Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Чрезвычайному Послу УССР в Турции М. В. Фруизе в Тифлис

19 ноября 1921 г.

Члены Ангорского прлннтельгтва в разговоре с Нацареиу-сом намекнули, ч'ш кампания Англии против франко-турецкого договори началась не без участия третьей силы, т. е России, Это предположение абсолютно неосновательно. Вы знаете пиши отношения с Англией и знаете поэтому, что такое секретное соглашение или 'подталкивание нами Англии является фактической невозможностью.

Мы много раз повторяли, что, если Турции выгодно заключить мир с Францией, мы будем относиться.положительным образом ко всему, что содействует улучшению положения Турции, если только иет ничего против нас. Пока соглашения с Турцией и с другими государствами * ие заключают в себе ничего враждебного против нас, мы можем только 'Приветствовать улучшение ее положения. Нас несколько беспокоит, в интересах турецкого 'народа, не пойдет ли турецкое правительство слишком далеко по пути экономических уступок, которые могут повести к экономическому внедрению Франции в Малой Азии и тем самым порабощению турецкого народа французским капиталом.

Турецкие национальные вожди, может 'быть, недостаточно ясно представляют себе все последствия экономических уступок и экономического внедрения французского капитала, но мы в данном случае можем только [платонически проявлять спою трепогу, ие скрывая того, что мы не только опасались бы за интересы турецкого народа, но могли бы также бояться, что экономическое внедрение Франции в Малой Азии может в будущем шовести к созданию там неблагоприятной для нас обстановки. Во всяком случае кампания Англии против этого договора не находится абсолютно ни в какой связи с какими бы то ни было действиями с нашей стороны.

Чичерин

Печат. по арХ.

310. Договор Совета Труда и Обороны РСФСР с Организационной группой американских рабочих94

[22 ноября 1921 г.]

Совет Труда и Обороны РСФСР, с одной стороны, и Организационная группа американских рабочих в лице тт. Хей-вуда, Рутгерса, Байера, Кальверта и Баркера, с другой стороны, заключили между собой следующий договор.

Так в тексте.


1. Организационная группа, пополняемая в порядке, ука-аапном в п. 5 настоящего договора представителями профессиональных и других организаций американских рабочих, организует промышленный Коллектив с целью эксплуатации Надеждцнского завода и ряда предприятий в Кузбассе. Коллектив находится в ведении СТО и его орга-нов на местах и действует на основании особого устава, утвержденного СТО в согласии с нижеследующими основными пунктами.

2. Коллектив получает в свое ведение и эксплуатацию следующие предприятия:

а) Надеждинский завод со всеми обслуживающими его предприятиями (копями, рудниками, лесными массивами и т. д.), устанавливаемыми согласно специальному спискуУрал-экономсовещания.

б) Угольные месторождения в Кемерове со всем имеющимся там оборудованием для их эксплуатации и со всеми побочными и подсобными предприятиями: коксовыми печами, химическим, кирпичным, лесопильным заводами и др., согласно специальному списку Сибревкома.

в) Два кирпичных завода в г. Томске.

г) Один кожевенный завод и одну сапожную мастерскую в Томске.

д) Другие предприятия по дополнительным договорам с Сибревкомом и соответствующими органами.

3. Коллектив образует Советское государственное предприятие, вся продукция которого принадлежит Советскому Правительству.

4. Коллектив работает непрерывно не менее 2-х лет, причем берет на себя следующие обязательства:

а) Доставить из Америки в Россию 2800 вполне квалифицированных рабочих и технического персонала, необходимых для Кузбасса, и 3000 человек для Надеждииского завода.

б) Затратить из средств своих членов по 100 долларов с каждого рабочего на закупку необходимого для работ ручного инструмента (добавочные к сумме, ассигнуемой Правительством согласно п. «в» § 8) и по 100 долларов на каждого рабочего на закупку необходимого продовольствия; кроме того, переселяемые рабочие должны быть сиабжеиы на собственные средства достаточным количеством обмундирования и предметов домашнего обихода.

в) Организовать закупку за границей машин и инструментов иа средства, предназначенные для этой цели согласно п. «б» настоящего § и п. «в» § 8.

г) Каждый переселяющийся рабочий обязан дать подписку установленного образца, прилагаемую к настоящему договору.

д) Выполнять производственные задания, которые будут устанавливаться с обоюдного согласия Коллектива с Экономн-

ом


ческим] Совещанием] Урала и с Сибревкомом, причем в первый год поднять производительность: Надеждннского завода, во всяком случае, не менее чем вдвое против программы, предположенной на 1922 г., а в Кузнецком бассейне — не менее чем вдвое.против фактической выработки текущего года.

е) Привлечь к рябого рабочих, уже занятых в.предприятиях, передаваемых Коллективу, на равных со всеми членами Коллектива положениях, при условии подчинения требованиям и дисциплине, устанавливаемым Коллективом, по с тем, что они окажутся способными выполнять свою работу согласно своей квалификации и установленным нормам выработки. В дальнейшем Коллективу предоставляется право привлекать к работе предприятия русских рабочих, причем эти последние должны быть поставлены в материальном и правовом отношении в одинаковые условия с остальными членами Коллектива.

Примечание 1. Перевозка иммигрантов и их багажа до русской границы производится средствами рабочих, перевозка же от русской границы до места назначения лежит на обязанности Советского Правительства и 'Производится военно-срочным оорядком.

Примечание 2. Намеченное в п. «д» повышение производительности предприятий.вдвое должно обусловливаться не увеличением абсолютного числа рабочих, а повышением средней выработки, приходящейся на одного рабочего. Увеличение числа рабочих должно иметь.последствием соответственное увеличение общей продукции предприятий.

5, Правление Коллектива составляется из перечисленных и 'шипим1 договора товарищей (Хейвуда, Рутгерса, Кальверта, Байера и Паркера) и еще 9-тн товарищей — представителей рабочих upraiiinaiuiii Америки и Англии, то соглашению лиц, подписавших договор с СТО и с окончательным утверждением сего списка СТО. В Правление Коллектива СТО.посылает своего представителя.

6. В органы Управления как Надеждиноким заводом, так и угольными копями в Кузбассе то принадлежности вводится по одному представителю от Уралэкономсовещаиия и Сиб-ревкома.

7, Члены Коллектива и Коллектив в целом подчиняются всем законам РСФСР на общих основаниях.

8. Для организации работы Коллектива Советское Правительство ассигнует не свыше 300 000 долларов то следующему расчету:

а) 20 000 долларов на экспертизу Надеждннского завода и других предприятий.

б) 5000 долларов иа организационные расходы за границей.

в) то 100 долларов на каждого переселяющегося рабочего в пределах остающейся суммы (275 000 долларов) для


закупки за границей 'сельскохозяйственных машия и прочего шрнчп'аря, необходимого для работ каменноугольных «опей.

Примечание. На соответствующую сумму НКВТ открывает в Америке кредит.

9. Для обеспечения Коллективу возможности расширения промышленных предприятий и членам Коллектива удовлетворительного в материальном отношении личного существования Советское Правительство предоставляет Коллективу:

а) К весне 1922 г. достаточное количество готовых бревен, потребных для постройки жилищ для прибывающих иммигрантов.

б) 10 000 десятин земли в районе Кемерова, пригодных для сельскохозяйственного использования, по соглашению с Сибревкомом.

в) 50% производства кожзавода и сапожной мастерской сверх того, что было произведено в производственном 1921 году.

г) 50% производства угля в Кемерове сверх того, что было добыто в производственном 1921 году.

д) 50% производства Надежди'нского завода сверх того, что было намечено 'программой в производственном 1921/22 г.

е) Продукцию с предоставленных колонии сельскохозяйственных участков—ino правилам, установленным для совхозов, приписанных к предприятиям.

ж) Продукцию кирпичных заводов и лесных разработок, остающихся за покрытием потребностей предприятий.

Примечай и е. Вырубка леса должна идти с соблюдением установленного ЛесоземельнымОтделом плана хозяйства.

з) Право товарообмена с крестьянами и др., с соблюдением соответствующих на этот счет общих 'правил.

Примечание 1. В течение 1-го договорного года колонистам выдается соответствующее их числу количество пайков по правилам, нормирующим снабжение аналогичных категорий русских рабочих в предприятиях, переведенных иа начала хозяйственного расчета. Кроме того, на зиму 1922/23 г. все иммигранты снабжаются шубами и валенками. На зиму 1921/22 г. Советское Правительство посылает в Надеждин-ский завод 60 000 пудов муки для рабочих, занятых лесными заготовками на 1922 г.

Примечание 2. Первая партия рабочих не свыше 200 человек для подготовительных работ снабжается всем необходимым по особому описку.

Примечание 3. Вышеуказанные нормы отчислений продукции устанавливаются иа первый год работы Коллектива, в дальнейшем же подлежат пересмотру и установлению общим соглашением, причем Правительство РСФСР в принципе признает, что Коллектив имеет право на достаточное количество продуктов производства для выполнения намеченных 'Производственных целей.


10. Для обеспечения непрерывного хода производства 'Предприятий, передаваемых Коллективу, Советское Правительство обязуется:

а) Снабжать эти предприятия, согласно представленной Коллективом и утвержденной СТО смете, через соответствующие органы или непосредственно из центра, всем, что не может быть добыто и произведено в районе расположения Коллектива и что необходимо для предприятий, я также денежными знаками. Снабжение 'Производится в 'порядке, устанавливаемом для предприятий, переведенных на хозяйственные начала.

'б) Обеспечить предприятия достаточным количеством железнодорожных и водных транспортных средств.

в) Снабдить необходимым количеством цемента и чугуна по особому соглашению:и прн условии, что Коллектив выделением из 'своего состава достаточного количества специалистов усилит производительность Яшкииского цементного н Гурьевского заводов.

11. В случае, если 'бы -по каким-либо причинам одна из договаривающихся сторон, Советское Правительство или Коллектив, впоследствии нашла для себя невыгодным заключенное соглашение, — она имеет право объявить о расторжении договора. В таком 'случае на обязанности Коллектива лежит сдать по особому акту специально уполномоченным на то агентам Советского Правительства все постройки, оборудование, инвентарь, в том числе и весь закупленный согласно этому положению, и весь, какой будет приобретен колонистами нпоследствии, — в полной сохранности и в полном порядке бет всякого вознаграждения со стороны Советского Пра-Miinviijciua. IIa обязанности этого последнего будет лежать предостлинть колонистам все средства для беспрепятственного проезда н выелда за границу с имуществом, составляющим личную собственность колонистов, с соблюдением существующих в отношении вывоза за границу общих постановлений. Советская власть не несет при этом ни шеред Коллективом в целом, ни перед отдельными его членами никаких денежных обязательств, кроме тех, которые судом РСФСР нлн ВЦИК РСФСР будут признаны правомерными.

Председатель СТО В. Ульянов (Ленин)

Представители Организационной группы

американских рабочих:

В. А. Хейвуд

Д, Байер

За Рутгерса — Хейвуд

22 ноября 1921 года

Печат. по арх.

ш


ЛИ. Нога Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Поверенному в Делах Польши в РСФСР Кнолю

24 ноября 1921 г.

Милостивый государь господин Поверенный в Делах,

Неизменно стремящаяся к соблюдению мира и налаже-нию дружественных добрососедских отношений с Польской Республикой Российская Республика в союзе с Украинской Республикой, иеуклоиио обороняя свою безопасность и свои права, в течение всего времени, истекшего со времени заключения Рижского договора *, старается об устранении всего, что препятствует его проведению в жизнь. К сожалению, Польское Правительство во многих основных вопросах взаимоотношений между двумя странами долгое время ие шло навстречу этому стремлению.

Представленная Вами Российскому Правительству нота от 1 ноября равным образом не может содействовать успешному налажению между Россией и Польшей добрососедских отношений, которых Россия так горячо желает. Нельзя ие отметить, что эта йота, носящая дату 1 ноября, была передана Вами Российскому Правительству лишь 8 ноября, когда она уже несколько дней была опубликована и обсуждалась не только в польской, но и во французской печати. Это случилось как раз в тот момент, когда Российское Правительство заявило правительствам держав Согласия о своей готовности признать довоенные царские долги ** и когда враждебная Советской России печать старалась представить ее как оставляющую систематически без выполнения свои международные обязательства. Как раз в этот момент во французской печати появилась еще не врученная Вами Российскому Правительству йота, в которой тенденциозное изложение наших взаимоотношений и расходящиеся с действительностью утверждения способны вызвать у неосведомленного читателя ложное представление об отношении Российского Правительства к своим международным обязательствам.

В то самое время, когда вопрос об оказании Польским Правительством поддержки боевому белогвардейскому центру близился к благополучному разрешению, как раз в этот момент произошло, во-первых, вторжение сформировавшихся на польской территории петлюровских банд в союзную России Украинскую Республику, и тогда же Польское Правительство обратилось к России с нотой от 1 ноября, по всему своему содержанию способной подвергнуть новым опасностям нала-жение добрососедских отношений между обоими народами.

Советское Правительство, однако, не дает себя совратить с л у ти мирных попыток улажения конфликтов с Польской

* См. т. III, док. № 350. ** См, док. № 278.


Республикой, неизменно рассчитывая на то, что желание мира широкими массами польского народа даст возможность Советским Республикам, выражающим волю российских и украинских трудящихся масс, достигнуть успешного налаже-ния добрососедских отношений с Польшей. Российское Правительство подробно рассмотрело заключающиеся в Вашей ноте от 1 ноября обвинения и нашло наиболее удобным выделить разбор этих обвинений в особую памятную записку, которая здесь 'прилагается.

Один разряд обвинений в Вашей ноте от 1 ноября касается тех частей Рижского договора, которые проводились в жизнь даже в период конфликта из-за оказания поддержки Савинкову Польским Правительством. Таковы постановления договора, относящиеся к установлению границы и к репатриации обоюдных граждан и военнопленных. В приложенном здесь меморандуме даются фактические доказательства того, что работа по проведению гра'ницы подвигается вперед и что происходящие при этом разногласия имеют своим источником исключительно выставление с польской стороны требований, противоречащих Договору.

В области репатриации обоюдных граждан и военнопленных также проделана весьма значительная работа, причем единственным тормозом служило упорное нежелание Польского Правительства проводить соглашение о персональном обмене определенных лиц, а также отказ польских властей принимать всех подлежащих возвращению польских бежен-Ц|_'П и длже образовать 3-й пропускной пункт в Полоцком iimipjiiuiriiiiii. В то время ка.к Ваша нота от 1 ноября совер-uJüini'i пеоепоплтелг.по заявляет о якобы несчастной судьбе польских репптрилииж и России, и действительности именно и Польше но о| ношению к российским и украинским военнопленным и пптер]|ир(ш;ишым применялись самые варварские истязания и дурное обращение, которые можно назвать беспримерными во взаимоотношениях европейских народов.

Другой разряд обвинений Вашей ноты от 1 ноября относится к тем постановлениям договора, проведение которых в жизнь было приостановлено в результате поддержки, оказываемой в то время Польским Правительством белогвардейскому центру Савинкова и других. Ваша нота от 1 ноября умалчивает о том, что причиной отсрочки выполнения некоторых постановлений договора было исключительно обострение вопроса о существовании в Варшаве боевого белогвардейского центра, получавшего помощь от польских властей. Подписание 30 сентября Российским Полномочным Представителем Львом Михайловичем Караханом и Вице-Министром Польской Республики г-ном Яном Домбским протокола*

* Имеется в виду Протокол от 7 октября. См. док. № 252.


было поворотным пунктом, после которого, хотя не 'сразу, стало возможным проведение в жизнь всех статей Рижского договора. Этот протокол почти равен по своему значению Рижскому договору, так как указал путь для ликвидации конфликта, длившегося почти полгода между Советскими Республиками и Польской. Он ие был проведен сразу, потому что в указанные сроки Польское Правительство не выполнило установленного в нем обязательства. Когда же в конце октября Польское Правительство выполнило пункт соглашения об удалении с польской территории наиболее активных участников боевого белогвардейского центра, Российское Правительство, со своей стороны, немедленно приступило к выполнению всех лежащих на ием обязательств. 1 ноября был предоставлен в распоряжение Польской Делегации в Москве первый взнос за железнодорожное имущество. Когда по этому вопросу возникли между Российски-Украинской и Польской Делегациями серьезные разногласия практического характера, Российское Правительство чрезвычайно далеко пошло навстречу требованиям Польской Делегации, принимая в качестве предварительного решения ее требования, и в результате первый взнос, равно как возвращаемое Польской Республике имущество громадной стоимости, уже находятся в данный момент на пути в Варшаву.

И по вопросам об обоюдной оптации, о правах национальных меньшинств, о проведении амнистий шрилагаемый здесь меморандум приводит фактические доказательства того, что со стороны Российского Правительства все сделано, что требуется от него договором, и что, наоборот, именно с польской стороны создаются препятствия для правильного проведения оптации несоблюдением ее юридических форм, именно с польской стороны происходят систематические нарушения прав белорусских и украинских меньшинств, обеспеченных за ними договором, именно Польское Правительство до сих пор содержит в тюрьмах, вопреки договору, российских граждан.

Обвинения, выдвигавшиеся уже раньше Польским Правительством, главным образом против Украинского Правительства, якобы в нарушении обязательства не вмешиваться во внутренние дела Польши, уже были опровергнуты в предыдущих заявлениях Российского и Украинского Правительств. В частности, сотрудник Российско-Украинской Делегации по репатриации в Варшаве гражданин Кржижановский настолько лояльно вел себя по отношению к Польской Республике, что против него нет ни одного.конкретного обвинения, и заявление об его участии в коммунистической работе в Польше является вполне голословным и ие обоснованным. Его арест нельзя не рассматривать как недружелюбный акт по отношению к Советским Республикам, точно так же, как вопиющий факт насильственного отнятия официальных пакетов Рос-


сийско-Украинской Делегации у ее рассыльного гражданина Цихоцкого и возвращения этих официальных пакетов с явными признаками 'перлюстрации.

Особое положение занимает выдвинутое Вашей нотой от 1 ноября обвинение в нарушении Россией статьи Ш Рижского договора. В силу этой III статьи, Россия и Украина, с одной стороны, и Польша — с другой, согласились, чго вопрос о принадлежности к Польше и Литве спорных территорий подлежит разрешению исключительно между Польшей и Литвой. Передача этого вопроса на разрешение так называемой Лиги 'наций является поэтому нарушением Рижского договора. Точно также после того, как III статья Рижского договора предусматривала суверенные права литовского государства, как влолие равного контрагента Польши, Российское Правительство не может считать согласуемым с Рижским договором низведение Литвы до степени федеративной части расширенного 'польского государства.

Несмотря иа то, что Ваша нота от 1 ноября не может не быть рассматриваема Российским Правительством иначе, как агрессивный шаг по отношению к России и Украине, Российская Республика отказывается становиться на тот же путь и продолжает неизменно стараться наладить с Польшей вполне дружественные добрососедские отношения. Российская Республика твердо уверена в том, что мирные стремления широких масс польского народа, которые уже раньше были вовлечены в войну с Россией, вопреки своим жизненным интересам, одержат верх над всеми попытками внести расстройство и гмуту il отношения между обоими народами. Российская Республика полиглот также, что интересы экономического развития п производства как Польши, так и России требуют отиих дружеской соиместпоп работы и полного устранения всего, могущего нарушать между ними безусловно мирные отношения. В настоящее время, когда Российское Правительство обращается к содействию капитала других стран как для своего экономического восстановления, так и для налажения с ними экономического сотрудничества, Российское Правительство особенно дорожат наискорейшим налажением с Польшей необходимых для этой цели дружественных отношений. Оио высказывает поэтому твердую надежду, что все препятствия к достижению этой цели будут возможно быстро устранены, и оно обращается к Польскому Правительству с призывом встать иа тот же путь мирного, добрососедского сотрудничества.

Прошу Вас, милостивый государь, принять уверение в моем глубоком уважении н совершенной преданности.

[Чичерин]

Печат. по арх.

Опубл. (в изложении) в газ. «Известия"

M 334(1427), 17 декабря 1921 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА

Установленная ст. II Мирного договора Смешанная пограничная комиссия уже давно приступила к работе, и общее состояние работ по проведению границ в натуре представляется в следующем виде.

На Полоцко-Вилейском участке границу следует считать окончательно решенной и юридически обоснованной от латвийской границы до деревни Большие Черницы на протяжении 145 верст. Застолбление произведено от Западной Двины до деревни Дрозды. На Мииско-Несвижском участке застолбление границы произведено от ст. Радошковичи до местечка Рубежевичи длиною в 72 версты. Приступлено к застолбле-нию остальных участков. На Полесском участке произведена разведка всего участка, но по причинам, о коих сказано ниже, к застолблению еще не приступлено. На Волынском участке окончательно решены н частью застолблены границы от р. Случь до Вилия у Острога, на протяжении 55 верст. Разведывается участок по р. Вилия на протяжении 31 версты,

Российское Правительство приняло все зависящие от него меры к скорому исполнению ст. II Мирного договора, но должно подчеркнуть, что работы комиссии систематически тормозятся Польской делегацией. Польские делегации в комиссиях и подкомиссиях, состоящие в большинстве случаев из местных помещиков, сознательно срывают переговоры, предъявляя ни на чем не основанные требования, явно противоречащие и букве и духу Мирного договора.

Двумя нотами, от 15 сентября 1921 г. за № 12/5676 и 31 октября с, г. за № 12/6279*, Российское Правительство своевременно поставило Польское Правительство в известность, что польские делегации не только предъявляют требования, не соответствующие Рижскому договору, ио искажают таковой и всюду стремятся установить новую границу между Польшей и Советской Россией. В означенных нотах были приведены примеры и подробные указания.

Однако до сих пор Польское Правительство не дало ответа на эти ноты, чем, во всяком случае, не облегчило работ означенных комиссий. Таким образом, становится очевидным, что задержки и запаздывания в исполнении ст. II Рижского договора должны быть приписаны не Российскому Правительству, а исключительно Правительству Польши.

Это всецело подтверждается материалом, вновь собранным недавно вернувшейся в Минск Российско-Украинской делегацией Смешанной комиссии после объезда некоторых участков пограничных линий. Выявилось окончательно, что Польская делегация Смешанной комиссии тщательно фикси-

• См. док. Я° 220, 234.


рует для неведомой цели подробнейшим образом мнимые недочеты формального свойства, даже самые мелкие, проявляя •при этом крайнюю придирчивость. В то же время Польская делегация всячески стремится затягивать и формально поставить работу па границе d условии, не дающие фактической возможности выполни п. ее.

Польское Правительство возбуждает вопрос о нарушении Российским Правительством ст. V Мирного договора. В подтверждение сего положения оно указывает па арест сотрудника Российско-Украинской делегации Смешанной комиссии по репатриации в Варшаве гражданина Кржижановского, якобы заподозренного в организации боевых коммунистических троек, причем тут же ссылается вновь на деятельность вымышленного Закордота и несуществующих галицийских отрядов, делая вообще намеки на связь сотрудников Российского Представительства с коммунистической агитацией в Польше.

По поводу означенного обвинения Российское Правительство считает себя вправе заявить следующее:

Одного ареста польской полицией сотрудника Российской делегации, когда инкриминируемое преступление еще не доказано, далеко не достаточно, чтобы построить на этом тяжкое обвинение в нарушении договорного обязательства. По существу же вопроса Российское Правительство утверждает, что сотрудник делегации по репатриации гр. Кржижановский по отношению к Польской Республике вел себя настолько лояльно, что пи одного конкретного обвинения к нему предъявлено быть не может, и заявление о его участии в коммунистическом работе м Польше голословно п не обосновано, а потому польские власти не имели законного основания арестовывать его. Таким образом, арест гр. Кржижановского является ис только актом высшего недружелюбия л о отношению к Российско-Украинской делегации, ио и нарушением ее прав, обусловленных Соглашением от 24 февраля с. г.* Разным образом явным нарушением означенного соглашения и актом недружелюбия со стороны административных органов Польской Республики является необоснованный и незаконный арест сотрудника Российско-Украинской делегации Смешанной репатриационной комиссии в г. Варшаве гр. Цихоцкого, когда тот направлялся с пакетами в здание Российского Посольства для передачи их по назначению, причем у него была отнята рассыльная книга с пакетами, и хотя затем все это было возвращено, но с явными признаками и следами перлюстрации. 3 августа 1921 года имел место возмутительный случай избиения по приказанию польского офицера уполномоченного Российско-Украинской репатриационной делегации

* См. т. Ш, прим. 72.


гражданина Радзивилова. Гр. Радзивилов присутствовал в

лагере Стржалково при отправке эшелона военнопленных. Польский офицер, вопреки всякому праву, потребовал от гр. Радзив.илова удалиться с перрона вокзала, и когда последний протестовал против нарушения прав Репатриацион-ной комиссии, офицер распорядился удалить Радзивилова силой. Гр. Радзивилов был избит польскими солдатами и прикладами вытолкнут с перрона.

Новым неслыханно ярким нарушением со стороны Польского Правительства ст. V Мирного договора, гарантирующей воздержание от всякого вмешательства во внутренние дела другой страны и уважение ее государственного суверенитета, являются события, имевшие место на южной границе у Збруча в районе Сариы, Ровно, Гусятина и Каменец-Подольска. Здесь при непосредственном участии и полном содействии польских военных и железнодорожных властей происходила переброска с польской территории на территорию Советской Украины вооруженных банд, организованных на польской территории из интернированных бывших летлю-ровских солдат и других частей. Протест по сему поводу выражен в ноте Украинского Советского Правительства от 30 октября и нотой Полномочного Представителя Российского Правительства в Польше от 31 октября с. г. за № 594*.

Таким образом, по вине Польского Правительства не только нарушена ст. V Мирного договора, но и ст. I Мирного договора, объявляющая прекращенным состояние войны между Советской Россией и Украиной, с одной стороны, и Польшей— с другой, по вине Правительства Польской Республики вплоть до последнего времени сохранила проблематический характер.

Ст. VI Мирного договора трактует об оптации. Целый ряд весьма существенных интересов, как моральных, так и экономических, затронут ею. Во избежание ошибок и возможных злоупотреблений Российское Правительство уполномочило иа ведение дел по оптации особый орган, и Правительство Польской Республики не имеет оснований голословно утверждать, что благодаря интерпретации означенного параграфа польские оптанты ие могут воспользоваться его благами. Вот несколько цифр, свидетельствующих о деятельности Советского Правительства в этой области за период с 15 сентября по 10 октября с. г.: 1) поступили и препровождены в Польское Посольство заявления и документы лиц, желающих оптировать польское гражданство,— 1009; 2) получены от Польского Посольства извещения и документы лиц, оптирующих польское гражданство, и переданы иа заключение органов РСФСР— 137; 3) препровождено в Польское

* См. док, Ns 285.


Посольство оптационных удостоверений лиц, оптирующих польское гражданство, — 94; 4) препровождены в Польское Посольство списки лиц, документы коих недостаточны для признания за иимн оптации польского гражданства, — 50; 5) препровождены в Польское Посольство списки лиц, на коих получены извещения о признании их польскими гражданами, но от коих не поступили заявления и документы в административные органы РСФСР, — 59.

Из приведенных выше цифр видно, что прохождение дел польских оптантов идет вэтолне нормально. Из беглого обзора их следует сделать беспристрастный вывод о том, что Советское Правительство всемерно идет навстречу польским оптантам, но требует, чтобы юридическая форма ее проведения, указанная в Мирном договоре, была соблюдена как оптирующими, так и польскими учреждениями в России. Претензии и жалобы Польского Правительства лишены всякого основания.

В отношении упреков в нарушении местными советскими властями ст. VII Мирного договора, гарантирующей право свободного развития культуры, языка и выполнения религиозных обрядов лицами польской национальности, Правительство Советской России обращает внимание Правительства Польской Республики на общий и некорректный характер этих упреков. Советское Правительство полагает, что Правительство Польской Республики имеет неправильные и ошибочные длимые и сведения по сему вопросу. Правительству Советский России неизвестны факты закрытия польских школ, Kl исключенном ri_'\ прискорбных случаев, когда учительский пиргоппл и полном соепше млн частично оставляет школы и, пилмушч. ицлиом |H4i;iTpnaiuiii, уеоклит па родину, оставляя дечем 6i?J опеки, npiljopu и помощи.

Правительство Советской России ввиду значительного недостатка в учителях польской национальности вынуждено было даже приступить к организации польских учительских курсов в Моокве и оказывать регулярную систематическую помощь и полное содержание польским учительским курсам в Минске, а иыне приступило к организации в Москве 4-лет-пих учительских курсов. Советское Правительство считает необходимым привести несколько цифр, чтобы убедить Польское Правительство и польский народ в неправильности и ошибочности данных, положенных в основу упреков, касающихся ст. VII Мирного договора.

В Минске имеется 16 польских педагогических и учебных заведений, 2 детских дома-приюта, 2 детских сада, 4 школы для школьного возраста с пансионатами, 7 школ для приходящих детей школьного возраста, 1 педагогические курсы, В Гомельской губернии имеются 54 польские школы. В Петрограде— 12 польских школ.

SUA


Со своей стороны, Советское Правительство считает долгом обратить внимание Польского Правительства, что в части Белоруссии, перешедшей по Мирному договору к Польше, местные польские власти закрывают культурные белорусские учреждения без предъявления к ним каких-либо обвинений только потому, что они белорусские. Из 150 белорусских школ, которые там были раньше, осталось только две. Попытки открыть белорусские школы насильственно подавляются, а виновные наказываются арестом. Так, в местечке Малая Берестиница, Гродненская губерния, польские жандармы избили половину всех крестьян и 15 человек арестовали. Инспектор Лидовского округа заявил учителям, что он не потерпит в будущем белорусские школы. Означенных примеров множество, и они настолько ярки н убедительны, что Российское Правительство имеет полное право заявить о нарушении Польским Правительством ст. VII Рижского договора.

Исполнение гражданами религиозных обрядов происходит без всяких препятствий со стороны центральной и местных властей, невзирая на то, что значительное большинство духовенства относится враждебно и недоброжелательно к Советской власти. Правительство Советской России только в нескольких случаях открыто враждебных выступлений против Правительства и Государства вынуждено принять меры пресечения против виновных. Вопрос о предполагаемом сожжении книг гражданского состояния не находится ни в какой связи с лишением как культурных, так и религиозных прав польского населения, так как по законам Советской России метрические книги не имеют отношения к отдельным национальностям и ведутся особо для сего уполномоченными органами местного управления.

Советское Правительство стоит на точке зрения полной свободы как национального, так и культурного и религиозного развития всех без исключения национальностей, оио создало специальный правительственный орган — Народный Комиссариат по Делам Национальностей, который является политическим выразителем и проводником этой идеи. Советский государственный строй зиждется «а полном равноправии всех национальностей.

По вопросу о выполнении ст. IX Мирного договора нужно указать, что хотя к деятельности по репатриации преступлено давно и со стороны органов Советской России был проявлен максимум усилий, однако нормальный ход репатриациониой работы затрудняется постоянно по вине органов Польского Правительства. Польское Правительство затягивало персональный обмен, при осуществлении которого оно получило бы своевременно желательных для себя граждан. В самое последнее время Российско-Украинская делегация по делам репатриации предложила делегации Польской Республики за-


кончить в месячный срок обмен квалифицированными категориями, в том числе лицами, внесенными в список персонального обмена. Делегация Польской Республики, хотя и выразила принципиальное согласие на это предложение, ие дала, однако, — и до сих пор не дает, — конкретного ответа и тем тормозит разрешение вопроса. В течение последних недель из Польши вовсе нет поступления русских военнопленных. Не-прибыл также за последние недели нз Польши в Россию ни один интернированный. Не удивительно, что такое положение отражается на отправке польских интернированных и может вызвать задержку прибывающих из Сибири эшелонов военнопленных, хотя Российским Правительством приняты решительные меры для ускорения отправ.ки граждан, находящихся на расстоянии многих верст в самых отдаленных уголках европейской России и Сибири.

В настоящий момент Делегацией Польской Республики по делам репатриации заявлено, что с декабря месяца в Столбцах будет приниматься лишь по 1500 человек в день. Между тем Делегация Польской Республики получила для визировки списки беженцев иа несколько десятков тысяч человек. Многие списки лежат гам еще с августа месяца. При наличии такого значительного числа желающих срочно уехать Делегация Польской Республики не только не содействует отправке, по сокращает приемы в действующих пропускных пунктах и откатывает п образовании 3-го пропускного пункта в Полоцким направлении.

ОГнциг по мотивированные обвинения, которые Польское npiinniivibCTiin 11|н\ц|.нплис1' Советской России по вопросу об VUJlunmiX Ж и uni и содержании репатрианток, бледнеют перед Теми пиилЫАШШымн иадсьаiLViLcщами п притеснениями, ко-тпрыо I iiopiuiiin. и типрлк'л над русскими военнопленными в пилгекнх лагерях,

Российское Правительство уже в ноте от 9 сентября * с. г. укашвало иа то, что в течение двух лет из 130 тысяч русских пленных в Польше умерло 60 тысяч. Перед подобными цифрами и описанными выше фактами все упреки и претензии Польского Правительства по данному вопросу отпадают без дальнейших доказательств.

Предусмотренная ст. X Мирного договора амнистия проводится органами Российского Правительства, согласно ука-чаииям этой статьи. Усиленно работает комиссия, ведающая делами амнистии, и ие вина Советского Правительства, что среди польских репатриантов имеется значительное число лиц, привлеченных к суду или отбывающих наказание. Что касается Генриха Мальома, то последний уже освобожден. Задержка объясняется тем, что дело его в порядке очередно-

* См. док. № 210.


сти должно было быть разрешено Международной комиссией по проведению амнистии. Полковник Чума, организатор белогвардейских полчищ в Сибири, принимавший активное участие в вооруженной борьбе против Советской России, также ныие освобожден и ожидает своей очереди на отправку в Польшу. Одновременно необходимо отметить, что до снх пор Польское Правительство тормозит реализацию Дополнительного протокола к Соглашению о репатриации. Лица, подлежащие обмену на этом основании, ие только продолжают оставаться в заключении в польоких тюрьмах, ио не выданы еще полностью даже лица, вошедшие в первый список в числе 300 человек, представленный Польскому Правительству в начале деятельности Смешанной комиссии по репатриации.

В равной степени неправильны претензии Польского Правительства, касающиеся вопроса о реэвакуации культурных н исторических ценностей, указанных в ст. XI Мирного договора. Достаточно напомнить многочисленные обращения Российского и Украинского Советских Правительств с 'представлениями, в которых неизменно доказывалось, что Советские Республики ии в какой степени не заинтересованы в задержании выполнения своих обязательств, вытекающих из перечисленных статей Договора. Наоборот, свой основной взгляд по вопросу о возвращении польскому народу его национальных культурно-исторических ценностей Советское Правительство документировало уже во время мирных переговоров в г.Риге. В дальнейшем Российское Советское Правительство неоднократно заявляло о своем желании всемерно пойти навстречу польским требованиям.

Единственным препятствием, задержавшим до последнего времени выполнение сих статей, было упорное нежелание Польского Правительства выполнить законные требования Правительств Советских Республик в результате невыполнения Польским Правительством ст. V Мирного договора.

Непонятным поэтому является, для какой цели Правительство Польской Республики в нынешней ноте возобновило свои обвинения против Российского Советского Правительства, которые оно столь безуспешно старалось обосновать в своих предыдущих выступлениях, тем более, что ныне повеем интересующим его вопросам приступлено к практической работе, плоды которой уже имеются налицо.

Немедленно по получении извещения о состоявшейся высылке из пределов Польши русских контрреволюционных главарей Польской делегации в Смешанной комиссии была выдана картина Матейко «Грюнвальд». Равным образом тотчас же началась передача национального исторического имущества, собранного и заботливо охраняемого в г. Москве, которое ныне уже вывозится в Польшу. Дальше намечен к передаче Польской делегации целый ряд частных имущественных


объектов, как заводы и пр. Взнос, подлежащий уплате Польскому Правительству за железнодорожное имущество, уже принят Польской делегацией. Смешанная комиссия по финансовым расчетам в г. Варшаве уже 'Приступила к работе и, несомненно, в пределах законных требований польской стороны, Российско-Украинская делегация данной Смешанной комиссии, как и во всех прочих, поступая согласно директивам Российского и Украинского Советских Правительств, будет способствовать разрешению подлежащих ее компетенции вопросов в духе наибольшего благожелательства, принепремен-ном условии осуществления Правительством Польской Республики на деле, а ие иа словах, тех обязательств, кои возложены Рижским мирным договором иа Польскую Республику.

Печат. по арх.

312. Сообщение Народного Комиссариата Иностранных Дел УССР

25 ноября 1921 г.

Вошреки заявлениям польского правительства о полной непричастности польских властей к вторжению оетлюровских банд «а территорию Украины, попавшие в наши руки с 17 по 18 ноября при разгроме банды Тютюника документы, состоящие из приказов, писем, телеграмм, военных карт, уставов, отчетоп, фотографических карточек, ведомостей и расписаний С полном определенностью свидетельствуют, что бандитское нападение на Украину было организовано 'при самом близким онц'нЧтипм 2-го отдела польской армии, находящегося во Линии1, м было ниоружено и субсидировано польскими ВЛа- СЛИМИ.

Ука кипите документ приводятся в порядок и в ближайшем гцн'моип наиболее- сущестьенные из них будут оглашены полностью.

Ниже приведена часть важнейших документов*.

Подлинный приказ за подписью Тютюника по повстанческой армии за № 1 от 23 октября 1921 года, помеченный г. Львов.

п. 1 По приказу головного атамана с сегодняшнего числа я вступаю в командование повстанческой армией на Украине.

п. 2 Начальником штаба повстанческой армии назначается полковник Отмарштейн, которому приказываю вступить в исполнение своих обязанностей и немедленно формировать свой штаб.

* Публикуются некоторые из этих документов.


п. 3 Партизанско-тговстанческий штаб при главном командовании войск УНР расформировывается, и оставляется вместо пего украинское бюро прессы и информации при контрразведке 2-го отдела польского Генерального штаба во Львове.

п. 4 Всех офицеров, рядовых и служащих, которые остаются вне штаба повстанческой армии и не войдут в штаты бюро печати и информации, немедленно откомандировать на прежние места их службы.

п. 5 Всем командующим группами на Украине, а через них и командующим в районах перейти из подчиненности головного атамана в мою подчиненность через штаб повстанческой армии.

На основании п. б назначается финансово-закупочная комиссия из Евгения Архипенко, в составе членов генерального штаба полковника Пересады и поручика Нестеровского *.

п. 7 Командующим 2-й повстанческой группой назначаю полковника Ступницкого, которому [надлежит] немедленно приступить к формированию штаба и донести о вступлении в исполнение своих обязанностей.

п. 8 Все отряды, которые прибыли из концентрационных лагерей в район Ровно, Костополь, Мицк и Копачанцы, переходят в состав повстанческих армий.

Предписываю генералу-хорунжему Янченкову из всех отрядов, которые находятся в районе Ровно, Костополь, Мицк, формировать Киевскую дивизию на основании инструкции, которая дается отдельно.

Начальником штаба Киевской дивизии назначается подполковник Лушпенко.

Из бойцов и солдат, которые скоплены в районе Копачанцы, предписываю подполковнику Палию сформировать специальный отряд по моим указаниям.

п. 9 Из состава 4-го артиллерийского полка 4-й дивизии поручаю сотиику Чижевскому сформировать штабную сотню, которая перейдет в распоряжение начальника штаба повстанческой армии.

Подписал командующий повстанческой армией генерал-хорунжий Тютюник

Подлинный приказ от 27 октября 1921 года № 2, изданный во Львове за подписью Тютюника

Предписывается начальнику украинского бюро информации и печати при 2-м отделе польского штаба находиться в непосредственной подчиненности начальника штаба повстанческой армии.

* Так в тексте


Армейским государственным контролером назначается полковник Туган-Барановский, которому предлагаю вступить немедленно в исполнение своих обязанностей. [...]

Вторую категорию документов составляю1 приказы по штабу повстанческой армии за подписью Отмарштейна, начиная с 24 октября во Львове.

Между прочим, в одном из приказов за № 5 от 28 октября предлагается записать в приходные суммы сто тысяч марок и 30 175 николаевских руб., полученных от известного поручика Ковалевского (польского гражданина).

Примечание. Поручик Ковалевский, о котором многократно говорилось в наших нотах польскому правительству, служит во 2-м отделе польского Генерального штаба. Приказов по штабу армии захвачено 20, из которых последний помечен 12 ноября, село Зенькино. [...]

Приказ Тютюника от 27 октября с места ставки командующим 1, 2, 3, 4, 5-й повстанческих групп, в которых он предписывает начальникам этих групп с получением приказа объявить всеобщее восстание на основании инструкций, отправленных еще 15 августа 1921 года. В этом 'приказе Тютюник коптит: «со штабом вместе я перехожу на территорию Ук-

р.'ИШЫ». [...]

Вторым прпкашм Левченко командующему 3-й повстанческой группой предлагается закончить своп поцготовления к восстанию к 1 сентября, причем ему предлагается прервать железнодорожное сообщение Гомель — Бахмач, Ямполь — Конотоп, Ворожба — Льгов.

Предлагается занять Полтаву и произвести налет на Харьков для уничтожения советского центра на Украине, взорвать железнодорожный мост под Кременчугом и т. д. [...]

Приказ атаману Бро'вы. Ему тоже дается срок подготовить восстание до 1 сентября и следующие задачи: уничтожить железнодорожное сообщение между Украиной и Доном, занять г. Екатеринослав, взорвать мост через Днепр.

Во всех трех приказах имеется единообразный пункт7-й, в котором говорится: «всех чекистов и коммунистов расстреливать». [...]


Третья группа документов относится к связи между Тютю-никоми 2-м отделом польского Генштаба. Интересным является документ, помеченный 15 ноября 1921 г. за № 298, за подписью начальника 2-го отдела Генштаба подп. Кузьминского и начальника организационной части подпоручика с неразборчивой подписью, на котором карандашом написано «подлинный», который адресован подпоручику Ковалевскому и в котором дается отчет о работе 2-го отдела с 1 по 15 сентября 1921 года.

Другие интересные документы, относящиеся к подготовке партизанских отрядов накануне их наступления иа Украину, заключаются в подлинных телеграммах на польском языке, из которых отмечаются следующие.

Телеграмма за подписью Очередко из Александрова за № 267 от 17 октября, в которой сообщается Добротворскому во Львов, гостиница «Европейская», что во вторник выехало 150, а в среду выезжает еще 400.

Другая телеграмма того же дия, посланная из Варшавы Ковалевским, пребывающим там в гостинице «Сенома»,Элек-ториальная, 17, комната 4, отправленная в контрразведку 2-го отдела польского Генштаба генералу Полозову и в которой предупреждается Тютюник, что все в порядке и что Галайда приедет незамедлительно в Варшаву.

Примечание. Галайда является личным адъютантом Тютюника.

Третья телеграмма, отправленная из Варшавы № 892, за подписью Красовского, адресованная Добротворскому во Львов, гостиница «Европейская», сообщает, что все дела в порядке и что выехало 150.

Среди документов много легитимациоиных карт, дорожных документов и военных железнодорожных литеров, между прочим, одни из документов, изданный экспозитурой 2-го отдела Генерального штаба за № 13107 от 17 октября 1921 г. на имя Рыбальчука на семидневный срок, с правом поездки из Львова в Тариов и обратно. Тому же Рыбальчуку за № 654 397 дан военный железнодорожный литер.

Примечание. Рыбальчук является заведующим хозяйственной частью при штабе Тютюника.


Здесь следует упомянуть, что между другими документами, забранными на месте разгрома банды Тютюника, находится и блокнот Рыбальчука, в котором ои отмечает некоторые из самых важных расходов, начиная с 21 сентября 1921 г., и с подлинными подписями тех лиц, которые получили деньги. В приходной статье этого блокнота фигурирует, между прочим, и сумма 46 миллионов марок, полученных от одного иностранного правительства. Среди расходных смет фигурирует 15 миллионов марок на охрану головного атамана, 3486000 марок — на содержание генерального штаба, б 790 000 марок — на содержание законодательной рады и т. д. [...]

Второй документ — доклад Тютюника от 2 ноября из села Балашовки, отправленный иа имя Петлюры, в котором дается точная справка о составе обеих групп, которые наступают на Соаетскую Украину с территории Польши, а именно — южная Подольская группа под руководством подполковника Палия и северная Волынская группа — под руководством самого Тютюника, с точным указанием количества оружия, количества солдат, их снаряжения и состояния их снабжения. В то же самое время в докладе говорится, что в связи с этим наступлением должна выступить со стороны Румынии группа хорунжего Гуляй-Гулспко. В этой телеграмме Тютюник заявляет, чги 12 ноября [и] 18 часов партизанский повстанческий штаб НиЧидшсм и сели Ьнлапмшке Fi 18 перстах [от] границы и чти и 11041. с 3-ю h;i 4-е Кпенскля дцишия перейдет большевистскую границу для начпгня поенных действий. Тютюник проент Петлюру, чюбы ом был готов с остальной армией занять территорию Украины после нх первых успехов. [...]

Возвращаясь к документам, которые были захвачены у той же банды при налете иа Коростень, следует отметить, что найдена карта — дислокация частей пограничной красноармейской охраны на 20 августа 1921 г. Карта составлена, как написано иа ней, во 2-м отделе польского штаба. Кроме того, много воззваний, целая кипа фальшивых советских бланков с печатями и т. д.

Для характеристики руководителей новой кровавой петлюровской авантюры иа Украине, закончившейся уже полным ее разгромом, нужно напомнить, что Юрко Тютюник, командующий петлюровскими войсками, то же самое лицо, которое


в мае 1919 г. организовало кровавые еврейские погромы в качестве начальника штаба Григорьева в Елизаветграде, Шполе, Александрии, Знаменке и Кременчуге.

Печат по сборн, «Красные книги...», 3, стр. 69—75


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: