Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР Посольству Польши в РСФСР

31 октября 1921 г. № 12J6279

Народный Комиссариат по Иностранным Делам имеет честь сообщить нижеследующее:

Личной нотой от 15 сентября сего года з-а № 12/5676* Народный Комиссар по Иностранным Делам просил обратить пииминие Польского Правительства на факты затягивания работ по проведению границы согласно Мирному договору** и выразил надежду, что благодаря соответствующим мероприятиям Польского Правительства удастся устранить трения, происходящие в работах Российско-Украинско-Белорусско-Польской Смешанной пограничной комиссии.

Однако за последнее время в деятельности означенной Комиссии стали замечаться новые значительные осложнения, следствием чего получилось новое замедление, а в некоторых местах и перерыв работ по проведению границы в натуре. Так, установление пограничных знаков по реке Случь и по реке Корчик было сорвано Польскими подкомиссиями безо всяких основательных доводов.

Польские подкомиссии не только не придерживаются Мирного договора, но не исполняют даже решений Смешанной комиссии, юридически обоснованных и подписанных обеими сторонами.

Более того, при установлении пограничных знаков по реке Корчик Польская делегация Волынской подкомиссии заявила как русской стороне, так и собравшимся местным крестьянам, что она не согласна с новой границей, и, устанавливая на ней пограничные знаки, исполняет лишь приказ Смешанной комиссии.

Такими действиями польская сторона вызывает у местного населения враждебное настроение и непосредственно толкает его на действенное сопротивление производству пограничных работ. В результате польская сторона старается изобразить это вмешательство постороннего фактора, как свободное волеизъявление местного населения.

Российское Правительство, стоя на точном выполнении ст. И и III Мирного договора и не допуская никаких отступлений от предначертанной этими статьями линии границ, решительно протестует против попыток Польской делегации путем возбуждения населения пограничной полосы срывать нормальный ход работ по проведению границы в натуре.

* См. док. № 220. ** См, т. III, док. №350.


Одновременно Российское Правительство обращает внимание Польского Правительства на то, что благодаря постоянным перерывам работ для России возникают громадные материальные убытки, которые будут отнесены за счет Польского Правительства.

Российское Правительство вынуждено просить Польское Правительство еще раз принять меры к обеспечению нормального хода работ по проведению границы в натуре, в частности, к прекращению применяемого Польской делегацией нового метода возбуждения населения пограничной полосы против выполнения этих работ60.

Печат. по арх.

285. Нота Полномочного Представителя РСФСР в Польше Министру Иностранных Дел Польши Скирмунту

31 октября 1921 г. № 594

Милостивый государь господин Министр,

О последних событиях на реке Збруч, выразившихся в переходе вооруженных банд с территории Польши на Украину при содействии польских военных железнодорожных учреждений, я имел честь довести до Вашего сведения, господин Министр, еще в субботу 29 октября. Положение, создавшееся на границах Польши и Украины, внушает серьезную тревогу Российскому Правительству, которое не может отнестись безразлично к нападению, которое совершено с территории Польши на союзную России Украину.

Российское Правительство настоящим имеет честь всецело присоединиться к требованиям, выраженным в ноте Украинского Правительства от 30 октября*, и рассматривает действия, направленные против Украины, одинаково направленными против России. Российское Правительство требует принятия мер, перечисленных в ноте Украинского Правительства от 30 октября, и надеется, что будет положен наконец предел обострению отношений между Россией и Польшей, вызываемому белогвардейскими группами, находящимися в Польше и пользующимися в своей преступной работе поддержкой безответственных агентов власти.

Примите, господин Министр, уверения в совершенном моем уважении.

Карахан

Печат. по арх.

* См. док. № 2S2.


286. Концессионный договор на разработку асбестовых месторождений на Урале Американской Объединенной Компанией медикаментов и химических препаратов 87

[2 ноября 1921 г.]

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, именуемое ниже «Правительство», предоставляет Американской Объединенной Компании по производству медикаментов и химических препаратов Allied Drug and Chemical Corp. в лице граждан Арманда Гаммера и Бориса Мишеля, действующих по доверенности Компании, именуемой ниже «Концессионер», концессию на разработку асбеста на нижеследующих условиях:

§ 1

Правительство сдает Концессионеру асбестовые рудники Алапаевского района, принадлежавшие ранее округу Ала-паевских горных заводов, находящихся в Екатеринбургской губернии, Алапаевского уезда, в 25 верстах от ст. Алапаевск, Северо-Восточной Уральской ж. д. и в 5-ти верстах от заводской ветки Алапаевск — Сусанна, со всеми возведенными на этих рудниках постройками, их оборудованием, с машинами и прочим инвентарем, перечисленным в особой описи, составляемой в порядке, указанном в § 3, за исключением находящихся при руднике материалов и асбеста.

На основании сего Концессионеру отводится участок земли, занятый означенными рудниками. Точное очертание отводимого участка и определение границ его в натуре производится Комиссией, предусмотренной в § 3.

Участок отводится Концессионеру как для пользования его поверхностью, так и под дальнейшие изыскания и добычу асбеста на основании Положения об отводах для надобностей горного промысла.

§2

Асбестовые рудники передаются Концессионеру для добычи в них сырого сортированного (отделенного от пустой породы) асбеста в течение первого эксплуатационного года не менее восьмидесяти тысяч (80 000) пудов, второго — ста тысяч (100000) пудов, третьего — ста двадцати тысяч (120000) пудов, четвертого и пятого — ста шестидесяти тысяч (160 000) пудов асбеста.

С 6-го года и затем каждые пять лет производственная программа пересматривается применительно к создавшимся экономическим и техническим условиям.


Обязательный производственный минимум при этом определяется по соглашению Правительства и Концессионера с тем, однако, что он не может быть ниже ста шестидесяти тысяч (160000) пудов в год.

Концессионеру предоставляется право перерабатывать сырой асбест в различные асбестовые изделия.

§3

Фактическая передача Концессионеру асбестовых рудников со всеми принадлежностями, согласно § 1, должна быть произведена не далее чем через 6 месяцев по подписании настоящего договора. Передача производится по особому акту с точным указанием состояния рудников и всех принадлежностей к моменту передачи, а также с составлением описи всему передаваемому и с занесением на план границ участка, занимаемого концессией. Передача производится специальной Комиссией, состоящей из представителей Правительства и Концессионера.

§4

Немедленно по передаче рудников (§ 3) Концессионер обязуется приступить к добыче сырого асбеста в размерах не менее продукции, установленной для первого года концессии (§ 2), и одновременно повести работу к надлежащему переоборудованию копей в целях возможного развития [добычи] до размеров, установленных в § 2.

§5

Срок концессии определяется в двадцать лет, считая таковой со дня заключения настоящего договора, причем, если Концессионер в 6-месячный срок со дня заключения договора фактически не начнет эксплуатации асбестовых рудников, то договор концессии признается аннулированным с последствием для Концессионера, предусмотренным в § 27 сего договора.

§6

За предоставление концессии Концессионер отчисляет ежегодно в распоряжение Правительства безвозмездно франко-«склад при рудниках», по десять процентов (10%) ежегодной добычи всех сортов асбеста и изделий, производимых из такового, причем Правительство оставляет за собой право вместо долевого отчисления натурой потребовать от Концессионера уплаты такового в иностранной валюте из расчета стоимости асбеста н изделий по ценам лондонского рынка на


асбест 3-го сорта. Если в каком-либо году добыча асбеста окажется ниже минимума, определенного согласно § 2, то отчисление определяется в означенном проценте от обязательной на этот год выработки.

Отчисление натурой вносится по полугодиям, не позднее следующего после операционного полугодия месяца.

§7.

С момента фактической передачи асбестовых рудников в концессию (§ 3), всякое снабжение таковых со стороны Правительства прекращается. Концессионер сам обязуется снабжать свое предприятие всем необходимым оборудованием, производственными средствами, продовольствием, а также оплачивать рабочих и служащих по нормам, не ниже устанавливаемых в РСФСР для Концессионеров.

Концессионер обязан принять меры к тому, чтобы ко дню передачи снабжение рудников и, в частности, снабжение рабочих и служащих, переходящих на службу к Концессионеру, началось и продолжалось без перерыва.

§8

В течение всего срока концессии Концессионер обязуется своевременно производить на свой счет весь необходимый текущий и капитальный ремонт, делать перестройки и ставить дополнительное специальное оборудование и усовершенствования с таким расчетом, чтобы по окончании срока концессии предприятие было передано обратно Правительству в исправном состоянии и на полном ходу.

§9

Внутреннее хозяйство относительно разработки месторождения предоставляется усмотрению Концессионера, но при этом Концессионер обязан:

а) соблюдать существующие в РСФСР правила о порядке производства горнопромышленниками горных работ;

б) не выходить подземными работами за границы концессионного участка;

в) вести разработку участка по правилам горного искусства, не затрудняя (физически или экономически) дальнейшие разработки того же илн соседнего месторождения;

г) доставлять по требованию Правительства сведения относительно количества и отправки с копей асбеста.


Ю

Концессионер обязан вводить и применять в своем предприятии все новейшие усовершенствования, принятые на Западе, в деле добычн и переработки асбеста.

И

Концессионер имеет право бесплатно пользоваться валеж-ным лесом на концессионном участке, а также в пределах участка расчищать места для работ, вырубая растущие на таких местах деревья с оплатой их по таксе, устанавливаемой органами Главлескома,

§ 12

Концессионер перед окончанием эксплуатации обязуется подготовить и оставить Правительству вскрытых разрезов для добычи асбеста не менее, чем получил сам в момент передачи концессии по маркшейдерскому замеру, о чем в передаточной описи должна заключаться исчерпывающая отметка.

§ 13

В случае введения в РСФСР Института страхования от огня, Концессионер обязуется страховать за свой счет и от имени Правительства вверенное ему (§§ 1 и 3) и привнесенное им (§ 8) имущество в полной сумме по оценке страховых учреждений. В случае уничтожения застрахованного имущества пожаром, страховое вознаграждение поступает в распоряжение Коицесснонера для восстановления предприятия под общим контролем Правительства,

§ 14

Концессионер обязан исполнять все законные предписания горного, санитарного, противопожарного, технического и прочего надзора и несет за невыполнение таковых ответственность по законам РСФСР.

§ 15

Концессионер обязан строго соблюдать все декреты и законные распоряжения по охране труда и социальному обеспечению трудящихся, принимать все предупредительные меры против эпидемических заболеваний и несчастных случаев, нести ответственность за несчастные случаи по законам РСФСР.


§ 16

Необходимый для ведения производства административный аппарат и рабочую силу Концессионер организует и содержит за свой счет, соблюдая все действующие и могущие быть изданными Правительством и Профсоюзом постановления о найме и увольнении н заработной плате.

В составе рабочих, а также и в составе служащих в концессионном предприятии должно быть не менее 50% русских граждан.

§ 17

Все железнодорожные перевозки, необходимые для оборудования и эксплуатации концессионного предприятия, производятся средствами Правительства за счет Концессионера, по существующему для государственных предприятий тарифу, с переводом и с пересчетом его на золото по курсу.

§ 18

В обеспечение исправности выполнения концессионного договора Концессионер вносит в Государственный Банк РСФСР денежный залог в сумме пятидесяти тысяч (50 000) долларов в американской валюте —золотом, которая возвращается Концессионеру после того, как он произведет на ту же сумму капитальные затраты по оборудованию рудников, сдаваемых в концессию.

§ 19

В случае обнаружения со стороны Концессионера действий, противоречащих договору, Правительство имеет право немедленно принять меры к устранению этих действий путем соответствующих указаний н обратиться в суд на предмет расторжения договора.

§20

По истечении пяти лет со дня подписания настоящего договора Правительство вправе, по своему усмотрению, выкупить объект концессии.

Не далее 6 месяцев после заявления о сем Правительства, к нему переходят все рудники концессии со всем оборудованием и принадлежностями (§§ 1, 3 и 8) на ходу, В тот же срок Правительство уплачивает Концессионеру в качестве выкупной суммы сумму стоимости валовой добычи асбеста за предшествующий перед выкупом год, по средним ценам лондонского рынка за вычетом стоимости фрахта от рудника до Лондона.


F.cлii до конца срока концессии остается менее 10 лет, то пыкуимая сумма составляется следующим образом: стоимость валовой добычи асбеста за предшествующий перед выкупом год делится на 10 и частное множится иа число лет, остающееся до конца срока Концессии.

Сверх вышеуказанной суммы Правительство при выкупе уплачивает Концессионеру неамортизированную к моменту выкупа часть стоимости всех построек, сооружений и оборудований предприятия и затрат по разведочным работам.

Размер амортизационных отчислений определяется в 10% годовых, и отчисления эти производятся лишь на вновь сооружаемые Концессионером строения и устройства с момента подписания настоящего договора.

§21

Во всех других случаях договор может быть расторгнут только по суду,

§22

Концессионер обязуется подчиняться всем декретам и постановлениям, действующим или имеющим быть изданными в РСФСР и, в частности, законодательству о налогах.

§23

Продовольствие, предметы оборудования и все необходимое для производства, ввозимые Концессионером, а также вывозимый им асбест пошлиной не облагаются.

§24

Вырабатываемый Концессионером асбест и изделия из него, за отчислением, предусмотренным в § 6, ему предоставляется продавать в пределах РСФСР и по его усмотрению вывозить для продажи за границу.

Правительству принадлежит преимущественное право покупки всего асбеста и изделий по средним ценам лондонского рынка за вычетом стоимости фрахта от рудника до Лондона.

§25

Имущество движимое и недвижимое, входящее в состав концессии, не подлежит реквизиции, конфискации в пользу государства или его местных органов, кроме случаев взыскания за долги по законно состоявшемуся решению суда.


§26

Концессионеру предоставляется преимущественное право перед всеми прочими иностранными соискателями на получение дальнейших асбестовых концессий при всех прочих равных условиях.

§27

По истечении срока концессии все рудники со всем оборудованием и принадлежностями (§§ 1, 3 и 8) в полной исправности и на ходу возвращаются Концессионером Правительству безвозмездно и чистыми от всякой задолженности.

§28

Настоящий договор составляется в двух экземплярах, из которых один хранится у Правительства, а другой у Концессионера.

§29

Юридический адрес сторон: Правительства — по месту нахождения ВСНХ, Концессионера — по месту нахождения Правления Американской Компании по производству медикаментов и химических препаратов, РСФСР.

Все сношения, сданные по указанным адресам, считаются врученными. О всякой перемене адреса стороны заблаговременно взаимно уведомляют.

Примечание. До уведомления Концессионера об открытии им Правления в пределах территории РСФСР адресом Концессионера считается: Америка, Нью-Йорк, 3-й Проспект, 2413.

§ 30

Все споры по сему договору рассматриваются в судебных установлениях РСФСР в Москве.

Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства

П, Богданов

Заместитель] Народного Комиссара по Иностранным Делам

М. Литвинов

Секретарь

Арманд Гаммер

Управляющий] Иностранным] Департаментом

Борис Мишель г. Москва, 2 ноября 1921 года.

Печат, по арх.


287. Нота Правительства РСФСР Правительствам Великобритании, Франции, Италии, Японии и США

2 ноября 1921 г.

Заявленный Российским Правительством еще 19 июля протест против созыва без его участия международной конференции о тихоокеанских вопросах* был оставлен державами без последствий. Ввиду близкого открытия этой конференции38 Российское Правительство повторяет свой протест против этой попытки решить в отсутствие представителей России непосредственно затрагивающие ее вопросы, а также свое заявление о том, что оно сохранит за собой полную свободу действий во всех вопросах, которые будут обсуждаться иа этой конференции, и использует эту свободу во всех случаях и всеми средствами, которые оно сочтет для того подходящими.

Трудящиеся массы России с величайшим негодованием встретили это новое проявление политики насилия и несправедливости по отношению к ней, Рабоче-Крестьяиское Правительство России заявляет, что 130-миллионный народ не позволит насиловать его волю и обращаться с ним, как с безгласным предметом чужих решений. С величайшим напряжением работающие над хозяйственным восстановлением России трудящиеся массы ее знают, что, несмотря на вызванный союзнической блокадой и засухой голод, момент ее экономического и политического укрепления приближается быстрыми шагами. Те, кто теперь нарушает самые элементарные требования достоинства и суверенных прав России, станут тогда лицом к лицу с последствиями своих действий по отношению к ней. Лишь с величайшим негодованием народы России могут отнестись к заявлению, что великие державы принимают на себя заботу об их интересах. Россия за последние годы достаточно убедилась в том, что из себя представляет забота великих держав о ее интересах. Ее интересы берутся блюсти те же правительства, которые заливали ее кровью, посылая против нее царских генералов, и душили ее смертельным кольцом блокады.

Трудящиеся массы России отлично понимают, что, когда эти державы возьмутся решать за Россию вопросы, затрагивающие ее интересы, эти вопросы будут разрешены под влиянием совершенно чуждых соображений, а не интересов России и к ущербу народов России. Последние заранее знают, что всякое соглашение держав, которые взялись бы решать за Россию, окажется, несомненно, актом такого же порядка, как и Версальский или Севрский договоры. Но Россия — не побежденная страна; она победоносно вышла из всех испытаний, которым ее подвергали те же державы, принимающие теперь на себя заботу об ее интересах.

* См. док. № 154.


Трудящиеся массы России уже достаточно показали, что умеют противостоять попыткам насилия извне, и они сумеют точно так же отразить всякую новую подобную попытку. Каковы бы ни были гласные соглашения, которые будут заключены в Вашингтоне, всегда останется подозрение и почти уверенность в том, что заключены также и тайные соглашения в ущерб России, н в международные отношения будет внесен лишний элемент недоверия, подозрения и осложнений. При таких условиях решения Вашингтонской конференции неизбежно станут лишь источником новых конфликтов, новых замешательств и новых потрясений. Не умиротворение, но разлад и ненависть внесет она в международные отношения и явится причиной новых бедствий для человечества.

Народный К<>миссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» M 248(1391), 4 ноября 1921 г.

288. Нота Правительства РСФСР Правительству Великобритании*

2 ноября 1921 г. ЛКЦ535

В статьях IX и X Торгового Соглашения, заключенного в Лондоне 16 марта 1921 года между Правительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и Британским Правительством **, изложены общие пути урегулирования между двумя странами всех вопросов, касающихся имущества, принадлежащего одной из договаривающихся сторон и находящегося в настоящее время в распоряжении другой стороны.

Российское Правительство располагает многочисленными документами, доказывающими, что значительное число российских торговых судов находится в настоящее время в распоряжении Британского Правительства. Примером могут служить суда Добровольного флота «Курск», «Екатеринослав», «Воронеж», «Красноярск» и «Каменец-Подольск», зафрахтованные Британским Правительством в 1917 году в Архангельске; суда Российского Восточно-Азиатского общества «Царь», «Царица», «Двинск» и «Курск», зафрахтованные тем же Правительством в 1918 году на Белом море; суда Северного общества «Байкал», «Урал», «Николай Белоцветов», переданные Россией в 1915 году Британскому Правительству для фрахта, н многие другие суда в количестве 23, водоизмещением 87 279 тонн.

* Нота направлена Л. Б. Красиным на имя министра иностранных дел Великобритании Керзона при сопроводительном письме № ЛК/1562 oi 2 ноября 1921 г.

** См, т, Ш, док. № 344,


Российское Правительство воздерживается от суждения о том, при каких обстоятельствах вышеупомянутые суда попали в руки Британского Правительства, и от юридического определения характера этого владения. Однако оно желает подтвердить свою телеграмму, направленную 18 августа 1921 года всем правительствам по этому вопросу*, и просит Британское Правительство предпринять все необходимые шаги для того, чтобы обеспечить безопасность судов, принадлежащих Российской Социалистической Федеративной Советской Республике и находящихся в настоящее время в распоряжении Британского Правительства, пока этот вопрос не будет окончательно урегулирован специальным соглашением между двумя правительствами88.

Печат. по арх.

На эту ноту помощник министра иностранных дел Великобритании Грегори направил на имя Л. Б. Красина следующий ответ от 17 декабря 1921 г. № 2423:

«Сэр,

1. Я уполномочен лордом Керзоном оф Кедлстон подтвердить получение Вашей ноты № ЛК/1562 от 2 ноября относительно российских торговых судов, находящихся в настоящее время в британских портах.

2. Я должен при этом передать Вам список таких судов, находящихся в настоящее время в руках Британского Правительства, который, как Вы увидите, не полностью соответствует списку судов, упомянутых в Вашей ноте,

3. Я должен сообщить Вам, что Правительство Его Величества не намерено в настоящее время расстаться с этими судами и что когда, в конце концов, будет достигнуто по данному вопросу решение, оно не преминет принять во внимание точку зрения, выраженную в Вашей ноте.

Остаюсь, сэр,

Ваш покорный слуга».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список российских торговых судов,

находящихся в руках Британского

Правительства

Названия судов

Первоначальный владелец-согласно информации, находящейся в распоряжении Правительства

«Екатеринослав»

«Каменец-Подольск»

«Курск»

«Красноярск)

«Новгород»

«Тамбов»

«Вологда»

«Воронеж»

«Ярославль»

«Мария Роза»

«Аделаида»

Российский Добровольный флот

Российское Правительство

Имеется в виду Заявление от 17 августа 1921 г. См, док, № 189,


289. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета об амнистии лицам, участвовавшим в качестве рядовых солдат в белогвардейских военных организациях

3 ноября 1921 г.

Советская Россия свыше трех лет боролась с вооруженными врагами рабочих и крестьян и неисчислимыми жертвами и лишениями трудящихся победила их в открытом бою. Во время тяжелой и упорной борьбы Советское Правительство знало, что тысячи русских трудящихся путем обмана и насилия втянуты в борьбу с рабоче-крестьянской властью на стороне царских генералов, помещиков и фабрикантов. Этих обманутых людей вводили в бой за чуждое им дело, и когда нм пришлось очутиться на чужбине, их бросили на произвол судьбы. Они оказались сейчас выброшенными из родных сел, деревень и станиц. Жестокая судьба разбросала их по различным уголкам мира. Постоянные лишения, систематическое издевательство русских и заграничных белогвардейцев, каторжный труд, болезни и смерть на чужбине — вот удел тех, кто поддался провокации врагов рабочих и крестьян.

Много таких обманутых в настоящее время оказалось заточенными в лагерях в качестве интернированных, многие работают на принудительных работах. Они томятся там уже свыше года. Часть из них была насильственно или путем обмана вновь завербована в белую армию разными авантюристами, не потерявшими еще надежды свергнуть рабоче-крестьянскую власть и восстановить господство помещиков и фабрикантов.

Советская власть не может равнодушно относиться к судьбе этих рабочих н крестьян, которые, поняв свои заблуждения, стремятся вернуться на родину, чтобы здесь своим трудом искупить свои ошибки н помочь восстановлению народного хозяйства.

Исходя из этих соображений и в честь четырехлетней годовщины Великой Октябрьской Революции, Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановляет:

1. Объявить полную амнистию лицам, участвовавшим в военных организациях Колчака, Деникина, Врангеля, Савинкова, Петлюры, Булак-Балаховича, Перемыкина и Юденича в качестве рядовых солдат, путем обмана или насильственно втянутых в борьбу против Советской власти и находящихся в настоящее время в Польше, Румынии, Эстонии, Литве и Латвии.

2. Предоставить им возможность вернуться в Россию на общих основаниях с возвращающимися на родину военнопленными.


3. Обязать Народный Комиссариат по Иностранным Де-л.чм. Народный Комиссариат Внутренних Дел н Всероссийскую Чрезвычанную Комиссию прниять все необходимые меры к обеспечению за ними прав, даруемых им настоящим постановлением.

Председатель Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

М. Калинин

Секретарь Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

А. Енукидзе

3 ноября 1921 года.

Печат. по «Собранию узаконений...» M 74, 16 декабря 1921 г., стр. 752.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: