Лечат, по арх. 265. Письмо Полномочного Представителя СССР в Норвегии Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M

* См. т. VII, док. № 75.


265. Письмо Полномочного Представителя СССР в Норвегии Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову *

28 августа 1929 г.

Дорогой Максим Максимович,

Сейчас я была на приеме у Мувинкеля; хотя Мувинкель на днях уезжает в Женеву н в отпуск и приемы у него прекратились, но, встретив меня на днях, он выразил желание повидаться до своего отъезда. Предметом нашей беседы с мим сегодня служил главным образом гарантийный пакт**. Мувии-кель заговорил о нем с первых же слов. По его мнению, несогласия между нами и проектом норвежцев в конечном итоге сводятся к одному лишь пункту, а именно к пункту 3, устанавливающему состав членов согласительной комиссии из четырех, т. е. по два представителя с каждой заинтересованной стороны. Мувинкель заявил, что норвежцы, «хотя и с сожалением», готовы отказаться от принципа арбитража и согласятся принять требование Советского правительства о том, чтобы комиссия носила лишь совещательный характер. Однако норвежцы настаивают на введении в комиссию пятого члена не из граждан договаривающихся сторон. Мувинкель сослался на стортинг, указав, что стортинг не поймет задач согласительной комиссии при равном числе членов и что, по мнению стортинга, такого рода комиссия будет лишь дублировать работу дипломатических представителей.

Я указала Мувннкелю, что пункты о согласительной комиссии являются лишь второстепенными, дополняющими гарантийный пакт, который является основной задачей наших переговоров. Я указала также, что едва ли между Союзом и Норвегией могут возникнуть конфликты, которые потребуют разбирательства при участии «беспристрастного» члена согласительной комиссии. Мувинкель весьма живо меня перебил, заявив, что «des questions épineuses» *** могут иногда неожиданно возникнуть (подразумевая, очевидно, Землю Франца-Иосифа) и что в таком случае существование согласительной комиссии облегчает «изучение» («une étude plus approfondie»****) спорного вопроса, подлежащего затем окончательному решению заинтересованных сторон. Мувинкель добавил, что согласительная комиссия, лишенная функций арбитража, будет и при пятичленном своем составе носить лишь совещательный характер.

В конце своей довольно пространной речи по вопросу о пакте Мувинкель еще раз подчеркнул, что считает пункт 3,

* Печатается с сокращением. ** См. док. № 34, 41, 46, 59, 180. *** —щекотливые вопросы (фр-). **** —более глубокое изучение (фр.).


определяющий состав комиссии, единственно серьезным моментом разногласия между проектами норвежского правительства и Советского правительства. Мувинкель настойчиво просил меня передать его точку зрения Советскому правительству; он выразил при этом сожаление, что ои >не встретит Вас в Женеве, где бы он мог лично с Вами договориться.

Мувинкель очень интересовался результатом поездки Иоганнессена * в Союз н указал, что он в настоящее время замещает министра торговли, почему он особенно интересуется вопросами, связанными с этим ведомством.

О Земле Франца-Иосифа

По вопросу о Земле Франца-Иосифа** норвежская пресса держалась весьма сдержанного тона. Факт этот мало комментировался. Пресса ограничивалась систематической н полной передачей наших сообщений о северных экспедициях Союза. Из намеков в прессе и на основании настроения рыбопромышленных кругов можно предположить, что норвежцы пошли бы на признание нашего суверенитета над Землею Франца-Иосифа при условии сохранения за норвежцами права свободного лова в наших территориальных водах, окружающих Землю Франца-Иосифа. Норвежцы опасаются больше всего, что установление нашего суверенитета над Землею Франца-Иосифа отзовется неблагоприятно на зверобойном промысле и заставит нх «платить» за право концессии в тех водах, где они издавна свободно промышляли. Норвежцы проводят аналогию с возникновением Олесундской концессии***. В беседе со мной сегодня Мувинкель этого вопроса совершенно не коснулся. [...]

По вопросу о скандинавском блоке

В консервативном органе «Vor Verden» недавно появилась характерная с политической точки зрения статья по поводу общескандннавского блока. Автор рассматривает не столько возможность образования скандинавского блока, сколько останавливается на вопросе расширения идеи этого блока до включения в него и Финляндии, т. е. образования того, что автор называет «блоком северных народов». Автор детально останавливается на тесных культурных связях северных стран и проводит мысль о том, что блок этот в области культуры фактически существует. По мнению автора, главным препятствием к образованию блока северных государств являются фннско-шведские отношения н та давняя враждебность к шведам, какая еще весьма ощутительно сказывается в Финляндии. Между тем нмеино Финляндия является форпостом северных стран прот ив Союза, и безопасность скандинавских стран в

Заместитель министра торговли Норвегии. *• См. док. № 235

См. т. VIII, док. №411.


значительной степени зависит от образования северного блока, включая и Финляндию. Такой блок, по мнению автора статьи, возможен, но для его осуществления требуются следующие предпосылки: 1) изжитие враждебности финнов к шведам, унаследованной от давних времен владычества шведов в Финляндии, причем у финнов не должно быть никаких оснований к такой вражде, так как финны «воспитались» иа шведской культуре, и 2) урегулирование отношений между Норвегией и Финляндией по спорным вопросам о лове рыбы на севере, в Финмаркене, и улаживание некоторых спорных вопросов таможенной политики.

По мнению автора, образование блока тормозится главным образом Финляндией. Новое финское правительство ведет особенно агрессивную политику против влияния в стране шведской культуры, стремясь низвести шведский язык иа уровень остальных иностранных языков и перестав признавать его официальным языком. Поэтому при данном финском правительстве вопрос о блоке северных стран едва ли осуществим, что, однако, по мнению автора, не исключает возможности и желательности подобного блока.

Рейс «Стелла Поларис»

26-го в Ленинград отплыл туристский пароход «Стелла Поларнс» бергеиского пароходного общества с 200 пассажирами. Мы предложили бергеискому обществу расширить рейсы «Стелла Поларис» и включить в них: при северных балтийских рейсах — Москву и при южиых рейсах в Средиземном море — посещение Кавказа. Директор бергенского общества Солемдал, сопровождающий пароход, будет вести по этому вопросу переговоры с «Интуристом» в Ленинграде.

Приезд нового французского посланника

В начале августа прибыл в Осло из Ревеля новый французский посланник Жонез. Мы обменялись визитами. Жоиез весьма благоприятно отзывался о т. Петровском и выразил надежду, что между нами установятся такие же «коллегиальные» отношения.

Новый германский посланник

С новым германским посланником Кестером, быв. начальником протокольной части МИД, у иас также, по-видимому, устанавливаются хорошие отношения.

На днях заходил Нансен. Он пишет сейчас книгу о Дагестане и просил у иас соответствующие справочники н материалы. Мы снабдили его справочниками. Несмотря на то что Нансен просидел у меня довольно долго, никаких других вопросов ие затрагивал.

С коммунистическим приветом

А. Коллонтай

Печат. по арх.


266. Нота Полномочного Представителя СССР в Финлянднн Премьер-Министру Финляндии Каллио

29 августа 1929 г. № ПК/159

Господин Председатель,

Имею честь обратиться к Вам по следующему вопросу:

Правительство Союза Советских Социалистических Республик прилагало и продолжает прилагать значительные усилия для развития торговых и иных экономических отношений с зарубежными государствами, осуществляя иа практике эту линию как путем заключения торговых договоров и соглашений, так и посредством публикуемых им законодательных актов. Следуя по этому пути, Правительство СССР не может не согласовывать принимаемые им меры с существующими договорными торговыми отношениями, делая в то же время все возможное для укрепления своих экономических связей с другими странами. Идя навстречу интересам последних, Правительство СССР существенно изменило свою позицию в том, что касается транзитных перевозок через СССР, и, в частности, признало необходимым предоставить другим государствам материальные возможности для провоза почтовых посылок транзитом через территорию СССР в страны Востока и обратно. Вместе с тем Правительство Союза может предоставить такое существенное преимущество в области товарообмена лишь тем государствам, которые со своей стороны поощряют торговлю с СССР, заключая с иим торговые договоры или иные соглашения, имеющие отношение к торговле.

Достойно сожаления, что у Финляндии нет ие только торгового договора с Союзом ССР, ио и каких бы то ни было юридических постановлений по вопросу о торговле с ним. В силу такого положения вещей Правительство СССР ие может предоставить Финляндии право транзитных перевозок ее почтовых посылок в страны Востока и обратно. Однако, поскольку Финляндия формально пользуется таким правом в силу Почтовой конвенции, заключенной обеими странами в 1924 г.*, а также в силу некоторых положений дополнительного протокола к упомянутой конвенции, подписанного одновременно с этой конвенцией, Правительство СССР считает себя вынужденным заявить настоящим, что оно денонсирует вышеупомянутые акты.

Правительство СССР уверено, что эта денонсация ие будет истолкована в Финляндии как проявление неуважения к Финляндии, так как у Союза ССР иет ни намерений, ни причин для проявления какой-либо враждебности по отношению

* См. «Собрание законов...», отд. I, Mb 30, 31 декабря 1924 г., стр. 439—469.


к Финляндии. Настоящая денонсация вытекает лишь из соображений общего порядка в области торговой политики, в орбите которых оказалась Финляндия, и ни в коей мере не преследует цели нанести ущерб дружественным отношениям, существующим между обеими странами.

Принимая во внимание, что ничто не мешает тому, чтобы большая часть вышеупомянутых актов регулировала почтовые отношения между обеими странами, и что, более того, отсутствие соответствующих постановлений вызвало бы серьезные трудности в почтовом обмене между СССР и Финляндией, Правительство СССР имеет честь предложить настоящим Правительству Финляндии немедленно вступить в переговоры с целью заключения новой почтовой конвенции со всеми необходимыми приложениями к ней и надеется, что такие переговоры могут легко и быстро привести к подписанию актов, которые вступили бы в силу 29 ноября, иначе говоря, в тот день, когда Почтовая конвенция 1924 г., а также дополнительный протокол к ней утратят свою силу.

В том случае, если, по мнению Правительства Финляндии, было бы предпочтительней вместо заключения новой почтовой конвенции соответственно изменить положения действующей иыне конвенции путем подписания специального протокола по этому вопросу, Правительство СССР не возражало бы против такого способа урегулирования данной проблемы*.

Одновременно имею честь довести до Вашего сведения, что мое Правительство, надеясь, что Правительство Финляндии согласится на проведение упомянутых выше переговоров, и стремясь по возможности их облегчить, уполномочило меня начать эти переговоры с лицом или лицами, которые будут назначены для этого Правительством Финляндии.

Примите, господин Председатель, уверения в моем весьма высоком уважении.

И. Майский

Печат. по арх.

На эту ноту Каллио ответил нотой от 9 сентября 1929 г. № 10011, которая гласила:

«Имею честь подтвердить получение Вашей ноты от 29 августа 1929 г. № ПК/159, в которой Вы соблаговолили сообщить мне, что Правительство Союза Советских Социалистических Республик заявляет вышеупомянутой нотой о том, что оно денонсирует конвенцию о почтовом обмене между Финляндской Республикой и Союзом Советских Социалистических Республик, подписанную в Гельсингфорсе 18 июня 1924 г., а также дополнительный протокол к указанной конвенции, подписанный одновременно с нею, и что Правительство СССР предлагает также Правительству Финляндии

* См. док. № 339.


немедленно начать переговоры о заключении новой почтовой конвенции с необходимыми приложениями или же соответственно изменить положения еще действующей конвенции путем подписания специального протокола по этому вопросу».

267. Сообщение Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР о проектах советско-китайской декларации об урегулировании конфликта иа КВЖД

31 августа 1929 г.

28 августа с. г., в 4 часа дня, германский посол в Москве г. фон Дирксеи по его просьбе был принят вр. и. о. народного комиссара по иностранным делам М. М. Литвиновым и вручил ему по поручению германского правительства нижеследующие два документа, которые китайское правительство просило довести до сведения правительства СССР:

1. Вербальная нота, врученная китайской миссией в Берлине германскому министерству иностранных дел 27 августа:

«Китайская Миссия имеет честь заявить, что Национальное Правительство, руководимое всегда желанием сохранения мира и укрепления дружественных отношений с государствами, готово назначить уполномоченных для подписания прилагаемой декларации.

Китайская Миссия будет весьма обязана Имперскому Правительству, если последнее любезно доведет до сведения Советского Правительства текст декларации».

2. Текст совместной декларации:

«1) Обе стороны заявляют, что они разрешат все спорные между обеими сторонами вопросы в соответствии с соглашением 1924 г.*, а в особенности разрешат условия выкупа КВЖД в соответствии со ст. IX Пекинского соглашения.

Обе стороны немедленно назначают надлежащим образом уполномоченных представителей на конференцию для разрешения всех спорных вопросов, упомянутых в предыдущем параграфе.

2) Обе стороны полагают, что положение на КВЖД, возникшее после конфликта, должно быть изменено в соответствии с Пекинским и Мукденским соглашениями 1924 г.**, в понимании того, что все такие изменения будут решены конференцией, предусмотренной предыдущей статьей.

3) Советское Правительство рекомендует нового Управляющего^ нового помощника Управляющего иа Китайско-Восточной железной дороге, которые будут назначены Правлением означенной дороги.

* £м- т- VII, док. № 156, 157, 158. ** См. т. VII, док. № 222.


Советское Правительство проинструктирует железнодорожных служащих КВЖД советской национальности, чтобы они строго соблюдали условия, содержащиеся в ст. VI соглашения 1924 г.

4) Обе стороны немедленно освободят всех арестованных в связи с настоящим инцидентом нли после 1 мая 1929 г.»

29 августа с. г., в 6 часов вечера, вр. и. о. народного комиссара по иностранным делам M. M. Литвинов принял германского посла в Москве г. фон Дирксена и сообщил ему о готовности Союзного правительства принять предложение китайского правительства о подписании совместной декларации в нижеследующей редакции:

«1. Обе стороны заявляют, что они разрешат все спорные между обеими странами вопросы в соответствии с соглашением 1924 г., а в особенности разрешат условия выкупа КВЖД в соответствии со ст. IX Пекинского соглашения.

Обе стороны немедленно назначают надлежащим образом уполномоченных представителей на конференцию для разрешения всех вопросов, упомянутых в предыдущем параграфе.

2. Обе стороны полагают, что положение на КВЖД, возникшее после конфликта, должно быть изменено в соответствии с Пекинским и Мукденским соглашениями 1924 г., в понимании того, что все такие изменения будут решены конференцией, предусмотренной предыдущей статьей.

3. Советское Правительство рекомендует Управляющего и помощника Управляющего на Китайско-Восточной железной дороге, которые будут немедленно назначены Правлением означенной дороги.

Советское Правительство проинструктирует железнодорожных служащих КВЖД, являющихся гражданами СССР, а Китайское Правительство проинструктирует свои местные власти и их органы, чтобы они строго соблюдали условия, содержащиеся в ст. VI соглашения 1924 г.

4. Обе стороны немедленно освободят всех арестованных в связи с настоящим инцидентом или после 1 мая 1929 г.»

Одновременно с вручением советского проекта декларации М. М. Литвинов заявил г. фон Дирксену, что Союзное правительство не видит никаких оснований для назначения нового управляющего и его помощника вместо в свое время законно назначенных и выполнявших свои функции в строгом соответствии с договорами.

Вместе с тем M. M. Литвинов заявил, что в случае, если китайское правительство назначит нового председателя правления вместо нынешнего председателя, иа котором лежит непосредственная ответственность за нарушение установленного договорами порядка на КВЖД, то НКИД, в соответствии с неизменной политикой мира СССР и идя навстречу желаниям


китайского правительства, поставит перед Советским правительством вопрос е назначении нового управляющего и его нового помощника. При этом т. Литвинов заявил, что, само собой разумеется, назначение управляющего и его помощника должно иметь место одновременно с подписанием текста сов-

местной декларации *

Печат по арх. Опубл. в газ. ^Известия» M 200(3736). 31 августа 1929 г.

268. Письмо Полномочного Представителя СССР в Швеции Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову**

31 августа 1929 г.

1. Прн последнем свидании перед отъездом в Женеву Трюггер поделился со мной некоторыми соображениями по вопросам шведской большой политики. Отмечаю два наиболее интересных пункта.

Ввиду приглашения Маркуса Валленберга*** в качестве эксперта по вопросам организации международного репарационного банка**** я поставил Трюггеру вопрос об отношении Швеции к этому проекту. Трюггер ответил, что участие Валленберга носит исключительно приватный характер и что шведское правительство, в том числе министерство финансов, ие занималось этим вопросом. Участие Швеции в той или иной форме в операциях банка ои считает совершенно исключенным. Что касается отношения Швеции к возможной роли банка в будущем, то, по мнению Трюггера, всякая попытка дать банку функции, выходящие из сферы взаимных расчетов между Германией и ее кредиторами, встретит со стороны Швеции отрицательное отношение. В особенности недопустимым он считал бы влияние банка на валютную политику отдельных стран. Это внесло бы снова элемент беспокойства и неуверенности в только недавно стабилизированный европейский валютный рынок.

В свете взаимоотношений между шведским финансовым капиталом и нью-йоркской биржей позиция Трюггера вполне понятна. До сих пор Швеция в лице крейгеровского концерна успешно выполняла значительную долю тех функций, которые могли бы быть возложены на репарационный банк, поскольку она посредничала в финансировании американскими

** £м0«-№271. *•• |.,е,|атается с сокращением. **** ["веДский финансовый магнат.

имеется в виду Банк международных расчетов.


деньгами маломощных европейских правительств: Польши, Румынии, Югославии, отчасти Франции н Германии. Понятно, что передать эту прибыльную функцию в другие руки у Швеции нет никаких оснований.

Второе политически интересное сообщение Трюггера касалось отношения Швеции к польским притязаниям иа дальнейшее пребывание в Совете Лиги наций. В свое время Швеция голосовала против притязания Польши на непостоянное место в Совете, исходя, как это мне доказывал Трюггер, из соображений принципиального порядка. Поскольку эта принципиальная точка зрения была отвергнута Лигой, у Швеции сейчас нет никаких мотивов выступать против требования Польши. Шведская делегация на этот раз будет поддерживать Польшу.

2. Эта предстоящая кооперация между Швецией и Польшей в Женеве имеет ясно выраженный симптоматический характер. В данный момент наблюдается повышенная активность шведских промышленных, финансовых и официальных кругов, направленная в сторону дальнейшего проникновения шведского капитала в Польшу. Министр торговли Лундвнк, посетивший недавно Познанскую выставку и новый порт в Гдыне, отозвался восторженно об экономических успехах Польши и блестящих перспективах ее хозяйственного сближения с Швецией. Это выступление имеет далеко не рекламный характер. В ближайшем будущем организуется поездка крупнейших представителей шведского делового мира в Польшу для разработки конкретной программы экономического сотрудничества. Насколько можно судить по данным торговой статистики и по успеху крейгеровских финансовых операций, Швеция имеет в Польше весьма серьезные экономические перспективы. Продолжающаяся высокая конъюнктура и обилие свободных капиталов в стране делают экономическую экспансию Швеции в сторону Польши весьма вероятной. Необходимо отметить, что экспансия эта сопровождается одновременно расширением экономических связей с Северной Прибалтикой и созданием предпосылок для реализации прибалтийской антанты. Бывший некоторое время тому назад открытым вопрос о возможности кооперации между Швецией и Польшей в рамках одного прибалтийского объединения начинает, таким образом, получать свое разрешение. Эта кооперация становится реальным фактом в экономической области, и этим в значительной мере предрешается ее политическая реализация, когда для этого наступит подходящее время. Пока что Швеция подводит финансовый и экономический фундамент под это объединение лимитрофов, включая Польшу, а в дальнейшем, вероятно, и Румынию, оставляя в стороне и откладывая на будущее время острые политические вопросы.


Если, благодари такому ходу вещей, развитие становится более постепенным и* совершается в менее конфликтных формах, его конечный результат для нас нужно признать тем более серьезной угрозой.

3. Развитие наших торговых взаимоотношений со Швецией сделало за последнее время, благодаря крупным заказам на турбинные установки, электрическое и лесопильное оборудование, весьма заметные успехи. Помимо этого значительно увеличилось фрахтование шведских судов, и, с другой стороны, возрос наш сырьевой экспорт в Швецию. Во всех этих отношениях истекающий хозяйственный год обещает быть рекордным. Это не могло ие сказаться на улучшении условий кредита, сокращении операций на черной бирже с нашими векселями и на общем укреплении нашей экономической позиции в Швеции. Влиянию этих факторов надо приписать также и то, что, несмотря на отдельные шероховатости, мы чувствуем себя и политически сейчас значительно лучше. Это сказывается в некотором общем улучшении тона, в большей предупредительности МИД по отношению к отдельным мелким ходатайствам. [...]

Полпред В. Копп

Печат. по арх.

269. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Посольству Германии в СССР

6 сентября 1929 г. № 78/ч

Со времени разрыва сношений между Союзом Советских Социалистических Республик н Китаем* советские граждане в Китае подвергаются неслыханным преследованиям и насилиям со стороны китайских властей. Народный Комиссариат по Иностранным Делам имел уже возможность неоднократно обращать внимание Германского Посольства в Москве на чрезвычайно тяжелое положение граждан СССР в Китае и просил Германское Правительство принять меры к облегчению участи этих лиц.

Однако за последнее время репрессии против советских граждан ие только не уменьшились, но, наоборот, неуклонно усиливаются. Тысячи граждан СССР арестованы, свыше двух тысяч нх насильственно размещены в концентрационных лагерях, хотя подобная мера в данном случае не может быть

* См. док. № 222.


ничем оправдана. Задержанные размещены в условиях чрезвычайной скученности и полной антисанитарии, что вызвало уже появление среди них заболеваний эпидемического характера н значительную смертность. Арестованные подвергаются избиениям и пыткам; у них отбирается часто решительно все нм принадлежащее имущество; им, а также лнцам, уволенным или оставившим службу на Китайско-Восточной желез-нон дороге, не выплачивается причитающаяся заработная плата и ие выдаются из касс дороги принадлежащие им пенсионные накопления; задержанным воспрещаются всякие сношения с внешним миром, в том числе даже обращения к германскому Генеральному консулу в Харбине; задержанных водят по улицам городов и селений связанными по рукам н ногам; лиц, помещенных в тюрьмы, заковывают в кандалы и содержат в нечеловеческих условиях; семьн арестованных выбрасываются из занимаемых ими квартир и либо интернируются, либо оставляются под открытым небом на произвол судьбы без денег и без всякого имущества.

Более этого, Союзное Правительство имеет точные сведения о казнях многих десятков граждан СССР без суда и следствия и самым варварским образом. Союзному Правительству известны имена ряда бесследно исчезнувших лиц. Вместе с тем известны случаи обнаружения обезглавленных трупов несомненно казненных таким образом советских граждан, изуродованные тела которых бросаются либо на месте убийств, либо в р. Сунгари.

Из изложенного приходится, к сожалению, делать вывод, что меры защиты, принимавшиеся до сих пор германскими консулами в Китае, и в частности Генеральным консулом в Харбине, не смогли привести к сколько-нибудь значительным результатам. В особенности достойно сожаления, что мы не имеем информации от германских консулов обо всех этих насилиях и зверствах.

Доводя изложенное до сведения Германского Посольства, Народный Комиссариат уверен, что Германское Правительство ие замедлит принять все нужные меры, включая н инструктирование германских консульских представителей в Китае, для того чтобы был возможно скорее положен предел тем бесчеловечным актам, к которым столь широко прибегают китайское правительство и китайские власти. Народный Комиссариат уверен, что добрые желания Германского Правительства н энергичные его представления наикиискому правительству приведут к облегчению создавшегося крайне тяжелого положения для советских граждан в Китае.

Вместе с тем Союзное Правительство заявляет, что приведенные выше обстоятельства вынуждают его стать на путь репрессалий в отношении определенной категории китайских


граждан, проживающих на территории СССР и находящихся в условиях, не мбгущнх идти ни в какое сравнение с теми условиями, в которых находятся советские граждане в Китае.

Лечат, по арх. Опубл. в газ. «Известия* M 206 (S742), 7 сентября 1929 г.

В ответ на эту ноту 5 ноября 1929 г. посольство Германии в СССР передало НКИД СССР меморандум МИД нанкинского правительства от 25 сентября 1929 г., в котором, в частности, говорилось:

сНастоящим подтверждается получение через германскую миссию ноты, врученной германскому посольству в России 6-го сего месяца, в которой утверждается, что русские граждане в Китае подвергаются плохому обращению со стороны китайских властей и не находят энергичной защиты со стороны германского консула в Харбине.

На телеграфный запрос по этому поводу Председатель Правительства пров. Ляонин Чжан Сюэ-лян после расследования дела сообщил по телеграфу, что после обыска в советском Генеральном консульстве * в связи с большевистской деятельностью, со всеми служащими КВЖД, русскими рабочими и др. обращаются одинаково без малейшего различия. Всем им оказывается покровительство, поскольку нет указаний на их связь с большевиками, и если они не нарушают общественного порядка и не препятствуют движению. Так как можно было опасаться, что русские жители не поймут настоящего смысла этих мероприятий, то об этом неоднократно сообщалось для их успокоения».

Признав далее, что китайские власти заключили в тюрьмы и поместили в концентрационные лагеря ряд советских граждан, якобы наносивших своими действиями ущерб КВЖД, МИД нанкинского правительства, однако, пытался отрицать приведенные' в советской ноте от 6 сентября 1929 г. факты жестокого обращения этих властей с советскими гражданами в Маньчжурии.

270. Заявление Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. M. Литвинова представителю ТАСС

6 сентября 1929 г.

Точка зрения Союзного правительства по вопросу о восстановлении англо-советских нормальных дипломатических отношений вполне ясна и широко известна. Она была точно изложена в декларации, сделанной 5 апреля с. г. председателем- Госбанка СССР Пятаковым по поручению Советского правительства британской промышленной делегации, приезжавшей в СССР еще при консервативном правительстве32. Эта асе точка зрения нашла свое выражение в ноте Союзного Правительства от 23 июля, переданной великобританскому правительству через посредство норвежского поверенного в делах в Москве**. В этой йоте сообщалось о готовности

* См. док. № 175, 179, 182.

* См. док. № 228.


Союзного правительства к обсуждению процедуры переговоров по спорным между обеими странами вопросам, каковые переговоры должны иметь место лишь после полного восстановления нормальных дипломатических отношений.

Если заявление британского министра иностранных дел г. Гендерсона надо понимать в том смысле, что он желает вновь встретиться с уполномоченным Союзного правительства для обсуждения лишь процедуры, в которую, само собою разумеется, входят н формальные вопросы порядка дня будущих переговоров, то со стороны Союзного правительства к этому препятствий ие встречается, и оно готово будет предпринять соответствующие шаги, как только британское правительство заявит о месте и времени переговоров о процедуре*.

Лечат, по газ. «Известиях

M 206 (3742), 7 сентября 1929 а.

В упоминаемом заявлении министра иностранных дел Великобритании Гендерсона, сделанном в Женеве представителю агентства Рейтер 4 сентября 1929 г., говорилось:

«Действительное возобновление отношений не может иметь места до тех пор, пока доклад не будет сделан парламенту. Тем временем предстоит проделать большую работу, и промежуток времени между настоящим моментом и открытием парламента мог бы быть с пользой употреблен для разрешения вопроса о процедуре и о программе последующих переговоров, которые, я надеюсь, поведут к разрешению всех спорных вопросов между обеими странами.

Британское правительство желает как можно скорее восстановить отношения на дружественной и прочной основе, и приглашение, направленное правительству Союза ССР послать ответственного представителя в Лондон для обсуждения наиболее быстрой процедуры, продолжает оставаться в силе».

271. Заявление Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. M. Литвинова сотруднику ТАСС

6 сентября 1929 г. **

Ответ Советского правительства на предложение, сделанное нам наикинским правительством через германское правительство о подписании совместной декларации ***, является новым доказательством готовности Советского правительства использовать всякую возможность урегулирования советско-китайского конфликта путем соглашения, несмотря на новые чудовищные по своей провокационное™ действия китайских властей, имевшие и имеющие место уже после незаконного за-

* См. док. m 276. ** Дата опубликования. *** См. док. № 267.


хвата КВЖД*. Миролюбие Советского правительства особенно ярко проявилось на примере конфликтов на КВЖД, которые давно имели бы своим последствием военный пожар, если бы Китай имел своим контрагентом вместо советского любое другое государство.

Принимая все необходимые меры для ограждения интересов рабоче-крестьянского государства, безопасности наших границ и мирной деятельности пограничного населения от непрекращающихся нападений белобандитских шаек, поддерживаемых китайскими властями, Советское правительство оставляло в то же время открытым путь для мирной ликвидации конфликта в надежде на то, что голос разума в последний момент подскажет даже самым авантюристским элементам китайской воеищнны всю безрассудность и гибельность для национальных интересов Китая проводимой имн политики насилий, беззаконий и издевательского попрания добровольно заключенных иа основе полного равенства соглашений.

Верное своей неизменной политике мира, Советское правительство изъявило свое согласие на подписание предложенной наикннским правительством совместной декларации, ограничившись лишь внесением некоторых поправок н уточнений, без которых дальнейшие переговоры оказались бы бесплодными.

Советское правительство не могло не отметить всей неосновательности ничем ие оправдываемых требований наикин-ского правительства о назначении нового управляющего КВЖД и его помощника, поскольку не был и не может быть приведен нн один действительный факт нарушения указанными лицами в их работе каких-либо обязательств, вытекающих из Пекинского и Мукденского соглашений, и поскольку выдвинутые после захвата КВЖД против иих и других работников дороги обвинения в коммунистической пропаганде являются от начала до конца заведомо клеветническим вымыслом, базирующимся на безграмотных фальшивых документах, заказанных белогвардейским организациям для оправдания захвата КВЖД- НКИД все же считал возможным в случае согласия нанкинского правительства на назначение нового председателя правления вместо нынешнего председателя, на котором лежит непосредственная ответственность за нарушение договора и за захватнические действия иа КВЖД, пойтн навстречу желаниям нанкинского правительства и в этом пункте, изъявив готовность поставить перед Советским правительством вопрос о назначении нового управляющего и его помощника.

* См. док. Mt 252, 259.


Само собою разумеется, что назначение управляющего и его помощника должно иметь место не позже подписания совместной декларации, ибо без этого не могут быть созданы необходимые условия для переговоров.

Что касается ст. VI Пекинского соглашения *, то, поскольку мы настаиваем на точном соблюдении всего соглашения, не может быть разногласий относительно отдельных обязательств по соглашению, налагаемых на обе стороны.

К сожалению, мы до сих пор не имеем ответа нанкинского правительства о его готовности приступить к немедленному подписанию проекта совместной декларации, что дает основание полагать, что либо само нанкинское правительство не желает идти на разрешение конфликта путем соглашения, либо этому мешают враждебные СССР внешние силы.

В связи с этим нельзя не отметить заявления, сделанного в Мукдене американским советником, имеющим руководящее влияние на железнодорожные дела нанкинского правительства, г. Мантеллем 109 корреспонденту Юнайтед Пресс, заявления, содержащего лживые и необоснованные обвинения против советской части администрации КВЖД, как известно, поднявшей на значительную высоту хозяйство дороги, вновь приведенной после ее захвата в состояние полного развала **.

Достаточно упомянуть, что за пять лет совместного управления КВЖД Китай получил на свою долю до 48Vs млн. руб. золотом. В то же время КВЖД являлась единственной дорогой в Китае, где введен и последовательно осуществлялся 8-часовой рабочий день, охрана труда, созданы жилища для рабочих, были развернуты школы, больницы и т. д.

Вздорные инсинуации г. Мантелля являются проявлением очевидного желания заинтересованных империалистических кругов сорвать наметившуюся возможность мирного урегулирования советско-китайского конфликта и вызвать дальнейшее обострение наших отношений с Китаем.

Ту же цель, видимо, преследует и клеветническое выступление председателя китайской делегации в Женеве110, пытающегося оправдать неслыханные действия китайской военщины и бросающего вздорные необоснованные обвинения по адресу Советского Союза, давшего пример исключительного долготерпения и миролюбия.

Искренность сделанного нанкииским правительством предложения ставится под сомнение усилившимися зверствами и насилиями китайской военщины над советскими гражданами, проживающими в Маньчжурии, и даже над мирными погра-

* См. т. VII, док. № 156.

* См. док. № 272.


иичными жителями советской территории и неслыханным по своей бесчеловечной жестокости обращением с ними.

В ответ иа готовность Советского правительства идти навстречу китайским предложениям китайские власти ответили усилением возмутительных репрессий. Свыше двух тысяч советских граждан заключены в концентрационные лагеря, где содержатся в невыносимых условиях. По имеющимся у иас сведениям, десятки людей обезглавливаются без суда и следствия озверелыми китайскими властями*.

Одиовремеиио по-прежиему продолжаются обстрелы наших пограничных частей, а также попытки перехода на нашу территорию**. Подобные факты целиком разоблачают лицемерный характер мнимого пацифизма главы китайской делегации в Женеве.

Сохраняя величайшую выдержку и спокойствие перед лицом этих новых провокационных антисоветских выступлений, Советское правительство не даст ввести себя в заблуждение дипломатическими маневрами и ухищрениями иаикинских генералов или ложно пацифистской декламацией их представителей в Женеве и по-прежнему будет принимать и усиливать все необходимые меры для защиты интересов рабоче-крестьянского государства и для восстановления его нарушенных прав.

Печат. по газ. ^Известия»

M 206 (3741), б сентября 1929 г.

272. Заявление Заместителя Председателя Правления КВЖД В. Г. Чиркииа московскому корреспонденту агентства Юиайтед Пресс

6 сентября 1929 г. ***

Выкладки г. Мантелля109 — результат заведомо недобросовестного оперирования цифрами, ибо образцовая отчетность, установленная при советской администрации на КВЖД (если только и эту отчетность не успели уничтожить китайские власти)» позволяла всякому мало-мальски грамотному человеку в ней разобраться.

1. За 1928 г. валовой доход дороги составил 64 874 982 золотых руб. Эксплуатационные расходы дороги за.этот же год составляют 40 500 тыс. руб. Из оставшихся 24 млн. руб. около 7 мли. (6965 тыс.) администрацией дороги было израсходо- вано на новые работы по улучшению дороги; 4 245 тыс. руб.— * См. док. № 269 ** £м. Док- № 274. Дата опубликования.


на содержание не имеющих никакого отношения к дороге китайских правительственных учреждений; около 4]/2 млн.— по так называемым особым сметам (на китайские школы и железнодорожную полицию), и, наконец, свыше 8 млн. руб. было недобрано дорогой на местных перевозках в результате того, что по категорическому требованию китайской администрации дорога была вынуждена взимать тарифы не в полноценных серебряных долларах, как это имеет место на всех решительно китайских дорогах, а в бумажной местной валюте по фиксированному курсу с потерей иа курсе в 30—40 процентов.

2. За пятилетний срок советского управления дорогой китайская сторона задолжала дороге вышеуказанным путем свыше 20 млн. руб. по кредитованию китайских правительственных учреждений, получила около 15 млн. руб. на содержание своей полиции и своих школ, на проведение междугородного телефона на свой пай — 11/2 млн. руб., в марте н августе 1928 г. в порядке авансирования в счет будущих прибылей —

12 мли. руб. Кроме того, из средств дороги фактически ушло на поддержание местной падающей валюты 20 млн. руб. в результате вышеуказанного фиксированного курса по местным перевозкам.

Вот в какую сумму миллионов при ближайшем рассмотрении вырастают упоминаемые американским советником Мантеллем те 130 тыс. долл., которые якобы только и были переданы китайским властям.

3. Получив в 1924 г. дорогу с задолженностью в

13 мли. руб., в чрезвычайно запущенном техническом состоянии, с поколебленным кредитом, советская администрация за пять лет управления подняла доходность дороги с 37 млн. руб. в 1924 г. до 65 млн. руб. в 1928 г., погасила за эти годы всю задолженность дороги и выдала разными путями китайским властям 487г млн. руб., ие считая 20 мли. руб. потери на курсе. В то же время на одни только новые работы по улучшению дороги израсходовано за это время свыше 36 млн. руб.

4. Смета на 1929 г. была составлена и была бы безусловно проведена советской администрацией с валовой доходностью около 70 млн. руб., а с расходом по эксплуатации всего около 34 млн. руб.

Если бы пришлось даже сохранить ненормальные и ненужные расходы на китайские учреждения, равно как и потери на местных перевозках, то и в этом случае чистый доход выразился бы в сумме около 20 млн. руб. Стоит ли указывать, что результаты захвата дороги скажутся — и уже сказались — в катастрофическом понижении ее доходных поступлений,

Печат. по газ. «Известия»

AS 205 (3741), 6 сентября 1929 г.


273. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Монгольской Народной Республике А. Я. Охтииу

7 сентября 1929 г.

Срочно сообщите, будут ли направлены в нынешнем году на Северный факультет Ленинградского восточного института им. А. С. Енукидзе 15 молодых монголов? Занятия уже начались 2 сентября *.

Карахан


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: