Том одиннадцатый

1 января31 декабря 1928 г.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ОДИННАДЦАТОГО ТОМА

М. С. КАПИЦА, И. К. КОБЛЯКОВ, А. И. ЛАВРЕНТЬЕВ,

Б. Ф. ПОДЦЕРОБ, А. А. СОЛОВЬЕВ,

П. Ф. СТРУННИКОВ



ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий том содержит документы внешней политики Советского Союза за период с 1 января по 31 декабря 1928 г.

Советский народ в этом году был занят мирным созидательным трудом по социалистической реконструкции народного хозяйства, все шире развертывал борьбу за высокие темпы индустриализации страны и за осуществление ленинского кооперативного плана в сельском хозяйстве.

В своей внешней политике Советский Союз исходил из решений XV съезда ВКП(б). Съезд отметил, что капиталистическое развитие в целом обнаружило тенденцию сократить исторические сроки мирной «передышки», приблизить новую полосу больших империалистических войи. В связи с этим в решениях съезда указывалось, что «для СССР это означает прежде всего нарастающую напряженность отношений с буржуазными государствами, политика которых, несмотря на ряд внутренних противоречий между государствами и отдельными группами буржуазии, затрудняющих пока создание единого капиталистического фронта, становится все более и более враждебной по отношению к СССР и создает прямую угрозу империалистического нападения извне».

Советский Союз, как свидетельствуют документы настоящего тома, неуклонно проводил политику мира, боролся против угрозы империалистических войн и вместе с тем обеспечивал основные условия для дальнейшего социалистического строительства в стране. В этих целях Советское правительство в развитие своего предложения, внесенного на IV сессии Подготовительной комиссии Лиги наций по разоружению,


представило V сессии этой комиссии конкретный план всеобщего, полного и немедленного разоружения. Подготовительная комиссия под воздействием представителей Англии, Франции и США отклонила этот план, причем в резолюции, принятой комиссией, даже не были указаны мотивы такого решения.

Поскольку в ходе обсуждения советского проекта всеобщего разоружения многие представители в комиссии заявляли, что они могут обсуждать лишь предложения об ограничении вооружений, советская делегация по поручению правительства СССР внесла на рассмотрение комиссии проект конвенции о частичном разоружении как первом этапе на пути к полному разоружению. Однако комиссия отклонила предложение приступить к первому чтению нового советского проекта, оставив «за собой право обсудить его на следующей сессии». Такое решение имело целью не допустить обсуждения советского проекта по существу.

В интересах упрочения мира Советское правительство присоединилось к пакту Бриана — Келлога, исходя из того, что подписавшие его державы брали на себя перед мировой общественностью известные обязательства по поддержанию мира и что этим актом Советское правительство нарушало планы империалистических держав, стремившихся направить политическое острие пакта против СССР. Придавая делу обеспечения мира в Восточной Европе первостепенное значение, Советское правительство предложило правительству Польши и правительствам ряда других стран подписать специальный протокол о досрочном введении в силу пакта Бриана — Келлога, не дожидаясь его общей ратификации. 9 февраля 1929 г. такой протокол был подписан в Москве Советским Союзом, Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией; в течение 1929 г. к Московскому протоколу присоединились. Турция, Иран и Литва.

Одновременно Советский Союз выступал с предложениями о заключении двусторонних договоров о ненападении и нейтралитете, рассматривая эти соглашения в качестве важного фактора, способствующего сохранению мира и мирному решению неурегулированных вопросов между государствами. Советское правительство предлагало правительствам Франции, Италии, Японии и других стран заключить такие соглашения. Однако в тот период советские предложения по существу не встретили со стороны названных государств положительного отклика. _..

Касаясь отношений СССР с отдельными странами, следует; отметить успешное завершение переговоров с Германией и подписание 21 декабря 1928 г, протокола в разъяснение и развитие отдельных положений советско-германского договора от

б


12 октября 1925 г., что создавало благоприятные условия для развития экономических связей между Советским Союзом и Германией. Кроме того, успешно завершились советско-германские переговоры по заключению конвенции о согласительной процедуре разрешения конфликтов. 25 января 1929 г. эта конвенция была подписана. Ее значение заключалось в том, что она указывала возможности урегулирования спорных вопросов между СССР и капиталистическими странами путем переговоров в согласительных комиссиях, создаваемых на паритетных началах. Тем не менее на советско-германские отношения этого периода не могли не оказать отрицательного влияния такие факты, как разрыв правительством Германии экономических переговоров в связи с шахтинским делом (возобновленных лишь осенью 1928 г.), присоединение, группы германских банков к так называемому «Международному комитету русских кредиторов» в Лондоне (хотя германское правительство позже, в советско-германском протоколе от 21 декабря 1928 г., и выразило по этому поводу свое неодобрение), образование прн центральном объединении германской промышленности специального комитета по русским делам. Эти антисоветские проявления в германской политике смыкались с теми враждебными акциями, которые предпринимались в то время западными державами, и в первую очередь Англией, с целью создания единого фронта капиталистических стран против страны Советов.

Потерпев провал в своих антисоветских происках, английское правительство, не меняя в целом своей политики, тем не менее стало проявлять некоторые тенденции к восстановлению отношений с СССР. Одним из симптомов этого являлась намечавшаяся тогда поездка в Советский Союз представителей английских финансовых и торгово-промышленных кругов, которая и состоялась в марте— апреле 1929 г.

Документы тома показывают, что правительство Франции тормозило развитие советско-французских отношений. Оно отказалось от продолжения переговоров во франко-советской комиссии по урегулированию экономических вопросов, предложив рассматривать их в дипломатическом порядке. Под предлогом необходимости предварительного решения вопроса о долгах и национализированной собственности оно уклонилось от обсуждения советского предложения о заключении пакта о ненападении и нейтралитете, сделанного еще в августе 1927 г., а также от переговоров по заключению торгового договора. Более того, правящие круги Франции совместно с английским правительством, при некотором содействии со стороны Германии, активно участвовали в проведении скрытой финансовой блокады Советского Союза. Это выражалось, в частности, в неправомерных притязаниях Французского


банка, поддержанных правительством Франции, на ввезенное в США советское золото, в наложении временного ареста на фонды торгпредства и Нефтесиндиката в Париже, снятого лишь в результате протестов Советского правительства.

Несмотря на стремление правительства СССР нормализовать отношения с Соединенными Штатами Америки, что соответствовало чаяниям народов обоих государств, политика правительства США в отношении Советского Союза оставалась враждебной. Тем не менее интерес определенных деловых кругов США к развитию советско-американских торговых связей продолжал расти, показателем чего являлись поездки в СССР представителей этих кругов, а также увеличение товарооборота между двумя странами.

Дружественные отношения Советского Союза с Турцией, Персией, Афганистаном развивались на базе ранее заключенных договоров, что благоприятно отражалось на упрочении международного положения стран Ближнего и Среднего Востока и способствовало укреплению международного престижа Советского государства, несмотря на попытки правящих кругов Великобритании и других западных держав политически и экономически изолировать страны Азии от СССР.

Продолжало расширяться сотрудничество между Советским Союзом и Монгольской Народной Республикой, что содействовало развитию народной Монголии по некапиталистическому пути.

В томе содержатся документы, характеризующие дальнейшее развитие отношений Советского Союза с арабскими странами. 1 ноября 1928 г. между СССР и Йеменом был заключен договор о дружбе н торговле; активизировались коммерческие связи с_Египтом.

В отношениях с Китаем Советское правительство неуклонно проводило политику, основанную на ленинском принципе равноправия народов и уважения их суверенных прав. Конкретным выражением этой политики, в частности, явилась позиция СССР в связи с японо-китайским конфликтом (цзинань-ский инцидент), когда Советское правительство решительно осудило агрессивные действия Японии. В то же время реакционные правящие круги Китая продолжали и далее проводить в отношении СССР враждебную политику (как известно, в 1927 г. имели место такие акции, как налет на полномочное представительство СССР в Китае, арест группы советских работников в Пекине, расстрел китайской военщиной сотрудников советского консульства в Кантоне и др.)- Советский Союз после вынужденного отзыва своего полномочного представительства из Пекина был представлен в 1928 г. лишь несколь-


кими консульствами, находившимися в северной и западной частях Китая. Китайская же миссия и китайские консульства в СССР продолжали осуществлять свою деятельность без каких-либо ограничений со стороны Советского правительства.

Документы тома характеризуют отношения между СССР и Японией, которые развивались в целом нормально. Важное значение в деле урегулирования японских рыболовных промыслов в советских водах Дальнего Востока имела подписанная 23 января 1928 г. рыболовная конвенция. Однако японское правительство не отозвалось на напоминания Советского правительства по поводу предложения приступить к переговорам о заключении пакта о ненападении, сделанного еще в 1926 г.

В томе освещены также взаимоотношения Советского Союза с Италией, Польшей, Финляндией, Норвегией, Швецией, Чехословакией, Грецией, со странами Латинской Америки и другими государствами мира.

Документы тома свидетельствуют, что советская внешняя политика, как и ранее, с момента образования Советского государства, основывалась на принципе мирного сосуществования стран с различным социальным строем и была направлена на достижение и укрепление мирных отношений. IV сессия ЦИК СССР (декабрь 1928 г.) одобрила эту политику и отметила, что систематические усилия в деле всеобщего и хотя бы частичного разоружения встречают сопротивление со стороны сильнейших капиталистических государств. Сессия ЦИК предложила Советскому правительству «неуклонно продолжать политику мира и разоружения и одновременно внимательно наблюдать за всеми попытками, направленными к нарушению мира и вовлечению человечества в новую бойню, ведя активную борьбу за разоблачение этих попыток и за укрепление мирного сожительства всех народов».

*

Преобладающая часть документов тома публикуется впервые.

Методы публикации и оформления документов изложены в предисловиях к I, II, V и VIII томам настоящего издания.

*

В подготовке тома к печати принимали участие сотрудники Редакционного аппарата Комиссии по изданию дипломатических документов при МИД СССР: М. А. Бугреев, И. П. Гали-


чий, В. А. Деулин, В. Л. Люков, Д. Г. Колбасин. М. А. Косты-лев. И. Н. Никитин, О. Н. Сергеев. Г. М. Сиволобова, Ю. И. Устюгов, М. П. Хламова. А. М, Шамин, Л. Т. Шмаков, В. А. Шорин, а также сотрудники Института истории и Института славяноведения АН СССР О. В. Серова и Л. В. За-боровский.

В составлении некоторых примечаний к документам принимали участие сотрудники Института истории АН СССР кандидаты исторических иаук А. И. Кононцев и В. В. Лебедев, а также сотрудник Института народов Азии АН СССР кандидат исторических наук Л, А. Боровкова.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: