Выступление Полномочного Представителя СССР в Китае Л. М. Карахана на банкете в Пекине, данном лидером японской партии Кэнсэйкай Мотидзуки

24 июля 1925 г.

Позвольте мне прежде всего поблагодарить г. Мотидзуки за честь, которую он оказал мне своим любезным приглашением на банкет, где он собрал столь разнообразных и выдающихся представителей различных кругов Пекина. Я с глубоким интересом выслушал превосходную речь г, Мотидзуки, тем более ценную и интересную, что она произнесена выдающимся представителем и влиятельнейшим членом руководящей правительственной партии Японии-

Г-н Мотидзуки затронул в своей речи чрезвычайно важные и волнующие нас проблемы, связанные с Китаем, поэтому я охотно откликаюсь на его приглашение сказать несколько слов и постараюсь по возможности кратко, не утомляя вашего внимания, высказать также откровенно и прямо свое мнение о нынешнем положении Китая. Я делаю это в полной надежде, что в столь избранном обществе мои слова не будут поняты как вредная пропаганда,

Я думаю, что г, Мотидзуки совершенно прав, когда, анализируя нынешние события в Китае, он нашел уместным бросить взгляд на факты, которые имели место в течение последних десяти лет.

Наш уважаемый хозяин совершенно кстати вспомнил мировую войну, Версальскую конференцию, 7 пунктов, удовлетворения которых китайская делегация требовала на этой конференции И81 14 пунктов, провозглашенных Вильсоном, наконец, политику Союза Советских Социалистических Республик в Китае и договор, который был подписан в 1924 г. между СССР и Китаем*.

Перечисленные им факты он рассматривает как причины того национально-освободительного движения, которое растет и ширится на наших глазах в Китае,

Я вместе с г, Мотидзуки считаю, что причины настоящих событий в Китае имеют свои глубокие корни в тех сдвигах в сознании и в отношениях между народами, которые были вызваны событиями последнего десятилетия.

* См. т. Vil, док. № 156, 157т 158.

15 Докум. внешн. политики, т. VIII 449


В самом деле, что мы видели? Мировая война, которая пропагандировалась как имею охая своей целью обеспечить народам свободу, национальное самоопределение и равенство в международных отношениях; затем Версальская кон-ференцня, где эти принципы не были приняты во внимание и предложение китайской делегации, имеющее в виду поставить Китай в равное с другими державами положение, было отвергнуто даже без рассмотрения; затем Вашингтонская конференция, которая не только не удовлетворила национальных пожеланий Китая, но даже ее совершенно незначительные решения не могли быть выполнены; 14 пунктов Вильсона, озаривших Китай лучом очень быстро погасшей надежды; наконец, образование Советского правительства, завоевавшего долгой борьбой свое право на достойное существование в мире, с его политикой равенства в отношении Китая, так же как и других стран; отказ Советских Республик от неравных договоров. Все эти факты, о которых знает каждый китаец, интересующийся судьбами своей страны, не могли не произвести глубокого впечатления иа китайский народ и заставить его серьезно задуматься иад своим безотрадным положением и подумать, не может ли и ие должен ли ои искать путей к установлению отношений со всем миром иа началах полного равенства. Некоторые думали, что молчание сейчас же после окончания войны, после неосуществленных прекрасных внльсоновских принципов119 означало, что китайский народ примирился со своим положением. Но это была ошибка, ои просто ждал и надеялся на осуществление данных ему обещаний- Однако время шло, и Китай почувствовал глубокое разочарование и увидел крушение всех своих надежд и желаний добиться принадлежащего ему права занять положение равного среди равных.

Это разочарование играет немалую роль в остроте переживаемых сейчас китайским народом чувств.

Представляет естественный интерес вопрос о нашем влиянии на национально-революционное движение в Китае, Его не приходится отрицать, Я думаю, что политика Советского правительства является и будет являться немаловажным фактором в истории Китая, Наше влияние заключается не в той пропаганде, о которой часто и неосновательно говорят, но в простом, хотя и более сильно действующем факте, который г, Мотндзуки так правильно отметил, Ои заключается в нашей политике равенства н справедливости в отношении Китая как.на словах, так и на деле, что мы осуществили как нашим договором, так и каждым шагом наших отношений с Китаем,

Китаю удалось установить равные отношения с великой державой, и это несомненно поощряет, поднимает, толкает китайский народ к тому, что он хочет установить со всеми


отношения на тех же началах, что и с Союзом Советских Социалистических Республик, Но это влияние СССР на национально-освободительную борьбу китайского народа находится в плоскости неизбежных исторических законов, а не является плодом искусственно подогреваемых чувств. Если наша вина заключается в хорошей политике, которую мы ведем, такую вину я с честью принимаю.

Г-н Мотидзуки в своей речи рекомендует Китаю не торопиться; он советует Китаю сперва привести в порядок свой дом. Я, к сожалению, не могу согласиться с этой распространенной теперь идеей: сперва приведите в порядок свой дом, потом ваши национальные аспирации будут удовлетворены. Приведение своего дома в порядок — вещь, конечно, хорошая, вещь необходимая, но как привести свой дом в порядок, когда ты не являешься в нем хозяином или, точнее, полным и единственным хозяином. Если Китай предоставить самому себе, то я уверен, что китайский народ установит у себя надлежащий порядок; может, он не всем нам понравится, но, несомненно, это будет порядок, который будет нравиться самому китайскому народу, А это — я думаю, все согласятся со мной — самое главное,

В этом заключается основной порок распространенной оценки положения. Сперва порядок, потом вопрос о неравных договорах, но порядка, которого хотят, не может быть, пока существуют неравные договоры. Пока из этого заколдованного круга не будет найден выход, никакое длительное и серьезное улучшение положения невозможно.

Я позволю себе еще раз последовать за г, Мотидзуки в некоторых его правильных и удачных исторических экскурсах. Я рад был слышать, когда он упомянул о борьбе за свободу и независимость великих народов, уважаемых представителей коих я имею честь видеть здесь, за этим гостеприимным столом. Вместе с г, Мотидзуки я счастлив вспомнить славную героическую борьбу, которую вели народы Франции, Италии и Америки. На их победных знаменах на заре образования их наций и их государственности горели те же прекрасные слова, за которые борется ныне Китай: Братство, Равенство, Свобода, Борьба Италии или Америки не была легкой борьбой; ока требовала величайших жертв и напряжения в течение десятилетий.

Перед китайским народом также лежит трудный путь борьбы, если добровольно, по нашему образцу, ему не будут возвращены все утраченные им права и привилегии, Я не имею сейчас намерения кого-либо поощрять, моя мысль основана на исторических примерах образования великих наций мира и на анализе движущих исторических сил, развертывающихся в Китае, Выйти из заколдованного круга.

15'


о котором я говорил, можно или длительной борьбой за утраченные права, или добровольным отказом от них.

Г-н Мотидзуки говорил сегодня, обращаясь к своим китайским друзьям: ие допускайте насилий, не надо насилия.

Конечно, не надо насилий, но мне кажется, что целесообразно обращаться с этим призывом к обеим сторонам, между которыми идет сейчас спор.

Чтобы закончить речь, я воспользуюсь примером из медицины. Когда в живой организм попадает чуждое ему тело, инфекция, температура организма повышается. Это есть реакция всех здоровых сил организма, его самозащита против

инфекции.

Само по себе повышение температуры, являясь следствием инфекции, играет во многих случаях полезную роль. Никуда не годился бы тот врач, который сосредоточил бы свое внимание на высокой температуре, забыв о причинах, ее вызвавших, Ои спутал бы следствие с причиной н мог бы довести больного до смерти. Бороться только против температуры, оставив инфекцию, — это значит иметь новый пароксизм инфекции с более высокой температурой.

Нет сомнения, температура изнуряет организм и тревожит заинтересованных лиц. Но было бы неразумно для охлаждения обложить человека с температурой льдом. Инфекции мы не уничтожим, но организм будет убит. Лечить болезнь можно лишь разобравшись в ее причинах. То, что происходит в Китае, отличается большой сложностью, но это не должно заставить нас путать причину со следствием и забывать, что, обливая воспаленный организм холодной водой, мы делу не поможем,

Я не знаю, каков будет выход из создавшегося ныне в Китае положения, я даже уверен, что этого никто сейчас не знает. Но я надеюсь и уверен, что стремление китайского народа к национальному освобождению и равенству отношений со всем миром идет к своему неизбежному осуществлению.

Тем или иным путем, следуя примеру Италии, Америки илн Союза Советских Социалистических Республик, илн путями новыми, которые китайский народ сам найдет, но я уверен, что недалек тот день, когда Китай установит на началах подлинного равенства и справедливости действительно добрые и дружественные отношения со всеми странами мира. Это есть мое горячее пожелание,

Я предлагаю поднять бокалы за нашего уважаемого и любезного хозяина, который оказал нам честь своим приглашением и дал возможность коснуться громадной проблемы исключительной важности, которая волнует нас всех, весь Китай и весь мир.

Печат. по архг Опубл. в газ. «Миньбао*, 26 июля 192$ &



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: