Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Поверенному в Делах Японии в СССР Сако

13 апреля 1929 г. № 39

Господин Поверенный в Делах,

Прошу Вас принять и передать вашему Правительству искреннее и глубокое соболезкование по случаю смерти графа Гото*. Правительство СССР в полной мере разделяет скорбь японского народа, потерявшего в лице графа Гетто выдающе-

* Председатель Советско-Японского общества.


гося государственного деятеля, заслуги и труды которого по упрочению и дальнейшему развитию отношений и взаимного понимания между нашими странами столь высоко нами ценились и играли столь важную роль в деле политического, экономического и культурного сближения между СССР и Японией. Эта потеря" особенно тяжела мне лично, поскольку многолетнее наше сотрудничество научило меня ценить высокие личные качества покойного графа.

Прошу Вас, господин Поверенный в Делах, принять уверение в совершенном моем почтении.

Кйрахан

Пенса, пс арх.

105. Памятная записка Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Посольству Турции в СССР

13 апреля 1929 г.

В связи с тем, что в ближайшее время заканчивается второй год действия договора о торговле и мореплавании, подписанного 11 марта 1927 г. Союзом Советских Социалистических Республик и Турецкой Республикой *, целесообразно вкратце подвести итоги практики торговли между этими двум и странами, осуществляемой на основе вышеупомянутого акта. Представляетси очевидным, что основная цель вышеупомянутого договора заключалась в том, чтобы поставить торговые отношения между обеими странами на определенную юридическую основу. С этой точки зрения договор безусловно оказал благоприятное воздействие, поскольку он во многом способствовал нормализации взаимоотношений между обеими странами, а также расширению и развитию этих отношений. Так, если за последний год до момента введения в действие торгового договора доля СССР в турецкой внешней торговле составляла лишь 2,5%, то уже в 1927/28 г., т. е. в течение первого года действия договора, его доля возросла до 4,7%. Следующие цифры могут служить для сравнении развития экспорта и импорта за эти два года: если в течение последнего года, предшествовавшего вступлению в силу торгового договора, советский экспорт в Турцию составлял 3,2% общего объема турецкого импорта, а за первый год действия договора эта доля уменьшилась до 2,8%, то за эти же годы экспорт Турции в СССР, напротив, вырос с 1,8% общей суммы турецкого экспорта до 7,6%.

Вместе с тем наряду с этими важными положительными результатами осуществление на практике договора о торговле

* См. т. X, док. Jsè 48.


выявило некоторые и явно отрицательные моменты. Эти отрицательные моменты, уже заметные и в прошлом году, но ставшие, однако, особенно очевидными в этом году, имели довольно серьезные неблагоприятные последствия как для народного хозяйства СССР, так и для национальной экономики Турецкой Республики. Хотя обе стороны, связанные тесными узами традиционной дружбы, глубоко заинтересованы в интенсивном развитии этих отношений, имеются серьезные основания опасаться, что, если эти отрицательные моменты не будут устранены, они могут лишь помешать дальнейшему развитию экономических отношении между СССР и Турцией, оказывая на них сугубо вредное влияние. Основными из этих отрицательных моментов, заслуживающими особого внимания, являются нижеследующие:

1. Правительство Турецкой Республики в свое время установило особую систему выдачи сертификатов для экспорта в СССР, с тем чтобы расширить для турецких производителей возможность экспортировать свои товары через посредство широких кругов турецких коммерсантов. Можно предположить, что эти действия вытекали из неизменной политики, столь успешно проводимой Правительством Турецкой Республики с целью оздоровления внутренней торговли и устранения нз турецкой экономики элементов, идущих вразрез с национальными интересами Турции. Считалось, что применение этой системы избавит также советско-турецкую торговлю от тех кругов посредников и спекулянтов в портовых городах, экономическая деятельность которых в прошлом всегда была связана с определенными иностранными политическими влияниями. Однако, если учитывать существующее положение вещей, следует отметить, что практика осуществления договора о торговле по существу привела к противоположным результатам. В действительности упомянутые сертификаты в абсолютном большинстве случаев не использовались липами, которым они предназначались, а концентрировались в руках весьма ограниченной группы лиц, скупавших их непосредственно у нх настоящих владельцев. Это привело к тому, что в настоящее время можно, например, наблюдать довольно любопытное явление, когда в торговых центрах Турецкой Республики одни и те же турецкие товары котируются по-разному в зависимости от того, приложены ли к ним сертификаты или нет, причем в первом случае пена выше примерно вдвое. Более того, были отмечены случаи, когда сертификаты являлись предметом настоящих биржевых сделок, так же как. например, акции или облигации какой-либо торговой компании. Они котировались по определенной цене, переходили из одних рук в другие и подвергались нездоровому влиянию биржевой спекуляции. Все эти досадные факты сами по себе прн-


веля не только к совершенно ненормальному росту цен на товары, экспортируемые в СССР; в то же время они оказывают весьма пагубное воздействие на баланс счетов советско-турецкой торговли, основывающейся, как известно, на принципе, именуемом «нетто-баланс». В этих условиях остается лишь сделать прискорбный вывод о том, что в советско-турецкой торговле класс турецких купцов, сам по себе играющий довольно незначительную роль, почти полностью уступил место иностранным коммерческим группам. Нет необходимости особо говорить о том, насколько отрицательно отразилась подобная практика на интересах широких кругоз турецких купцов. Целый ряд статен в турецкой печати и даже процессы, начатые по инициативе судебных властей Турецкой Республики в связи со злоупотреблениями в деле распределения сертификатов, убедительно свидетельствуют о том, что нездоровый характер этих правонарушений привлек должное внимание турецкого общественного мнения и правительственных учреждении Республики. Тем не менее все эти меры не привели, к сожалению, к полному устранению указанных злоупотреблений. Онн имеют место до настоящего времени и продолжают оказывать отрицательное влияние на народное хозяйство Турецкой Республики. Так, например, совсем недавно, а точнее в номере от 6 марта 1929 г., стамбульская газета «Миллиет» сообщила в одной из статей, что «значительное количество сертификатов для экспорта в Россию 1000 кг кожи перешло в руки нескольких греческих граждан. Кроме того, распространяются слухи о том, что в Стамбул прибыли два греческих гражданина, которые с помощью одного иностранного банка скупают экспортные сертификаты, с тем чтобы нанести ущерб народному хозяйству». Тот факт, что один из самых распространенных органов турецкой печати ставит вопрос об этом самым недвусмысленным образом, освобождает от необходимости вдаваться в дальнейшие комментарии на эту тему.

2- Как уже отмечалось, в настоящее время советско-турецкая торговля стала в большинстве случаев привилегией узкой группы коммерсантов, не принадлежащих, строго говоря, к классу турецких купцов. Основываясь на нынешней практике договора о торговле, можно отметить, что эта группа коммерсантов не проявляет никакого желания к установлению прочных деловых связей с советским рынком. Напротив, ее интересы ограничиваются лишь делами спекулятивного характера, оиа преследует цель быстрейшего получения самой высокой гфибыли, не стесняя себя рамками существующих законов и декретов и не заботясь об интересах народного хозяйства обеих стран. Так, например, сразу по прибытии в СССР эти торговцы прилагают все усилия к тому, чтобы обойти тарифное


и налоговое законодательство Союза. Они пытаются экспортировать в СССР товары в количестве, превышающем то количество, которое предусмотрено в сертификатах, легализованных Торговым Представительством СССР. Когда же компетентные советские официальные лица стараются выяснить причины такого увеличения, правонарушители обычно объясняют все случайностью. Кроме того, следует отметить, что существует целая система мошенничества б деле упакозки. Например, указывается, что в некоем ящике должно находиться то или иное количество пакетов пли свертков того или иного товара. Действительно, в ящиках, вскрываемых купцом в качестве образцоз, обнаруживают требуемое количество пакетов или свертков, однако другие ящики содержат большее их количество. И, наконец, отмечались и до сих пор отмечаются попытки взоза в СССР товаров, происходящих из других стран, но с указанием о том, что это тозары турецкого происхождения. Можно даже прнзестн случаи, когда попытки некоторых купцов ввезти итальянские апельсины и лимоны или французские кожи вместо соответствующих изделий турецкого происхождения требовали дипломатического вмешательства самого Посольства Турецкой Республики. Наконец, упомянутые выше лица в последнее время прибегают к еще более изощренным приемам. Так, например, в турецкой упаковке ввозятся частью турецкие, а частью и итальянские апельсины. В результате получается смешанный ассортимент, который очень трудно проверить. В других случаях некоторые купцы ввозят из Франции полувыработанные кожи, отделывают их в Турции, ставят на них турецкие торговые марки и ввозят нх в СССР как товары чисто турецкого происхождения. В этой области уже имел место целый ряд недоразумений, для разрешения которых иногда необходимо было использовать дипломатические каналы. Естественно, что подобные тенденции некоторых групп купцов вынуждают советские организации соблюдать в их отношении большую осторожность, а это, конечно, едва ли способствует созданию и развитию нормальных отношении на основе взаимного доверия. Некоторые факты подобного рода уже были предметом соответствующих представлений Посольству Турецкой Республики; по ним можно было составить себе совершенно исчерпывающее представление обо всех этих делах.

3. Заплатив таможенные сборы и получив из таможни свои товары, вышеупомянутые купцы начинают искать покупателя и, пользуясь тем обстоятельством, что в нх руках скапливается основная масса турецкого экспорта в СССР, стараются диктовать на рынке свои условия. Можно было бы предположить, что из-за особых условий преобразования товаров в ценности, н в особенности для того, чтобы завязать и


закрепить связи с солидными торговыми фирмами, этим купцам было бы более* выгодно продавать свои товары государственным или кооперативным организациям. В действительности же происходит совершенно иное: как правило, турецкие купцы стараются продать свои товары частным торговым организациям н частным торговцам. Можно предположить, что причины этого проистекают прежде всего из того, что, продавая свои товары частным фирмам, вышеупомянутые граждане получают от своих контрагентов (видимо, в силу неофициального соглашения) документы, в которых указана фиктивная цена, значительно превышающая ту, которую они получили в действительности, что преследует единственную цель: при реализации сделки получить большее количество иностранной валюты. Однако вышеупомянутая группа купцов прибегает и к другим способам реализации своих товаров на советском рынке; эти способы фактически сводятся к определенного рода розничной торговле и не могут также считаться нормальными, принимая во внимание тот факт, что в этих случаях купец в действительности является внутренним торговцем и выполняет не внешнеторговые, а внутренние операции. Как правило, это имеет место при использовании системы посредничества. Таким образом, турецкие коммерсанты добиваются в своей сделке цены, приблизительно равной розничным ценам, получают огромные прибыли и, кроме того, требуют соответствующего покрытия в валюте, как если бы они выполняли обычную импортную операцию. Такая комиссионная продажа приняла довольно значительный размах, и вышеупомянутая группа коммерсантов-экспортеров особенно старается выполнять свои операции на основе комиссии, создавая таким образом все большее количество комиссионных контор и превращая тем самым внешяюю торговлю во внутреннюю, что противоречит приложенной к договору о торговле ноте относительно порядка торговли*. Действуя затем в качестве внутренних коммерсантов, они пытаются, пользуясь своим привилегированным положением, гарантируемым догозором о торговле, и отсутствием конкуренции со стороны других экспортеров, непропорционально повышать продажные цены, получая значительно более высокие прибыли, чем это имеет место в обычной торговле, и поддерживая цены на уровне, значительно превышающем мировой.

Все эти отрицательные моменты в конечном итоге приводят к тому, что контингент товаров, реализуемых турецкими купцами в силу торгового договора с СССР по ценам, значительно превышающим их обычную стоимость в нормальных условиях, тем самым ограничивает возможности увеличения

* См. т. X, док. Лэ 49, стр. 98.


турецкого экспорта в СССР в той мере, в какой покупательная способность советского рынка снижается в силу слишком высоких цен.

4. По завершении реализации своих товаров турецкие купцы производят перевод в иностранную валюту своей выручки. В этой области в прошлом отмечались попытки получить двойную и более значительную сумму залюты, причитающейся за одну и ту же сделку, а также случаи представления фиктивных документов по операциям, не имевшим места в действительности, и т. п. Все эти ухищрения привели к тому, что советские компетентные организации были вынуждены ввести целый ряд формальностей, с тем чтобы положить конец этим незаконным действиям. Одновременно было отмечено, что экспортеры незаконно реализовали червонцы, которые оставались у них, в иностранную валюту, обходя и нарушая законы СССР. Эти операции, которые одно время приняли весьма широкий размах, нанесли тяжелый ущерб интересам СССР в валютной области. В то же время они вызвали ряд репрессивных мер в отношении экспортеров, которым ставились в вину подобные махинации.

5. Действия определенной части турецких купцов, охарактеризованные выше, вызывают еще одно весьма серьезное затруднение. Вышеописанные условия, а именно дезорганизация рынка турецкого экспорта и отсутствие связей между этой частью купцов и основными торговыми организациями СССР — государственными и кооперативными организациями,— не могут не отразиться на экспортной торговле Союза, связанной с этой группой купцов.

6. Становясь внутренними коммерсантами, как это уже указывалось выше, экспортеры подвергаются соответствующему внутреннему налоговому обложению, и в этом деле отмечаются многочисленные злоупотребления, которые, само собой разумеется, оказывают отрицательное влияние на нормальный ход торговых операций- Как правило, отмечаются попытки уклониться от уплаты налогов и т. п. Одним из самых распространенных является способ, когда некоторые экспортеры добывают себе фиктивные доверенности, с тем чтобы разделить на несколько частей партию ввозимых ими товаров и обойти тем самым советское налоговое законодательство, основанное на прогрессивном принципе. Перечисление таких многочисленных н постоянно изменяющихся уловок потребовало бы слишком много места.

7. Все эти отрицательные моменты содержат в себе весьма серьезную опасность для нормального развития и расширения экономических отношений между СССР и Турецкой Республикой и вызывают совершенно очевидные нежелательные последствия как для экономики СССР, так и для народного


хозяйства Турецкой Республики. Во всяком случае, неоспоримым результатом всего этого является то, что почти вся выгода от торговли идет небольшой группе экспортеров, что вытекает из ее монополии на турецкий экспорт в СССР и проводимой ею политики. В этом отношении можно отметить и тот факт, что прибыль, получаемая экспортерами, переводится ими не в Турцию, а в другие страны Западной Европы, на Балканы, в частности в Грецию.

Изучение и анализ всех этих фактов, имеющих место на основе действующего в настоящее время торгового статуса, показывают, что обе стороны в высшей степени заинтересованы в том, чтобы устранить данные отрицательные обстоятельства из практики советско-турецкой торговли.

Является очевидным, что обе стороны заинтересованы в том, чтобы принять ряд необходимых мер, осуществление которых дало бы возможность устранить все эти отрицательные факты и поставить советско-турецкую торговлю на нормальный путь *.

Печет, по арх.

106. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Польше Д. В, Богомолова в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

13 апреля 1929 г.

Сегодня зашел ко мне Патек. Он сказал, что по вопросу о торговом договоре** говорил с Пилсудскнм. Сам Пилсуд-ский ие интересуется торговым договором, однако сказал ему, что он, Патек, может делать все, что хочет, в порядке частной инициативы. Поэтому Патек сделает следующее: в понедельник он вручит мне свой проект торгового соглашения. Однако, поскольку он, во-первых, берет на себя инициативу в этом Деле и поэтому хотел бы, естественно, чтобы дело окончилось благополучно, и, во-вторых, считает, что лучше совсем не начинать переговоров, чем начать и кончить разрывом их, он считает предпосылкой вручение нам своего проекта при условии, чтобы мы ничего не сообщали в печати до того времени, пока не выяснится, что мы сможем прийти к благоприятным результатам. Если почему-либо выяснится, что мы пока не сможем прийти к соглашению, пусть это останется между нами, так как, если будет известно, что переговоры кончились

* См. также док. Л«165 ** См. док. № 14.


неудачно, это может вредно отразиться на развитии наших торговых отношений.

Я ответил, что буду с интересом ждать его проект, который перешлю в Москву*. Я сказал Патеку, что мы также думаем, что лучше совсем не начинать переговоров, чем начать их и кончить, не договорившись, и обещал ему в прессу ничего ие давать. Желая, видимо, позондировать, Патек, продолжая разговор, сказал, что в его проекте имеется несколько основных пунктов, например вопрос о контнигентах. Я сразу перебил его и сказал, что я сам мало понимаю в торговых делах и не могу говорить о деталях. Однако, поскольку он затронул этот вопрос, я могу сказать, что постановка вопроса о контиягентах, по моему мнению, для нас совершенно неприемлема. Патек ответил, что в своем проекте поставит те вопросы, которые интересуют польскую сторону. Пусть в Москве их рассмотрят, скажут, что приемлемо и что нет. Он надеется, что во взаимных разговорах найдем какую-нибудь компромиссную базу.

Полпред

Печат. г.о арх,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: