице уважаемых товарищей представителей от Армении, Грузии и Азербайджана братские народы этих республик, ведших бок о бок с русским народом беспощадную борьбу за раскрепощение от власти капиталистов и помещиков.

Вы съехались сюда, Высокие Представители, завершить великое дело. Вы съехались сюда заключить дружественный мирный договор* и еще раз этим доказать всему миру, что народные массы Закавказских Республик и героический турецкий народ, поняв свои собственные интересы, постановили жить в братстве, мире и дружбе, несмотря на всякие натравливания внешних злых сил, ибо нет различных интересов для-народов Турции и Закавказья, как и вообще для народов всего мира.

Кучки грабителей-империалистов великих держав, бросив свои народные массы в кровавый бой друг против друга в 1914 году, каждая под лозунгом освобождения народов, а фактически с целью еще большего порабощения их, не предполагали вовсе, что эта кровавая драма закончится поражением их самих и что народные массы, закрепив братские узы, обратят дружно острие оружия против своих угнетателей, поработителей и эксплуататоров. После кровавой империалистической войны загорел[ся] новый пожар во всем мире.

* См, док. № 264,


Hu западе и востоке, на севере и на юге, в Европе, Азии, на всем земном шаре восстали народные массы и объявили бой, последний бой своим отъявленным врагам. Эта последняя схватка, которая временами обречена на неуспехи, в конечном итоге не может не кончиться торжеством великой идеи.

В этих схватках самоотверженный турецкий народ играет выдающуюся роль. Империалисты Антанты, обеспокоенные укреплением новых основ в Турции, натравливают на нее Грецию. Но из этого нового тяжелого испытания Турция должна выйти победительницей, Россия и дружественные ей Республики с замиранием сердца следят за героической борьбой турецкого народа, ибо его борьба есть одновременно и их борьба. Я выражаю уверенность, что недалек тот момент, когда Греция, поняв свою роковую ошибку, предложит Турции мирным путем разрешить спорные вопросы. И пусть толчок к этому даст ей сегодняшняя конференция. Все здесь присутствующие, я надеюсь, уверены, что все задачи, стоящие сегодня перед нами, в принципе уже разрешенные, будут закончены быстро и дружно, лояльно и справедливо, к удовлетворению обеих сторон, руководимых общей великой идеей братства и дружбы всех народов, Здесь съехались не противники, старающиеся Друг от друга побольше выторговать, а соседние народы, стремящиеся жить между собой в мире и братстве, мирно, бок о бок работать для своей страны и взаимно друг другу помогать.

Здесь завершится еще одно великое дело. Не на словах, а на деле докажут всему миру славные турецкий и армянский народы, что раз навсегда отброшена вражда между этими народами. Не с утаенным кинжалом подходят они друг к другу, а с горячей братской любовью. Не национальная рознь, а братство народов может укрепить борющиеся массы, может принести счастье всему миру только братское единение широких масс всех национальностей. Только под этим лозунгом мы победим.

ЗАЯВЛЕНИЕ

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ДЕЛЕГАЦИИ АРМЯНСКОЙ ССР

А. МРАВЯНА

Уважаемые делегаты Правительства Великого Национального Собрания Турции!

Представители братских Советских Закавказских Республик Азербайджана, Армении и Грузии возложили на меня приятную обязанность приветствовать вас и выразить вам те чувства и пожелания, которые воодушевляют нас, делегатов, равно как и наши народы в этот торжественный момент открытия первой конференции Турции и Советских Республик Закавказья.


Мы прибыли сюда не с враждебным чувством, мы не имеем никакого намерения возбуждать теперь те спорные вопросы, которые мы унаследовали от буржуазных и националистических правительств, проклятые вопросы, которые вызывали осложнения; нет, не эти задачи, не враждебные чувства волнуют нас теперь, мы восхищены героической борьбой трудолюбивого турецкого народа за свободу своей родины. Мы воодушевлены искренним желанием и твердо убеждены, что народ, который поднялся на защиту своей родины, победит, и его враг будет побежден. Мы уверены, что конференция укрепит эти чувства закавказских народов по отношению к турецкому народу, который будет знать, что в тылу у него нет врагов и что его соседи глубоко симпатизируют ему в борьбе против империализма, который хочет насиловать волю народа.

Уважаемые делегаты, мы не приходим на эту конференцию как победители или как побежденные, но мы приходим к вам, представителям народа, кото-рый ведет борьбу, и мы счастливы заявить вам, что он выйдет победителем из этой борьбы: пример титанической борьбы великого русского народа против империалистического мира служит этому гарантией. В этой борьбе Советская Россия могла победить своих неприятелей, так как рабоче-крестьянские массы, глубоко заинтересованные в сохранении завоеваний Великой Октябрьской революции, поднялись для своей защиты с героической решимостью. Революционная борьба русского народа, мы в этом убеждены, послужит примером турецкому народу, который сможет победить в этой борьбе против наемных слуг Антанты, которые борются в этот момент на полях Анатолии за право эксплуатации, за право притеснения турецкого народа.

Закавказские народы уверены, что эта конференция даст им прочные основы договора дружбы и братства с турецким народом, и на основе этого договора отныне мы сможем разрешить все спорные вопросы легко и быстро, как они разрешаются между Советскими Республиками.

Воодушевленные самыми благородными чувствами по отношению к турецкому народу делегации трех Советских Республик приветствуют конференцию.

ЗАЯВЛЕНИЕ

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ДЕЛЕГАЦИИ ТУРЦИИ

КАРАБЕКИРА

Турецкий народ не признал навязанного ему силой Севрского договора; он не согнул спины перед давлением и угрозами авторов этого печального договора; он отверг тех, которые против его желания и воли проводили политику


унижения и безнадежного подчинения. Вот почему он произнес революцию и установил новый образ правления.

Сопротивляясь таким образом всеми силами тираническому нападению Запада, турецкий народ увидел на Востоке ту Великую революцию, которая колебала Советскую Россию движением, имеющим мировое значение. Он ему протянул братскую руку и составил с ним союз для освобождения и счастья Востока и для установления царства дружбы и братства между этими двумя народами.

Что же касается благородных кавказских народов, составляющих связующее звено между Россией и Турцией, то их высокое значение увеличивается еще тем, что они являются ценными членами Высокой Советской Державы.

Приветствую вас всех и приветствую всем пылом моей души наше первое собрание, ибо подтверждение и упрочение той дружбы, основания которой были заложены нами в Москве, будут для всего мира знаком установления на Востоке эры вечного братства.

С самыми горячими пожеланиями скорейшего успеха тому делу, к которому мы приступаем сегодня, я объявляю конференцию открытой.

Печат, по арх.

240. Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Министру Иностранных Дел Великобритании Керзону

27 сентября 1921 г,

15 сентября г. Ходжсон передал Народному Комиссару по Иностранным Делам отпечатанный в форме ноты от Британского Министра Иностранных Дел пространный документ без адреса и без подписи, датированный 7 сентября, который, по объяснению г. Ходжсона, не предназначался для опубликования, но получил, между тем, широкую огласку и послужил предметом обсуждения в печати.

Народному Комиссару по Иностранным Делам достаточно было бросить беглый взгляд на полученный документ, чтобы заявить г. Ходжсону, что заключающиеся в нем обвинения или лишены всякого основания, или основаны на ложных сведениях и подложных документах. Однако Народный Комиссариат по Иностранным Делам не счел нужным следовать примеру, преподанному Министерством Иностранных Дел Великобритании, слишком поспешно возвращающим ноты, заключающие, по его мнению, с первого взгляда ни на чем не основанные обвинения, и, стремясь к устранению всяких поводов к недоразумениям между Российским и Британ-


ским Правительствами, с величайшей тщательностью рассмотрел все предъявленные ему обвинения и все факты, которые могли стать почвой для означенных обвинений.

Обвиняя Российское Правительство в нарушении обязательств, принятых им на себя на основании Англо-Русского соглашения от 16 марта*, английская нота ссылается на деятельность Российского Правительства и его представителей в странах Востока, якобы направленную против интересов Англии. Обосновывая свои обвинения, нота припутывает к делу III Коммунистический Интернационал, цитируя несколько докладов, якобы сделанных его «Центральному Комитету» членами и должностными лицами Российского Правительства, как, например, гг. Сталиным, Элиава, Караханом и Нуортева, а также приведя цитату из речи, якобы произнесенной 8 июня г. Лениным на съезде III Интернационала. Действительно, приведенные цитаты из докладов и речей образуют фон для остальных обвинений и должны служить доказательством того, что сознательно проводимая Российским Правительством политика заключается в стремлении подорвать влияние Британского Правительства на Востоке и возбудить революционное движение в колониях и в зависимых от Великобритании странах и что русские представители в своей деятельности лишь осуществляют эту политику III Интернационала, который, как утверждает нота, якобы тождествен с Российским Правительством.

Российское Правительство желает воспользоваться этим случаем, чтобы снова подчеркнуть, как оно это делало многократно раньше, что самый факт избрания Ш Интернационалом, по вполне понятным причинам, местопребыванием своего Исполнительного Комитета России как единственной страны, предоставляющей полную свободу распространению коммунистических идей и личную свободу коммунистам, а также тот факт, что некоторые члены Российского Правительства как отдельные лица принадлежат к Исполнительному Комитету, дает для отождествления III Интернационала с Российским Правительством не больше оснований, чем отождествление с бельгийским и Британским Правительством II Интернационала, постоянно пребывающего в Брюсселе и имеющего в числе членов своего Исполнительного Комитета бельгийского министра г. Вандервельде и члена Британского Кабинета Министров г. Гендерсона. Кроме того, Исполнительный Комитет III Интернационала состоит из 31 члена, из которых только 5 русских, причем трое из этих последних ие принадлежат к составу Российского Правительства.

Однако Российское Правительство в состоянии не только формально отвергнуть обвинения, основанные на отождест-

* См. т. Ill, док. № 344.


плетши ого с III Интернационалом, но также опровергнуть эти обвинения и по существу. Так, например, г. Стадии, который, согласно английской ноте, якобы делал различные доклады «Центральному Комитету» от имени «Восточного отдела III Интернационала» в июне 1921 г. по вопросам этого отдела, никогда не имел никакого отношения ни к III Интернационалу, ни к какому-либо из его отделов и поэтому не имел случая делать приписываемых ему докладов и никогда их не делал. Действительно, Восточный отдел прекратил свое существование с осени 1920 г. Точно так же ложна цитата, приписываемая г. Элиаве, который также никогда не работал для III Интернационала или в связи с ним и никогда не представлял никаких докладов «Центральному Комитету». Также и г. Карахан никогда не делал никаких докладов «О положении на Ближнем Востоке» или по другим каким-либо вопросам. Еще менее основательна ссылка на доклад, сделанный будто бы 20 июня г. Нуортева, которого английская нота титулует «заведующим Отделом пропаганды при III Интернационале». Г-н Нуортева также никогда не выполнял каких бы то ни было функций для III Интернационала, и в то время не существовало никакого «Отдела пропаганды». Более того, г. Нуортева не мог делать означенного доклада или каких-либо иных подобных докладов в июне 1921 г. по той простой причине, что он с марта месяца находится в тюрьме, Что касается речи, приписываемой г. Ленину, якобы произнесенной 8 июня на съезде III Интернационала, то Британское Правительство, если бы оно пожелало ознакомиться с московскими газетами, в которых печатались ежедневно отчеты о заседаниях съезда, могло бы убедиться, что г. Ленин 8 июня не произносил речи и что в немногих произнесенных им в разное время речах приписываемые ему фразы совершенно отсутствовали, так как они не имели никакого отношения к предмету его речей.

Совершенно ясно, что все доклады, речи и заявления, перечисленные в английской ноте, вымышлены, сфабрикованы и подделаны для какой-то цели. Они появились несколько времени тому назад в различных контрреволюционных русских газетах, которые также приводили множество других документов, циркуляров и писем, якобы исходящих от III Интернационала, различных советских учреждений или гг. Ленина, Троцкого, Чичерина, Литвинова, Преображенского или других русских, имеющих отношение к Советскому Правительству. Стараясь проследить происхождение этих подложных документов, вплоть до самых источников их. Российское Правительство обнаружило «Бюллетень», издававшийся в Германии под названием «Ост-Информацион» анонимной группой сыщиков и доставлявшийся, главным образом, контрреволюционным газетам и тайным агентам различных правн-


тельств, которые стремятся получить секретные документы, касающиеся Советской России. Несмотря на отметку «весьма секретно», бюллетень ие только не скрывает, а прямо печатает адрес типографии {А. Винсар, Вильгельмштрассе, 11, Берлин, S. W. 48), и в одном из номеров указаны название и адрес его банка {Вестерхагеи и К0, Потсдамерштрассе, 127, Берлин; приложение I) *, куда надлежит направлять подписные деньги. Г-пу Ходжсону были показаны в Комиссариате по Иностранным Делам подлинные номера этого бюллетеня, при этом к настоящей ноте прилагаются фотографические снимки с некоторых страниц бюллетеня. Именно в этом самом бюллетене публикуется большинство подложных сенсационных документов, как-то: инструкции, циркуляры, частные письма, признания и т. д. советских вождей. Вероятно, из этого источника была почерпнута ложная информация о Советской России и о советских лидерах, появившаяся в официальном докладе Парламентского комитета, возглавляемого лордом Эммоттом. Особенно заслуживает сожаления то обстоятельство, что такие вымышленные доклады и речи нашли себе место в официальной ноте Британского Министерства Иностранных Дел в качестве основы для обвинений против Правительства дружественной страны. Совершенно очевидно, что не простым совпадением является тот факт, что большинство апокрифических докладов и речей Сталина, Элиавы, Нуортевы, Карахана и Ленина напечатаны в бюллетене германских сыщиков практически в тех выражениях, в каких они цитируются в британской ноте, как, например, доклады, приписываемые Элиаве (приложение II), Нуортеве, Кара-хану {приложение III), или речь, якобы произнесенная Лениным (приложение IV).

Советское Правительство ясно сознает, что Британское Министерство Иностранных Дел введено в заблуждение шайкой профессиональных фальсификаторов и мошенников и что если бы оно знало, из каких сомнительных источников в действительности исходят его сведения, то нота от 7 сентября никогда не была бы написана.

Российское Правительство еще не имело возможности обнаружить источник столь же ложной информации Британского Правительства относительно остальных обвинений, которые упомянуты в ноте от 7 сентября под заголовком «Индия», «Персия», «Туркестан», «Ангора» и «Афганистан» и которые также в значительной степени базируются на вышеуказанных несуществующих докладах и речах. Но оно желает самым категорическим образом заявить, что с момента заключения Англо-Русского соглашения оно не имело сношений, ни прямых, ни косвенных, с г. Чаттопадхайя или

* Приложения не печатаются.


с какими-нибудь другими революционерами Индии; что не существует никакой пропагандистской школы в Ташкенте в целях подготовки эмиссаров для Индии; что оно никогда не имело никаких отношений с д-ром Гафизом и ничего не знает о его заводе бездымного пороха. Однако верно то, что один индус, который предложил Советскому Правительству организовать торговлю оружием в Кабуле, был арестован как агент-провокатор и все еще содержится в тюрьме. Советское Правительство совершенно определенно слагает с себя всякую ответственность за действия в Кабуле Джемаля-паши, которому никакого содействия оказано не было. Переход русской границы по дороге в Афганистан уроженцами Индии или лицами, принадлежащими к другой национальности, является не большим нарушением Англо-Русского договора, чем гостеприимство и свобода передвижения, которые предоставлены в Англии значительному числу контрреволюционных заговорщиков.

Далее Советское Правительство желало бы отметить, что содержащееся в британской ноте заявление, будто бы оно пыталось воспрепятствовать соглашению ангорского правительства с Британским Правительством, лишено всякого основания, так же как и утверждение, что Советским Правительством будто бы сконцентрированы значительные силы на границах Анатолии. Это обвинение тем более лишено основания, что Народный Комиссариат по Иностранным Делам еще совсем недавно оказал существенное содействие встреч-е британского официального агента с турецким послом в Москве, предоставив им возможность обсудить имеющиеся между их правительствами разногласия.

Если бы Британское Министерство Иностранных Дел располагало более точной информацией и имело бы в руках подлинные русские документы, оно узнало бы о строгих инструкциях, данных после заключения Англо-Русского соглашения Российским Правительством его представителям на Востоке*, которыми последним предписывалось воздерживаться от всякой антибританской пропаганды и сообразовать свою деятельность с новыми отношениями, создавшимися между Российским н Британским Правительствами после подписания Соглашения. Российское Правительство не имеет оснований полагать, что его представители действуют не в соответствии с инструкциями и что они ие ограничиваются лишь защитой российских интересов, не нарушая интересов Великобритании. Верное своему принципу права всех народов на самоопределение, Советское Правительство и его представители с величайшим уважением относятся к независимости государств Востока, отказавшись от всех преимуществ и усту-

* См5 док. № 112, 251.


пок, силою вынужденных у них царским правительством, и оказывая даже небольшую материальную и денежную помощь, исправляя тем самым несправедливости, причиненные им дореволюционной Россией. Российскому Правительству непонятно, каким образом помощь, оказанная Афганистану совершенно открыто, на основании Договора, о котором Британское Правительство было оповещено г-иом Красиным, может истолковываться как недружелюбный по отношению к Великобритании акт. Обвинения, выдвинутые в этом случае Британским Правительством, либо неопределенны и несущественны, или же опираются на совершенно вымышленные факты, как, например, сообщение об образовании г-ном Рот-штейном революционного комитета в Тегеране или о его попытках добиться отставки афганских представителей, которые, в действительности, им высоко ценятся и пользуются его личной дружбой.

Можно допустить, что в некоторых случаях представители Российского Правительства могли бессознательно нарушить британские интересы, не зная в точности, в чем они заключаются. Следует вспомнить, что во время переговоров об Англо-Русском соглашении именно Российское Правительство не раз требовало полного обсуждения данных вопросов и точного определения взаимных обязательств и что оно это делало с единственной целью, как это было указано во всех его нотах, устранить на будущее время любые недоразумения, вытекающие из неопределенности их обязательств, и что именно Британское Правительство настаивало на заключении соглашения путем обмена радиотелеграммами и на сведении взаимных обязательств до неопределенной формулы. Тем не менее, Российское Правительство сделало все, что было в его силах, для точного выполнения всех принятых им на себя обязательств и стремилось избегать всяких поводов к трениям и недоразумениям; но оно, конечно, не могло помешать злоумышленникам подделать документы и вводить таким образом в заблуждение Британское Правительство. Оно не могло ожидать, что Британское Министерство Иностранных Дел найдет возможным воспользоваться такими документами с целью дискредитировать Российское Правительство и поставить под сомнение лояльное выполнение принятых им на себя обязательств.

Российское Правительство, с своей стороны, считает себя вынужденным отметить, что позиция, занятая по отношению к России Британским Правительством за последнее время, отнюдь не имела дружественного характера. Арест британскими властями в Константинополе целого ряда российских торговых представителей и высылка их оттуда без предъявления им каких-либо обвинений, совместная с французским правительством деятельность в так называемом «русском вопросе»,

m


постои un,-ih поддержка французских планов, имеющих целью воспрепятствовать всем попыткам различных стран и международных организаций оказать помощь голодающему населению России, и, наконец, самое предъявление британской ноты от 7 сентября с заключающимися в ней серьезными обвинениями, основанными исключительно на вымышленных фактах и непроверенных сведениях, полученных из сомнительных источников, в то время, когда Франция побуждала Польшу и Румынию объявить войну России, не являются такого рода фактами, которые заставили бы Российское Правительство верить в искреннее желание Британского Правительства культивировать дружественные отношения между народами н Правительствами обеих стран.

Британскому Правительству хорошо известна готовность Российского Правительства дружественным образом обсудить наилучшие способы и средства к устранению всех препятствий на пути к установлению нормальных отношений, и когда Британское Правительство вместо того, чтобы прибегать к необоснованным обвинениям, имеющим целью подвергать сомнению добросовестность Российского Правительства и препятствовать другим народам заключать соглашения с Россией, со своей стороны, проявит одинаковую готовность улаживать разногласия деловым путем, оно увидит и со стороны Российского Правительства такую же готовность идти ему навстречу.

Заместитель Народного Комиссара

по Иностранным Делам

Максим Литвинов

Печат. по ирх. Опубл в газ. «Известия» M 218(1361). 30 сентября 1921 г

241. Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Послу Персии в РСФСР Мошавер-оль-Мемалеку

28 сентября 1921 г.

Господин Чрезвычайный Посол,

Полномочный Представитель Российского Правительства в Персии сообщил в Народный Комиссариат Иностранных Дел, что Министр Просвещения Персии выехал в Баку и Тифлис для заключения торгового соглашения с РСФСР.

Признавая весьма желательным и своевременным заключение подобного соглашения, Народный Комиссариат Иностранных Дел уже закончил предварительные работы по подготовке оснований для будущих переговоров и настоящим просит Вас, господин Чрезвычайный Посол, сообщить Ваши соображения о возможности открытия в Москве конференции для обсуждения и заключения русско-персидского торгового договора 68.

3№


Прошу Вас вместе с тем довести до сведения вашего Правительства, что Правительство РСФСР полагало бы переговоры о названном соглашении вести в Москве и, в случае неимения возражений, ожидает прибытия уполномоченных Персидского Правительства в возможной скорости.

Пользуюсь настоящим случаем, господии Чрезвычайный Посол, для выражения Вам своего глубокого уважения.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

\Чичерин\

Печат. по арх.

242. Нота Заместителя Министра Иностранных Дел Дальневосточной Республики Председателю Японской делегации на Дайренской конференции51 Мацусима

29 сентября 1921 г.

Милостивый государь,

Правительством Дальневосточной Республики получено сообщение, что в 20-х числах сего месяца в г. Владивостоке происходило совещание, на котором разрешался вопрос о покупке Китайско-Восточной железной дорогой у Уссурийской дороги значительного количества железнодорожного имущества и о передаче всей Уссурийской дороги в ведение Китайско-Восточной дороги.

В этом сообщении указывается, что в означенном совещании участвовали управляющий Китайско-Восточной дорогой инженер Остроумов, инженер Калина, инженер Стивене и, с другой стороны, представители так называемого мерку-ловского правительства69. Совещание пришло к соглашению о том, что Китайско-Восточная железная дорога получает от С. Меркулова 2000 скатов вагонных колес и 50 000 резиновых тормозных рукавов, — всего стоимостью 700 тысяч американских долларов, Кроме того, совещание выяснило готовность С. Меркулова передать Уссурийскую железную дорогу Китайско-Восточной дороге за единовременную уплату в пользу С. Меркулова 2 миллионов мексиканских долларов.

Правительство Дальневосточной Республики констатирует еще раз совершенно беззаконную и хищническую растрату принадлежащего Дальневосточной Республике имущества, непрерывно практикуемую со стороны безответственных лиц, вроде упомянутого С. Меркулова и других, захвативших при помощи русских контрреволюционных офицерских отрядов южную часть Приморской области и производящих там совершенно незаконные распродажи имущества Дальневосточной Республики.

В районе действия этих лиц в Южном Приморье в настоящее время имеются японские военные отряды и, таким обра-


зом, (незаконные действия этих лиц происходят до некоторой Степени под защитой японских властей и, очевидно, с ведома последних. Таким образом, ответственность за расхищение имущества Дальневосточной Республики падает также на японские власти и на японские интервенционистские отряды, которые своим присутствием на территории Южного Приморья дают возможность упомянутым лицам производить хищения для своих личных целей.

Заявляя свой решительный протест по поводу хищений, производимых названным Меркуловым и другими лицами в Южном Приморье путем незаконных сделок, Правительство Дальневосточной Республики в силу изложенного не может не возложить общей ответственности за действия этих лиц и материальной ответственности за последствия этих действий на японских военных и гражданских представителей в Южном Приморье.

Заместитель Министра Иностранных Дел Дальневосточной Республики

Янсон

Печат. по арх.

243. Письмо Особоуполномоченного Революционного Военного Совета войск Сибирн Военному Губернатору Тар-багатайского округа и Уполномоченному Генерал-Губер-натора провинции Синьцзян Лю Си-цзину 70

29 сентября 1921 г. M 139

От имени Революционного Военного Совета войск Сибири приветствую Вас и в Вашем лице славные китайские войска, приношу искренние поздравления по поводу разгрома банд Бакича — этого злейшего врага трудового народа обеих дружественных Республик и благодарность за ту помощь и содействие китайских войск и народа в этой операции нашим войскам, действующим на территории Китайской Республики. Смею надеяться, что искренняя дружба с Вашей стороны к Российской Республике доказана подписанием соглашения*, направленного к уничтожению банд Бакича, и приношу не менее искреннее заверение в дружбе с нашей стороны к Китайской Республике, тем более, что, по моему мнению, интересы как военные, так н экономические обеих дружественных стран тождественны.

С совершенным почтением к Вам, имею честь быть

Особоуполномоченный Реввоенсовета войск Сибири

И. Погодин

Печат. по арх.

* См, док, № 212.


Иа это письмо был получен следующий ответ Л го Си-цзина *;

«Ваше любезное поздравление с окончанием ликвидации банд Вакича лишний раз доказало нам дружественные отношения Великой Советской Республики к Китаю. Приноси Вам со своей стороны самые искренние поздравления по поводу уничтожения вашего последнего фронта, спешу подчеркнуть, что дружественные отношения ме-жду двумя соседними Республиками, установившиеся eine с того времени, когда впервые банды Бакича и Новикова нарушили международные законы и тем самым стали в угрожающее спокойствию двух соседних Республик положение, теперь окончательно укрепились, доказательством чего служит как нахождение советских войск в пределах Китая, так и подписание последнего соглашения. Теперь же, когда военные дела окончены, будем твердо надеяться, что две соседние Республики в тесных дружественных отношениях, рука об руку быстро пойдут к экономическому процветанию».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: