Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР и Председателя Совета Народных Комиссаров и Народного Комиссара Иностранных Дел УССР Министру Иностранных Дел Румынии Ионеску

// ноября 1921 г.

Принимая с удовлетворением декларацию, содержащуюся в Вашей радиотелеграмме от 29 октября, по которой Румыния желает сохранить по отношению к России н к Украине позицию мирного и лояльного соседства, Российское и Украинское Правительства очень желали бы, чтобы действительность более соответствовала этой декларации, чем это есть на самом деле в настоящее время. Мы ожидаем от Вас подтверждения прибытия Махио в Румынию, чтобы приступить к последующим шагам юридического характера по этому предмету.

Российское и Украинское Правительства готовы отправить Румынскому Правительству через посредство своих представителей в Варшаве документальный и даже фотографический материал. Однако уже теперь мы не можем обойти молчанием Вашего заявления, что факты, относящиеся к Бессарабии, являются вопросом внутренней политики Румынии. До тех пор, пока Россия и Украина не признали отделения Бессарабии и ее аннексии Румынией, все относящиеся к ней вопросы будут для них вопросами, интересующими Украину, союзницу России. Ни решение, к тому же и спорное, молдавского националистического общества, ни решения держав, которым Россия н Украина отнюдь не подчинены, не могут заменить для них их собственное решение и выражение их собственной воли. Поэтому всякий акт, нарушающий интересы населения Бессарабии, должен нами рассматриваться как акт, нарушающий интересы России, в период времени, предшествовавший провозглашению УССР, и интересы Украины, в период, последовавший за этим провозглашением.

Российское и Украинское Правительства равным образом считают невозможным признать вопросами, не затрагиваю-


щими их интересов, убийства по приказу румынского Генерального штаба граждан Одессы, так же как и убийство российского комиссара Рошаля, совершенное под руководством румынского военного претора полковника Стере. Попытка Румынского Правительства объявить внутренним делом Румынии все, что касается Бессарабии, заставляет Правительства России и Украины указать, что декларация Румынского Правительств, согласно которой вопрос о принадлежности Бессарабии для пего якобы более не существует, после со-стояшпегося голосования «Сфатул-Церия» *, находится в явном противоречии с попытками этого же самого Румынского Правительства добиться от держав Антанты признания аннексии Бессарабии. Ибо, если Румынское Правительство считало необходимым для узаконения аннексии Бессарабии признание этой аннексии правительствами, не имевшими никакого отношения к Бессарабии, то уже одно это обстоятельство неопровержимо доказывает, что само Румынское Правительство не считает голосование «Сфатул-Церия» достаточным международным основанием для аннексии Бессарабии.

Российское и Украинское Правительства многократно заявляли о своей готовности рассмотреть этот вопрос во всем его объеме на будущей конференции с Румынией, если бы только между ними и этой последней не состоялось соглашения относительно исключения из порядка дня этой конференции всех спорных вопросов общего характера, с тем чтобы ограничиться обсуждением лишь вопросов о торговле, судоходстве и обмене пленных. На будущей конференции можно будет поставить на обсуждение вопрос, действительно ли состоялось законное решение «Сфатул-Церия» в этом смысле, тем более, что имеющиеся в распоряжении Российского и Украинского Правительств документы, исходящие от делегатов «Сфатул-Церия», заставляют нас думать, что никакого подобного решения не было принято.

С немалым удивлением мы также узнали о Вашем заявлении, по которому Вам казалось, что мы, согласившись обсуждать вопрос о судоходстве по Днестру, тем самым признали присоединение Бессарабии к Румынии. Напротив того, в целом ряде деклараций Российско-Украинской делегации, официально принятых к сведению г-ном Папиниу, всегда с полной и совершенной ясностью формулировалась точка зрения, что задача конференции состояла не в проведении границы между обеими странами, а лишь в проведении демаркационной линии, считаясь с фактической оккупацией Бессарабии румынскими войсками. Лишь договор между Румынией, с одной стороны, и Россией и Украиной — с другой, будет в состоянии изменить нашу точку зрения по этому предмету.

* См. т. I, прим, 31.


Ко если такой договор еще не заключен, то ответственность за это надает исключительно на Румынию. Лишь юридическая щепетильность Румынского Правительства по отношению к возбужденному нами вопросу о бандите Махно заставила нас войти в оценку общего отношения Румынии к ее международным обязательствам и, между прочим, указать на нарушение сю соглашения от 9 марта 1918 года*, которым Румынское Правительство обязалось эвакуировать Бессарабию в двухмесячный срок.

Отношение Румынского Правительства к бандитам Махно приобретает для нас особенное значение ввиду тех документальных сведений, которыми мы располагаем относительно действий Махно, подготовляющего из своего румынского убежища одновременно с Петлшрой новые нападения своих банд чисто уголовного характера против Украинской Республики.

Документальные данные, равно как и показания попавших в наши руки пленных во время нападения банд, направляющихся из Польши, свидетельствуют, что ареною действий Махно намечена Одесса, где он должен будет совершать свои преступные действия грабительского характера одновременно с операциями Гуляй-Гулеико. Это стоит в связи с планами, которые сторонники Петлюры вырабатывают на румынской территории и.в Бессарабии. Перегруппировки их банд в Румынии и в Бессарабии производятся в целях новых военных действий против Украины. Согласно их намерениям, группа петлюровцев, находившихся на Заржанском сахарном заводе, близ Хотина, и переведенная в Черновицы под командованием петлюровского агента Лугового, должна начать свои операции против Украины в середине ноября. Этот самый Луговой в беседе с корреспондентом выходящей в Яссах газеты «Лумя» признал 8 сентября, что им были сделаны приготовления против Украины. По мнению авторов этих планов, Румыния также должна служить базой петлюровским группам, находящимся в настоящее время в балканских странах. Мы имеем в наших руках и мы можем показать Румынскому Правительству текст следующего соглашения:

«Украинская демократическая республика. Канцелярия командующего армиями и канцелярия военного министра. 3 сентября 1921 г. № 273. Секретно. Дипломатическому агенту украинской демократической республики в Болгарии. В Софии находятся члены украинской организации «Сичь», которые должны быть переведены в Румынию в распоряжение генерала Гулова. С этой целью г-н головной атаман поручил мне просить вас оказать ваше содействие «Сичи». Одновременно об этом доводится до сведения главы украинской де-

* См. т. I, док. № 90.


мократической республики через посредство дипломатической миссии в Румынии. Подпись; генерал-хорунжий, начальник канцелярии Садовский».

Эти действия украинских белогвардейцев в Румынии и в Бессарабии вынуждают нас обратить более серьезное внимание на уголовных бандитов, вроде Махно, могущих воспользоваться этими обстоятельствами, чтобы попытаться совершить новые преступления против украинского мирного населения,

Российское и Украинское Правительства, таким образом, будут считать, что позиция, которую займет Румынское Правительство по отношению к этому вопросу, имеет существенное значение для отношений между Россией и Украиной, с одной стороны, и Румынией — с другой. В Вашем ответе от 29 октября 'Мы не усматриваем достаточных оснований к изменению точки зрения, высказанной нами в наших предыдущих сообщениях, и мы, как и прежде, считаем, что занятая Вами по отношению к Махно позиция отличается таким пристрастием, что его нельзя было бы объяснить, если бы Ваше отношение к России и Украине было бы действительно таким, как Вы его определяете.

Народный Комиссар по Иностранным Делам РСФСР

Чичерин

Председатель Совета Народных Комиссаров

и Народный Комиссар по Иностранным Делчм УССР

Раковский

Псчат. пг> прх. Опубл в газ. «Известия* M 257(1400). 16 ноября 1921 г.

300. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР и Председателя Торговой делегации РСФСР в Швеции Народному Комиссару Иностранных Дел РСФСР Г. В. Чичерину*

Копия — В. И. Ленину

// ноября 1921 г.

Сегодня состоялось совещание с делегацией, назначенной Брантингом, состоящей из министра торговли и 3-х бывших буржуазных министров: иностранных дел, финансов и юстиции.

Предложение шведов об обсуждении вопроса о частных претензиях нами отвергнуто, и сразу выдвинут вопрос о

* Передана из Стокгольма.


зак.плх и Швеции на основе кредитов. Шведы ставят вопрос вполне ясно: мы вас признаем де-юре, если признаете претензии, а о кредитах договаривайтесь тогда с банками и промышленниками.

Наша постановка: гарантируем заказы, если дадите кредиты, а де-юре вытекает само собой, претензии же — вопрос международного значения и не может нами затрагиваться92.

Литвинов Керженцев

Печат. по арх.

301. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Официальному Представителю РСФСР в Великобритании Л. Б. Красину

12 ноября 1921 г. *

Прошу заверить британское министерство иностранных дел, с каким удовольствием Советское Правительство приняло британскую ответную ноту по вопросу об иностранных долгах. Мы с удовлетворением констатируем, что британское правительство, запрашивая разъяснения по отдельным пунктам этого общего вопроса, вступило на тот же путь совместного разрешения проблемы, стоящей перед нами при нашем взаимном желании сотрудничества в экономической области.

Мы разделяем мнение британского правительства, что некоторые стороны проблемы еще крайне темны и нуждаются в совместном их выяснении. Мы считаем очевидным, что вследствие своей сложности и запутанности эти вопросы не могут быть успешно разрешены путем обмена радиотелеграммами и что формальные переговоры являются единственным путем для освещения заключающихся в них неясностей. Будучи уверены, что международная конференция является единственным путем для достижения удовлетворительных результатов в этом деле, мы полагаем, что все спорные вопросы, вроде тех, которые отмечены в британской ответной ноте, должны быть обязательно переданы на обсуждение этой конференции, тем более, что мы не можем располагать цифровыми данными относительно некоторых категорий упомянутых в означенной ноте претензий прежде, чем эти претензии не будут предъявлены нам в надлежащей форме другой стороной.

Мы считаем вопрос о задолженности России лишь особой стороной общей проблемы восстановления России и еще бо-

* Копия этого документа была направлена 14 ноября 1921 г. официальному представителю Великобритании в РСФСР Р. Ходжсону. Нота, содержащая текст данной телеграммы, была передана в МИД Великобритании 16 ноября 1921 г.


лее важной проблемы хозяйственного восстановления всего мира. Поэтому мы полагаем, что всякий частный вопрос, касающийся русских долгов, должен быть исследован в связи со всей 'проблемой в ее целом, стоящей перед всем миром и требующей совместного обсуждения на конференции, предложенной Российским правительством.

Мы должны особенно подчеркнуть, что успешное обсуждение этих крайне сложных вопросов совершенно невозможно без взаимного доверия и доброй воли, которые лучше всего могут быть.выявлены в процессе коллективной работы во время конференции по вопросам, имеющим жизненное значение для заинтересованных сторон. Однако первым условием для такого взаимного доверия должно было бы быть прекращение систематического исключения России из международных совещаний по вопросам, затрагивающим ее интересы, равно как и прекращение всяких попыток навязать России решения, принятые без ее участия. Только тогда, когда Российская Республика убедится в том, что ее интересы не служат предметом торга между другими державами, только тогда может быть создана атмосфера доверия, без которой успешное обсуждение вопроса о ее задолженности и ее экономическом восстановлении всегда будет оставаться под сомнением.

Однако необходимо теперь же отметить, что выдвинутый британским правительством вопрос относительно якобы содержащегося в нашей ноте заявления, согласно которому сила долговых обязательств уменьшается с истечением времени, является лишь последствием ошибки в телеграфной передаче. В нашей ноте указывалось, что ни один народ не обязан платить за цепи, которые он носил в течение предшествовавших веков; другими словами, народ, освободившийся от деспотизма, не обязан оплачивать долгов предшествовавшего деспотического правительства, использовавшего займы против своего собственного народа.

Мы, однако, всегда утверждали, что с величайшей щепетильностью выполним все денежные обязательства нашего собственного правительства. Принимая во внимание эту нашу точку зрения на царские долги, мы полагаем, что, заявляя о нашей готовности признать довоенные долги, мы, со своей стороны, делаем весьма важную уступку и действительной целью этой уступки является проложить путь к полному соглашению, к экономическому сотрудничеству и совместной работе в области производства и обмена.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по прх Опубл. в газ. гИзвестин» M 256 (1399), 15 ноября 1921 г.


302. Нота Правительства РСФСР Правительствам Франции, Дании, Великобритании, Германии, Италии, Польши, Латвии, Эстонии, Финляндии и Швеции*

13 ноября 1921 е. № 7733

Российское Правительство с удивлением узнало из западной печати, что 20 октября в Женеве была подписана конвенция относительно правового положения Аландских островов 39.

Со 2 октября 1919 года Российское Правительство заявляло державам Антанты, а также Швеции и Финляндии, что судьба Аландских островов, по его мнению, не может быть законным образом определена без участия России**. Российское Правительство присовокупляло энергичный протест против намерения держав Антанты узурпировать не принадлежащую им власть и распоряжаться территориями помимо воли и без ведома заинтересованных стран и трудящихся масс. 28 июня 1920 года Российское Правительство еще раз заявило, что никакое решение держав или какой бы то ни было группировки в отношении Аландских островов не будет признано им действительным, если оно не будет участвовать в-соответствующих переговорах***. С тех пор Российское Правительство, признав Аландские острова в качестве части Финляндской республики, выражало неоднократно ту точку зрения, что никакое изменение в правовом положении этих островов не может иметь места без его поддержки. 22 июля Российское Правительство направило Правительствам Швеции и Финляндии протест в связи с намерением Шведского Правительства созвать конгресс для нейтрализации Аландских островов, указывая, что если предусматривается новое решение в отношении правового положения этих островов, то права России будут непосредствеино затронуты, и никакое решение об их международном статуте не может быть законным образом принято без участия России****.

Российское Правительство заявляет вследствие этого, что любое решение держав, затрагивающее правовое положение Аландских островов, принятое помимо и без ведома России, а следовательно, условия конвенции от 20 октября, не могут рассматриваться им как имеюшие законную силу. Российское Правительство не признает ни одно из решений, содержащихся в этой конвенции, заявляет, что оно нисколько не связано ими, и сделает в случае необходимости из этого факта

* Публикуется текст ноты, направленной правительствам Франции и Дании. В заключительной части ноты, переданной остальным государствам, имеются некоторые различия, — см. прим. 93. ** См. т. II, док. № 165. *** См. т. II, док. №400. **** См. док. № 158.


все выводы, которые оно сочтет уместными. Ни условия, относящиеся к некоторым ограничениям прав в зоне Аландских островов, ни условия, которые касаются исключений из этих ограничений, не могут быть признаны Российским Правительством»как имеющие законную силу.

Российское Прапптельстпо протестует, в частности, против предоставления некой Лиге наций, которую оно не признает, юридических функций, охватывающих зону Аландских островов. В качестве прибрежной державы Балтийского моря России считает себя особенно затрагиваемой любым актом третьих держав, касающимся правового положения Аландских островов, и вновь заявляет, что, учитывая особый интерес, который эти острова представляют для трудящихся масс России вследствие их географического положения, Советское Правительство, выражающее волю этих масс, считает своим неотъемлемым долгом не допускать изменений в правовом положении Аландских островов помимо его воли. Оно считает возможным с полным знанием дела констатировать, что решения подобного рода, принятые без России, будут полностью лишены стабильности. Российское Правительство даже не вступает в дискуссию о возможности последующего присоединения 'К решениям, принятым другими договаривающимися странами, и объявляет конвенцию от 20 октября безусловно несуществующей для России.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в сборн. «Международная политика новейшего времени в до-еопорах, нотах и декларациях», ч. III, нып. /, М., JMS, стр. 146—147.

303. Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Послу Турции в РСФСР Али Фуаду

13 ноября 1921 г № 11/5452

Господин Посол,

Российское Правительство с глубоким сожалением вынуждено констатировать, что, несмотря на его неоднократные протесты и требования, русское население Карсской провинции продолжает подвергаться преследованиям и беззакониям. Я уже имел честь указать Вам, что мы считаем этот вопрос исключительно важным для добрых отношений между Россией н Турцией*. Однако сведения, которые мы недавно получили из Карсской провинции, свидетельствуют о том, что действия турецких властей против русского населения и неслыханные акты насилия по отношению к этому населению не только не прекратились, но даже усилились, Вопреки всякому праву и духу Московского договора, молокане, выразившие

* См. док. № 88, 91, 114.


желание перейти на советскую территорию, рассматриваются Ki'ik турецкие подданные и принуждаются к прохождению военной службы, что является неслыханным произволом.

Выражая самый решительный протест и возмущение в связи с этими недопустимыми актами, я в особенности должен выразить недоумение по поводу того, что турецкий представитель Кязим Карабскир-паша в беседах с Российским Представителем товарищем Ганецким утверждал, что я якобы согласился с тем, чтобы молокане,.выразившие желание покинуть Карсскую провинцию, считались турецкими подданными и подлежали прохождению военной службы. Это лишенное.всяких оснований утверждение, которое может лишь вызвать у меня большое удивление, вынуждает меня заявить, что все последствия этой ложной констатации, а также все заявления, которые могли сделать введенные ею в заблуждение российские представители, должны рассматриваться как не имеющие силы. Российское Правительство считает своим долгом официально потребовать, чтобы молокаи, выразивших желание покинуть Карсскую провинцию, считали российскими гражданами; чтобы всякая попытка заставить их проходить военную службу в Турции была признана совершенно незаконной и чтобы все турецкие власти, совершившие столь преступные действия, понесли положенное наказание. Добавляю, что установлено и признано, что эти молокане в связи с невозможностью переехать в Россию в настоящее время, сохраняют право оставаться в их теперешнем местопребывании в течение еще одного года.

Я должен выразить возмущение тем более решительным образом, что я был информирован о том, что молокане, желающие покинуть Карсскую провинцию, подвергаются грубому обращению и телесным насилиям, имеющим целью заставить их отказаться от России. Мы можем рассматривать такие акты только как открыто враждебные по отношению к России, и подобное поведение турецких властей способно вызвать у нас сомнение насчет общей позиции Турции на нынешнем этапе ее политики.

Я должен сделать аналогичное заявление в связи с арестами, которым подвергаются молокане при вступлении в контакт с Российским Консульством.

Что же касается тех молокан, которые приняли решение остаться в Турции, то мы считаем, что в отношении этих молокан должен применяться признанный нами в Московском договоре турецкий Национальный пакт, предусматривающий уважение прав национальных меньшинств. Если мы в целом признали Национальный пакт, то было бы более чем странно не признавать его в отношении его применения к русскому национальному меньшинству в том, что касается признания его религиозных прав. Даже царский режим не посмел пося-


гать на религиозные убеждения молокан и не принуждал последних,к прохождению военной службы. С тем большим основанием Правительство, провозглашающее принципы, изложенные в Национальном пакте, не должно было бы считать себя вправе совершать в этой области акты, перед которыми отступал царизм.

Позволяю себе напомнить Вам, господин Посол, что Российское Правительство уже было вынуждено прибегнуть к репрессиям, когда данный вопрос впервые возник некоторое время спустя после подписания Московского договора. Российское Правительство вынуждено уделять этому вопросу исключительно серьезное внимание при существующей международной конъюнктуре, и я позволяю себе выразить твердую надежду, что Турецкое Правительство не отступит от своей общей позиции, которую оно до настоящего времени занимало в отношении России, и ие будет совершать в этой области акты, которые не могли бы расцениваться иначе, как враждебные по отношению к нам.

Примите, господин Посол, искренние уверения в моем весьма высоком уважении.

[Чичерин]

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: