Заявление Председателя советской делегации M. M.Литвинова на шестом заседании VI сессии Подготовительной комиссии конференции по разоружению

19 апреля 1929 г,

Уважаемый делегат Чехословакии, стремясь не выходить за пределы данных ему полномочий или компетенции комиссии, выразил пожелание получить юридическое заключение бюро по вопросу о том, не превысит лн он своих прав, если он будет обсуждать предложения, представленные советской делега-


цией. Мы не получали никакого мандата ни от кого, кроме, своего правительства, пославшего нас сюда работать для разоружения; мы черпаем свои полномочия также в требованиях народов всего мира, настаивающих на скорейшем разоружении.

Уважаемый делегат Чехословакии, пожелавший получить заключение бюро, сейчас получил его в виде документа, который только что был зачитай Председателем55. Могу сказать, что представленное заключение вполне удовлетворяет советскую делегацию, однако оно содержится только в первом пункте этого документа. В нем говорится, что Подготовительная комиссия «получила инструкции... не осуществлять сокращения вооружений»,— но никогда и не требовалось, чтобы сама комиссия фактически осуществляла разоружение, что, конечно, было бы невозможно,— «но подготовить план сокращения национальных вооружении до наиболее низкого уровня, соответствующего национальной безопасности...». Из этого вытекает, что Подготовительная комиссия вправе даже с точки зрения бюро обсуждать вопрос не только о сокращении, но даже о существенном сокращении вооружений. В этом мы видим ответ на первый принцип нашей резолюции*, юридически положительный ответ. Делегатам остается дать ответ с политической точки зрения, заявив, готовы ли они и их правительства работать для сокращения вооружений. Но если мы согласимся, что мы будем обсуждать в комиссии вопрос сокращения вооружений, мы должны выработать план того, как мы будем сокращать вооружения; мы должны найти принцип, на котором должно основываться это сокращение. Л\ы уже выдвинули такой принцип. Мы предлагаем основывать сокращение на принципе пропорциональности. В связи с этим очевидно, что второй принцип нашей резолюции равным образом входит в компетенцию комиссии, ит поскольку бюро заявляет, что вопрос о численном коэффициенте также может рассматриваться только в связи с принятием принципа пропорциональности, если мы согласимся включить в проект конвенции этот принцип, мы должны установить и коэффициент пропорциональности. Как вы видите, на все три вопроса в заключении бюро дается положительный ответ. Все эти предложенные нами принципы входят в круг ведения комиссии. Следовательно, с точки зрения Положения о комиссии** нет ничего, что могло бы помешать обсуждению или голосованию этих принципов, как и рассмотрению проекта конвенции***, представленного советской делегацией.

^ См. док. № из.

** См- £- А. Коровин и В. В. Егорьев. Разоружение. №.—Л., 1930, стр. 208—209 г»•.,

*** См. т. XI, док. Ко 98.


Но во втором пункте заключения бюро приходит к совершенно иным выводам. Позвольте мне, господа, обратить ваше внимание на существо этого второго пункта. В первом пункте отражено заключение бюро, тогда как во втором пункте бюро заявляет, что «комиссия не находит воз'можным придерживаться метода сокращения, основанного на принципе пропорциональности». Здесь бюро не выражает своего собственного мнения, а уже предвосхищает мнение комиссии, тогда как комиссия еще не проводила никакого голосования по этому вопросу. Я считаю, что это совершенно не соответствует первому пункту. Мы включили три пункта в свою резолюцию н просили вас провести по ним голосование именно для того, чтобы установить, хочет ли комиссия одобрить метод сокращения, основанный на принципе пропорциональности. Бюро сможет узнать мнение комиссии только после проведения голосования. Фактически бюро предвосхищает голосование комиссии, но это еще не все, В заключительной части документа бюро снова меняет свою позицию и игнорирует свое заключение, основывая это мнение на решении комиссии, которое оно предвосхищает. Налицо три факта несоответствия, В этой связи я предлагаю пока оставить в стороне последние два пункта данного текста и принять в качестве заключения бюро лишь первый пункт, в котором признается возможность обсуждения трех принципов, выдвинутых советской делегацией, и в соответствии с этим поставить эти три принципа на голосование комиссии.

Я хотел бы также указать на еще одно несоответствие. После того, как во втором пункте было указано, что комиссия не сочла возможным согласиться с методом сокращения, основанным на принципе пропорциональности, далее в документе говорится, что представители могут учесть на конференции принднп пропорциональности «или какой-либо другой объективный критерий подобного рода в дополнение к тем, которые указаны в 8-й статье договора». Бюро хотело бы. чтобы комиссия заявила, что она не видит никаких препятствий к тому, чтобы принять во внимание принцип пропорциональности. Это противоречит первой фразе того же пункта. Если комиссия не может согласиться с этим принципом, то, следовательно, она не может и принять его во внимание. Если комиссия может учесть этот принцип, то она может и согласиться с ним. Кроме того, бюро допускает возможность того, чтобы советский проект конвенции был приложен к докладу, который должен быть представлен конференции по разоружению, н действительно рекомендует комиссии сделать это. Бюро, очевидно, считает, что этот проект конвенции заслуживает внимания и обсуждения. Раз это так, то почему бы его не обсудить? Почему бы не сообщить мнение комиссии по Этому вопросу кон-


ференцин по разоружению? Поскольку этот проект конвенции не следует сбрасьГвать со счетов, поскольку он заслуживает внимания конференции, то Подготовительная комиссия должна сообщить конференции свое мнение об этом проекте, который она приложит к своему докладу. Для чего же еще существует Подготовительная комиссия, как не для установления мнений представленных в ней правительств о предложениях, которые будут обсуждаться на конференции по разоружению? Пока я ограничусь этими несколькими замечаниями по данному тексту.

речат. по сб. tLeague of SraHc.s. Documents of the Preparatory Commission for the Disarmament Car.jerer.ce», series Vlll, Geneva. 1Э22. pp. SS—i'J.

122. Телеграмма Председателя советской делегации на VI сессии Подготовительной комиссии конференции по разоружению в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

19 апреля 1929 г.

Обсуждение проекта прекращено, однако принятая резолюция 58, которая дает нам возможность внести все наши предложения вторично при обсуждении проекта комиссии, а также обещающая передать наш проект в целом конференции по разоружению, является значительным успехом. Нам удалось своими выступлениями заставить комиссию занимать последовательно такую позицию, которая более дискредитирует ее, чем наше прошлогоднее выступление. Комиссии не удалось также полностью изолировать нас, ибо мы получили поддержку немцев, турок и китайцев. Завтра пошлю в комиссию письменное заявление *, характеризующее наше отношение к ее дальнейшим работам н объясняющее наш неуход.

Литвинов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: