Постановление ЦИК СССР по отчету советской делегации иа пятой сессии Подготовительной комиссии конференции по разоружению

21 апреля 1928 г.

Заслушав отчет председателя советской делегации на Подготовительной комиссии к конференции по разоружению т. M. M. Литвинова**, Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР выражает одобрение действиям советской делегации, которая, продолжая отстаивать программу полного разоружения, как единственно способную предотвращать опасность военных конфликтов между пародами и выражающую основные принципы мирной политики Советского правительства, в то же время ввиду полной невозможности проведения этой программы при совершенно непримиримом и враждебном к ней отношении подавляющего большинства капиталистических держав внесла проект частичного разоружения, хотя и не полностью отражающий стремление Советского правительства к упрочению мирных отношений между народами, но все же в некоторой степени могущий ослабить опасность военных столкновений и уменьшить бремя вооружений, лежащее на трудящихся массах ***.

Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР, провозглашая еще раз перед всем миром неуклонное стремление

* См. док, № 143.

** См. прил. I.

'** См. док. № 45, 98.


народов Советского Союза к мирному сожительству do всеми

другими народами и решимость Советского правительства прилагать все усилия к полному и окончательному устранению войны как метода разрешения споров между государствами, предлагает Президиуму Центрального Исполнительного Комитета и Совету Народных Комиссаров Союза ССР отстаивать и в дальнейшем программу полного разоружения, не пренебрегая.и и малейшей возможностью достижения хотя бы частичных и временных положительных результатов в этой области.

Председатель Центрального Исполнительного Комитета

Союза ССР Н. Айтаков

Секретарь Центрального Исполнительного Комитета

Союза ССР А. Енукидзе Москва, Кремль, 21 апреля 1928 г.

Печат. по «Собранию законов...», отд. I. № 24, 14 мая 1928 г., стр. 491—492, Опубл. в газ. гИэвестия* M 94 (3328). 22 апреля 1928 г.

139. Беседа Народного Комиссара Внешней и Внутренней Торговли СССР А. И. Микояна с представителями советской печати по случаю десятилетия монополии внешней торговли СССР

22 апреля 1928 г.

22 апреля 1918 г. был издан один из важнейших декретов пролетарской диктатуры, создавший новую командную высоту экономических позиций пролетарского государства, строящего социализм в капиталистическом окружении.

Прошло ровно десять лет с того времени, когда Советское правительство издало закон о национализации внешней торговли. Следующие краткие слова декрета заключали в себе громадное политическое и экономическое содержание:

«Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов, всякие торговые сделки с заграницей для ввоза и вывоза воспрещаются»*.

* См. т. I, док. № 143.


Обобществление основных орудий и средств производства, национализация земли, промышленности, транспорта и банков— все эти акты Октябрьской революции явились предпосылками социалистического строя.

Столкнувшись не только с бешеным сопротивлением свергнутых эксплуататорских классов России — помещиков и капиталистов, но и со всей мировой буржуазией, первая Советская Республика должна была спешно дать отпор капиталистическим душителям социализма и обеспечить оборону от своих классовых врагов — внутренних и внешних. Организация Красной Армии обеспечила победоносную защиту пролетарской диктатуры от военной интервенции. Однако мировой капитализм и его агенты в лице осколков разбитой буржуазии внутри страны наряду с фронтом военным создали фронт экономической интервенции против разоренного и еще нищего первого пролетарского государства, лихорадочно разрушавшего устои старого общества и воздвигавшего камень за камнем здание нового, социалистического строя.

Национализация внешней торговли, объявленная 22 апреля и организационно вылившаяся в форму монополии внешней торговли, явилась той основной крепостью, которая была воздвигнута против экономической интервенции богатейших и мощных капиталистических государств.

Монополия внешней торговли, концентрирующая все экономические сношения первого пролетарского государства со всеми капиталистическими рынками, создает самые благоприятные условия для быстрого и бурного роста нашей молодой социалистической, промышленности.

Монополия.внешней торговли — верный страж индустриализации нашей страны. Она обеспечила небывалый нигде в мире быстрый темп восстановления, а затем нового промышленного строительства.

Монополия внешней торговли —основная защита планового начала и социалистических основ нашего хозяйственного строительства и его независимости от покушений, от интервенции мирового капитализма и его рынка. В лице монополии внешней торговли пролетарское государство воздвигло себе ту защитную скалу, о которую должны разбиваться волны и удары мирового рынка, мировой биржи, их ажиотажа, кризисов и колебаний.

Монополия внешней торговли не только охраняет и способствует индустриализации нашей страны, не только защищает плановое начало нашего хозяйства от стихии мирового капиталистического рынка, она также затрудняет прямую смычку иностранного капитала с осколками русской буржуазии, с каждым днем слабеющим частным капиталом и кулацкими элементами нашей деревни.


Вот почему никакие внешние,и внутренние затруднения за прошедшие 10 лет ожесточенной и тяжелой борьбы при величайшем нажиме врагов пролетарской революции — мирового капитализма и собственной буржуазии— не заставили Советскую власть допустить какое-либо ослабление монополии. Наоборот, она систематически все больше и больше укреплялась, и наряду с этим увеличивалась организованность дела осуществления монополии внешней торговли.

Вот почему монополия внешней торговли была и будет незыблемой, пока мы находимся в капиталистическом окружении и пока пролетарская диктатура в жестокой классовой борьбе, меняющей свои формы, но не теряющей своей остроты, пробивает путь социалистического преобразования человеческого общества.

Монополия внешней торговли является единственным действительным методом регулирования наших экономических взаимоотношений с капиталистическим миром, методом, охраняющим экономическую самостоятельность Советского Союза. Ни самые высокие таможенные пошлины, ни разрешительно-запретительная система не в состоянии сами по себе защитить нашу страну от мирового капитала. Вот почему по поводу предложения некоторых товарищей смягчить монополию внешней торговли Владимир Ильич Ленин, автор декрета о национализации внешней торговли, писал:

«Это самая поразительная его* ошибка... Никакая таможенная политика не может быть действительной в эпоху империализма и чудовищной разницы между странами нищими и странами невероятно богатыми...» **.

Силу и значение монополии внешней торговли для судеб нашего социалистического развития хорошо понимают и наши враги. Поскольку монополия внешней торговли является особой формой классовой борьбы между двумя диаметрально противоположными хозяйственными системами — советской и капиталистической — и поскольку система монополии внешней торговли лучше всего вооружает нас в этой борьбе против богатых и мощных государств, постольку капиталистические страны непрестанно ведут борьбу против монополии внешней торговли. Борьба против монополии внешней торговли имеет такую же давность, как и сама система монополии. Потерпев крах в попытках военной интервенции, капиталистический мир был вынужден снять вслед за тем,и экономическую блокаду, допустив сначала торговлю с нами де-факто. Нашей задачей явилось в области дипломатических и внешнеторговых сношений добиться закрепления

* Бухарина Н. И. ** В, И. Ленин. Поли, собр. соч., т. 45, стр. 335.


и узаконения нашей формы внешней торговли. Ныне мы имеем свои торгпредства и торговые организации во всех важнейших странах, имеющих для нас экономическое значение и играющих ту или иную роль в нашем торговом обороте. Важнейшим завоеванием является ряд торговых договоров между нами и капиталистическими странами, в которых закреплены формы монополии внешней торговли. Так, мы имеем торгово-договорные отношения с Германией, Италией, Норвегией, Швецией, Латвией, Турцией и Персией *. С рядом других стран мы находимся в процессе переговоров. В большинстве же стран, с которыми мы торговых договоров не имеем, наши торгпредства существуют де-факто.

Системе монополии внешней торговли ежедневно в различных формах приходится выдерживать ожесточенную борьбу в деле отстаивания интересов внешней торговли и социалистического хозяйства Советского Союза. Волна борьбы против монополии внешней торговли то стихает, то увеличивается, в зависимости от конъюнктуры и изменения внешнеполитических отношений Советского Союза.

Наши враги особенно недовольны тем, что при монополии внешней торговли: 1) невозможно получение тех колониальных сверхприбылей, которые экспортеры и импортеры зарабатывали,в России в довоенное время; 2) невозможен вывоз и ввоз тех товаров, которые представляют особо коммерческий интерес для наших контрагентов, если наше хозяйство не заинтересовано в их вывозе и ввозе; 3) невозможно превращение советского рынка в объект политики мирового капитала и тем самым невозможно разрушение планового хозяйства Союза и срыв социалистического строительства н 4) невозможна свободная экспансия иностранного капитала в СССР, а следовательно, и господство, допустим, над нашей нефтью и марганцем,—словом, экономическое овладение источниками сырья и продовольствия.

Однако за прошедшее время все охотники срыва и ослабления монополии внешней торговли имели достаточно поводов убедиться в полной безнадежности их попыток и абсолютной непоколебимости нашей позиции в этом важнейшем вопросе политики пролетарского государства. Вот почему обречена на такую же обычную неудачу недавно поднятая кампания в мировой прессе, твердящая, что якобы на базе монополии внешней торговли нельзя работать с СССР, и ратующая за необходимость противопоставления советской системе торговли специального соглашения заинтересованных в торговле с СССР стран (проект деМонзи) 38.

* См. соответственно: т. VIII, док. № 342; т. VII, док. № 39; т. VIII, Док. № 410; т. VII, док. № 75; т. X, док. № 48, 226.


Возобновление такой кампании не только не может поколебать твердости монополии внешней торговли, а, наоборот, увеличит нашу бдительность н необходимость еще большего подтягивания наших сил и большего укрепления монополии внешней торговли. Возобновление таких попыток нажима на монополию внешней торговли, заранее обреченных на 'Неудачи, принесет странам и фирмам, которые возглавляют или раздувают эту кампанию, то, что торговля Советского Союза с ними, дающая им значительные выгоды, не сможет быть расширена, а должна будет сократиться. На этом выиграют те страны и фирмы, которые находятся в стороне от кампании по образованию концернов и объединений против Советского Союза и которые ведут торговые операции с нами на нормальных условиях, желая одного — сбывать все большие массы своей продукции на выгодных для себя условиях, но при полном соблюдении всех правил нашей внешней торговли.

Вступая в 11-й год существования монополии внешней торговли, мы можем отметить большие успехи в этой области, но вместе с тем мы должны резко подчеркнуть существующие у нас ныне трудности.

Самое главное, на что необходимо указать, это —резкое отставание роста нашего экспорта и зависящего от него размера импорта от темпа развития всего народного хозяйства. В то время как вся экономика страны перевалила за довоенный уровень, наш экспорт составляет лишь около 43% довоенного. Это вызвано ростом производственного и личного потребления в стране в результате Октябрьской революции.

Поскольку в довоенном экспорте половину занимал хлеб, это резкое отставание нашего экспорта от довоенного уровня больше всего связано с иевосстановленностью нашего зернового хозяйства при росте внутреннего потребления хлеба.

Экспорт и импорт являются еще одним из самых узких мест нашего народного хозяйства. Задача расширения экспорта является одной из важнейших наших задач, несмотря на то что по ряду статей, как нефть и пушнина, мы давно перевалили за довоенный уровень. По ряду других товаров — близки к довоенному уровню.

Вступая в 11-й год существования монополии внешней торговли, мы должны: 1) еще более упрочить монополию внешней торговли, устраняя организационные недочеты ее системы и улучшая методы руководства на основе правильного учета накопленного нами за многие годы опыта, и 2) еще сильнее развивать наш экспорт, открывающий возможность большего импорта, как средства усиления темпа нашего индустриального развития; более быстро развивать советскую


промышленность, в особенности машиностроение, и собственную сырьевую базу для укрепления самостоятельного существования советского хозяйства.

Печат. по газ. «Известия»

M 94 (332S), 22 апреля 1928 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: