Письмо Председателя советской делегации в Подготовительной комиссии конференции по разоружению в Женеве Генеральному секретарю Лиги Наций Друммоиду

15 февраля 1928 г.

Господин Генеральный секретарь,

В связи с тем, что делегация Союза Советских Социалистических Республик в Подготовительной комиссии конференции по разоружению внесла на IV сессии этой комиссии предложение об упразднении вооружений**, имею честь препроводить Вам при этом проект конвенции о разоружении, а также пояснительную записку по этому вопросу.

Имею честь просить Вас соблаговолить срочно направить эти документы Председателю и членам Подготовительной комиссии, а также правительствам всех стран, представленных в Лиге наций. Вышеуказанные документы должны служить основой при обсуждении предложения Союза Советских Социалистических Республик, которое включено в повестку дня V сессии Подготовительной комиссии.

Соблаговолите принять, господин Генеральный секретарь, уверения в моем высоком уважении.

М. Литвинов

Председатель делегации

Союза Советских Социалистических Республик

в Подготовительной комиссии конференции

по разоружению

Печат. по арх. Опубл. в сб. «League of Nations. Documents of the Preparatory Commission for the Disarmament Conference, Series VI», Geneva, 1928, p. 324

* См. также док. № 7, 46, 47, 115, 213, 255, 257, 318, 336. ** См. т. X, док. № 272, 273.


Ироект Конвенции

о немедленном полном н всеобщем разоружении

Одушевленные твердым желанием сохранения всеобщего мира,

полагая, что существование и рост вооруженных сил являются величайшей опасностью, таящей в себе неизбежность новых вооруженных столкновений,

признавая, что попытки углубить до крайности и охватить во всех ее деталях совокупность факторов, влияющих на существование и рост вооружений, приводили только к неуспеху и оттягиванию разрешения вопросов разоружения,

Договаривающиеся государства..........

торжественно признают, что единственным реальным средством, способствующим сохранению мира, является только всеобщее и полное уничтожение всех вооруженных сил, н заключают настоящую Конвенцию, назначив для этой цели своих уполномоченных..............,

которые, после обмена своими полномочиями, признанными в должной и надлежащей форме, согласились-, со дня вступления в силу настоящей Конвенции будет приступлено к полному разоружению, каковое должно быть закончено в четырехлетний срок, порядком, имеющим в виду ограничить возможность вооруженных столкновений уже по истечении первого года.

Глава I ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Статья I

Все организационные соединения и весь личный состав сухопутных, морских и воздушных вооруженных сил как метрополий, так и заморских владений распускаются в течение четырех лет со дня вступления в силу настоящей Конвенции и впредь не допускаются к существованию в какой бы то ни было открытой или скрытой форме.

Роспуск личного состава производится четырьмя последовательными этапами:

а) в течение первого года со дня вступления в силу настоящей Конвенции распускается половина всего наличного состава командиров, чиновников и рядовых солдат и

б) в последующие годы — равными частями весь остальной состав.

Примечание. Под личным составом вооруженных сил подразумевается как личный состав, находящийся на действительной военной службе, так и обученные военные резервы, состоящие в каждом нз Договаривающихся государств на учете какой-либо военной или общественной организации.

Статья 2

Все военные, военно-морские и военно-воздушные министерства, генеральные штабы, все военные школы и всякого рода военные управления, учреждения и заведения расформировываются в течение года со дня


вступления в силу настоящей Конвенции н впредь не воссоздаются, за изъятиями, предусмотренными статьей 5 настоящей Конвенции.

Статья 3

В течение года со дня вступления в силу настоящей Конвенции уничтожаются все учетные данные об обученных военных резервах как в государственных, так и в общественных учреждениях.

Равным образом в тот же срок отменяются все законодательные акты, касающиеся организации военного учета.

Статья 4

В течение года со дня вступления в силу настоящей Конвенции уничтожаются все документы, касающиеся мобилизации вооруженных сил; впредь воспрещаются всякого рода мобилизационные мероприятия.

Статья 5 В течение четырех лет со дня вступления в силу настоящей Конвенции допускается сохранение, согласно особой конвенции, строго необходимого количества штабов, управлений, учреждений и заведений для технического проведения мероприятий по ликвидации вооруженных сил, а также для завершения всех необходимых административно-хозяйственных работ, связанных с разоружением.

Статья 6

Все дела по ликвидации вооруженных сил передаются в гражданские министерства по истечении четырех лет со дня вступления в силу настоящей Конвенции.

Все дела и архивы военных, военно-морских и военно-воздушных министерств, воинских частей, штабов, управлений, учреждений и заведений в тот же срок уничтожаются.

Статья 7

Лица кадрового состава ликвидируемых вооруженных сил обеспечиваются работой в культурно-хозяйственной области.

Впредь до предоставления работы таковые могут быть временно оставлены на содержании государственного бюджета в общем порядке.

При переходе указанных лиц на пенсионное обеспечение за выслугой лет время, проведенное в рядах вооруженных сил, засчитывается в общее число лет государственной службы.

Статья 8

Отпуск средств на содержание вооруженных сил как по общегосударственному бюджету, так и из общественных средств ограничивается ассигнованиями, строго необходимыми для довольствия остающегося на действительной службе личного состава, согласно особой конвенции.

По истечении четырех лет бюджет на содержание вооруженных сил подлежит отмене и не может фигурировать в какой-либо графе государственного бюджета.

Статья 9

По истечении одного года со дня вступления в силу настоящей Конвенции отменяются все законодательные акты о военной службе —обязательной, добровольной и путем вербовки.

Основы военной службы впредь до окончания полного разоружения устанавливаются особыми положениями каждым из Договаривающихся государств.

Статья 10

Немедленно по вступлении в силу настоящей Конвенции запрещается в законодательном порядке:


1. Издание специальной военной литературы:

а) научных исследований и теоретических трактатов;

б) военно-исторических трудов;

в) военных учебников;

г) военных уставов;

д) всякого рода пособий по изучению технических средств вооружения.

2. Военное обучение населения, в том числе и сборы обученных резервов, а также военная пропаганда среди населения.

3. Военное воспитание молодежи как государством, так и общественными организациями.

Глава II МАТЕРИАЛЫ

Раздел 1. Сухопутные вооружения

Статья 11

Уничтожаются в течение года со дня вступления в силу настоящей Конвенции все запасы оружия, боевых припасов и прочих средств вооружения и истребления, согласно нижеприлагаемого перечня, находящиеся в распоряжении военного ведомства. Танки, боевые отравляющие вещества и средства для их выпуска (газометы, распылители, баллоны и другие приборы), как находящиеся в запасе, так и состоящие на вооружении армий, уничтожаются в первую очередь.

Допускается в составе вооруженных сил каждого из Договаривающихся государств лишь сохранение количества оружия, строго необходимого для остающегося на действительной службе личного состава. Степень насыщения вооруженных сил каждого из Договаривающихся государств техническими средствами борьбы, перечисленными в прилагаемом перечне, устанавливается особой конвенцией.

В течение второго, третьего и четвертого года по вступлении в силу настоящей Конвенции уничтожение всех средств вооружения производится последовательными этапами в соответствии с сокращением личного состава.

По окончании разоружения в каждом из Договаривающихся государств сохраняется минимальное количество оружия и боевых припасов, необходимое для всех видов охраны и для личного пользования в соответствия со ст. 39, 43 и 44.

Перечень военных материалов, подлежащих уничтожению:

1. магазинные н автоматические ружья;

2. все виды пулеметов, в том числе ручные, легкие н станковые;

3. минометы, гранатометы н бомбометы;

4. револьверы и автоматические пистолеты, состоящие на вооружении армии;

5. ручные и ружейные гранаты;

6. винтовочные и револьверные патроны военного образца;

7. артиллерийские орудия всех калибров и типов и боеприпасы к ним как в целых выстрелах, так и в элементах к ннм;

8. танки;

9. пороха и взрывчатые вещества, имеющие применение исключительно для военных целей;

10. все боевые отравляющие вещества, а также все средства для их выпуска, как-то: газометы, распылители, баллоны и другие приборы;

11. огнеметы;

12. все средства военной техники, не входящие в настоящий перечень и имеющие своей целью поражение и истребление человека человеком, а также все отдельные части, относящиеся к каждому из указанных предметов.


Статья 12

Все заказы военных, морских и воздушных министерств на предметы вооружения, указанные в перечне к ст. II настоящей Конвенции, аннулируются.

Предметы вооружения, находящиеся в производстве по заказам за границей, уничтожаются в стране изготовления.

Статья 13

Убытки, вызванные аннулированием заказов, указанных в ст. 12, а также заказов военных, морских и воздушных министерств на специальные предметы вооружения морского и воздушного флотов, перечисленные в ст. 21 и 27, подлежат возмещению. Это возмещение производится либо в соответствии с законодательной практикой каждого из Договаривающихся государств, либо в соответствии с условиями заказов.

Статья 14

Бронированные автомобили и все прочие бронированные средства передвижения, за исключением танков, подлежат разоружению, заключающемуся в снятии и уничтожении брони и вооружения,— все это в течение года со дня вступления в силу настоящей Конвенции.

Статья 15

Револьверы и охотничьи ружья (невоенного образца), предназначенные соответственно для самообороны и охоты, могут быть оставлены на руках частных лиц на основах разрешительных свидетельств. Количество этих револьверов и ружей для каждого из Договаривающихся государств устанавливается особой конвенцией пропорционально численности населения.

Статья 16

Взрывчатые вещества, могущие быть использованными для промышленных, сельскохозяйственных и прочих культурных целей, уничтожению не подлежат, а передаются органами военных, морских и воздушных министерств в течение года со дня вступления в силу настоящей Конвенции соответствующим хозяйственным организациям.

Раздел 2. Морские вооружения

Статья 17

В течение одного года со дня вступления в силу настоящей Конвенции исключаются из боевого состава морского флота все линейные корабли, крейсеры, авианосцы и подводные лодки.

Статья 18

Все остальные суда и плавучие средства, построенные со специально боевым предназначением, перечисленные в прилагаемом к настоящей статье перечне, а также морская авиация исключаются из боевого состава морского флота в течение четырех лет, каждый год равными частями, согласно особой конвенции.

Перечень судов, подлежащих уничтожению:

1. броненосцы береговой обороны;

2. миноносцы всех видов;

3. мониторы;

4. канонерские лодки водоизмещением свыше 3000 тонн;


5. плавучие батареи;

6. гидропланы всех типов.

Примечание. Допускается оставление судов и их вооружения в соответствии с условиями, предусмотренными ст. 43 и 44 настоящей Конвенции, для целей образования морской милиции и для нужд пограничной охраны.

Статья 19

Личный состав судов, исключенных из боевого состава флота, немедленно распускается.

По истечении трех месяцев с момента исключения судов из боевого состава флота вся материальная часть судовой артиллерии и минное и торпедное вооружение приводятся в негодность согласно особых технических условий; все предназначенные для этих судов боевые запасы морской артиллерии, торпеды и мины уничтожаются.

В течение последующих девяти месяцев приведенные в негодность судовая артиллерия, минные и торпедные аппараты снимаются с боевых кораблей и уничтожаются.

Статья 20

В течение трех месяцев после исключения из боевого состава флота боевых судов, не могущих быть использованными для мирных целей, приводятся в негодность, согласно особых технических условий, все их судовые механизмы.

В течение последующих девяти месяцев судовые механизмы снимаются, после чего сами суда подлежат полному разорудованию.

Статья 21

С момента вступления в силу настоящей Конвенции существующие судостроительные программы аннулируются; всякая постройка новых военных судов воспрещается.

Все военные суда, находящиеся в постройке или ремонте, как по отечественным, так и по иностранным заказам, разоружаются наравне с судами действующего флота Договаривающихся государств.

Статья 22

Вооружение на судах коммерческого флота уничтожается на общих с вооружением военных флотов основаниях в течение первого года со дня вступления в силу настоящей Конвенции.

Приспособление и вооружение судов коммерческого флота для военных целей впредь воспрещается.

Раздел 3. Воздушные вооружения

Статья 23

В течение одного года со дня вступления в силу настоящей Конвенции исключаются из боевого состава военного воздушного флота тяжелые бомбардировщики, торпедоносцы и дирижабли.

Статья 24

Все остальные военно-воздушные суда, не перечисленные в предыдущей ст. 23, не могущие по своим специально военным свойствам быть использованными в культурно-хозяйственной области, уничтожаются согласно особых технических условий в течение четырех лет, каждый год равными частями.


Статья 25

В течение одного года со дня вступления в силу настоящей Конвенции уничтожаются все запасы авиационных бомб и прочих средств, предназначенных для сбрасывания с воздушных судов.

Статья 26

Все вооружение военно-воздушных судов, подлежащих оставлению в в целях использования в культурно-хозяйственной области, по истечении трех месяцев с момента исключения их из боевого состава военных воздушных флотов снимается и уничтожается. После этого эти суда передаются соответствующим гражданским организациям.

Статья 27

Разоружению подлежат все суда военно-воздушного флота, как действующие, так и находящиеся в запасе или в производстве по отечественным или иностранным заказам.

Статья 28

Всякое вооружение воздушных судов и приспособление их под установку вооружения впредь воспрещается.

Воздушные суда, предназначенные для мирных целей, могут содержаться только в строгом соответствии с действительной культурно-экономической потребностью каждой страны. Численность их для каждого из Договаривающихся государств определяется особой конвенцией.

Раздел 4. Укрепления и базы

Статья 29

В течение Трех лет со дня вступления в силу настоящей Конвенции все вооружение крепостей и других фортификационных сооружений, морских и воздушных баз приводится в негодность, согласно перечня, устанавливаемого особой конвенцией.

В течение следующего года вооружение снимается и уничтожается, а укрепления разрушаются и уничтожаются; постройка каких-либо новых фортификационных сооружений впредь не допускается.

Раздел 5. Военные производства,

Статья 30

Немедленно со дня вступления в силу настоящей Конвенции на всех производственных предприятиях, как государственных, так и частных, прекращается всякое производство предметов вооружения, перечисленных в перечне, приложенном к ст. 11, а также указанных в ст. 19, 23, 24 и 25; предпринимается подготовка к переходу этих предприятий к производству мирной продукции.

Впредь до переоборудования этих предприятий для мирных целей или впредь до использования рабочих военно-промышленных предприятий на других предприятиях эти рабочие обеспечиваются государством за счет военного бюджета.

Статья 31

В течение первого года со дня вступления в силу настоящей Конвенции уничтожаются рабочие чертежи, измерительные инструменты и лекала, предназначенные для военных производств.


Статья 32

В течение двух лет" со дня вступления в силу настоящей Конвенции производится разорудование заводов и предприятий военной промышленности и арсеналов, за изъятиями, предусмотренными ст. 34 настоящей Конвенции.

На всех государственных и частных предприятиях уничтожаются станки, машины, автоматы и аппараты, имеющие исключительным назначением производство военных изделий, указанных в перечне к ст. 11 настоящей Конвенции и в ст. 19, 23, 24 и 25.

Статья 33

Впредь воспрещается восстановление оборудования заводов, предприятий и арсеналов военной промышленности, а также всякая подготовка производственных предприятий общегосударственной и частной промышленности к изготовлению предметов вооружения, перечисленных в ст. 11, 19 23, 24 и 25.

Статья 34

Для целей изготовления минимально необходимого оружия и боевых припасов для охраны всех видов, предусмотренных главой III настоящей Конвенции, а также личного пользования граждан в целях, предусмотренных ст. 15 настоящей Конвенции, разрешается оставление в каждом из Договаривающихся государств необходимых предприятий, количество, мощность и порядок производства коих, а также порядок торговли оружием устанавливаются особой конвенцией.

Статья 35

Производство взрывчатых веществ, потребляемых для нужд строительства и горной промышленности, устанавливается каждым из Договаривающихся государств в строгом соответствии с экономическими потребностями и подлежит контролю на основе особой конвенции.

Статья 36

Воспрещается в законодательном порядке патентирование различных видов вооружения и средств истребления.

Глава III ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ

Раздел 1. Сухопутная охрана

Статья 37

Численность таможенной охраны, муниципальной милиции, лесной и прочих видов стражи и количество вооружения для них, существующие в настоящее время в каждом из Договаривающихся государств, в течение четырех лет со дня заключения настоящей Конвенции не должны превышать численности, фиксированной на 1 января 1928 г.; организация указанных образований не должна допускать возможности использования их Для войны.

Статья 38

По истечении устанавливаемого настоящей Конвенцией для проведения полного и всеобщего разоружения четырехлетнего срока, разрешается, для нужд таможенной и фискальной охраны, охраны внутреннего порядка, а также для охраны государственного или общественного имущества, на территории каждого из Договаривающихся государств содержание охраны и


милиции, личный состав которых состоит на службе по вольному найму; разрешается также сохранение соответствующих минимально необходимых простейших средств вооружения.

Численность указанных видов охраны устанавливается особой конвенцией в соответствии с численностью населения каждого из Договаривающихся государств, протяжением сети путей сообщений, наличием объектов охраны государственной важности, развитием лесного хозяйства и т. п.

Статья 39

На воооружении милиции и стражи могут быть оставлены десятизаряд-ные ружья и пистолеты калибром не выше 0,8 см.

Запас патронов может быть сохранен в пунктах, устанавливаемых особой конвенцией, и не должен превышать 1000 патронов на винтовку и 100 патронов на пистолет.

Ежегодное пополнение запасов не должно превосходить фактической амортизации вооружения и фактического расхода боеприпасов.

Раздел 2. Морская охрана

Статья 40 По истечении устанавливаемого настоящей Конвенцией для проведения полного и всеобщего разоружения четырехлетнего срока организуется морская милиция, действующая согласно особой конвенции для нужд охраны морских природных богатств, подводных кабелей, борьбы с пиратством н торговлей невольниками, а также для других целей, могущих явиться в будущем предметом международной охраны в открытом море.

Статья 41 Для целей морской охраны мировые водные пространства разделяются на 16 районов согласно прилагаемому перечню *.

Статья 42

Охрана перечисленных в ст. 40 международных интересов поручается, согласно особой конвенции, порайонным группам государств, имеющих выход к участкам акватории, указанным в перечне к ст. 41 настоящей Конвенции.

Статья 43

Охрана осуществляется судами морской милиции водоизмещением не свыше 3000 тони с вооружением не более 2 пушек калибра не свыше 50 мм.

Состав команд милицейских судов служит по вольному найму.

Для вооружения личного состава команды разрешается сохранять не более 20 винтовок или пистолетов в соответствии со ст. 39 настоящей Конвенции.

Статья 44

Таможенная охрана в территориальных водах осуществляется невооруженными судами таможенной морской милиции водоизмещением не свыше 100 тонн.

Число указанных судов для каждого из Договаривающихся государств определяется особой конвенцией в зависимости от длины береговой линии.

Личный состав таможенной морской милиции может быть вооружен винтовками или пистолетами и содержится на основаниях, указанных в ст. 43 настоящей Конвенции.

Примечание. Ширина территориальных вод устанавливается особым соглашением.

* См. стр. 99—104.


Перечисление зон охраны

п

Наименование зон

Границы зон

Балтийское море

Северное море

Восточная часть Северного Ледовитого океана

Вся зона Балтийского моря, включая Каттегат н Скагеррак;

зона ограничена с запада меридианом 8 восточной долготы от Гринвича.

Границами этой зоны являются (начиная с севера):

параллель 70° северной широты между меридианом 4° западной долготы от Гринвича и западным побережьем Норвегии;

западное и южное побережье Норвегии до меридиана 8° восточной долготы от Гринвича;

этот меридиан до его пересечения с германским побережьем;

германские, голландские, бельгийские и французские побережья до мыса св. Матвея**;

линия, соединяющая мыс св. Матвея с мысом Лизард;

южное н затем восточное побережье Великобритании до меридиана 4° западной долготы от Гринвича;

этот мериднан до пересечения с параллелью 70° северной широты.

Границами этой зоны являются (начиная с севера):

меридиан 170° западной долготы от Гринвича, от Северного полюса до пересечения этого меридиана с параллелью 66° 30' северной широты;

Эта параллель до ее пересечения с побережьем Союза Советских Социалистических Республик;

побережье Союза Советских Социалистических Республик, Финляндии и Норвегии до параллели 70° северной широты;

эта параллель до ее пересечения с меридианом 4° западной долготы от Гринвича; этот мериднан до Северного полюса.

* В тексте ошибочно — возможны. ** Сен-Матьё (здесь и в последующих сносках к этой статье приводятся названия упоминаемых географических пунктов, принятые в современной советской географической литературз).


I!

Наименование зон

Границы зон

° 3 5 Л о Î х '3

^ Ä щ * «

Западная часть Северного Ледовитого океана

Средиземное море

Северо-восточная часть Атлантического океана

Границами этой зоны являются (начиная с севера):

меридиан 4е западной долготы от Гринвича, от Северного полюса до пересечения этого меридиана с параллелью 60° северной -широты;

эта параллель до ее пересечения с восточным побережьем Канады;

восточное н северное побережье Канады н Аляски до параллели 66° 30' северной широты;

эта параллель до ее пересечения с меридианом 170° западной долготы от Гринвича;

этот меридиан до Северного полюса. Вся зона Средиземного моря. Зона ограничена:

на северо-востоке линией Седиль-Бар**—Кум-Кале***.

на юго-востоке северным входом в Суэцкий канал;

на западе линией, соединяющей мыс Спартель**** с мысом Трафальгар. Границами этой зоны являются (начиная с севера):

параллель 60° северной широты между меридианом 30° западной долготы от Гринвича и меридианом 4° западной долготы от Гринвича;

этот меридиан до его пересечения с северным побережьем Великобритании;

северное и западное побережье Великобритании до мыса Ли.-ард; линия, соединяющая мысЛизард с мысом св. Матвея;

западное побережье Европы до мыса Трафальгар;

линия, соединяющая мыс Трафальгар с мысом Спартель;

* В тексте ошибочно — возможны. ** Седдюльбахир. *** Кумкале. *"* Зспартель.


I

Наименование зон

Границы зон

Ч5 S - *

^" И в Ч в

Северо-западная часть Атлантического океана

Юго-восточная часть Атлантического океана

Юго-западная часть Атлантического океана

западное побережье Африки до линии экватора;

линия экватора до его пересечения с меридианом 30° западной долготы от Гринвича;

этот меридиан до его пересечения с параллелью 60° северной широты.

Границами этой зоны являются (начиная с севера):

цараллель 60° северной широты между восточным побережьем Канады н меридианом 30° западной долготы от Гринвича;

этот меридиан до линии экватора;

линия экватора до восточного побережья Южной Америки;

восточное побережье Южной, Центральной н Северной Америки до параллели 60" северной широты.

Границами этой зоны являются (начиная с севера):

линия экватора между меридианом 20° западной долготы от Гринвича и западным побережьем Африки;

западное побережье Африки до мыса Игольного (меридиан 20° восточной долготы от Гринвича);

этот меридиан до Южного полюса;

меридиан 20° западной долготы от Гринвича, от Южного полюса до пересечения этого меридиана с линией экватора.

Границами этой зоны являются (начиная с севера):

линия экватора между восточным побережьем Южной Америки и меридианом 20° западной долготы от Гринвича;

этот меридиан до Южного полюса;

меридиан 70° западной долготы от

Гринвича, от Южного** полюса до

В тексте ошибочно — возможны. В тексте ошибочно — Северного.


Наименование зон

Границы зон

«Si So

^ к ф 4 e

Черное море

Северная часть Индийского оке-' ана I

Южная часть Индийского океана

пересечения этого меридиана с южным побережьем Огненной Земли; южное и восточное побережье Огненной Земли и Южной Америки до линии экватора.

Вся зона Черного моря, включая Мраморное море;

на юго-западе зона ограничена линией Седиль-Бар — Кум-Кале.

Границами этой зоны являются (начиная с северо-запада):

южный вход в Суэцкий канал;

западное, южное и восточное побережье Аравии и южное побережье Азии до северного входа в Малаккский пролив;

западное побережье Суматры и южное побережье островов Явы, Сум-бавы, Флорес и Тимор до восточной оконечности острова Тимор;

линия, соединяющая восточную оконечность острова Тимор с мысом Лондондерри (Австралия), до точки пересечения этой линии с параллелью W южной широты;

эта параллель до ее пересечения с восточным побережьем Африки;

восточное побережье Африки до южного входа в Суэцкий канал.

Границами этой зоны являются (начиная с севера):

параллель 11° южной широты между восточным побережьем Африки и линией, соединяющей восточную оконечность острова Тимор с мысом Лондондерри (Австралия); эта линия до мыса Лондондерри

(Австралия); западное и южное побережье Авст" ралии до меридиана 143° восточной долготы от Гринвича; этот меридиан до Южного полюса;

* Б тексте ошибочно — возможны.


JE a

Наименование зон

si

Границы зон

e -• * 2

Ii i

4<o

Северо-западная часть Тихого океана

меридиан 20° восточной долготы от Гринвича, от Южного полюса до пересечения этого меридиана с южным побережьем Африки (мыс Игольный);

южное и восточное побережье Африки до параллели 11й южной широты.

Границами этой зоны являются (начиная с севера):

параллель 66° 30' северной широты между побережьем Союза Советских Социалистических Республик и меридианом 170° западной долготы от Гринвича;

этот меридиан до его пересечения с линией экватора;

линия экватора до ее пересечения с меридианом 155° восточной долготы от Гринвича;

этот меридиан до его пересечения с параллелью 11° южной широты;

эта параллель до ее пересечения с восточным побережьем Австралии;

северное побережье Австралии до мыса Лондондерри;

линия, соединяющая мыс Лондондерри с восточной оконечностью острова Тимор;

северное побережье Зондских островов: Тимор, Флорес, Сумба-вы и Явы и восточное побережье • Суматры до северного входа в Малаккский пролив;

западное, южное и восточное побережье Малайского полуострова и южное и восточное побережье Азии до параллели 66° 30' северной широты.

Границами этой зоны являются (начиная с севера):

параллель 66е 30' северной широты между меридианом 170° западной долготы от Гринвича и западным побережьем Аляски; тексте ошибочно — возможны.

Северо-восточная часть Тихого океана


Is

S и

Is.

Наименование зон

Границы зон

Юго-западная часть Тихого океана

Юго-восточная часть Тихого океана

западное побережье Северной, Центральной и Южной Америки до линии экватора;

линия экватора до ее пересечения с меридианом 170° западной долготы от Гринвича;

этот меридиан до его пересечения с параллелью 66° 30' северной широты.

Границами этой зоны являются (начиная с севера):

линия экватора между меридианом 155° восточной долготы от Гринвича и меридианом 135° западной долготы от Гринвича; этот меридиан до Южного полюса^ меридиан 143° восточной долготы от Гринвича, от Южного полюса до пересечения этого меридиана с южным побережьем Австралии; южное и восточное побережье Австралии до параллели 11° южной широты; эта параллель до точки ее пересечения с меридианом 155° восточной долготы от Гринвича; этот меридиан до его пересечения с линией экватора. Границами этой зоны являются (начиная с севера):

линия экватора между меридианом 135° западной долготы от Гринвича и западным побережьем Южной Америки; западное побережье Южной Америки и западное и южное побережье Огненной Земли до меридиана 70° западной долготы от Гринвича; этот меридиан до Южного полюса; меридиан 135° западной долготы от Гринвича, от Южного полюса до пересечения этого меридиана с линией экватора.

Примечание. Охрана внутренних морей, омывающих побережья двух или нескольких государств, устанавливается особым соглашением между этими государствами.

*. В тексте ошибочно — возможны.


Глава IV

КОНТРОЛЬ

Статья 45

В течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции организуются Международная постоянная контрольная комиссия, контрольные комиссии в каждом из Договаривающихся государств и местное контрольные комиссии.

Статья 46

На Международную постоянную контрольную комиссию возлагается:

а) наблюдение и контроль за нормальным и пропорциональным ходом разоружения, общее согласование мер, относящихся к выполнению настоящей Конвенции, и нотификация отдельных государств о нарушении условий настоящей Конвенции;

б) установление соглашения о невоенных мерах воздействия на отдельные государства, нарушающие нормальный ход разоружения, заключающийся в настоящей Конвенции и в заключенных в ее развитие дополнительных конвенциях;

в) установление пунктов, порядка и технических условий уничтожения материальной части, а также установление всех необходимых дополнительных технических конвенций;

г) установление пунктов и объема военных производств и порядка торговли оружием;

д) информация общественного мнения о ходе работ по разоружению.

Статья 47

Международная постоянная контрольная комиссия составляется на паритетных началах из представителей законодательных органов и профессиональных или других рабочих организаций всех государств, участвующих в настоящей Конвенции.

В последующем в состав Международной постоянной контрольной комиссии могут быть включены представители международных общественных организаций, ставящих своей целью борьбу за установление мирных отношений между государствами и оправдавших эти цели своей деятельностью, если таковые изъявят свое желание вступить в Международную постоянную контрольную комиссию.

Местопребыванием Международной постоянной контрольной комиссии является город...

Статья 48

При Международной постоянной контрольной комиссии действует Международный постоянный комитет экспертов, составленный на паритетных началах из военных, морских, воздушных и других специалистов всех государств, участвующих в настоящей Конвенции.

Статья 49

Международный постоянный комитет экспертов действует по указаниям Международной постоянной контрольной комиссии; он консультирует по всем специально-техническим вопросам, связанным с проведением настоящей Конвенции, и прорабатывает их.

Статья 50

Контрольная комиссия в каждом отдельном государстве составляется из представителей Международной постоянной контрольной комиссии по иазначеиию последней из представителей общественных, профессиональных


и рабочих организаций, а также из представителей от крестьян и рядового состава вооруженных сил данного государства.

Состав контрольной комиссии утверждается Международной постоянной контрольной комиссией.

Местопребывание контрольной комиссии — столица данного гос\ дар-ства.

Статья 51

Контрольные комиссии в каждом государстве координируют работу по разоружению местных контрольных комиссий в полном соответствии со смыслом настоящей Конвенции и указаниями Международной постоянной контрольной комиссии.

Статья 52

Местные контрольные комиссии составляются из представителей муниципальных, общественных, профессиональных и рабочих организаций, а также представителен крестьян и рядового состава вооруженных сил.

Число местных контрольных комиссий, пункты их пребывания и районы их действия определяются контрольной комиссией данного государства. Эта последняя утверждает состав местных контрольных комиссий.

Статья 53 Местные контрольные комиссии непосредственно проводят разоружение в районах своего действия в соответствии с указаниями контрольной комиссии своего государства.

Статья 54

Членами всех контрольных комиссий, как центральной, так п местных, не могут быть:

а) бывшие военные профессионалы, а равно чиновники военных, военно-морских и военно-воздушных министерств;

б) липа, являющиеся владельцами и крупными акционерами военно-промышленных предприятий и заинтересованные в военной промышленности или торговле оружием, владельцы и крупные акционеры банковских и торговых предприятий, а равно ответственные служащие всех этих предприятий.

Статья 35

Все Договаривающиеся государства, исходя из принципа широкой гласности работ по разоружению, оказывают органам постоянной контрольной комиссии всякое содействие к всестороннему обследованию тех отраслей государственной, общественной и частной деятельности, которые связаны с проведением разоружения или которые, по решению Международной постоянной контрольной комиссии или ее органов, вызывают сомнение, в возможности соблюдения торжественно принятых обязательств о разоружении и превращении всяких военных приготовлений.

Статья 56

Решения Международной постоянной контрольной комиссии принимаются большинством голосов и являются обязательными для всех Договаривающихся государств.

Статья 57

Расходы по содержанию Международной постоянной контрольной комиссии и ее органов, а также издержки, связанные с работой по контролю, покрываются всеми Договаривающимися государствами в пропорции, устанавливаемой особой конвенцией.

Внутригосударственные и местные контрольные комиссии содержатся на средства каждого из Договаривающиеся государств.


Глава V

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ, НАРУШЕНИЯ КОНВЕНЦИИ, РАТИФИКАЦИЯ

Статья 58

Всеми Договаривающимися государствами в течение гола со дня вступления в силу настоящей Конвенции издаются законодательные акты, по котором нарушение всех выдвинутых условий Конвенции рассматривалось бы как тягчайшее государственное преступление.

Одновременно отменяются или соответственно видоизменяются все акты, как государственные, так и международного значения, противоречащие высказанным выше положениям.

Статья 59

В течение девяти месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции заключаются нижеследующие дополнительные конвенции:

а) о количестве штабов, управлении, учреждений и заведений, оставляемых в каждом Договаривающемся государстве до окончания полного и всеобщего разоружения, в соответствии со ст. 8 настоящей Конвенции;

б) об установлении норм оружия для самообороны и охоты в соответствии со ст. 15 настоящей Конвенции;

в) о численности воздушных судив, предназначенных для обслуживания культурпо-хозлйстветшх нужд каждого из Договаривающихся государств, согласно ст. 28 настоящей Конвенции;

г) с установлением перечня крепостей, фортификационных сооружений и морских и воздушных баз, подлежащих разоружению, согласно ст. 29 настоящей Конвенции;

д) о порядке хранения минимально необходимого оружия, его производстве и торговле им, в соответствии со ст. 34, 35 и 39 настоящей Конвенции;

е) о порядке морской охраны, распределения районов морской охраны и количестве судов, необходимых для морской милиции и для таможенной охраны, в соответствии со сг. 41. 42, 43 и 44 настоящей Конвенции;

ж) конвенция, предусматривающая статут Международной постоянной контрольной комиссии и се органов, а также пропорцию расходов по ее содержанию;

з) о невоенных мерах воздействия на отдельные государства, нарушающие нормальный ход разоружения, заключающийся в настоящей Конвенции и заключенных в ее развитие дополнительных конвенциях.

Примечание. Распорядительные меры для созыва конференции участников настоящей Конвенции по заключении, всех означенных в настоящей статье дополнительных конвенций принадлежат Международной постоянной контрольной комиссии.

Статья 60

В случае установления прямого нарушения настоящей Конвенции со стороны одного цз Договаривающихся государств Международная постоянная контрольная комиссия в крагиайшпй срок созывает экстренное собрание представителей всех Договаривающихся государств, участников настоящей Конвенции, для решения вопроса о принятии необходимых мер. Указанные меры воздействия не должны иметь военного характера. Все спорные вопросы между отдельными государствами разрешаются Международной постоянной контрольной комиссией.

Статья 61

Настоящая Конвенция вступает в силу с момента ее ратификации всеми государствами соответственно законодательной практике каждого из Договаривающихся государств.


Статья 62

Для установления отношения к государствам, уклоняющимся от ратификации настоящей Конвенции, Договаривающимися государствами в... месяце 192... года созывается Всемирный конгресс в гор,...

Статья 63

Ратификационные акты составляются в пяти экземплярах и хранятся в столице одного цз государств каждой из пяти частей света.

Обязанность сообщения всем Договаривающимся государствам о ратификации настоящей Конвенции в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 61, возлагается на...

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Конвенции о немедленном, полном и всеобщем разоружении

1. В основу проекта Конвенции о немедленном, полном и всеобщем разоружении положено уничтожение главных элементов, составляющих военную мощь страны, а именно: организованных сухопутных, морских н воздушных вооруженных сил, материальной части и тех отраслей промышленности, которые связаны с производством вооружения.

При этом проект Конвенции предусматривает уже по истечении одного года со дня вступления ее в силу приведение сухопутных, морских и воздушных вооруженных сил всех государств к такому составу, который затрудняет их использование Для ведения войны, чем ограничивается возможность вооруженных столкновений даже до проведения полного разоружения.

2. Проект Конвенции излагает лишь общие принципы разоружения, которые могут быть применены в отношении вооруженных сил всех государств, не касаясь особенностей каждого из них. исходя из соображений, что все эти особенности при принятии основных принципов послужат пред-Мегом дальнейшего обсуждения вопроса разоружения в целом.

Однако и тогда исключается необходимость выработки технических деталей, так как таковые составят функции специального органа, имеющего быть созданным по вступлении в силу Конвенции.

3. Глава I проекта Конвенции содержит принципы разоружения в отношении личного состава.

В первый год предусматривается роспуск половины всего наличного состава командиров, чиновников и рядовых солдат, расформирование военных школ, военных, военно-морских и военно-воздушных министерств, генеральных штабов, поенных управлений, учреждений и заведений, причем уничтожаются также документы по мобилизации вооруженных сил ц учетные данные об обученных резервах.

Этим армии и флоты будут приведены в состояние, затрудняющее использование их для нападения одного государства на другое, и остающаяся часть их имеет главным предназначением осуществление разоружения в отношении материальной части, уничтожение которой требует наличия рабочей силы для производства всякого рода работ.

При этом мыслится, что вопросы организации вооруженных сил по осуществлении первого этапа разоружения являются внутренним делом каждого из государств.

В армиях, содержащихся на территориальных началах, имеющих небольшие кадры, периодически насыщаемые переменным составом, разоружение проводится на основе того же принципа, т. е, по истечении первого года сокращается 50% кадрового состава и 50% обученных резервов, числящихся в переменном составе.


В остальном глава I проекта Конвенции развивает и уточняет положения, выдвинутые дсле1ацией СССР на IV сессии Подготовительной комиссии конференции по разоружению.

4. Глава II содержит основные положения по уничтожению материальной части:

а) Здесь опять-таки предусматривается главная часть разоружения на первом этапе, а именно: уничтожение всех запасов материальной части, предназначенных Для мобилизации вооруженных сил, причем в первую очередь подлежат уничтожению средства борьбы, могущие быть использованными против мирного населения,

б) По осуществлении первого этапа разоружения на вооружении армий всех государств остается количество вооружения, строго необходимое для сохраняемой в последующие годы численности вооруженных сил. причем степень насыщенности техническими средствами борьбы подлежит ограничению па основе особой конвенции. Такое oi раниченне, так же как и мероприятия, предусмотренные в главе I, преследует цель затруднить использование сохраняемых на последующие годы вооружений для ведения воины

б) Уничтожение материальной части понимается как приведение ее в состояние, исключающее возможность ее использования для военных целей. Техника уничтожения подлежит дальнейшей детальной разработке, и в основу ее должно быть положено максимальное использование ценных материалов для н\жд мирной промышленности и Для улучшения благосостояния народов,

г) Статьей 15 проекта Конвенции предусматривается сохранение охотничьих ружей невоенного образца и револьверов для охоты и самообороны. Последнее в условиях существующего в большинстве государств социального строя представляется необходимым, особенно в государствах со слабо развитой сетью путей сообщения,

д) В отношении морских вооружений проект Конвенции предусматривает уничтожение в первую очередь линейных кораблей, крейсеров, авианосцев и т. п., так как все эти средства служат главным образом для осуществления империалистических целей. Перечисленные категории боевых счдов исключаются из боевого состава флота с немедленным роспуском обслуживающего их личного состава, чем ограничивается возможность их использования, вслед за этим приводится в негодность, а затем снимается и уничтожается вся материальная часть судовой артиллерии (снимаются ответственные части орудий, принельные приспособления, приборы управления артиллерийским огнем), минное и торпедное вооружение; одновременно с приведением в негодность материальной части уничтожаются боевые запасы артиллерии, мины и торпеды. Таким образом, боевое использование военных кораблей дедзется невозможным без длительной подготовки.

Предварительный проект Конвенции допускает использование военных кораблей флота после их разоружения в качестве коммерческих судов при соответствующей и\~ переделке.

Полное разорудованпе военных кораблей мыслится в снятии с них брони, уничтожении специального оборудования, как-то: башни, платформы для орудии, боевые рубки, площадки для самолетов, средства боевой связи и прочие специальные приспособления, имеющие боевое предназначение.

е) Разоружение военных воздушных сил предусматривает в первую очередь уничтожение тяжелой авиации и воздухоплавания как средств для ведения войны. Учитывая культурное значение авиации как средства сообщения, проект Конвенции не связывает ее разоружение с уничтожением материальной части, так как часть аэропланов может быть переделана для использования в культурно-экономической области, но так как приспособление воздушных судов для метания с них боевых снарядов не представляет особых затруднений и.может быть произведено в течение короткого времени, признается необходимым численность судов гражданского воздушного флота в пнх согласовать с действительной потребностью, что и предусмотрено статьей 2S проекта Конвенции,


ж) Укрепления и базы подлежат уничтожению ввиду возможности их использования в качестве плацдармов для нападения.

з) Особую сложность представляет вопрос об уничтожении военных производств, так как хорошо развитая промышленность таит в себе огромные потенциалы для производства средств вооружения. Однако и здесь есть ряд основных элементов, уничтожение которых значительно затруднит производство оружия. К таким элементам относятся: рабочие чертежи, измерительные инструменты, лекала, станки, машины, автоматы и аппараты, имеющие исключительным предназначением изготовление военных изделий. Кроме того, самое разоружение военных заводов, перевод их на изготовление невоенной продукции или использование не специально военного оборудования на других заводах, а также уничтожение элементов мобилизационной подготовки значительно осложняют использование этих заводов для военных целей.

5. Глава ill посвящена организации охраны, причем, дабы пресечь возможность использования различных образований для военных целей и возможность создания на базе этих образований скрытых вооруженных сил, численность полиции, милиции, жандармерии и различных видов стражи на Протяжении всего четырехлетнего срока, устанавливаемого для осуществления полного и всеобщего разоружения, должна быть твердо зафиксирована в существующих ныне размерах. В дальнейшем численность таможенной и фискальной охраны и муниципальной милиции подлежит определению особой конвенцией, исходя из принципа пропорциональности численности населения, протяжению сети путей сообщения, наличию подлежащих охране объектов и развитию лесного хозяйства.

На вооружении всех видов внутренней охраны может быть оставлено только простейшее современное оружие, так как сохранение более сложного может облегчить использование этих образований в качестве вооруженных сил для нападения более сильных государств на более слабые.

Морская охрана мыслится не как принадлежность отдельного государства, а обслуживает потребности групп государств, что исключает возможность использования ее для империалистических целей. На вооружении Морской охраны оставляются лишь средства, строго необходимые для выполнения возлагаемых на нее задач.

6. Хотя полное и всеобщее разоружение может быть основано только на доброй воле всех государств, однако признается необходимым его регулирование в отношении постепенности и пропорциональности, а также учреждение специального института для разработки технических условий разоружения и разрешения могущих возникнуть спорных вопросов. Ввиду этого глава IV проекта Конвенции содержит в себе принципы контроля, основанного на широкой взаимности его осуществления, безусловной гласности и привлечении к этому делу групп населения, наиболее заинтересованных в скорейшем проведении разоружения.

Так как мир не имеет в настоящее время такого арбитра, решениям которого подчинялись бы все государства, то это право предполагается предоставить Международной постоянной контрольной комиссии, что, конечно, возможно только при добром согласии всех государств. Состав этой комиссии гарантирует беспристрастность ее решений, а наличие при ней комитета экспертов позволяет рассчитывать на быстрое разрешение технических вопросов.

7. Глава V содержит указания по заключению дополнительных конвенций по отдельным вопросам, связанным с разоружением, порядок ратифи^ кации Конвенции и порядок разрешения вопросов, связанных с ее нарушением.

Наибольшую сложность представляет именно последняя группа вопросов, однако проект Конвенции исключает применение против кого бы то ни было мер воздействия военного характера, как могущих послужить причиной крупных международных конфликтов, полагая, что доброе желание большинства государств довести до конца полное и всеобщее разоружение

ПО


всегда позволит изыскать против государств, делающих попытку нарушить взятые на себя обязательства, другие средства, понуждающие к их выполнению.

Печат. по кн.»Всеобщее полное и немедленное разоружение. Проект Конвенции, направленный' Председателем, делегации СССР на конференции по разоружению Генеральному Секретарю Лиги наций». Изд. НКПД СССР, М., 1928, стр. 5—31. Опубл. в газ. «Известия» M 44 (3278), 21 февраля 1928 г.

46. Запись бесед Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с членами дипломатического корпуса в СССР*

16 февраля 1928 г.

Тевфик сказал мне, что он крайне взволнован нотой Залес-ского**. Мало того, турецкое правительство крайне взволновано, ибо какие-либо военные события на востоке Европы могут тяжело отразиться на положении самой Турции; турецкое правительство выше всего ставит дружбу с СССР, и какие-либо военные события, могущие отразиться на положении СССР, турецкое правительство считает тем самым опасными для себя; во всяком случае, турецкое правительство на стороне СССР. Тевфик затем под строжайшим секретом сказал мие, что из высшей степени серьезного источника ему было сообщено, что польское правительство считает данный момент благоприятным для достижения своих целей, ибо года через два и СССР окрепнет, и Германия окрепнет, и будет гораздо труднее достигать желательных для Польши целей; по мнению этого источника, внешнее и внутреннее положение СССР в данное время не дозволяет ему выступать иа военной ареие. Эти заявления серьезнейшим образом взволновали Тевфика.

Другой мой собеседник с просьбой о строжайшем секрете сделал мне сообщения, из которых явствует, что автор слов, взволновавших Тевфика, есть сам Патек, ведущий безумную политику личного тщеславия.

Эрбетт спросил меня, продолжаем ли мы давать Вольде-марасу советы умеренности. Я сказал, что мы советуем Воль-демарасу не медлить с начатием переговоров, но что в данный момент, после ноты Залесского Литве, несравненно важнее воздействовать умеряющим образом иа Польшу и что в этом пункте мы ожидаем умеряющей акции от французского правительства. Эрбетт сказал; «Мы это делаем все время».

* Документ имеет заголовок: «Разговоры по поводу польской ноты Литве».

** См. газ. «Известия» № 38 (3272). 14 февраля Ï928 г.


Он прибавил, однако, что статья «Известий»* может быть понята в Литве в том смысле, что литовское правительство может делать все, что ему угодно, и мы его во всяком случае поддержим, так что это есть в сущности побуждение литовского правительства к непримиримой политике. Я ответил, что мы находимся в тесном контакте с литовским правительством и что мы даем ему советы умеренности такого рода, которые не являются подстрекательством к противоположному. Эрбетт сказал: «Таким образом, я могу телеграфировать французскому правительству, что вы действуете иа литовское правительство в смысле большей умеренности и что французскому правительству следует давать советы умеренности Польше». Я подтвердил, что мы даем те советы умеренности Литве, о которых я сказал выше, и что мы ожидаем от Франции преподания советов умереииости Польше.

Во всех разговорах с разными лицами по поводу ноты За-лесского я подчеркивал, что требование восстановления дипломатических отношений идет гораздо дальше того, что заключается в женевской резолюции.

Чичерин

Печат. по арх.

47. Запись беседы Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Франции в СССР Эрбеттом

19 февраля 1928 г.

Эрбетт официально заявил мне по поручению французского правительства, что французское правительство очень много применило усилий для удержания Польши от агрессивных действий против Литвы. К. сожалению, ряд интервью и других выступлений Вольдемараса показывают, что Советское правительство ие проводит аналогичной линии по отношению к Литве и что литовское правительство проникнуто иллюзиями в отношении защиты, которую СССР и Германия окажут ему в результате его непримиримого поведения. Создается впечатление, что Советское правительство не работает в пользу мира так же энергично, как по отношению к Польше работает французское правительство. Если Советское правительство будет по отношению к Литве вести такую линию, которая не будет приводить к примирительной политике со стороны Литвы, то усилия французского правительства по отношению к Польше будут происходить в весьма затрудненной обстановке.

* См. передовую статью в газ. «Известия» Кэ 38 (3272), 14 февраля Ï928 г.


Я указал Эрбетту, что известное интервью Вольдемараса «Тель-уииону» * носит явные признаки фальшивки и ие может служить основанием для политических выводов. Эрбетт ответил, что интервью «Тель-уииону» не было дементирова-но**, но что данные инструкции французского правительства были посланы раньше на основании других выступлений Вольдемараса. Я просил Эрбетта сообщить мие эти выступления, ибо я ие знаю, о чем идет речь. Ои ответил мие неопределенной общей фразой о том, что был целый ряд таких выступлений. По существу я указал, что нет никакого параллелизма между государством с двумя миллионами и государством с двадцатью миллионами иаселеиия, ибо напасть может большое государство на весьма малое, а не наоборот, так что, признавая желательность примирительной линии со стороны литовского правительства, я все же ие могу усмотреть никакого параллелизма между действиями по отношению к Польше и действиями по отношению Литвы. Эрбетт ответил опять весьма общо, что и малое государство может своими действиями подвергать риску дело мира. Я указал, что по существу заявления посла ие соответствуют фактам, ибо мы весьма настоятельно указываем Вольдемарасу на желательность начатия переговоров***; что касается содержания переговоров, это дальнейший вопрос, но мы уже теперь указываем на желательность создания допустимого модуса вивеиди, хотя это с нашей стороны ие распространяется иа дипломатические отношения, категорически отвергаемые литовским правительством. В детали этих вопросов (о железнодорожном сообщении, товарообмене и т. д.) Эрбетт не стал входить, и я тоже не видел оснований детализировать, какие именно пункты в данном случае мы поддерживаем в наших разговорах с литовским правительством. Я подчеркивал, что в данный момент наши советы литовскому правительству касаются того, чтобы действительно начать переговоры с Польшей, ио мы можем ведь только давать советы, литовское же правительство само принимает решения. Эрбетт возразил, что дело идет о том, что у литовского правительства создаются иллюзии в отношении нашей политики. Я ответил, что у нас с литовским правительством достаточно тесный контакт и что наша линия имеет целью как раз устранение конфликта, причем в данный момент идет речь о начатии переговоров; заявление посла возбуждает во мие весьма сильные опасения, ибо, с одной стороны, оии ие соответствуют фактам, а с другой стороны, они создают у меня впечатление, как будто этим подготавливается

* Имеется в виду «Телеграфен-унион»— частное телеграфное агентство Германии.

** — опровергнуто (фр.). *** См. док. № 7, 43.


перемена политики в отношении Литвы; я несколько раз подчеркивал, что опасность для мира имеется именно со стороны Польши и что на нее надо воздействовать. Эрбетт сказал еще, что создается впечатление, как будто СССР вместе с Германией действуют наперекор остальным державам и не преследуют той цели улаження конфликта, к которой стремятся остальные. Я сказал, что это настолько явно неверно, что именно такая постановка вопроса вызывает во мне опасения в отношении французской политики. Эрбетт в заключение заявил, что французское правительство все время дает и будет давать польскому правительству советы умеренности.

Чичерин

Печат. по арх-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: