Памятная записка Полномочного Представительства СССР во Франции Министерству Иностранных Дел Франции

5 октября 1925 г,

Г-и Красин в беседе с г. Министром Иностранных Дел спросил» поддержит ли Французское Правительство СССР в случае, если СССР обратится с просьбой о принятии его в Дунайскую комиссию **,

Г-н Бриан ответил, что он не будет чинить препятствий этому вступлению.

31 августа г, Давтян также говорил по этому поводу с г. Вертело, который обещал дать ему окончательный ответ о вероятной позиции Французского Правительства в этом вопросе,

У СССР имеются очень большие интересы, связанные с судоходством по Дунаю, поэтому необходимо, чтобы он был представлен в Комиссии, ведающей судоходством на этой реке. Поскольку решение этого вопроса зависит, в частно-

* См, док. №316, ** См, док. Jft 290,

в


сти, от Французского Правительства, было бы желательно получить разъяснения о мнении, которого оно придерживается по этому вопросу.

Лечат, по арх.

337. Сообщение Полномочного Представителя СССР в Германии о беседе с Посланником Чили в Германии Луисом де Порто-Сегуро*

6 октября 1925 г.

Чилийский посланник граф Луис де Порто-Сегуро происходит из дипломатической семьи- Его отец был бразильским посланником в Вене, был женат на венке, и в Вене родился нынешний посланник. Отец его из Вены ездил когда-то, в незапамятные времена, в Петербург на статистический конгресс. Сам он вырос в Европе, много путешествовал по Европе, когда-то изучал русский язык, понимает почти все по-русски, немного говорит, хотел бы поехать повидать СССР, хотя н не ставит сейчас конкретно этого вопроса. Как-то до войны он в течение 8 месяцев исполнял в Чили обязанности русского консула. Было это после отъезда прежнего консула барона Кистера. У т. Сабанина, вероятно, по памяти можно восстановить, когда это было.

Ввиду большого дружелюбия, проявленного посланником, и его прежнего консульского стажа я при ответном визите заговорил о возобновлении отношений. На это он мне ответил, что вряд лн целесообразно возбуждать этот вопрос, так как между Чили и Россией никогда не существовало деловых отношений. В Чили не было и прежде никогда русского посольства, не было и чилийского посольства в Москве; на его памяти ни один русский корабль не заходил в чилийские порты, не было в Чили даже проездом ни одного русского. Единственные бумаги, которые он получал за время своего консульства, были циркулярные письма,посылавшиеся мининделом всем консулам. Насколько он знает, даже селитры Россия у Чили никогда непосредственно не покупала. Конечно, если бы СССР захотел покупать в Чили селитру или какие-нибудь другие экспортные товары, то никаких препятствий к приезду в Чили торгового представителя не было бы. После такого заявления я, конечно, не просил его запрашивать, хотя бы и неофициально, его правительство о возобновлении дипломатических отношений**.

Полномочный Представитель СССР в Германии

Лечат, по арх.

* Из письма в Народный комиссариат иностранных дел СССР от Q октября 1925 г. Беседа имела место 3 октября 1925 г, ** По этому вопросу см. также док, № 360,


338, Письмо Правления Российско-Восточной торговой палаты Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову*

6 октября 1925 2.

Российско-Восточная торговая палата сообщает, что почти полностью закончены оставшиеся неразрешенными взаимоотношения между восточными купцами и нашими хозяйственными организациями и восточные купцы закончили реализацию своих товаров**. Оставшийся непроданным хлопок вследствие отказа Главхлопкома платить по заявленной персидскими купцами цене продан ими частным лицам — кустарям и владельцам ватных фабрик. Денежные средства, находившиеся у персидских купцов вследствие превышения импорта над экспортом, частью израсходованы ими на приобретение товаров, частью в количестве установленных 30% переведены в инвалюте, остальные деньги ввиду хорошего курса червонца переведены в червонцах.

Палата считает необходимым сообщить также, что в Персии вследствие недорода в районах Мешхеда, Гиляна, Ma-зендерана, Азербайджана и Тегерана определился спрос на зернопродукты — пшеницу и ячмень примерно до 1 млн. пудов.

Ввиду окончания оперативного года палата по соглашению с хозоргаиами рассматривает перспективы нашего импорта и экспорта на 1925/26 г., учитывая не только заявки хозорганов, но и торговую деятельность восточного купечества по отдельным странам Востока. Устанавливая примерный вывоз и ввоз по странам, палата при участии транспортных организаций вырабатывает и план транспорта, выясняя условия улучшения его, с соответствующими снижениями в расходах. Палатой намечена также работа по выяснению и финансового плана по торговле со странами Востока. Данные будут иметь ориентировочный характер и будут разосланы в течение октября месяца заинтересованным ведомствам и организациям.

Российско-Восточной торговой палатой проводится в настоящее время работа по оказанию содействия афганским купцам в приобретении ими различных машин для установления в Герате небольших производственных предприятий]

и электростанций-

Палатой производится также работа по продвижению оборудования небольших маслобойных заводов и мельниц

* Письмо было также адресовано в Народный комиссариат внешней торговли СССР и в Народный комиссариат внутренней торговли СССР. ** См. док. №315.


(Мельстрой) в восточные вилайеты Турции, Афганистан и Западный Китай.

Палатой выясняется также вопрос о возможности ввоза медной руды из восточных вилайетов [Турции] в СССР для надобностей Госпромцветмета.

В связи с неудовлетворенным спросом стран Востока на текстильные изделия палатой по соглашению с ВТСом * устанавливается по отдельным странам ассортимент по тканям и принимаются меры к установлению качества и сорта далембы и цуямбы, потребной для Монголии, с установлением соответствующих цен.

В связи с тем, что турецкими купцами привезены были на ярмарку изделия кустарной промышленности, палатой производится работа по информации турецкого купечества о структуре советского импорта и при помощи одесского отделения палаты и при содействии торгпредства в Турции намечается более тесная увязка с турецкими рынками в целях стимулирования импорта продукции сельского хозяйства: хлопка, шерсти, валонеи, кунжута и т, д., причем первые партии стали прибывать в Одессу. Весьма важным в разрешении этой проблемы является вопрос о тарифе по европейской границе, так как вне льготных ставок вряд ли возможно ожидать увеличения товарооборота.

Председатель Правления палаты

М. Павлович Зам. Пред. Правления палаты

Ходоров

Печат. по арх.

339. Нота Представительства СССР в Чехословакии Министерству Иностранных Дел Чехословакии

9 октября 1925 г. № 1771/11

Подтверждая получение йоты от 28 июля с. г. за № 100. 215/25/11/2, Полномочное Представительство СССР в Чехословакии имеет честь сообщить Министерству Иностранных Дел Чехословацкой Республики, что оно с удовлетворением приняло его заявление о готовности урегулировать вопрос о правовом положении бывшего Представительства ЧСР в УССР в г. Харькове.

Исходя, однако, из того, что Министерство Иностранных Дел в своей последней ноте поставило под сомнение правильность позиции, занятой Полномочным Представительством в этом вопросе, последнее поставлено перед необходимостью еще раз напомнить о тех стадиях, которые данный вопрос прошел до настоящего времени.

* — Всесоюзным текстильным синдикатом.

19 Докум, анешн, политики. т\ VIII 577


Ст. 2 временного договора между УССР н ЧСР от 6 нюня

1922 г.* устанавливала за главой и двумя членами Представительства ЧСР в Харькове права и преимущества, присвоенные лнцам дипломатического корпуса. По прямому смыслу дальнейшего текста той же статьи глава Чехословацкого Представительства в Харькове являлся аккредитованным прн Народном Комиссариате по Иностранным Делам УССР.

С того времени произошли события, значительно отразившиеся на правовом статусе Чехословацкого Представительства в Харькове. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик от 30 декабря 1922 г., а затем нотификация, обращенная от имени последнего к представителям иностранных правительств в Москве 23 июля

1923 г.**, настолько перестроили взаимоотношения отдельных дотоле Советских Республик, что текстуальная трактовка ст. 2 временного соглашения является в настоящее время невозможной.

Принимая во внимание все вышеуказанное, Полномочное Представительство позволяет себе обратить внимание Министерства Иностранных Дел ЧСР, что не менее ошибочным является применение того же текстуального рассмотрения и к ст. 3 временного договора.

Однако, независимо от всех изложенных выше соображений юридического порядка, Полномочное Представительство имеет честь довести до сведения Министерства Иностранных Дел, что его Правительство готово урегулировать вопрос о правовом положении бывшего Представительства ЧСР в УССР, имея в виду учредить свои консульства в гг. Братиславе и Ужгороде., предоставив со своей стороны ЧСР возможность реорганизации бывшего Представительства ЧСР в УССР в консульство.

Полномочное Представительство пользуется настоящим случаем, чтобы вновь уверить Министерство Иностранных Дел ЧСР в своем совершенном почтении.

IIе чат. по арх.

В упоминаемой ноте министерства иностранных дел Чехословакии от 28 июля 1925 г. № 100.215/25/11/2 говорилось:

«Министерство Иностранных Дел, подтверждая получение ноты ог 18 мая 1925 г. № 757/11 ***, считает за честь известить Полномочное Представительство СССР, что Правительство ЧСР на основе взаимности согласно признать право экстерриториальности и остальные привилегии, которыми пользуются в международных сношениях дипломатические чиновники, не только за главой Представительства, но также за советником, первым и вторым секретарями, торговым представителем и его заместите-

* См. т. V, док. 180. ** См. т. VI, док. № 59 и 226. *** См. док. № 149.


лем до тех пор, пока они будут состоять подданными государства, пославшего их.

Что касается правового положения представительского органа ЧСР в Харькове, то Министерство Иностранных Дел позволяет себе обратить внимание на то, что, по его мнению, Правительство ЧСР н после образования Правительства Союза ССР имеет право на основании прежних договоров иметь орган представительства в Харькове. Что касается его характера, то, приняв во внимание точку зрения Правительства СССР, приведенную в вышеуказанной ноте, согласно которой этот орган может в будущем носить только характер учреждения, исполняющего консульские функции, это изменение могло бы осуществиться лишь путем взаимного соглашения при условии, что глава этого учреждения будет пользоваться и в дальнейшем экстерриториальностью как член Представительства ЧСР в Москве; аналогичная льгота была признана (поскольку это известно Министерству Иностранных Дел) Правительством СССР за представителями Польши и Финляндии в Харькове. Министерство Иностранных Дел признает необходимость взаимного соглашения, принимая во внимание происшедшую государственно-правовую перемену, под влиянием которой некоторые постановления существующих договоров потеряли практический смысл.

Наконец, Министерство Иностранных Дел считает полезным обратить внимание на то, что после образования СССР оба советских представительских учреждения в Праге, хотя и слились внешне в одно учреждение, все же сохранили весь штат обоих прежних учреждений, так что нынешнее единое Представительство СССР в Праге имеет больше служащих, нежели Представительство ЧСР в Москве вместе со всеми ликвидироваЕшыми отдела мик

На ноту представительства СССР от 9 октября 1925 г. № 3771/11 был получен ответ министерства иностранных дел Чехословакии от 14 октября Ï925 г. № 161.083/11/25, в котором говорилось:

«Подтверждая получение ноты за № 1771/11 от 9 октября 1925 г.. Министерство Иностранных Дел позволяет себе сообщить Полномочному Представительству, что оно сделает ее предметом своего обсуждения и своевременно сообщит Полномочному Представительству свою точку зрения о высказанных в пей предположениях и выводах*.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: