Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР об учреждении Главного Концессионного Комитета при Совете Народных Комиссаров

8 марта 1923 г.

В отмену декрета Совета Народных Комиссаров от 4 апреля 1922 г. об учреждении Главного Комитета по делам о концессиях и акционерных обществах («Собр. узак.», 1922 г., № 28, ст. 320) н постановления СТО от 30 нюня 1922 г. («СУ.»*, 1922 г., ст. 509) Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет н Совет Народных Комиссаров постановляют:

1. Учредить взамен Главного Комитета по делам о концессиях и акционерных обществах прн Совете Труда и Обороны Главный Концессионный Комитет (Главконцесском) при Совете Народных Комиссаров на следующих основаниях:

2. Главный Концессионный Комитет состоит нз председателя и 4-х членов, назначаемых Советом Народных Комиссаров.

3. Главному Концессионному Комитету предоставляется право приглашать на заседания с совещательным голосом представителен ведомств и сведущих лиц, а равно и уполномоченных союзных республик.

4. К ведению Главного Концессионного Комитета относятся:

а) общее руководство всем делом допущения иностранного капитала к промышленной, торговой и иной хозяйственной деятельности на территории РСФСР и союзных с ней Советских республик;

б) руководство переговорами о заключении всякого рода концессионных договоров, допускающих изъятие из общих законов;

в) рассмотрение прн участии представителей заинтересованных ведомств всех проектов концессионных договоров (пп. «а» и «б»), разработанных согласно ст. 6, 7 и 8 настоящего постановления, в том числе н проектов концессионных

* Собрание узаконений.


договоров На коммунальные предприятия, представляемых в Главный Концессионный Комитет на основании особого постановления (прим. 3 к ст. 6);

г) рассмотрение прн участии Комиссии по Внутренней Торговле при Совете Труда и Обороны: 1) проектов уставов акционерных обществ, в учреждении коих принимает участие иностранный капитал; 2) проектов уставов акционерных обществ, имеющих в основе концессионный договор или содержащих изъятия из общих законов; 3) ходатайств иностранных акционерных обществ, товариществ и пр. о допущении нх к операциям на территории РСФСР и союзных с ней Советских республик (прим. 1 к ст. 8 постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о введении в действие Гражданского Кодекса РСФСР; — «Собр. узак.», 1922 г., 71, ст. 904);

д) представление проектов концессионных договоров, а также указанных в п. «г» уставов акционерных обществ и проектов постановлений о допущении к операциям иностранных фирм на утверждение Совета Народных Комиссаров.

5. Главный Концессионный Комитет дает по концессионным делам инструкции и распоряжения, обязательные для народных комиссариатов и их органов.

6. Ни одно учреждение не имеет права вести переговоры о предоставлении концессий без разрешения на то Главного Концессионного Комитета. Предварительные переговоры, а равно и разработка проектов концессионных договоров, ведутся концессионными органами союзных республик, народных комиссариатов и областных объединений, поскольку указанным органам таковое право будет предоставлено Главным Концессионным Комитетом. Все упомянутые органы ведут свою работу, руководствуясь директивами Главного Концессионного Комитета. Главный Концессионный Комитет может, когда найдет это необходимым, вести переговоры с концессионером непосредственно.

Примечание 1. При ведении концессионными органами, упомянутыми в настоящей статье, переговоров с соискателями концессий онн обязаны своевременно уведомлять Главный Концессионный Комитет о ходе переговоров с препровождением копий всех материалов.

Примечание 2. Народные комиссариаты, не имеющие специальных концессионных органов, не могут вестн переговоров по концессионным предложениям без специального разрешения Главного Концессионного Комитета н обязаны все полученные запросы, предложения и другие материалы направлять в Главный Концессионный Комитет.

Примечание 3. Местные исполнительные комитеты могут вестн переговоры о концессиях на коммунальные пред-


приятия в порядке, устанавливаемом особым постановлением.

7. Переговоры о предоставлении концессий на территории союзных Советских республик и разработка проектов соответствующих договоров ведутся с ведома и при участии представителей этих республик.

8. Для непосредственных переговоров за границей с иностранными соискателями концессий и для предварительной разработки проектов концессионных договоров, а равно и для исполнения заграничных поручений Главного Концессионного Комитета по концессионным делам предоставляется право учреждать при торговых представительствах РСФСР за границей в качестве непосредственно ему подведомственных органов концессионные комиссии, действующие на основании особого положения о них, утверждаемого Советом Народных Комиссаров.

9. Утвержденные Советом Народных Комиссаров концессионные договоры подписываются от имени Правительства народным комиссаром, в ведении которого данное предприятие находится, и скрепляются Народным Комиссаром, Иностранных Дел, за исключением случаев, когда Совет Народных Комиссаров особо уполномочивает на подписание договора определенных лнц.

10. Подлинные договоры, по подписании таковых концессионером, хранятся при Управлении Делами Совета Народных Комиссаров; копии, заверенные Управлением Делами Совета Народных Комиссаров, выдаются Главному Концессионному Комитету, Народному Комиссариату Иностранных Дел и соответствующим народным комиссариатам.

11. Ведение переговоров лицами, не уполномоченными на то согласно настоящему положению, карается по ст. 106 Уголовного Кодекса РСФСР.

Председатель Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

М. Калинин

Заместитель Председателя

Совета Народных Комиссаров

Л. Каменев

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Т. Сапронов Москва, Кремль, 8 марта 1923 г.

Печат по «Собранию узаконений...» M 20. 4 мая 1923 г., стр. 384—356.


123. Нота Правительства РСФСР Правительству Франции*

8 марта 1923 г.

По имеющимся у Российского Правительства сведениям, в Палату депутатов внесен законопроект, в силу которого вспомогательные суда российской эскадры, уведенные в свое время Врангелем и находящиеся ныне в Бизерте, должны быть проданы с целью покрыть из вырученных от продажи сумм часть расходов, понесенных Французским Правительством вследствие субсидий, которые были им предоставлены армии Врангеля.

В своей радиограмме от 18 августа 1921 г.**, адресованной всем правительствам, Российское Правительство заявило, что оно сохраняет за собой все права на суда Российского флота, незаконно захваченные во время интервенции и уведенные за границу. В той же радиограмме Российское Правительство объявило недействительными все сделки на эти суда, заключенные без его согласия.

В силу вышеизложенного, Российское Правительство протестует против проектируемой продажи судов, похищенных у него, ныне незаконно задержанных Французским Правительством. Снова подтверждая в полном их объеме свои права на эти суда, Российское Правительство заявляет, что оио не признает силы ни за одной сделкой на иих, заключенной без его ведома.

Российское Правительство полагает, что лучший выход, по его мнению, для Французского Правительства, во избежание в будущем расходов по содержанию российских судов в Бизерте, — это возвратить суда их законному собственнику — Российскому Советскому Правительству, которое выражает готовность немедленно их принять.

Российское Правительство полагает необходимым добавить, что оно будет считать Французское Правительство ответственным за весь материальный ущерб, который понесет Российское Правительство вследствие мероприятий Французского Правительства в отношении судов российской эскадры, находящихся в Бизерте или в других частях Франции, либо во французских колониях и протекторатах.

Литвинов

Лечат, по арх. Опубл. в газ. «Известия» M 53 (1790), 9 марта 1923 г.

* Передана по радио на имя председателя совета министров и министра иностранных дел Франции Пуанкаре.

** Имеется в виду заявление правительства РСФСР от 17 августа 1921 г.; см. т. IV, док. № 189.


На эту ноту был получен ответ Пуанкаре на имя Г. В. Чичерина от 16 марта 1923 г. следующего содержания:

«Отвечаю на Вашу телеграмму от 8 марта относительно судов Российского военного флота, нашедших убежище в Бизерте. Эти суда не были уведены и не задерживаются Французским Правительством; последнее приняло их в тот момент, когда они искали убежища после поражения генерала Врангеля, и предоставило им временное пристанище в Бизертском порту. Кроме того, Французское Правительство считало себя обязанным, в доказательство своей дружбы к русскому народу, обеспечить охрану и сохранение этих судов в надлежащем виде. Однако, полагая, что оно не обязано принять на свой счет расходы, вытекающие из вышеуказанного акта, совершенного в отношении Российского государства, и для того, чтобы оказать ему услугу, Французское Правительство решило покрыть таковые расходы путем продажи вспомогательных судов, не носящих характера боевых единиц. Сумма, вырученная от этой продажи, не предназначается на покрытие субсидий, предоставленных армии генерала Врангеля, а исключительно для оплаты сокращенных команд, на которые возложена охрана и производство необходимых работ, имеющих целью помешать порче судов. К тому же счет этих расходов ведется самым тщательным образом и будет в свое время представлен Французскому Правительству.

Укрывшаяся в Бизерте эскадра является собственностью Российского государства; как только в России будет формально признанное правительство, оно сможет получить ее. Французское Правительство слагает с себя всякую ответственность за все повреждения, которым, несмотря на принятые меры, могут подвергнуться означенные суда. Оно считает себя обязанным лишь передать их властям, имеющим надлежащие полномочия, чтобы принять их в том виде, в котором они будут находиться в момент сдачи».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: