Интервью Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Г. В, Чичерина польским журналистам

28 сентября 1925 г. *

Мой проезд через Варшаву связан с тем, что я еду лечиться в Центральную Европу, причем я еще не зиаю, куда именно. Но, проезжая Варшаву, я был чрезвычайно рад возможности задержаться здесь на несколько дней, чтобы путем личного свидания и непосредственных разговоров с руководителями польской политики содействовать устранению известных недоразумений в наших отношениях и создать несколько твердых опорных пунктов для дальнейших дипломатических переговоров, имеющих целью прочное сближение между нашими государствами.

Встреча, которая была мне оказана польским правительством и которая была проникнута чрезвычайно дружелюбным ко мне отношением, не только вызывает с моей стороны чувства живейшей признательности, но является также реально политическим фактом. Я должен отметить также чрезвычайно

дружелюбное отношение печати к моему приезду,

Наши отношения за истекшие годы представляют постепенную эволюцию, направленную в сторону все большего изживания тех элементов, которые иас разделяли, все большей дружественности между иашнми государствами. Это не

* Дата беседы с польскими журналистами.


только является жизненной необходимостью для нас самих, но есть, кроме того, чрезвычайно крупный международный факт. Так, как наше правительство понимает сближение и как, несомненно, его понимает польское правительство, оно не носит характера направленной против кого-либо агрессивности. Достаточно взглянуть на карту Европы, чтобы понять, какое громадное значение для международных отношений имеет положение, создающееся между нашим Союзом и Польшей, Насколько конфликты между нами отражались глубочайшим образом на всем положении Европы, настолько же прочное сближение между нами должно, естественно, чрезвычайно глубоко влиять на всю международную конфигурацию сил и отношений.

Это сближение предполагает разрешение целого ряда практических, конкретных вопросов между нами. Такими вопросами надо считать: I) целую серию вопросов, вытекающих из Рижского договора, которые еще будут предметом тщательных и детальных переговоров между нами, 2) громадную область вопросов экономического характера.

Дружба между государствами становится прочной и незыблемой тогда, когда она основывается на тесных и глубоких экономических взаимоотношениях. Укрепление нашего собственного народного хозяйства, развитие в Советском Союзе производительных сил имеют результатом развитие внешних торговых отношений, что уже весьма заметно отразилось на наших экономических отношениях с Польшей. Наши теперешние крупные заказы Польше являются только началом экономических отношений, которые только тогда получат полное развитие, когда между нашим Союзом и Польшей будет заключен торговый договор. С торговым договором связаны и другие вопросы экономического характера, как, например, вопрос о транзите, глубочайшим образом отражающиеся на экономике заинтересованных сторон. К этим крупнейшим задачам прибавляется целый ряд менее важных задач дипломатического характера, носящих в значительной мере экономический характер, вроде предстоящего заключения соглашения о железнодорожной связи.

По всем этим вопросам работа только в том случае приведет к желательным результатам, когда в общей политике обоих государств будут находиться безусловно благожелательные, дружелюбные линии относительно другой стороны. Для этой основной задачи создания дружелюбной политики каждой из сторон по отношению к другой неоценимое значение имеет личное свидание и непосредственное общение с руководителями политики другой стороны. С Польшей разрешение этой задачи легче, чем с некоторыми другими государствами, потому что естественная и непреодолимо развивающаяся дружба нашего государства с народами Востока,


основанная на принципиальном признании нами прав всех народностей на национальное самоопределение, ни в малейшей мере не затрагивает каких-либо интересов польского государства. Что касается некоторых затруднений, создавшихся между нашим Союзом и Польшей, то их разрешение отнюдь не является чем-либо непреодолимым, В настоящее время, когда в мире носится столько элементов конфликтов и столько

их может возникать и возникает из-за непредвиденных обстоятельств, установление прочной дружественной линии каждым из наших двух государств по отношению к другому имеет особенно серьезное значение для другого.

На вопрос журналистов, каковы сейчас целн советской политики, т. Чичерин ответил:

«Единственная цель нашей политики — мир с другими народами^.

На вопрос, является ли транзит главным условием заключения торгового договора, т. Чичерин заявил: «Прн заключении торгового договора между двумя странами всегда одним из основных желаний обеих сторон является получение права транзита через другую страну. Я сомневаюсь, чтобы кто-либо заключил договор без права транзита».

На вопрос, какие требования при заключении торгового договора выдвигает Советское правительство, т. Чичерин ответил: «Об этом я не могу ничего сказать преждевременно. Начнутся переговоры, тогда эти вопросы выяснятся».

На вопрос, будут ли теперешние разговоры облечены в форму договора, т. Чичерин ответил: «Договор является всегда результатом продолжительных работ, завершением разговоров».

Печат по газ. «Известия» At 227 (2560),

4 октября 1925 г.

Опцбл. в газ. «Kurier Poranny*,

29 'wrzesma 1925.

315. Письмо Правления Российско-Восточной торговой палаты Народному Комиссару Иностранных Дел СССР Г, В, Чичерину об итогах торговли на Нижегородской ярмарке*

28 сентября 1925 г.

Российско-Восточная торговая палата сообщает, что закончившаяся Нижегородская ярмарка дала следующие результаты по торговле со странами Востока: общий товарооборот по сделкам со всеми странами Востока составляет, по данным бюро РВТ палаты, согласованным со статистическим

* Письмо было также адресовано председателю Высшего Совета Народного Хозяйства СССР Ф. Э, Дзержинскому н заместителю народного комиссара внешней торговли СССР М. И. Фрумкину,


бюро Ярмаркома, 13262537 руб., причем импорт из стран Востока равняется 11 030 613 руб. и экспорт — 2 231 924 руб. Товарооборот по странам распределяется следующим образом:

  Персия Турция Зап. Китай Афганистан Монголии Катай Ирак
  i 7 460 611 1 784 667 2 034 809 181 387 196 459 129 357 813 474 116 358 64 496 20 155 278 900 181 864
   

Надлежит указать, что импорт из Персии распределился по роду товаров следующим образом: бакалея — 4 739 974 руб., сырье и др. — 3 039 252 руб.*, Афганистан, Западный Китай, Монголия, Ирак и Китай дали главным образом сырье, Турция— изделия кустарной промышленности и некоторое количество сырья.

Палата считает необходимым указать, что по товарообороту Нижегородская ярмарка 1925 г. вдвое увеличила цифры против ярмарки 1924 г., причем, в то время как торговля иа ярмарке 1924 г. велась главным образом Персией, ярмарка 1925 г. отличается тем, что она притянула товары Персии, Турции, Монголии, Западного Китая, Афганистана, Ирака. В отношении своего оборота со странами Востока ярмарка оправдала предположительные цифры РВТ палаты, исчислявшей торговлю со странами Востока, по данным заявок восточных купцов, примерно в сумме 13—15 млн. руб.

Ярмарка 1925 г. вполне удовлетворительно разрешила вопрос об импорте товаров из стран Востока, выявив вследствие возросшего спроса совпромышлеиности несоответствие между предложением сырья и спросом иа него. Это до известной степени предопределяет и в дальнейшем сильную тягу восточного сырья и жизненных припасов в СССР, и надо полагать, что со стороны импорта оперативный 1925/26 г. обещает быть вполне удовлетворительным, со значительным повышением против 1924/25 г.

Палата ие может одновременно с этим ие отметить, что иа ярмарке ие создалось благоприятных условий для нашего экспорта, который оказался в процентном отношении более низким, чем в течение всего года. Так, в течение даже последнего полугодия при товарообороте в 63 млн. руб. со всеми странами Востока наш вывоз составлял 26 376000 руб., а наш ввоз —36 721 000 руб., между тем как ярмарка дала товарооборот в И 030 613 руб. по импорту и 2 331 924 руб. по экспорту, т. е. пассив по торговле оказался в 5 раз больше, чем в обычное время.

* Так в тексте; сумма этих данных несколько расходится с итогом пд импорту, приведенным в таблице.


г

Палата считает необходимым указать, что развитие оборотов по Турции и по Афганистану главным образом объясняется установлением для ярмарки безлицензионного режима ввоза и вывоза и установлением для Турции азиатского тарифа по европейской границе.

Касаясь субъектов торговли на ярмарке, палата сообщает, что всего учтено было восточных купцов 278, из коих 236— по Персии (100 имеют постоянную торговлю в СССР), запад-нокитайскнх — 12, турецких — 22, афганских — 5, Ирака — Î и Монголии —Монгольский центральный кооператив.

Ярмарка содействовала общему подъему интереса в странах Востока к торговле с СССР и имела, таким образом, не только экономическое, но и политическое значение. Ярмарка установила необходимость самой серьезной проработки вопроса об усилении нашего экспорта в страны Востока с целью и большего охвата восточных рынков и выпрямления пассивности нашего баланса.

Палата занята в настоящее время детальной разработкой всех отдельных вопросов, возбужденных ярмаркой, и продолжает работу по увязке хозорганов с восточными купцами, не реализовавшими некоторых товаров и ведущими переговоры о покупках совизделнй.

Председатель Правления палаты

Павлович Зам. Председателя

Ходоров

Печат. no ûpx,




double arrow
Сейчас читают про: