Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Министру Иностранных Дел Монголии

Передано по телеграфу 28 октября 1921 г.

В ответ на Вашу ноту от 17 октября, заключающую в себе новое предложение: совместными действиями и вводом советских] частей в Зап[адную] Монголию ликвидировать концентрирующиеся там остатки белобанд Унгерна, Бакича, Казанцева, Кайгородова, — имею честь сообщить, что Российское Советское Правительство вполне разделяет те опасения, которые высказываете Вы, гражданин Министр, относительно концентрации белобанд в районе Кобдо и Уланкома.

В осуществление Вашего предложения и в интересах безопасности границ нашего государства Российское Советское Правительство одновременно с сим приказало своим войскам рука об руку с Народио-Революционной армией Монголии нанести новый сокрушительный удар остаткам нашего общего врага — белобандам генерала Бакича, Казанцева, Кайгородова и других. Вынужденные вновь взяться за оружие, чтобы охранять безопасность своих территорий, жизни и имущества своих граждан от лютых врагов России и Монголии— разбойников и грабителей — белых, — я ие сомневаюсь, что наши доблестные армии совместной боевой работой скоро создадут условия мирной жизни, к которым оба наши Правительства и народа настойчиво стремятся, и к возвращению нашнх войск в пределы России для перехода их на мирное состояние.

Примите уверение в совершенном [к] Вам, гражданин Министр, почтении.

Наркоминдел Чичерин

Печат, по арх.


280. Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Послу Персии в РСФСР Мошавер-оль-Мемалеку

29 октября 1921 г.

Господин Посол,

Ваша нота № 339 от 20 октября вызвала у нас некоторое удивление, так как она касается исключительно отношений между Персией и Азербайджанской Республикой и говорит о вопросах, из которых одни никогда ие были предметом переговоров между нами, а другие были даже нам неизвестны. Из угрожающего тона в заключении Вашей ноты мы могли сделать вывод, что Персидское Правительство желает передать Русскому Правительству некоторые неразрешенные вопросы между Персией и Азербайджаном. Таким образом, нам важно было бы знать, имеет ли целью Ваш шаг использовать дипломатические действия Русского Правительства для того, чтобы войти в сношение с Азербайджанским Правительством в целях урегулирования разногласий, существующих между Персией и этой Республикой. Мы были бы Вам очень признательны, если бы Вы соблаговолили указать нам, в какой форме наше содействие было бы рассматриваемо как желательное для того, чтобы устранить все затруднения между Персией и Азербайджаном.

Нам, однако, не показалось уместным ждать, чтобы процессуальные вопросы были разрешены для того, чтобы рассмотреть самое существо вопросов, которые Вы подняли. Рассмотрение это доказало иам несомненным образом, что набеги и грабежи племен, населяющих области Персии, соседние с Азербайджаном, не прекратились до сих пор. Области Сальяны, Билясар, Карадонлу особенно пострадали от набегов банд из Персии. За первую половину августа, период времени относительно короткий, в одном Сальянском уезде эти разбойники захватили 818 голов крупного скота, 4000 баранов, 80 верблюдов, 70 лошадей, 48 буйволов. При защите местной дружнной и крестьянами от этих банд 85 местных дружинников и 5 крестьян были убиты. Чиновник Чрезвычайного Посольства Персии в Москве, проездом в Баку, посетил Председателя Совнаркома Азербайджанской Республики тов. Нариманова и сообщил ему, что он снесется через Астару с Персидским Правительством для урегулирования вопроса. Однако после этого посещения набеги племен севера Персии в Азербайджан еще более расширились. Персидское Правительство, к сожалению, ничего не сделало, чтобы прекратить эти набеги и эти разбои. Еслн азербайджанское войско оказалось вынужденным, может быть один раз, преследуя бандитов в этой малоразвитой стране в горах, перейти иа короткое время иа персидскую территорию, это была временная необходимость, исходящая из случайных обстоятельств. Наилучшим способом сделать невозможным, чтобы


подобиин факт повторился,было бы,если быВысоблаговолнли, господни Посол, попросить Персидское Правительство принять T.iKiie 'меры, которые сделали бы невозможным в будущем грабежи персидских племен на азербайджанской территории.

Что касается тов. Нариманова, то он официально заявил на пленарном заседании 2-й сессии ЦИК Советов Азербайджана, что Азербайджанская Республика ни в чем не вмешивалась в дела Персии и не предоставляла никакой помощи персидским революционерам, с которыми она не имеет никакого соприкосновения, даже нравственного.

Так как Персидское Правительство ни в малейшей степени не удовлетворило Азербайджанское Правительство в отношении постоянных набегов, от которых Азербайджан страдает со стороны персидских кочевников, угрожающий характер Вашей ноты от 20 октября заставляет нас опасаться предвзятого решения со стороны Персидского Правительства занять враждебную позицию по отношению к Азербайджану и, следовательно, по отношению к Русскому Правительству, которое является тесным союзником этой Республики. Нам трудно понять, какая причина может толкать Персидское Правительство желать отравлять отношения, которые, как кажется, установились таким счастливым образом между Персией и Россией после заключения Московского договора*.

Позволим себе по этому случаю обратить Ваше внимание на то обстоятельство, что Персидское Правительство еще ничего не сделало для выполнения предложения нашего Правительства, стремящегося начать переговоры в целях заключения торгового договора и консульских и почтово-телеграф-ных соглашений, хотя наш Полномочный Представитель тов. Ротштейн уже более двух месяцев тому назад поднял вопрос в Тегеране. Равным образом, переговоры о заключении соглашения об эксплуатации рыбных промыслов южных берегов Каспийского моря все еще в их первоначальной стадии, хотя наш Полномочный Представитель уже несколько раз сообщал Персидскому Правительству о нашем желании более активно продолжать эти переговоры.

Имея твердую надежду, что все указанные вопросы получат благоприятное разрешение в самый короткий срок, позволю себе, господин Посол, выразить убеждение, что развитие экономических сношений между Россией и Персией, основанное иа Московском договоре, создаст атмосферу доверия и дружбы, которую Русское Правительство всегда стремилось создать с Персией н существование которой представляет жизненный интерес для обеих стран. Примите и пр.

[Чичерин]

Печат по арх.

* СМ. Т, III, ДОК. № 305.


281. Письмо Председателя Российской Экономической делегации в Италии Представителю МИД Италии Скарпа

29 октября 1921 г. № 1112

Уважаемый господни Скарпа,

После iiaiiioii нчсрашисп беседы я получил новые сведения об активных ciiniHx, существующих между Министерством и бмшипм царским посольством, к которому обращается Мииистерстно Иностранных Дел за справками относительно русских граждан, желающих приехать в Италию.

Как я имел удовольствие сообщить Вам вчера, этот вопрос, по моему мнению, требует категорического и полного выяснения. До тех пор, пока Министерство Иностранных Дел ограничивалось тем, что терпело это учреждение на итальянской земле, не препятствуя его внутренней деятельности и признавая достоверность документов, которые оно выдает, мы примирялись с этим; но мы должны протестовать самым энергичным образом против существования активных связей между Министерством и этим посольством свергнутого правительства. Если Итальянское Правительство будет разрешать своим чиновникам принимать представителей этого учреждения в целях информации, если оно будет направлять туда частных лиц и официальные органы, когда оии хотят обратиться к представителю России, если оно будет разрешать курьерам бывшего посольства пересекать итальянскую границу с запечатанными дипломатическими вализами, и в особенности, если после подписания Итало-Русского соглашения* оно будет продолжать допускать легализацию итальянскими властями документов этого посольства, то все эти факты, взятые вместе, будут означать признание с его стороны за бывшим царским посольством статуса российского представительства в Италии, иначе говоря, открытую поддержку контрреволюционной организации, враждебной Российскому Правительству, что явится явным нарушением статьи «а» преамбулы упомянутого выше Соглашения.

Если Итальянское Правительство действительно желает поддерживать лояльные отношения с Советским Правительством, оно само должно осудить эту практику, благоприятную врагам этого последнего, Оно могло бы, например, сделать это в форме письма г-на Министра Иностранных Дел на мое имя с указанием на то, что продолжение такого рода практики категорически исключается после подписания Соглашения. При отсутствии такой гарантии я не считал бы возможным взять на себя ответственность, которая оказалась бы на меня возложенной с момента подписания Соглашения,

* См. док. № 336,


п я оказался бы вынужденным снестись по этому вопросу с Москвой.

Я настоятельно прошу Вас, милостивый государь, благоволить разъяснить г-ну Министру, что нашим единственным желанием является иметь гарантию в отношении лояльного выполнения самого Соглашения и что мы далеки от мысли вырвать таким образом у Италии косвенное юридическое признание Советского Правительства, что при существующих обстоятельствах представляло бы для нас лишь малое значение.

Примите, милостивый государь, уверение в моем совершенном уважении85,

Боровский

Печат. по арх.

282. Нота Правительства УССР Правительству Польши*

30 октября 1921 г.

28 сентября с. г. Украинское Советское Правительство было вынуждено самым категорическим образом обратить внимание Польского Правительства иа преступную деятельность, которая ведется на территории Польши агентами Пет-люры, Савинкова, Балаховича, при полной поддержке со стороны органов польской власти, а в особенности II отдела VI польской армии во Львове, и которая направлена против целости и безопасности Украины. Считая, что Польское Правительство разделяло искренние и твердые намерения Украинского Правительства устранить все те препятствия, которые создаются врагами установления мирных добрососедских политических и экономических отношений между двумя государствами, Украинское Правительство довело до сведения Польского Правительства подробные сведения о целом ряде лиц, превративших территорию Польской Республики в свою операционную базу, склады Польского государства в свой аппарат снабжения и административные органы Польши в свои собственные органы власти для политической борьбы против Советской Украины путем организации бандитских налетов на ее территорию, убийства ее граждан, грабежей и поджогов. С глубоким возмущением Правительство Украины должно констатировать, что, несмотря иа это, несмотря также на категорические заявления Польского Правительства о его намерении пресечь в корне систематический взрыв Рижского мирного договора**, факты последнего времени не только не подтверждают такого намерения, а, наоборот, совершенно им

* Передана министру иностранных дел Польши Скирмунту полпредством УССР в Польше 31 октября. ** См, т. III, док. № 350.


противоречат и оправдывают все опасения Украинского Правительства.

Эти факты, вместе с полученными Правительством Украины сведениями, о которых будет сказано далее, свидетельствуют о том, что эпизодические до этого времени налеты иа территорию Украины баид, которые формируются и содержатся иа территории Польши, приобретают в настоящее время массовый координированный характер с явной целью вызвать восстание против Рабоче-Крестьяиской власти Украины.

Эти новые бандитские операции начались с 25 октября, когда банда, числом до 50 чел., прибывшая из Польши, произвела налет на особый пункт Ляцкорунь. В ночь с 27 иа 28 октября вторая банда, силою в 400 чел. пехоты и 200 чел. кавалерии с 4 пулеметами и 10 автоматическими винтовками, переходит границу в районе Жорнавки, развивая свои дальнейшие операции на юго-восток и северо-восток от Гусятина. Части этой банды убивают в с. Иванковцах взводного командира пограничной стражи и 4 красноармейцев, а в с. Кревен-ном—военного комиссара и 20 милиционеров. Конные части бандитов успевают занять станцию Ярмолинцы, уничтожают при этом станционные аппараты и поджигают хлебный ссыпиой пункт. Далее они распространяются на восток до села Кожаницы, откуда, как и от станции Ярмолинцы, их отбили прибывшие красноармейские части. Местное население свидетельствует, что бандиты везли с собой большое количество оружия, каковое щедро раздавали по две винтовки на каждого желающего и распространяли приказы о мобилизации именем так называемой «украинской народной республики». Из показаний взятых в плен бандитов вытекает, что эти банды прибыли в количестве четырех эшелонов в предоставленных в их распоряжение польской властью вагонах из района Чортков—Копычинцы, где они на польской территории установили свой штаб.

Из других источников Правительство Украины узнало, что на польской территории готовятся и предполагают напасть на территорию Украины также и другие банды, имеющие задачей занять, с одной стороны, Каменец-Подольск, а с другой — ст. Жмеринка. Эта операция в районе южной части Подолии, под руководством полковника Добротвор-ского, должна, однако, согласно плану, разработанному во II отделе VI польской армии во Львове, быть лишь демонстрацией, а одновременно в северную часть Подолии должен вторгнуться отряд полковника Ступкицкого с целью пробиться в Сквирский уезд Киевщины, тогда как, согласно этому плану, главный удар намечается еще далее на север — в районе Коростеия, с целью захвата этого железнодорожного узла. Здесь должен оперировать атаман Нель-


TOBCKiiiî, отряды которого вместе с ним и начальником его штаба полковником Генерального штаба Лосевым вторглись ил территорию Украины в первых числах октября. Первая группа этих бандитов в составе 80 кубанских и донских казаков из дивизий Яковлева, вооруженных винтовками, саблями и ручными гранатами, перешла границу в районе Корца еще в ночь с 28 на 29 сентября, вторая группа в 85 чел., в большинстве петлюровских офицеров и унтер-офицеров, перешла границу в районе села Мышакова и принимала участие во взрыве поезда с рабочими и хлебом на станции Те-терево.

Правительство Украины в своей ноте от 28 сентября уже имело честь предупредить Польское Правительство о таких планах нападений на Украину, которые вырабатывались и приготовлялись организациями Петлюры и Савинкова при ближайшем участии польской военной власти, и настаивать перед Польским Правительством на принятии, в силу ст. V Рижского мирного договора, решительных мер для фактической ликвидации упомянутой преступной деятельности, направленной против Советской Украины. С тем большей категоричностью Правительство Украины вынуждено требовать от Польского Правительства, тяжкая ответственность органов которого не подлежит ни малейшему сомнению, немедленного разоружения и рассеяния сформированных на его территории банд, немедленной и окончательной ликвидации организаций Петлюры и Савинкова и сурового наказания для всех виновных в этих преступлениях лиц, оставляя за собою право на возмещение за все убытки, причиненные петлюровскими и савинковскими бандами и Украинской Советской Республике и гражданам. Правительство Украины считает, что единственным способом, могущим внести успокоение в взволнованные и возмущенные мысли рабочих и крестьянских кругов Украины, является немедленное принятие решительных мер со стороны Польского Правительства против всех организаторов и вожаков петлюровских и савинковских банд и лиц, ответственных за сформирование и деятельность упомянутых банд. Список наиболее активных членов петлюровских и савинковских организаций Правительство Украины уже имело честь довести до сведения Польского Правительства. Чтобы избежать недоразумений, Украинское Правительство должно отметить, что наряду с Петлюрой и Тютюииком главными и наиболее активными организаторами банд являются: в лагере Возовицы — командир дивизии генерал Омельяиович-Пав-ленко младший; в лагере Лаицута — генерал Бурковский, командир 5-й дивизии; в лагере Калиш — генерал Удовиченко, командир железной дивизии, генерал Загорский, командир 2-й Волынской дивизии; в Петрокове — генерал Без-ручко, командир 6-й стрелковой дивизии, а также польский


поручик Ковалевский, помощник Тютюника во 11 отделе польского штаба; полковник Генерального штаба Отмарштейн, начальник военного управления повстанческого штаба Тютюника; полковник Генерального штаба Кузьминский, начальник контрразведки II отдела польского штаба; полковник Добротворский, начальник отдела гражданского управления при штабе Тютюника; сотник Кузьмин-Татаренко, начальник Тариопольского пункта № 1; Головко, начальник пункта № 2 в Ровно, и сотник Бабич, начальник пункта № 3 в Сар-пах. В своей поте 28 сентября с. г. Правительство Украины уже отмечало активную роль начальников этих пунктов и перемещении банд с польской территории иа территорию Украины.

Правительство Украины позволяет себе выразить полную уверенность в том, что, предоставляя Польскому Правительству дело установления конкретных мероприятий, долженствующих быть примененными по отношению к упомянутым преступникам, оно будет в кратчайший срок уведомлено о понесенном ими наказании, как равно и о принятии Польским Правительством мер для окончательной ликвидации преступной деятельности упомянутых лиц на польской территории и ожидает, что для того, чтобы сделать невозможным в дальнейшем повторение приведенных в этой йоте явлений, эти меры Польским Правительством будут приняты также и по отношению и ко всем вожакам и организаторам банд. Правительство Украины выражает надежду, что Польское Правительство оценит все те жертвы, на которые пошла Украина, чтобы обеспечить мир с Польшей, и те терпеливые старания, которые прилагались Правительством Украины для укрепления мирных отношений, уже совершившимся обменом дипломатических миссий и для установления путей культурного и хозяйственного сожительства Украины с Польшей.

Не допуская мысли о том, чтобы Польское Правительство могло разделять надежды неоднократно уже отвергнутых украинским народом политических авантюристов и их вдохновителей, будто бы оии смогут бандитскими налетами или даже войной, которую оии хотят спровоцировать, навязать закаленным в четырехлетней революционной борьбе украинским рабочим и крестьянам свою власть, и считаясь с неоднократными заверениями Польского Правительства, что оно во взаимоотношениях с Украиной будет точно руководствоваться постановлениями Рижского мирного договора, Правительство Украины ожидает в ближайшем будущем полного удовлетворения своих справедливых требований — осуществления выдвинутых реальных гарантий, каковые являются минимальными, законными н единственно достойными само-

455.


стоятслыюсти Украины как государства, в интересах ее трудящихся масс.

Председатель Совета Народных Комиссаров

и Народный Комиссар по Иностранным Делам

Украинской Социалистической Советской Республики

Печат. по сборн. «Красные книги», 3, 1921, стр. 48-51.

283. Резолюции Экономической конференции Прибалтийских государств и РСФСР8б

31 октября 192J г.*

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОТОКОЛУ

2-го ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

ОТ 30 ОКТЯБРЯ 1921 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Резолюция

Комиссии железнодорожного транспорта

По п. 1. Признается образование** железнодорожного соглашения между Прибалтийскими государствами желательным и отвечающим их общим интересам.

По п. 2. 1) Признается необходимым образование центрального органа для проведения в жизнь железнодорожного соглашения между договаривающимися государствами.

2) Для выяснения деталей конструкции этого органа и выяснения порядка его деятельности, образовать особую комиссию.

По п. 6. Признать желательным образовать особую комиссию из представителей входящих в общее железнодорожное соглашение железных дорог, которой и поручить обследовать возможность установления и самое определение однообразных статистических измерителей эксплуатации названных дорог, могущих служить как статистический материал для работ центрального органа. Если вышеупомянутая комиссия выяснит возможность установления однообразных измерителей, то желательно согласованные и установленные измерители не менять в будущем без общего согласия.

По п. 4. Образовать комиссию из представителей всех конферирующих государств для составления проектов соглашения:

1) об установлении прямых, беспересадочных пассажирских сообщений между всеми конф[ерирующими] государствами;

* Дата подписания протоколов с приложенными к ним резолюциями. ** Так а подлиннике,


2) о пропуске грузов по прямым документам;

3) о перевозке сборных грузов;

4) назначить местом работ комиссий г. Ригу.

По п. 3. Выслушав доклад РСФСР о порядке перевозки оптантов, беженцев и эмигрантов, комиссия признает, что затронутые вопросы выходят из пределов компетенции железнодорожной комиссии, касаясь сфер компетенции других ведомств, почему эти вопросы могут быть решены только соединенным совещанием всех заинтересованных ведомств конферирующих государств. Принимая во внимание существование многих затруднений и неудобств при передвижении оптантов, беженцев и эмигрантов, в частности как в отношении неполучения подвижного состава в отдельных случаях, так и направления их не по кратчайшим направлениям, комиссия настоятельно находит необходимым введение в этом смысле соответствующих улучшений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Резолюция

Комиссии по вопросам водного транспорта

1. Признать очень желательным установление срочных регулярных рейсов между портами конфер[ирующих] стран: РСФСР, Финляндией, Эстонией, Латвией и Литвой (в принципе).

2. Расписание движения пароходов, установление грузовых фрахтов, пассажирских тарифов и проч[их] условий этого вида сообщений должны быть установляемы по взаимному соглашению заинтересованных сторон.

3. Присоединиться к резолюциям комиссии жел.-дор. транспорта по п. п. 2 и 6 программы Конференции, распространяя их на водное сообщение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Резолюция Комиссии по вопросам портовой политики

Образовать при комиссии путей сообщения портовую секцию, которой поручить ознакомиться с современным состоянием портов и принимаемыми мерами для улучшения условий работы в них.

Признать желательным:

A) Выделение в портах особых территорий для производства всевозможных операций с транзитными грузами.

Б) Обеспечение портов устройствами, облегчающими прием, отправление и хранение транзитных грузов.

B) Пересмотр портовых сборов.

Г) Упрощение таможенных обрядностей.


Меры к урегулированию санитарных обрядностей о портах и пограничных железнодорожных пунктах

А. Принимая во внимание:

1) что до политического разъединения в портах всех Прибалтийских государств и находящихся на их территории железнодорожных пограничных пунктах применялись соответственные постановления Парижской Международной Санитарной Конвенции 1903 года;

2) что постановления этой Конвенции подверглись дальнейшей разработке и усовершенствованию на Международной санитарной конференции, происходившей в Париже в 1911 году, в которой принимала участие также и Россия;

3) что со времени этой последней Международной санитарной конференции, в которой участвовали представители 43 государств Европы, Азии и Америки, происходили международные конференции только некоторых европейских государств и по некоторым вопросам, не изменившие существенных частей Международной Конвенции 1911 года,—

является необходимым принять за основу будущей санитарной конвенции между Россией и Прибалтийскими государствами Парижскую Международную Санитарную Конвенцию 1911 года.

Б. Так как на настоящей конференции Прибалтийских государств присутствуют медицинские представители только двух государств — Латвии и России — и потому невозможно в настоящем составе всесторонне разработать полный проект санитарной охраны границ всех договаривающихся государств, а с другой стороны, в интересах всех договаривающихся государств необходимо возможно скорее согласовать применяемые ими на границах санитарные мероприятия,—

является необходимым:

1) во второй половине декабря 1921 года созвать в г.Риге специальную санитарную конференцию из медицинских представителей всех договаривающихся государств: России, Латвии, Эстонии, Литвы и Финляндии;

2) поручить этой конференции пересмотреть Парижскую Санитарную Конвенцию 1911 года в целях внесения в нее возможных сокращений и упрощений в установленных санитарных обрядностях и выработать общую Конвенцию по санитарным вопросам для всех договаривающихся государств;

3) выработать особое соглашение для пограничных местностей названных государств и местностей, находящихся в тесных между собою торговых сношениях, без нарушения основных положений Парижской Конвенции и

4) установить, чтобы всякие последующие изменения будущей конвенции подлежали взаимному согласованию договаривающихся государств в том же порядке.


В. Впредь до выработки постоянной санитарной конвенции поручить той же конференции срочно разработать временное соглашение по случаю холеры на следующих основаниях:

1) обязательное взаимное извещение договаривающихся государств о пораженных районах и принимаемых мерах борьбы;

2) отправка людей из неблагополучных по холере местностей лишь после предварительной прививки против холеры;

3) псвыпуск нз пораженных местностей товаров, зараженных по холере* без предварительной их дезинфекции.

31 октября 1921 г.

Г. Альбат, Председатель] Латвийской делегации

Ю. Сельяма,

Председатель Делегации] Эстии

И. Добкевичус,

Председатель Литовской делегации

В. Милютин, Председатель] Российской] делегации] **

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОТОКОЛУ

3-го ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

ОТ 31 ОКТЯБРЯ 1921 г.

1-е ПРИЛОЖЕНИЕ Резолюция Комиссии по торговой политике и торговым договорам

1) В интересах установления правильных экономических отношений Конференция признает необходимым, чтобы были начаты подготовительные работы по выработке и заключению торговых договоров между РСФСР и каждым из Прибалтийских государств ие позже конца текущего года.

2) Основным принципом торговых договоров должно быть: использование льгот и преимуществ, даваемых третьим государствам конферирующими государствами на основе принципа наибольшего благоприятствования.

Примечание. В случае взаимного представления двумя конферирующими государствами каких-либо экономических льгот на основе особых соглашений об объединении, таковые льготы не распространяются на все конферирующие государства.

* Так в тексте. ** В подлиннике подпись представителя Финляндии отсутствует.


3) Конференция считает также, что не должны существовал, специальные таможенные пошлины, направленные против одной из конферирующих стран.

4) Конференция считает необходимым созыв особой комиссии из представителей всех конферирующих государств для обсуждения и подготовки остальных вопросов торговой политики, поставленных в порядок дня конференции, так же как и вновь возникающих вопросов. Комиссия должна работать совместно с финансовой комиссией.

2-е ПРИЛОЖЕНИЕ Резолюция Комиссии по финансовым вопросам

Поручить временному экономическому бюро созвать до истечения настоящего года финансовую комиссию из представителей конферирующих государств, которой и поручить рассмотреть вопросы о переводах, о расчетах между правительствами и об установлении стабильного измерителя ценностей.

3-е ПРИЛОЖЕНИЕ Резолюция Комиссии по морским вопросам

1) Соглашение об обеспечении безопасности плавания в водах, омывающих договаривающиеся страны.

1. Все договаривающиеся страны при ограждении опасности и фарватеров придерживаются общей для всех уже существующей системы.

2. Содержание маяков и предостерегательных знаков в пределах территориальных вод ложится на то государство, в водах коего они находятся.

3. Ограждение опасности вне территориальных вод и содержание предостерегательных знаков определяются по районам для каждого государства в отдельности.

4. Ни одно из участвующих на Конференции государств не может прекратить освещение маяков или снять предостерегающие знаки без предварительного о том оповещения.

5. Участвующие на Конференции государства обязуются своевременно и подробно оповещать друг друга обо всех изменениях в освещении маяков и предостерегательных знаков.

Примечание. Оповещение по телеграфу или через соответствующие представительства следует сейчас же вслед за изменением, сводка же всех изменений выходит периодически в «Лоцманских Заметках» и в «Предупреждениях Мореплавателям» *.

* В подлиннике — «Предупреждении Мореплавания».

46Û


6. Участвующие в Конференции государства обязуются взаимно передавать друг другу все материалы по части мореплавания.

7. Ввиду тральных работ и происходящих вследствие этого изменений в ограждениях было бы желательно под руководством Глав. Гидрограф. Управления РСФСР предпринять издание лоции па русском и английском языках, для чего участвующие па Конференции государства предоставляют все имеющиеся у них материалы и создают комиссию в Петрограде из своих представителей.

Примечание. Подробности § 3 разрабатываются Особой Комиссией из конферирующих государств.

2) Установление единой программы работ траления.

1. Все договаривающиеся страны сообщают друг другу в двухнедельный срок обо всех произведенных за прошлое время работах по тралению.

2. Сведения должны быть направлены непосредственно по адресам Министерств и Комиссариата Иностранных Дел,

3. Ввиду того, что кампания заканчивается, желательно в ближайшее время созвать комиссию в Гельсингфорсе для установления программы траления на 1922 г. и инициативу созыва предоставить Финляндии.

3) Устранение препятствий к свободному заходу судов в порты договаривающихся государств.

1. Торговым судам всех участвующих в Конференции государств предоставляется свободный заход во все порты договаривающихся государств для совершения транспортных операций, погрузки, выгрузки и догрузки, для ремонта и других целей как на рейдах, так и в гаванях.

2. Судам предоставляется пользование причалами, местами для грузовых операций, складами, портовыми приспособлениями, кранами и буксирами.

3. Участвующие в Конференции государства гарантируют, что зашедшее в их воды судно и груз могут быть подвергнуты аресту или секвестру только по искам, вытекающим из обстоятельств плавания этого судна.

Примечание. Бодмерейные письма, неуплата фрахта, неисполнение правил, столкновение судов и т. д.

4) Ремонт судов при авариях и расчет по таковым.

1. Судам государств, участвующих в Конференции, взаимно предоставляется для ремонта, как аварийного, так и мелкого и навигационного, а также и капитального, пользоваться всеми соответственными средствами, имеющимися в стране: верфями, заводами, доками, эллингами, как государственными], так и частными, за плату по соглашению с ними и за наличный или кредитный расчет в зависимости от взаимных условии.

5) Вопросы каботажного плавания между портами договаривающихся государств.


1. В целях всемерного развития торгового мореплавания и оживления торговых сношений между конферирующими государствами представляется весьма желательным дать всем судам право ближнего каботажа между всеми портами этих государств.

4-е ПРИЛОЖЕНИЕ

Президиум и Юридическая комиссия, рассмотрев полномочия делегатов Конференции, постановили признать их составленными в должном и добром порядке и подлежащими утверждению.

5-е ПРИЛОЖЕН ИЕ Резолюция Юридической комиссии

Конференция считает необходимым учреждение постоянного экономического бюро. Временное бюро составляется немедленно из представителей всех конферирующих государств в Риге по одному от каждого. Временному бюро поручается привести в исполнение все резолюции, принятые Конференцией. Устав постоянного бюро подлежит утверждению следующей Конференцией.

6-е ПРИЛОЖЕНИЕ Резолюция Конференции по вопросам реэвакуации и лесных концессий

Скорейшее разрешение вопросов реэвакуации, расчетов и лесных концессий согласно мирным договорам имеет существенное значение для восстановления экономической жизни трех Балтийских государств и регулирования экономических взаимоотношений всех конферирующих государств.

В этих видах Конференция подтверждает важность принятия всех мер со стороны всех участвующих в конференции государств к скорейшему разрешению указанных вопросов. 31 октября 1921 г.

Г. Альбат, Председатель] Латв[ийской}- делегации]

В. Янсон,

Финл[яндская] делегация

И. Добкевичус,

Председатель Литовской делегации]

Ю. Сельяма,

Председатель Делегации Эстии

В. Милютин,

Председатель Российской делегации

Печат. no nO-v.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: