5 октября 1925 г,
Г-и Красин в беседе с г. Министром Иностранных Дел спросил» поддержит ли Французское Правительство СССР в случае, если СССР обратится с просьбой о принятии его в Дунайскую комиссию **,
Г-н Бриан ответил, что он не будет чинить препятствий этому вступлению.
31 августа г, Давтян также говорил по этому поводу с г. Вертело, который обещал дать ему окончательный ответ о вероятной позиции Французского Правительства в этом вопросе,
У СССР имеются очень большие интересы, связанные с судоходством по Дунаю, поэтому необходимо, чтобы он был представлен в Комиссии, ведающей судоходством на этой реке. Поскольку решение этого вопроса зависит, в частно-
* См, док. №316, ** См, док. Jft 290,
в
сти, от Французского Правительства, было бы желательно получить разъяснения о мнении, которого оно придерживается по этому вопросу.
Лечат, по арх.
337. Сообщение Полномочного Представителя СССР в Германии о беседе с Посланником Чили в Германии Луисом де Порто-Сегуро*
6 октября 1925 г.
Чилийский посланник граф Луис де Порто-Сегуро происходит из дипломатической семьи- Его отец был бразильским посланником в Вене, был женат на венке, и в Вене родился нынешний посланник. Отец его из Вены ездил когда-то, в незапамятные времена, в Петербург на статистический конгресс. Сам он вырос в Европе, много путешествовал по Европе, когда-то изучал русский язык, понимает почти все по-русски, немного говорит, хотел бы поехать повидать СССР, хотя н не ставит сейчас конкретно этого вопроса. Как-то до войны он в течение 8 месяцев исполнял в Чили обязанности русского консула. Было это после отъезда прежнего консула барона Кистера. У т. Сабанина, вероятно, по памяти можно восстановить, когда это было.
|
|
Ввиду большого дружелюбия, проявленного посланником, и его прежнего консульского стажа я при ответном визите заговорил о возобновлении отношений. На это он мне ответил, что вряд лн целесообразно возбуждать этот вопрос, так как между Чили и Россией никогда не существовало деловых отношений. В Чили не было и прежде никогда русского посольства, не было и чилийского посольства в Москве; на его памяти ни один русский корабль не заходил в чилийские порты, не было в Чили даже проездом ни одного русского. Единственные бумаги, которые он получал за время своего консульства, были циркулярные письма,посылавшиеся мининделом всем консулам. Насколько он знает, даже селитры Россия у Чили никогда непосредственно не покупала. Конечно, если бы СССР захотел покупать в Чили селитру или какие-нибудь другие экспортные товары, то никаких препятствий к приезду в Чили торгового представителя не было бы. После такого заявления я, конечно, не просил его запрашивать, хотя бы и неофициально, его правительство о возобновлении дипломатических отношений**.
|
|
Полномочный Представитель СССР в Германии
Лечат, по арх.
* Из письма в Народный комиссариат иностранных дел СССР от Q октября 1925 г. Беседа имела место 3 октября 1925 г, ** По этому вопросу см. также док, № 360,
338, Письмо Правления Российско-Восточной торговой палаты Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову*
6 октября 1925 2.
Российско-Восточная торговая палата сообщает, что почти полностью закончены оставшиеся неразрешенными взаимоотношения между восточными купцами и нашими хозяйственными организациями и восточные купцы закончили реализацию своих товаров**. Оставшийся непроданным хлопок вследствие отказа Главхлопкома платить по заявленной персидскими купцами цене продан ими частным лицам — кустарям и владельцам ватных фабрик. Денежные средства, находившиеся у персидских купцов вследствие превышения импорта над экспортом, частью израсходованы ими на приобретение товаров, частью в количестве установленных 30% переведены в инвалюте, остальные деньги ввиду хорошего курса червонца переведены в червонцах.
Палата считает необходимым сообщить также, что в Персии вследствие недорода в районах Мешхеда, Гиляна, Ma-зендерана, Азербайджана и Тегерана определился спрос на зернопродукты — пшеницу и ячмень примерно до 1 млн. пудов.
Ввиду окончания оперативного года палата по соглашению с хозоргаиами рассматривает перспективы нашего импорта и экспорта на 1925/26 г., учитывая не только заявки хозорганов, но и торговую деятельность восточного купечества по отдельным странам Востока. Устанавливая примерный вывоз и ввоз по странам, палата при участии транспортных организаций вырабатывает и план транспорта, выясняя условия улучшения его, с соответствующими снижениями в расходах. Палатой намечена также работа по выяснению и финансового плана по торговле со странами Востока. Данные будут иметь ориентировочный характер и будут разосланы в течение октября месяца заинтересованным ведомствам и организациям.
Российско-Восточной торговой палатой проводится в настоящее время работа по оказанию содействия афганским купцам в приобретении ими различных машин для установления в Герате небольших производственных предприятий]
и электростанций-
Палатой производится также работа по продвижению оборудования небольших маслобойных заводов и мельниц
* Письмо было также адресовано в Народный комиссариат внешней торговли СССР и в Народный комиссариат внутренней торговли СССР. ** См. док. №315.
(Мельстрой) в восточные вилайеты Турции, Афганистан и Западный Китай.
Палатой выясняется также вопрос о возможности ввоза медной руды из восточных вилайетов [Турции] в СССР для надобностей Госпромцветмета.
В связи с неудовлетворенным спросом стран Востока на текстильные изделия палатой по соглашению с ВТСом * устанавливается по отдельным странам ассортимент по тканям и принимаются меры к установлению качества и сорта далембы и цуямбы, потребной для Монголии, с установлением соответствующих цен.
В связи с тем, что турецкими купцами привезены были на ярмарку изделия кустарной промышленности, палатой производится работа по информации турецкого купечества о структуре советского импорта и при помощи одесского отделения палаты и при содействии торгпредства в Турции намечается более тесная увязка с турецкими рынками в целях стимулирования импорта продукции сельского хозяйства: хлопка, шерсти, валонеи, кунжута и т, д., причем первые партии стали прибывать в Одессу. Весьма важным в разрешении этой проблемы является вопрос о тарифе по европейской границе, так как вне льготных ставок вряд ли возможно ожидать увеличения товарооборота.
|
|
Председатель Правления палаты
М. Павлович Зам. Пред. Правления палаты
Ходоров
Печат. по арх.
339. Нота Представительства СССР в Чехословакии Министерству Иностранных Дел Чехословакии
9 октября 1925 г. № 1771/11
Подтверждая получение йоты от 28 июля с. г. за № 100. 215/25/11/2, Полномочное Представительство СССР в Чехословакии имеет честь сообщить Министерству Иностранных Дел Чехословацкой Республики, что оно с удовлетворением приняло его заявление о готовности урегулировать вопрос о правовом положении бывшего Представительства ЧСР в УССР в г. Харькове.
Исходя, однако, из того, что Министерство Иностранных Дел в своей последней ноте поставило под сомнение правильность позиции, занятой Полномочным Представительством в этом вопросе, последнее поставлено перед необходимостью еще раз напомнить о тех стадиях, которые данный вопрос прошел до настоящего времени.
* — Всесоюзным текстильным синдикатом.
19 Докум, анешн, политики. т\ VIII 577
Ст. 2 временного договора между УССР н ЧСР от 6 нюня
1922 г.* устанавливала за главой и двумя членами Представительства ЧСР в Харькове права и преимущества, присвоенные лнцам дипломатического корпуса. По прямому смыслу дальнейшего текста той же статьи глава Чехословацкого Представительства в Харькове являлся аккредитованным прн Народном Комиссариате по Иностранным Делам УССР.
С того времени произошли события, значительно отразившиеся на правовом статусе Чехословацкого Представительства в Харькове. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик от 30 декабря 1922 г., а затем нотификация, обращенная от имени последнего к представителям иностранных правительств в Москве 23 июля
1923 г.**, настолько перестроили взаимоотношения отдельных дотоле Советских Республик, что текстуальная трактовка ст. 2 временного соглашения является в настоящее время невозможной.
Принимая во внимание все вышеуказанное, Полномочное Представительство позволяет себе обратить внимание Министерства Иностранных Дел ЧСР, что не менее ошибочным является применение того же текстуального рассмотрения и к ст. 3 временного договора.
|
|
Однако, независимо от всех изложенных выше соображений юридического порядка, Полномочное Представительство имеет честь довести до сведения Министерства Иностранных Дел, что его Правительство готово урегулировать вопрос о правовом положении бывшего Представительства ЧСР в УССР, имея в виду учредить свои консульства в гг. Братиславе и Ужгороде., предоставив со своей стороны ЧСР возможность реорганизации бывшего Представительства ЧСР в УССР в консульство.
Полномочное Представительство пользуется настоящим случаем, чтобы вновь уверить Министерство Иностранных Дел ЧСР в своем совершенном почтении.
IIе чат. по арх.
В упоминаемой ноте министерства иностранных дел Чехословакии от 28 июля 1925 г. № 100.215/25/11/2 говорилось:
«Министерство Иностранных Дел, подтверждая получение ноты ог 18 мая 1925 г. № 757/11 ***, считает за честь известить Полномочное Представительство СССР, что Правительство ЧСР на основе взаимности согласно признать право экстерриториальности и остальные привилегии, которыми пользуются в международных сношениях дипломатические чиновники, не только за главой Представительства, но также за советником, первым и вторым секретарями, торговым представителем и его заместите-
* См. т. V, док. N° 180. ** См. т. VI, док. № 59 и 226. *** См. док. № 149.
лем до тех пор, пока они будут состоять подданными государства, пославшего их.
Что касается правового положения представительского органа ЧСР в Харькове, то Министерство Иностранных Дел позволяет себе обратить внимание на то, что, по его мнению, Правительство ЧСР н после образования Правительства Союза ССР имеет право на основании прежних договоров иметь орган представительства в Харькове. Что касается его характера, то, приняв во внимание точку зрения Правительства СССР, приведенную в вышеуказанной ноте, согласно которой этот орган может в будущем носить только характер учреждения, исполняющего консульские функции, это изменение могло бы осуществиться лишь путем взаимного соглашения при условии, что глава этого учреждения будет пользоваться и в дальнейшем экстерриториальностью как член Представительства ЧСР в Москве; аналогичная льгота была признана (поскольку это известно Министерству Иностранных Дел) Правительством СССР за представителями Польши и Финляндии в Харькове. Министерство Иностранных Дел признает необходимость взаимного соглашения, принимая во внимание происшедшую государственно-правовую перемену, под влиянием которой некоторые постановления существующих договоров потеряли практический смысл.
Наконец, Министерство Иностранных Дел считает полезным обратить внимание на то, что после образования СССР оба советских представительских учреждения в Праге, хотя и слились внешне в одно учреждение, все же сохранили весь штат обоих прежних учреждений, так что нынешнее единое Представительство СССР в Праге имеет больше служащих, нежели Представительство ЧСР в Москве вместе со всеми ликвидироваЕшыми отдела мик
На ноту представительства СССР от 9 октября 1925 г. № 3771/11 был получен ответ министерства иностранных дел Чехословакии от 14 октября Ï925 г. № 161.083/11/25, в котором говорилось:
«Подтверждая получение ноты за № 1771/11 от 9 октября 1925 г.. Министерство Иностранных Дел позволяет себе сообщить Полномочному Представительству, что оно сделает ее предметом своего обсуждения и своевременно сообщит Полномочному Представительству свою точку зрения о высказанных в пей предположениях и выводах*.