Нота Полномочного Представителя СССР во Франции Министру Иностранных Дел Франции Бриану

5 мая 1925 г. № 1985 Господин Министр,

В развитие беседы, которую я имел с Вашим Превосхо- • дительством *, имею честь обратить Ваше внимание на нынешнее состояние вопроса о выдаче виз лицам, уполномоченным Правительством СССР, и гражданам Советских Республик.

В последнее время Посольство СССР наталкивается на все возрастающие трудности с получением виз для въезда во Францию советским гражданам и членам административного персонала СССР. В некоторых случаях имеет место отказ предоставить визы, в других — отказ продлить визы, выданные на короткий срок, и почти во всех случаях нужно много времени — четыре недели н более, — чтобы получить ответ на просьбу о визе. На одну из наших вербальных нот по этому вопросу Министерство Иностранных Дел ответило нам, что число выданных виз уже очень велико и что количество заявлений с просьбой о выдаче виз является, по мнению Министерства, чрезмерным.

F^UI^IHi-niiïH^iriiiJJ,.---- „ъ...

* См. док. 127-


Этн ограничения мешают Посольству и Генеральному консульству нормально выполнять свою задачу; в особенности они препятствуют развитию торговых и экономических отношений между нашими двумя странами. Посольство СССР, принимая во внимание огромное значение этого вопроса, берет на себя смелость изложить здесь причины, которые, как ему представляется, вызывают необходимость полностью пересмотреть инструкции, регулирующие въезд во Францию советских граждан.

1) Вполне естественно, что страна с населением в 130 млн. жителей, возобновив после 10-летиего перерыва свои отношения с вашей страной, нуждается в том, чтобы направлять во Францию не десятки, а сотни своих представителей, делегатов, специалистов, ученых и т. д., не говоря уже о гражданах, которые желают посетить Францию по своим личным делам. Таким образом, большое количество заявлений с просьбой о выдаче виз, особенно в начальный период,— явление вполне естественное.

2) В СССР внешняя торговля является монополией государства, и все торговые сделки почти без исключения заключаются официальными органами. Вот почему большое количество испрашиваемых виз связано с установлением и развитием торговых, экономических и финансовых отношений между нашими двумя странами. Торговое Представительство СССР во Франции, как и торговые представительства» существующие в Германии, в Англии, в Италии и других странах, призвано стать торговым аппаратом, который будет производить и контролировать все операции по закупке и продаже, касающиеся СССР. Чтобы выполнить эту задачу, обыкновенных административных отделов, таких, как общий отдел, бухгалтерия и т. д., недостаточно. Наше Торговое Представительство должно, кроме того, организовать специальные торговые отделы по импорту и экспорту различных категорий товаров, равно как и вспомогательные отделы, такие, как юридический, оформления контрактов, страхования, транс-портно-экспедициоиный, хранения и т, д. Для всех этих отделов нужны сотрудники, знающие не только торговлю, но и ее организацию в России, знающие, наконец, русский язык. Мы не можем иайти здесь таких служащих и вынуждены вызывать их из СССР. Если торговые отношения между СССР и Францией будут развиваться сколько-нибудь удовлетворительно, число сотрудников в Торговом Представительстве достигнет 500—700 человек, как в Берлине и в Лондоне. Эти цифры вовсе не кажутся чрезмерными, если учесть, что это учреждение фактически ведет почти всю торговлю между двумя странами. Чтобы проводить операции подобного масштаба, прибегая к посредничеству частных коммерсантов, понадобился бы значительно более многочисленный персо-


нал. Если бы СССР следовал по этому пути, число испрашиваемых виз, возможно, возросло бы в сто риз.

3) Численность персонала нашего Посольства и в особенности нашего Генерального консульства едва достаточная. Можно предвидеть, что большое количество русских эмигрантов во Франции и в особенности начинающаяся репатриация потребуют увеличения штата и, следовательно, и числа испрашиваемых виз.

4) Помимо постоянного персонала Посольства, Генерального консульства и Торгового Представительства торговые сделки требуют приезда во Францию на срок от нескольких недель до нескольких месяцев различных специалистов и экспертов по различным отраслям торговли. СССР уже продает во Францию большое количество нефтепродуктов, леса, льна, пеньки, коконов шелкопряда, зерновых, платины, марганцевой руды и т. д. Нельзя вести торговлю этими товарами, не имея иа месте специалистов по каждой категории этих товаров, которые должны быть в курсе свойств товаров, условий их продажи, цен, сроков поставок и т. д. То же самое относится и к закупкам во Франции. СССР покупает во Франции все возрастающее количество товаров: машии, электрических аппаратов, автомобилей, аэропланов, химических товаров, парфюмерии, тканей и т. д.

Точно так же обстоит дело с агентами — приемщиками продукции машиностроительного производства — автомобилей, грузовиков, авиационных моторов, паровых турбин и т. д. Некоторые заказы на машины требуют, чтобы приемщик находился на производстве в процессе выполнения заказа, принимал отдельные части и проводил заводские испытания.

Всякая задержка с разрешением на выдачу виз для советских экспертов, специалистов и приемщиков препятствует развитию торговли и должна быть устранена, а процедура выдачи разрешения на получение виз ускорена.

До тех пор, пока будут существовать препятствия для въезда во Францию, необходимого для проведения торговых операций, большинство заказов за границей будет размещаться в Германии, Англии, Италии, как это и было до возобновления отношений между нашими странами.

5) За 10-летний период почти полного разрыва отношений между двумя странами были достигнуты большие успехи в науке, литературе, музыке, живописи, театральном искусстве, и было бы желательно, чтобы ученые, художники, артисты, писатели обеих стран могли встречаться. Во Франции, как и в СССР, мы наблюдаем движение в пользу интеллектуального сближения между обеими странами, и желательно, чтобы существовала возможность для взаимных поездок. Посольство СССР надеется, что Франция, и в частности Париж 'Этот мировой центр цивилизации, известный гостепри-


нмством, которое он оказывает иностранным ученым н артистам, будет вестн себя точно так же и в отношении Советских Республик, И в этом случае возникает вопрос о визах.

6) Наконец, имеется еще одна категория советских граждан, которые нуждаются в разрешении на въезд во Францию. Это больные люди, которые по состоянию своего здоровья нуждаются в консультациях крупных спецналнстов, в клиническом или специальном лечении, как, например, в лечении раднем, рентгеном и т. д., или же в пребывании на клн-матнческих илн бальнеологических курортах. По мере того как восстанавливается экономика СССР, все большее число больных ежегодно отправляется за границу. До восстановления отношений с Францией больные ездили в Италню, Австрию, Чехословакию н главным образом в Германию. В настоящее время русские врачи и больные весьма охотно обращались бы к французским специалистам, езднлн бы лечиться в клиники н на курорты Франции. Но и в этом случае вопрос о визах является препятствием. Нам кажется, что для этой категории лиц выдача виз должна была бы быть также облегчена и ускорена.

Если Ваше Превосходительство разделяет эти последние соображения, Посольство СССР было бы весьма признательно Министерству социальной гигиены за предоставление ему всех сведений о климатических н бальнеологических курортах.

7) В связн с некоторыми просьбами о выдаче виз Посольство СССР должно было указать, с какими торговыми фирмами заинтересованное лицо намеревалось вести переговоры. Однако в большинстве случаев было невозможно дать точный ответ на этот вопрос. Принять решение о том, с какой фирмой вести переговоры, можно лишь после изучения французского рынка и установления связей с известным числом торговых фирм и заводов- За последние 10 лет французская промышленность претерпела большие изменения, появились новые предприятия, и только на месте можно решить, к какой фирме следует обратиться по поводу размещения заказа или продажи товара.

Поэтому Посольство СССР, будучи готово указывать фирму, с которой предполагается вестн переговоры, тем не менее обращается с просьбой не ставить этот вопрос в качестве необходимого н предварительного условия для выдачи визы.

Из соображений экономии Правительство СССР само заинтересовано в сокращении числа лиц, отправляющихся за граннцу. Вероятно, нн одна страна в мнре не ограничивает в такой степени, как СССР, поездки своих граждан за границу. Во всяком случае, число советских граждан, получивших въездную визу во Францию, не превышает 150—200 человек.


По сравнению с количеством иностранцев нз других стран н даже с числом русских беженцев н эмигрантов, проживающих во Франции, эта цифра весьма незначительна. Посольство СССР надеется, что Ваше Превосходительство самым внимательным образом учтет вышеизложенные соображения и даст соответствующие указания Посольству Франции в Москве н отделу внз Министерства Иностранных Дел об облегчении и ускорении выдачи виз, испрашиваемых Посольством СССР н Народным Комиссариатом Иностранных Дел.

Примите, господин Министр, уверения в моем самом высоком к Вам уважении.

Красин

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: