Резолюция Пленума ЦК РКП(б) о внешней торговле СССР

3— 10 октября 1925 г, *

Октябрьский пленум Центрального Комитета РКП в порядке дня имел доклад наркома РКИ т. Куйбышева о внешней торговле. В результате обсуждения этого доклада на пленуме в заседании 5 октября с. г. были приняты в основе тезисы т. Куйбышева н была создана широкая комиссия, в состав которой вошли многие члены ЦК, работающие на

* Даты работы Пленума ЦК РКП (б).


местах в области хозяйства, и руководители H К ВТ. Комиссия должна была на основе тезисов т. Куйбышева проработать ряд положений с учетом имевших место прений на пленуме ЦК и внести их на утверждение Политбюро. Окончательный текст постановления пленума ЦК в настоящий момент выработан; он содержит в себе ряд положений, относящихся к внешней торговле, в основном сводящихся к следующему:

1. Организация внешней торговли пролетарского государства в капиталистическом окружении должна быть подчинена двум основным задачам: а) максимальное содействие и стимулирование развития производительных сил страны и б) защита строящегося социалистического хозяйства от экономического наступления капиталистических стран. Вся трудность проблемы организации внешней торговли заключается именно в том, что пролетарское государство ни на одну минуту не должно упускать из виду эти обе задачи и, в зависимости от внешней обстановки и потребности внутреннего социалистического строительства, избирать соответствующие формы организации внешней торговли. Абсолютно бесспорно, что малейший прорыв государственной монополии внешней торговли повлек бы за собой усиление натиска капитализма на наши социалистические формы хозяйствования, а неизбежное расширение этого прорыва повело бы к подчинению всей нашей экономики технически более развитой экономике капиталистических стран, тт. е. к краху социалистического строительства. С другой стороны, сохранение необходимого для построения социализма темпа развития народного хозяйства обусловливает необходимость известного развития, изменения существующих форм осуществления монополии внешней торговли.

2. Соприкосновение руководимого пролетариатом хозяйства СССР с мировым рынком происходит в обстановке господства империализма на этом рынке. Внешняя торговля является областью, где мы непосредственно соприкасаемся с окружающим нас и враждебным нам капиталистическим миром. В силу этого внешняя торговля, являющаяся и для нас и для капиталистических стран в условиях развития мирового разделения труда необходимой формой обмена разнообразной продукции, представляет вместе с тем продолжение в экономической форме борьбы за самостоятельность нашей советской системы в обстановке капиталистического окружения.

Через посредство внешней торговли международный капитал стремится навязывать нам свои условия, пытается и будет пытаться поработить нашу страну и превратить ее в свою колонию. Это обстоятельство заставляет нас быть во всеоружии на этом участке нашего хозяйственного фронта, заботиться здесь об укреплении своих позиций для того,


чтобы не только отражать натиск капитализма, но и использовать внешнюю торговлю в целях укрепления хозяйства СССР и ускорения социалистического строительства.

Главным нашим орудием для выполнения этих задач является монополия внешней торговли. Сущность ее состоит в том, что государство само осуществляет ведение внешней торговли через специально созданный орган (НКВТ); устанавливает, какие организации, в каких отраслях и в каком объеме могут вести непосредственные операции по внешней торговле; определяет, исходя из задач подъема хозяйства и социалистического строительства, посредством экспортно-импортного плана, что и в каких количествах может быть вывезено из страны и что ввезено в нее; посредством системы лицензий и контингентов оио непосредственно регулирует ввоз и вывоз и операции внешторговых организаций.

3, Монополия внешней торговли должна оставаться неприкосновенной. Ее необходимо укреплять, так как она является одним из самых действительных средств для отражения экономического натиска капиталистических стран. Никакая таможенная охрана и никакие другие средства регулирования не могут иас защитить в такой степени, как монополия внешней торговли. Необходимо напомнить, что писал по этому поводу Ленин к декабрьскому пленуму ЦК 1922 года: «...никакая таможенная политика ие может быть действительной в эпоху империализма и чудовищной разницы между странами нищими и странами невероятно богатыми,,, в указанных условиях полиостью сломить эту [тамо--жеиную] охрану может любая из богатых промышленных стран. Для этого ей достаточно ввести вывозную премию за ввоз в Россию тех товаров, которые обложены у нас таможенной премией. Денег для этого у любой промышленной страны более, чем достаточно, а в результате такой меры любая промышленная страна сломит нашу туземную промышленность наверняка,,,

ни о какой серьезной таможенной политике сейчас, в эпоху империализма, не может быть и речи, кроме системы монополии внешней торговли^ *.

Эта характеристика значения монополии внешней торговли Владимиром Ильичем Лениным как важнейшего средства защиты социалистического строительства в экономической борьбе с капиталистическим миром остается в полной силе и для всего ближайшего периода. Необходима решительная борьба с открытыми и замаскированными настроениями за отмену или ослабление государственной монополии внешней торговли, питаемыми в конечном счете мелкобуржуазными силами нашей экономики,

* В. И. Ленин, Соч., изд. 4, т. 33, стр. 419. Курсив дан по тексту резолюции,

56G


4. Значение внешней торговли для развития нашего хозяйства с каждым годом увеличивается. По мере своего роста наше хозяйство все больше втягивается в мировой товарный оборот и расширяет свои связи с мировым рынком. Необходимая быстрота роста нашего хозяйства в ближайшие годы может быть достигнута при условии максимального расширения связи с мировым рынком. Это относится как к сельскому хозяйству, так и к промышленности. Целый ряд решающих отраслей сельского хозяйства в настоящее время (культура пшеницы, ячменя, кукурузы, льна; маслоделие, птицеводство, животноводство и пр.) могут развиваться дальше в значительной степени при условии обеспечения расширяющегося сбыта на мировом рынке, С другой стороны, расширение проблемы основного капитала для нашей промышленности тесно связано с дальнейшим развитием внешней торговли.

Мы должны усиленно развивать наш экспорт, так как от

этого зависит увеличение товарности крестьянского хозяйства, рост его покупательной силы и общий его подъем. Вместе с тем развитие экспорта означает расширение возможности закупки за границей оборудования для нашей промышленности, машин и орудий для сельского хозяйства, т. е. позволяет ускорить перевод нашего хозяйства на новую техническую базу,

5, Самые условия внешней торговли значительно изменились за последнее время. Обороты внешней торговли значительно возросли на почве общего Подъема народного хозяйства. Особенно большое продвижение в области внешней торговли будет сделано в предстоящем году, когда в результате благоприятного урожая, по предварительным расчетам, оборот по внешней торговле составит около двух миллиардов рублей, т. е. около 60% довоенного оборота. Хотя рост внешней торговли отставал, в силу целого ряда объективных причин, от роста остальных отраслей народного хозяйства, достигающих в этом году 90% довоенной продукции, однако увеличение в предстоящем году оборотов вдвое, т. е. максимальное увеличение темпа развития внешней торговли по сравнению с темпом развития прочих отраслей народного хозяйства, создает в настоящий момент значительные трудности, которые могут быть преодолены усовершенствованием существующих форм организации внешней торговли и приданием ей большей гибкости, а также созданием новых форм, соответствующих изменившимся хозяйственным условиям.

Вместе с тем за последнее время наблюдается увеличение разнообразия ввозимых н вывозимых товаров. В дальнейшем, по мере того как все новые отрасли сельского хозяйства и промышленности будут подтягиваться к мировому рынку и по мере того как будут возрастать возможности импорта,


будет возрастать и это разнообразие импортных н экспортных товаров, для чего требуются более специализированные, более приспособленные к интересам потребителя и производителя формы внешней торговли.

Наконец, нужно констатировать качественные усложнения работы в области внешней торговли. Растущее хозяйство крестьянина, а также рост промышленности и транспорта предъявляют к заграничному снабжению все большие и большие требования. Если в 1920—22 годах всякий заграничный товар находил себе применение, то в настоящее время требования заказчиков значительно повышаются, и в особенности это относится к качеству ввозимых товаров, к срочности исполнения заказов, а также к строгому соответствию их техническим условиям. Более активное участие заинтересованных в импорте органов становится необходимым условием успешности операций по внешней торговле.

Установленная в 1920 году организация внешней торговли сыграла большую положительную роль в деле социалистического строительства. Она дала нам возможность отстоять нашу страну от натиска иностранного капитала, стремившегося превратить СССР в свою колонию. Посредством этой организации нам удалось пробить дорогу нашим товарам на внешние рынки и наладить товарооборот почти со всеми капиталистическими странами. Успехи, которых нам удалось достигнуть в этой области, обнаруживаются особенно по

сравнению с дореволюционным временем, когда вся наша внешняя торговля почти целиком находилась в руках иностранцев и носила полуколониальный характер, когда заготовка многих экспортных продуктов крестьянского хозяйства, точно так же как снабжение крестьян сельскохозяйственными машинами и орудиями, производилась представителями иностранных фирм, получавших значительную часть прибылей от наших внешнеторговых операций.

6. Сохраняя в неприкосновенности систему монополии внешней торговли, мы должны вместе с тем приспособить к изменяющимся хозяйственным условиям и задачам Союза формы организации внешней торговли при обязательном сохранении абсолютного единства всех действующих за границей советских органов. Изменившиеся хозяйственные условия требуют создания в области внешней торговли дифференцированной коммерческой системы. Мероприятия, которые необходимо провести в этой области, должны идти по следующим линиям: а) сохранение системы монополии внешней торговли, б) создание более гибкой системы специальных торговых организаций, упрощение, удешевление торгового аппарата, в) обеспечение в области внешней торговли здоровых интересов промышленности и сельского хозяйства,


7. Исходя из этих основных положений, пленум Центрального Комитета РКП признал необходимым, в целях упрочения единства действий и более тесного привлечения заготовителей и заинтересованных хозорганов к основной работе по усилению, развитию и реализации экспорта, организовать по отдельным, наиболее крупным статьям нашего вывоза акционерные общества, паевые товарищества и синдикаты для осуществления экспорта за границу соответственных товаров. Равным образом, в целях привлечения к импортным операциям государственных и хозяйственных организаций, охватывающих достаточно полно отдельные отрасли народного хозяйства, и для создания гарантии улучшения качества импорта, снижения накладных расходов и проведения правильной политики цен признано необходимым организовать специальные импортные общества и товарищества. Как товарищества н общества по экспорту, так и соответственные организации по импорту проводят свои операции за границей исключительно через соответствующие отделы торгпредств, чем достигается в полной мере то единство выступлений всех советских органов за границей, на необходимость которого было указано выше.

В ближайшее время признано желательным организовать по экспорту, кроме уже существующего общества по экспорту хлеба, общества или синдикаты по вывозу леса, волокна, масла и угля. Признана желательной также организация обществ по вывозу яиц и пушнины. Для экспорта других промышленных товаров могут создаваться специальные общества, по мере выявления в них потребности.

Что касается импортных товариществ и обществ, то в первую очередь подлежат организации общества по нижеследующим отраслям: Текстильимпорт (хлопок, шерсть, специальное оборудование текстильной промышленности); Сель-машимпорт (ввоз сельскохозяйственных машин, удобрения н пр.); Кожимпорт (импорт кожевенного сырья и специального оборудования для кожевенных заводов); Металлоим-порт (ввоз оборудования и полуфабрикатов для металлопромышленности); Электроимпорт (ввоз специального оборудования для электропромышленности и для электростроительства); Химимпорт (ввоз полуфабрикатов и оборудования для химической промышленности).

Организация всех этих акционерных и паевых обществ, товариществ и синдикатов, а также общее руководство всеми обществами по экспорту и импорту принадлежат НКВТ. Состав участников акционерных обществ, распределение между ними акций, а также порядок вступления и выхода их из обществ определяются каждый раз при выработке устава данного акционерного общества и утверждаются СТО по представлению НКВТ. Как правило, вышеупомянутые

5G3


общества по экспорту и импорту не будут иметь монопольных прав, и лишь в исключительных случаях тому или иному обществу по экспорту или импорту монопольные права могут быть предоставлены особым постановлением Совета Труда и Обороны.

Сельскосоюз и Всекопромсоюз получают в области внешнеторговых операций права, аналогичные с теми, которые в настоящее время имеет в этой области Центросоюз.

Хозорганы, которым предоставлено постановлением СТО от 28 января 1925 г. право совершения экспортных и импортных операций (Нефтесиндикат, Чаеуправление, Резииотрест и т. Д.). работают на прежних основаниях, предусмотренных декретами ЦИК от 16 октября 1922 г. и от 12 апреля 1923 г. *, причем по отношению к некоторым из них постановлением СТО может быть применено обязательство осуществления заграничных торговых операций через специальные отделы торгпредств.

Госторги должны стать органами по обслуживанию нужд и интересов соответствующих союзных республик в области внешней торговли (импорт товаров, необходимых для снабжения республиканской, местной, кустарной и арендованной промышленности и т. п.), причем для большей увязки и обеспечения интересов крупных районов и областей необходимо организационно связать госторги с крупнейшими областными хозяйственными организациями.

Далее, пленум ЦК РКП отметил необходимость пересмотра существующей лицензионной системы в целях ее упрощения и максимального облегчения развития экспорта и импорта. Для распределения экспортных и импортных кон-

тингентов и урегулирования выдачи лицензий при НКВТ организуется лицензионное совещание в составе представителей заинтересованных гос- и хозоргаиов, кооперации и союзных республик, причем решение совещания поступает на утверждение НКВТ. Аналогичные совещания предусматриваются в отдельных союзных республиках при уполномоченных НКВТ. В целях точного соблюдения экспортно-импортного плана НКВТ должен вести строгий учет всем выданным его местными органами лицензиям и предстоящим по ним платежам по календарным срокам.

В целях всемерного развития экспорта по отношению к тем товарам (фрукты, овощи, грибы, картофель, пух, перо и т. д.), в отношении которых имеется интерес лишь в максимальном развитии их-экспорта и по отношению к которым внутреннее потребление ие предъявляет особых требований и не подвергается опасности нежелательного сокращения, должно быть проведено максимальное облегчение и упрощ ение в в ыдаче лицензий. В области импорта облегчение

* См. т. V, док. № 280 и т. VI, док. № ИЗ.

57Ü


и льготы в применении лицензионной системы предвидятся по отношению к мелким заказам, а также заказам на отдельные образцы н модели, оборудование ученых и учебных заведений, общественных учреждений, больниц, врачей и т. п.

Поскольку импортный план составляется на сравнительно долгий срок, в процессе его выполнения всегда неизбежны те или иные единичные отступления н пополнения в связи с изменившимися потребностями, выявившимися изменениями в условиях поставки, ценах и пр. Вследствие этого пленум

ЦК РКП признал необходимым выделить из всего импортного плана известную часть с предоставлением права Наркому внешней торговли выдавать в пределах этой части на общих основаниях, предусмотренных правилами регулирования, разрешения на ввоз без предварительного согласования с другими органами.

Для некоторых категорий импортных товаров признано возможным установление СТО не годичных, а более длительных минимальных коитннгентов на 3—5 лет, что может, в известных случаях, облегчить наиболее целесообразное размещение заказов, получение кредитов, согласование с генеральными поставщиками и т. д.

В целях разгрузки основных отделов торгпредств от мелких операций признано необходимым в крупных торгпредствах образовать особые отделы для мелких закупок с применением к последним упрощенной процедуры проведения заказов и закупок.

Лечат, по сб. «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. П, изд. 7, М., 1954, стр. 1/4—180.

332. Сообщение Народного Комиссара Иностранных Дел СССР о беседе с Министром Иностранных Дел Германии Штреземаном и председателем фракции немецкой народной партии в рейхстаге Шольцем*

Берлин, 4 октября 1925 г.

[В беседе 2 октября] Штреземаи пространно анализировал текст, привезенный недавно Днрксеном из Берлина и предложенный нам для устного соглашения по поводу Лиги наций **. Штреземаи признал, что этот текст был крайне

* Из письма в Народный комиссариат иностранных дел СССР от 4 октября 1925 г.; копия письма автором была направлена в ЦК РКП(б), ** См. стр. 431.


неудачно составлен. По существу, однако, он при завязавшейся дискуссии признал, что освобождение Германии от ст- 16 может выразиться, по его мнению, в форме заверений союзников вместо формального освобождения, Я ему сказал, что попавшие в печать способы истолкования вытекающего из ст, 16 положения Германии основываются на безоружии Германии и не относятся к финансовым репрессиям, являющимся, однако, наиболее актуальными. Он признал эту особую актуальность и сказал, что на эту тему произойдет наиболее ожесточенный бой в Локарно, В этой связи он категорически заявлял, что Германия не пойдет ни в коем случае безоговорочно в Лигу наций.

Потом мы анализировали привезенный тогда же Дирк-сеном текст предложения письменного соглашения о будущем дружелюбном характере политики обоих государств, контакте между ними и т. д. Он указал на важность упоминания там слова «Рапалло^, причем я ему снова указал на различные смыслы этого слова, так что это дает слишком мало- Он наконец согласился, что весь текст отличается неопределенностью, за исключением последней фразы о взаимном обязательстве уклоняться от тенденций, опасных для всеобщего мира, причем, по его словам, это относится к враждебной тенденции Англии против нас и поэтому равносильно нашему предложению о неучастии во враждебных комбинациях, Я, понятно, доказывал полную расплывчатость этой фразы. В заключение он обещал после возвращения из Локарно дать нам более точный и определенный текст соглашения для подписания обоими правительствами. Тему об Англии пришлось скомкать, ибо до отхода поезда оставалось слишком мало времени.

Из встреч с влиятельными лицами особо отмечаю разговор с председателем фракции фолькспартей * Шольцем, который очень резко и решительно выражался вообще против западной ориентации, против опасности подпадения Германии под длительное английское влияние и против замены формального освобождения от ст, ]6 одними лишь интерпретациями, причем сам он считает вообще вступление в Лигу наций опасным; о Штреземане он выражался критически («им руководит опасный Мефистофель — д'Абернон^), хотя Штреземан — председатель его же партии. Он уверял, что Штреземан не посмеет вернуться к своей партии с одними устными интерпретациями вместо формального освобождения от ст. 16,

Г. Чичерин

Печат. по арх.

— немецкой народной партии (нем.).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: