Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Послу Персии в РСФСР Мошавер-оль-Ме-малеку

27 марта 1923 г. № 84IK

Господин Посол,

Настоящим имею честь сообщить Вам! что Российское Правительство, стремясь к установлению самых тесных экономических связей между Российской Республикой и Персией и проводя ряд мер к созданию условий, облегчающих взаимный торговый оборот между обеими странами, сегодня отдало распоряжение пограничным таможенным учреждениям о беспрепятственном пропуске, согласно известным Вам спискам49, товаров из Персии в Россию и обратно без требования лицензионных свидетельств органов Народного Комиссариата Внешней Торговли и без взимания лицензионных сборов.

Я уверен, г. Посол, что меры, принимаемые Российским Правительством в интересах экономического укрепления и благосостояния Персии, будут иметь своим следствием дальнейшее упрочение дружбы между обоими народами.

При этом имею также честь сообщить Вам, г. Посол, что указанная мера проведена в связи с тем, что ход переговоров о заключении торгового договора между Россией и Персией дает твердую уверенность в том, что этот договор в ближайшие дни будет подписан.

Примите, господин Посол, уверения в моем искреннем к Вам уважении.

Карахан

Лечат, по арх.

136. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР неофициальному представителю НКИД РСФСР в США Б. Е. Сквирскому*

27 марта 1923 г. № 316

Уважаемый товарищ,

Подтверждаю получение следующих Ваших писем: 1. Сдав концессии иа нефтяные разведки, мы не видим основания отказывать в таких же концессиях на разведку угля. Не возражаю против участия в подобных концессиях в смешанном англо-американском капитале. Пусть заинтересованные группы пришлют свой проект для предварительного ознакомления, после чего сообщим им**, стоит ли послать представителей в Москву или Берлин для переговоров.

* Печатается с сокращением. ** В тексте— ей,


2. Сюда приехал представитель Синклеровской компании Темпльтон, которому будет вручена копия постановления Совнаркома об утверждении концессий*.

3. Будем приветствовать приезд сенаторов и членов конгресса, как дружественных, так и нейтральных57. Будем очень сожалеть, если какие-ли_бо обстоятельства помешают приезду Бора. Рады были бы видеть здесь Джонсона, Лафолетта, Нор-риса, Ледда и других. В Берлин посланы инструкции о визировании паспортов Биди и Хепгуда. Само собой, все они должны ехать и содержать себя в России на собственный счет. При новой экономической политике правительство на свой счет гостей не приглашает. Это дает гостям больше свободы суждения и избавляет нас от нареканий и обвинений в инсценировке какой-то «идеальной России». Предупредите гостей об испытываемых нами в Москве квартирных затруднениях и просите их о точном дне выезда из Риги и Варшавы или приезда в Москву извещать нас заблаговременно, по крайней мере дней за пять. Удобно было бы, если бы они приезжали небольшими группами (4—5 человек).

Хлеб мы вывозим и будем вывозить, поскольку этого будут требовать наши общие хозяйственные планы. Никакие угрозы, запугивания о прекращении помощи со стороны АРА и других благотворительных организаций не заставят нас изменить нашу хозяйственную политику, основанную на потребностях страны и населения в целом. У нас сейчас обсуждается вопрос о ликвидации деятельности АРА**.

Вполне правильно поступили, уклонившись от переговоров mi тему о гтлрых счетах. Мы по считаем, чтобы этот вопрос бил и порядке дня, У нас не создалось впечатления, что американские!i|uiuiirojii>CTiïo при каких бы то ни было условиях дгпстиш'с'и.по х ото л и бы иступить с нами в переговоры об урегулировании отношений. Если бы это было не так, американское правительство нашло бы иные, более надежные, ведущие к цели пути, чем выступление в печати, интервью и речи. Юз в своей последней речи на [приеме] женской делегации *** дал ряд неверных заявлений, зная, что при первой же попытке действительного контакта с представителями Советского правительства он должен был бы эти заявления взять обратно.

На тему о государственных долгах американцы, обыкновенно, говорят весьма двусмысленно. То они заявляют, что фактическая уплата их не интересует, лишь бы долги были

* См. т. V, прим. 27. ** См. т. IV, прим. 45, 47, 52, 104 и док. № 199 настоящего тома. *** По-видимому, имеется в виду «Женский комитет движения sa признание Советской России».


признаны в принципе. Когда же мы, как, например, в Генуе, принимаем каннские резолюции* и в принципе соглашаемся признать старые долги прн известных условиях, то нам отвечают, что американцев интересуют реальные формы компенсации. Если бы речь шла действительно лишь о платоническом признании долгов, то мы давно пришли бы к соглашению со всеми западными державами в Генуе или Гааге, но дело в том, Что они фактически требуют платежей, да еще гарантий. Во всяком случае, из всех стран одна лишь Америка всячески уклонялась от малейшего контакта с нами н попыток выяснения возможности соглашения.

Лом меди к вывозу запрещен. Во всяком случае, не считаем возможным вести через Вас переговоры с американскими фирмами по торговым или концессионным делам, н предоставленной Вам сметы не хватит даже на оплату телеграмм. Пусть американцы делают нам предложения письменно или через наших представителей в Берлине. Я понимаю, что для американцев это создает большие неудобства, но не наша вина, если мы не можем иметь в Америке представительства, которое могло бы на месте вести хотя бы прелиминарные переговоры. [...]

С приветом

Литвинов

Печат. по арх.

137. Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Министру Иностранных Дел и Культов Аргентины Гальярдо

Передано по телеграфу S апреля 1923 г. M 4280IIV

Русским властям был предъявлен паспорт, выданный российской миссией в Буэнос-Айресе, за подписью: «Посланник Штейн». Советское Правительство, никого не назначавшее своим представителем в Аргентине, заявляет, что оно не несет никакой ответственности за действия и обязательства чиновников низложенных российских правительств и считает эти действия и обязательства незаконными и недействительными. Советское Правительство просит Правительство Аргентины воспрепятствовать упомянутому Штейиу в дальнейшем осуществлении нм функций от имени Российского Правительства, а также опубликовать настоящее заявление с тем, чтобы предупредить заинтересованных лиц— реэмигрантов, которые могли бы по недоразумению обращаться к Штейну,

* См. т. V, стр, 58 и прим. 9-


Российское Правительство просит Вас принять указанные меры до возобновления дипломатических сношений между обеими странами, на что Российское Правительство всегда готово.

Заместитель Народного Комиссара Иностранных Дел

Литвинов

Печат. по арх.

138. Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Председателю Совета Министров и и. о. Министра Иностранных Дел Польши Сикорскому*

5 апреля 1923 г. M 3BI792

Милостивый государь господин Министр,

Имею честь известить Вас о получении Вашей ноты от 30 марта.

Российское Правительство остается по вопросу о польско-литовской границе на своей прежней точке зрения, которую не могут изменить какие бы то ни было решения Лиги наций. Ваше мнение, что Лига наций объединяет почти все страны н является беспристрастным органом разрешения международных вопросов, ни в малейшей мере не разделяется Российским Правительством. Не говоря уже о том, что в Лиге наций не принимают участия ни Соединенные Штаты Америки, нн Германия, ни Россия н ее союзники, самый ее устав обеспечивает в пси фактическое господство определенной коалиции нескольких дорж.чч. Нельзя не упомянуть, что отношение к ней ciMoi'i Полыми не было постоянно одним и тем же и далеко не пптдл l'OunjcTcnumajio характеристике, данной Лиге наций и linniuii поте от 30 марта. Когда Лига наций постановляла удаление из Вилемщииы польских войск генерала Желигов-ского, Польское Правительство оставляло это постановление без внимания, а когда Лига наций принимает решение о передаче Польше железной дороги Гродно — Вильно, Польское Правительство признает ее самой подходящей для беспристрастного разрешения споров инстанцией.

Российское Правительство не меняет своих взглядов в зависимости от тех или других международных комбинаций и не находится по отношению к державам, обладающим фактически господством в Лиге наций, в таком же благоприятном положении, как Польское Правительство. Оно не может ни усмотреть беспристрастности в решении Лиги наций о польско-литовской границе, ни признать какую-либо обязательную силу за ее решениями, ибо не признает за господствующими

* Передана через посольство Польши в РСФСР.


в ней державами права распоряжаться чужими территориями и судьбой других народов. Оно считает по этой же причине равным образом и вопрос о восточных границах Польши разрешенным исключительно Рижским договором*, а вовсе не Советом послов22 некоторых держав, решения которых не имеют для России и ее союзников никакой силы.

Примите уверения в моем глубочайшем уважении и совершенной преданности.

Георгий Чичерин

Лечат, по арх. Опубл. в сборн. «Международная политика...», ч. Ill, вып. I, M., 1928, стр. 233.

В упоминаемой ноте Сикорского Г. В. Чичерину от 30 марта 1923 г. № D. V. 1895/23 говорилось:

«Получив Вашу ноту от 14 марта с. г.**, г. Народный Комиссар Иностранных Дел, я хотел бы закончить дискуссию с Советским Правительством по вопросам, касающимся польско-литовских отношений, и поэтому заявляю следующее:

Отношение Польского Правительства к Лиге наций хорошо известно Советскому Правительству как из предыдущего обмена мнениями, так и из содержания польской ноты от 25 февраля ***. Я считаю поэтому совершенно излишним дальнейшее разъяснение этого вопроса. Я желал бы только, чтобы с российский стороны был принят во внимание бесспорный факт, что Лига наций является объединением почти всех стран мира. Поэтому Лига наций является самой подходящей инстанцией для беспристрастного разрешения споров международного характера, каковую задачу Лига многократно выполняла способом, достойным величайшей признательности.

В польско-литовском споре равным образом обнаружился мирный и беспристрастный характер Лиги, которая оказалась гораздо более призванной для разрешения вопроса, чем отдельные государства, тем более те, беспристрастность которых в польско-литовском споре не может быть в достаточной степени доказана.

Ввиду окончательного разрешения вопроса о восточных границах Польши Польское Правительство тем самым считает спор в этой области совершенно беспредметным и поддерживает полностью свою позицию, занятую в ноте от 25 февраля, признавая обмен мнениями по затронутому здесь вопросу исчерпанным».

139. Нота Полномочного Представителя РСФСР в Финляндии Министру Иностранных Дел Финляндии Веннола

5 апреля 1923 г.

Господин Министр,

Во время заседания Российско-Финляндского Пограничного комитета, состоявшегося 28 ноября 1922 г., Российская делегация сделала заявление с внесением в протокол, в кото-

* См. т. III, док. № 350. ** См. док. № 128. *** Имеется в виду нота от 24 февраля 1923 г.; см. стр. 193.


ром она отметила, что, по имеющимся у нас достоверным сведениям, в г. Лапуа на финляндской территории имеется школа, в которой карельские беженцы обучаются военному делу.

Ввиду того, что существование такой школы, состоящей из элементов, оказавшихся в Финляндии лишь вследствие событий 1921 и 1922 гг., является явным нарушением ст. 6 Соглашения о мероприятиях-, обеспечивающих неприкосновенность границы*, и представляет собой угрозу для существующих мирных отношений между Россией и Финляндией, Российская делегация предложила произвести необходимое расследование с тем, чтобы закрыть означенную школу.

На заседании Пограничного комитета 16 декабря Финляндская делегация заявила, что ею было предложено компетентным властям произвести детальное расследование. Финляндская делегация тогда заявила, что результаты этого расследования будут немедленно доведены до сведения Пограничного комитета.

После довольно значительного промежутка времени 2 февраля с. г. Финляндская делегация вручила меморандум, в котором она утверждает, что никакой военной школы в г. Лапуа не имеется и что единственная существующая там школа беженцев является обыкновенной гражданской школой, к тому же еще находящейся под руководством лиц, не имеющих никакого отношения к военному делу.

Таким образом, Российско-Финляндскому Пограничному комитету было в совершенно официальном порядке сообщено, что заявление Российской делегации лишено всякого основания и что, следовательно, Российско-Финляндское Соглашение о мероприятиях, обеспечивающих неприкосновенность границы, им и малейшей степени не было нарушено Финляндским Правительством.

Между тем в распоряжении Российского Правительства имеются достоверные документы, не только не подтверждающие упомянутое выше сообщение Финляндской делегации, но, наоборот, с достоверностью устанавливающие явное несоответствие этого сообщения с подлинным характером школы в г. Лапуа.

Не может быть никакого сомнения в том, что лица, производившие порученное им расследование, умышленно скрыли истинный характер лапуаской школы и представили ее деятельность в совершенно не соответствующем действительности свете.

Российскому Правительству известно, что в школе, ныне переведенной нз дома землевладельца Косола в г. Лапуа в бывшую молельню лапуаской общины, проводилось и

* См, т. V, док, № 175,


проводится в настоящее время военное обучение около 75 карельских беженцев. Указанной школой руководят 5 офицеров и 10 унтер-офицеров, среди которых можно назвать лейтенанта Мякинена, инструктора Вейола и сержантов Аутсона и Раапанена.

Программа курса указанной школы предусматривала подготовку унтер-офицерского состава. Недавно было внесено предложение преобразовать эту школу в высшее военное училище, ученики которого, успешно окончившие учебу, производились бы в офицеры.

Кроме того, совсем недавно лапуаская карельская школа, которая согласно меморандуму лишена всякого военного характера, производила боевые учения, заключавшиеся в выполнении боевой задачи по овладению селом Вякякюри. Вышеуказанные маневры производились курсантами-карелами совместно с шюцкоровцами из Вякякюри.

Решительное отрицание существования вышеуказанной школы в г. Лапуа, содержащееся в меморандуме Финляндской делегации, может вызвать у Российского Правительства по меньшей мере удивление, нбо о существовании этой школы точно известно. Так, газета «Тюэляйснуорисо» в своем № II упоминает о военной школе в г. Лапуа. Далее, газета «Суо-мен социалидемокраати» поместила статью о вышеуказанной школе. Наконец, газета «Илкка», выходящая в г. Ваза, дает в № 51 от 2 марта с. г. подробное описание вышеуказанных маневров.

Таким образом, вопреки заявлениям финляндских властей и Финляндской делегации, в г. Лапуа действительно существует военная школа для карельских беженцев.

Эти беженцы, проходя там военное обучение, принадлежат к числу тех активных элементов, которые до сих пор не оставили мысли возобновить вооруженные набеги на российскую территорию. Будучи сравнительно немногочисленными, оии составляют тщательно подобранный существующими на территории Финляндии карельскими организациями, в том числе и так называемыми «карельскими этапами»58, контингент лиц, на деятельность каковых Правительство РСФСР неоднократно обращало внимание Финляндского Правительства.

Эти курсанты, будущие офицеры и унтер-офнцеры, служат основой тех активистских формирований, задачей которых является, по мысли их организаторов, предпринимать вооруженные вторжения и нашествия на территорию Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. После окончания учебы курсанты военных школ переходят в распоряжение вышеупомянутых «карельских этапов», а также других карельских организаций, целью которых является создание конфликтов на русско-финляндской границе.


Российское Правительство не может не рассматривать факт существования лапуаской карельской военной школы как грубое нарушение Соглашения о мероприятиях, обеспечивающих неприкосновенность границы, усугубленное официальным отрицанием, содержащимся в меморандуме Финляндской делегации, тем более что указанное соглашение на днях было продлено еще на один год.

От имени моего Правительства я заявляю решительный протест н требую немедленного закрытия школы, а также привлечения к ответственности лиц, введших в заблуждение Российско-Финляндский Пограничный комитет, помешав ему, таким образом, успешно проводить работу по наблюдению за выполнением соглашения от 1 июня 1922 г.

Черных

Печат. по арх.

140. Письмо члена Российско-Украинско-Грузинской делегации иа Лозаннской конференции Генеральному секретарю конференции Массигли *

5 апреля 1923 г.

Господин Секретарь,

Прочитав в газетах заметку о предстоящем в ближайшем будущем созыве мирной конференции, прошу Вас не отказать своевременно уведомить меня о дне начала работ Политической комиссии, дабы члены Российской делегации могли без замедления прибыть в Лозанну,

Благоволите принять, господин Генеральный секретарь, выражение моего высокого к Вам уважения.

В. Боровский

Печат. по арх.

На это письмо Массигли направил В. В. Воровскому 12 апреля 1923 г. ответ следующего содержания:

«Письмом от 5 апреля Вы просили меня своевременно Вас уведомить о времени возобновления работ Политической комиссии Лозаннской конференции, дабы дать членам Российской делегации возможность присутствовать в должное время в Лозанне.

В ответ на это уведомление имею честь сообщить Вам, что в намерения приглашающих держав не входит вновь открывать прения по вопросу о конвенции о проливах**. Турецкая делегация в действительности не потребовала никакого изменения в проекте конвенции в той редакции, которая обсуждалась в Политической комиссии 1 февраля с. г.

Г-н Чичерин от имени Российской делегации заявил тогда, что она отказывается подписать указанную конвенцию ***. Если намерения

* Направлено из Рима в Париж. ** См. прил. 1. *** Это утверждение Массигли не соответствует действительности; о позиции советской делегации см. док. № 89, 90, 149, 161.


Советского Правительства в этом отношении изменились, я был бы Вам признателен, если бы Вы меня известили об этом, и все необходимые меры будут приняты, дабы Вы своевременно были осведомлены о дне подписания конвенции».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: