Заявление Полномочного Представителя СССР в Китае Л. М. Карахана представителям печати в Пекине

5 октября 1924 г.

В течение четырех месяцев соглашение относительно Восточно-Китайской железной дороги** не могло быть осуществлено ввиду отказа Чжан Цзо-линя признать соглашение, подписанное пекинским правительством. Я не раз обращал внимание министра иностранных дел Веллингтона Ку, что положение становится невыносимым, так как белые продолжают владеть железнодорожной линией и подвижным составом. 13 июня я заявил Ку, что имеется только два пути к осуществлению соглашения, а именно: либо принудить Чжан Цзо-лиия признать это соглашение, либо мы сами придем к соглашению с ним путем прямых переговоров. Ку отверг первый способ, заявив, что вопрос будет урегулирован путем дружеских переговоров. И действительно, китайское правительство отправило делегатов в Мукден, но это ие дало никаких результатов.

10 августа я получил новые инструкции из Москвы с предложением настоятельно поставить этот вопрос перед пекинским правительством. Я тогда снова заявил Ку, что иам ничего не остается, как начать иепосредствеино переговоры с Чжан Цзо-линем. Ку обещал урегулировать вопрос в течение недели, но прошло более месяца, а правительство все еще было не в силах что-либо сделать.

* См. док. № 74. ** См. док, № 158.


Тем временем белогвардейцы, чувствуя, что близится их конец, делали все, чтобы оставить нам дорогу в разрушенном виде. Положение весьма обострилось с момента возникновения гражданской войны. Следует отметить, что в начале сентября командующий американскими войсками в Китае посетил вместе со своим штабом Восточно-Китайскую железную дорогу, по которой проехал в сопровождении всех ее бывших должностных лиц и начальников всех ее отделов. Он осматривал мосты и собирал подробные данные о провозоспособности железной дороги в случае перевозки по ней войск. Если привести в связь это путешествие с протестами, которые делались до и после заключения советско-китайского соглашения некоторыми державами, включая и Америку41, предъявлявшими известные права на Восточно-Китайскую железную дорогу, то станет ясно, что с международной точки зрения вопрос обстоит очень остро.

Слабость китайского правительства не давала никакой гарантии предотвращения попыток иностранного вмешательства в этот вопрос. Мы имеем яркие доказательства этому в Шанхае, где военные суда и войска империалистических держав действуют так, как если бы они находились иа своей собственной территории. Не было никакой гарантии, что под предлогом охраны мира и порядка те же самые державы не попытаются установить иностранный контроль над Восточно-Китайской железной дорогой. Имеются доказательства подготовки подобных попыток. Белогвардейцы вели переговоры с некоторыми державами о восстановлении иностранного контроля, который существовал на этой дороге в 1919 г. во время интервенции.

Подписание Myкдейского соглашения** является лишь осуществлением обязательств, которые приняло на себя пекинское правительство, но которых оно не могло выполнить. Китайское общественное мнение относится к этому факту с полным спокойствием, и только империалистическая печать, в особенности американская, яростно нападает на нас, якобы защищая суверенитет Китая. Было бы бесполезно вести спор относительно уважения суверенитета Китая.

Те, кто распоряжается Китаем, как у себя до>ма, не должны были бы говорить об уважении к правам китайского народа. Нападки империалистической печати свидетельствуют лишь, что Мукденское соглашение нанесло сокрушительный удар планам империалистических держав и уничтожило последние шансы на захват КВЖД. Жирный кусок ускользнул из империалистических рук и перешел в надежные руки СССР и Китая. Каждый честный китаец приветствует этот шаг, так

* См. док. № 137, 138. ** См. док. № 222 и прим. 47.


как он суживает территорию иностранного вмешательства в Китае.

В настоящее время избрано правление дороги, в состав которого входят 5 китайцев и 5 представителей СССР. Новый директор-распорядитель Иванов, хорошо известный в железнодорожном мире СССР, занял свой пост по воле рабочих и крестьян Советского Союза. Естественно, что переход власти от белогвардейцев в руки коммуниста Иванова является тягчайшим ударом для империализма.

Восстановление прав СССР на Восточно-Китайской дороге открывает перед нами широкие перспективы экономического и политического сотрудничества с Китаем. Ныне Советский Союз становится твердой ногой на Дальнем Востоке, з_анимая одну из важнейших позиций, которую империалистические державы пытались отнять у него. Нам предстоит долгая совместная работа с китайским народом, дабы с помощью взаимной поддержки развить экономические, политические и культурные сношения.

Помимо политических, экономических и других преимуществ.Советский Союз 'вернул себе 3 октября железнодорожное имущество, которое, по самому скромному подсчету, оцениваемся больше чем в пшмиллиарда рублей золотом. Советский Союз может оценивать восстановление своих прав •на Восточно-Китай ежой железной дороге как один из наиболее замегаательных фактов возвращения советского имущества, -раскраденного [империалистами, которые пытались использовать его против рабочих и крестьян СССР.

Печат. по газ. «известия»

№ 229 (2264), 7 октября 1924 г.

229. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Греции А. М. Устинову

7 октября 1924 г,

Мы готовы вступить в переговоры со швейцарским правительством, если оно сделает первый шаг, так как мы являемся оскорбленной стороной*. Переговоры якобы поручены швейцарскому посланнику в Лондоне, но мы настаиваем, чтобы он первым обратился к Раковскому официально или полуофициально.

Литвинов

Печат. по арх,

* См, т. VI, док, № 179, 196, 205,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: