Том девятнадцатый

К о м и с с и я

ПО ИЗДАНИЮ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПРИ МИД СССР

Д-р эконом, наук А. А. ГРОМЫКО (Председатель Комиссии),

проф. И. И. ЗЕМСКОВ (Заместитель Председателя). Г. К. ДЕЕВ

(Ответственный Секретарь), канд. филос. наук Ф. И. ДОЛГИХ,

чл.-корр. ЛИ СССР П. А. ЖИЛИН, Л. AI ЗАМЯТИИ, канд.

истор. наук С А. КОНДРАШЕВ, акад. А. Л.НАРОЧНИЦКИЙ,

д-р истор. наук Ш. П. САНАКОЕВ, ч.и-корр. АН СССР

С. Л. ТИХВИНСКИЙ, канд. истор. наук И. В. ТРОПКИИ,

М. А. ХАРЛАМОВ, д-р истор. наук С. С. ХРОМОВ,

канд. техн. наук Ю. И. ЧЕРНЯКОВ,

канд. филос. наук И. И, ЧХИКВИШВИЛН.

11102— 205 079<02)~74~Подож:

© ПОЛИТИЗДАТ, 1974 г.


ТОМ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ

Î января— 31 декабря J936 г.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ТОМА

Г. К. ДЕЕВ, Ai С. КАПИЦА, И. К. КОБЛЯКОВ, Ai А. ПОПОВ, А. О. ЧУБАРЬЯН



ПРЕДИСЛОВИЕ

XIX том содержит документы внешней политики Советского Союза за 1936 г.

В этом году в жизни советского народа произошло важное событие — в декабре, на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов, была принята новая Конституция СССР, законодательно закрепившая глубокие изменения в жизни Советского Союза, решающие успехи социализма в экономике страны и в ее общественном строе. Конституция отразила факт победы социализма в СССР. Социалистическая система утвердилась во всех сферах народного хозяйства СССР, а социалистическая собственность на средства производства стала прочной экономической основой общества. В Конституции нашли отражение коренные изменения классовой структуры советского общества. Были ликвидированы все эксплуататорские классы.

Советская Конституция означала победу ленинской национальной политики Коммунистической партии, она закрепила равноправие социалистических наций, братскую дружбу и сотрудничество всех народов СССР. Новая Конституция явилась важнейшим этапом дальнейшего развития социалистической демократии.

Конституция СССР имела большое международное значение. Она воодушевляла трудящихся всего мира в борьбе за демократию, национальную и социальную свободу народов.

Строительство социализма в нашей стране проходило в сложной международной обстановке. Фашистские государства расширяли свои агрессивные действия в Испании, Италия оккупировала Эфиопию, Германия захватила демилитаризованную Рейнскую область, японская военщина, оккупировав Маньчжурию и часть Северного Китая, готовила новые вооруженные акции на Дальнем Востоке. Все это обостряло обстановку на мировой арене и усиливало военную угрозу. В этих


условиях Коммунистическая партия и Советское правительство, продолжая курс на мирное социалистическое строительство, одновременно неустанно заботились об укреплении оборонной мощи Страны Советов,

Внешняя политика КПСС и Советского государства была направлена на предотвращение войны и обеспечение мира и международной безопасности, в защиту народов, ставших жертвами агрессии и боровшихся за независимость и суверенитет своих стран, на расширение политических, экономических н культурных связей с зарубежными странами.

Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССР М. И. Калинин в докладе на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1936 г. заявил: «В этом году еще и еще раз доказано, что наша внешняя политика принципиальна, последовательна и своей целью, как и раньше, ставит развитие и укрепление мирных отношений между всеми странами. Мы считаем, что это одна из самых важных задач международной политики, в которой кровно заинтересованы народные массы. Несмотря ка ожесточенное сопротивление сторонников насилия, эта политика все больше и больше завоевывает и сплачивает защитников мира во всех странах. Однако это ке значит, что опасность войны миновала или стала меньше. Наоборот, предвоенные тучи все больше сгущаются».

Советский Союз решительно осудил оккупацию демилитаризованной Рейнской области войсками фашистской Германии. На сессии Совета Лиги наций, открывшейся 14 марта 1936 г. в Лондоне, советская делегация подвергла резкой критике вымыслы гитлеровской дипломатии по поводу советско-французского договора о взаимопомощи от 2 мая!935 г., расценив их как попытку Германии оправдать свои агрессивные действия. Хотя оккупация и ремилитаризация Рейнской области фашистской Германией угрожали безопасности западных держав, представители Франции и Англии на сессии Совета Лиги наций ограничились лишь формальным осуждением нарушения Германией Версальского договора.

Правительство Советского Союза отстаивало интересы черноморских государств на международной конференции в Монтрё по пересмотру режима черноморских проливов. В результате твердой и последовательной линии советской делегации на конференции 20 июля Î936 г. была подписана новая конвенция о режиме этих проливов, согласно которой ограничивался проход в Черное море военных кораблей нечерноморских государств в мирное время, а во время войны, если Турция не участвовала в ней, воспрещался проход через проливы военных кораблей любой воюющей державы. Хотя эта конвенция и в большей мере отвечала интересам черноморских

б


стран, чем Лозаннская, все же она далеко не ооеспечивала безопасность черноморских держав, в том числе и Советского Союза.

Последовательная интернационалистская политика Советского Союза проявилась с особой силон в борьбе за сохранение независимости н суверенитета Испанской республики в период гражданской войны, спровоцированной внутренней реакцией, всецело опиравшейся на поддержку германского и итальянского фашизма. Советские представители в Международном комитете по применению соглашения о невмешательстве в дела Испании требовали принятия решительных мер по прекращению военной помощи мятежникам со стороны Германии и Италии, предавали гласности и выносили на рассмотрение Комитета многочисленные факты нарушения западными странами этого соглашения. Но все эти усилия наталкивались на упорное сопротивление не только Германии, Италии и Португалии, помогавших мятежникам, но и других участников Комитета, не желавших принимать действенных мер по пресечению военной помощи и фактически прикрывавших интервенцию фашистских государств в Испании. В сложившейся обстановке 23 октября!936 г. правительство СССР вынуждено было заявить, что оно «не может считать себя связанным соглашением о невмешательстве в большей мере, чем любой из остальных участников этого соглашения». Следуя общепризнанным нормам международного права, правительство Советского Союза в ответ на обращение законного правительства Испанской республики начало оказывать ему разнообразную материальную помощь, в том числе и оружием, для отражения фашистской агрессин. Трудящиеся СССР, выполняя свой интернациональный долг, проводили сбор средств в помощь испанским республиканцам, советские добровольцы участвовали в боевых действиях против мятежников в составе республиканских вооруженных сил и интернациональных бригад.

Советский Союз, последовательно осуществляя политику мира, разоблачал агрессивный характер итало-германского политического соглашения, подписанного 25 октября 1936 г., и так называемого «антикоминтерновского пакта», заключенного 25 ноября Î936 г. между Германией н Японией. В докладе народного комиссара иностранных дел СССР на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 28 ноября!936 г. о политике Германии, Италии и Японии говорилось; «Все три государства известны своей агрессивностью и покушениями на чужие территории, борются с принципами коллективной безопасности н неделимости мира. Уже это одно придает зловещий характер этим соглашениям и указывает на угрозу, которую они составляют всеобщему мнру, безопасности и интересам многих стран».


Из документов тома видно, что и империалистические государства, не входившие в «антикоминтерновский пакт», вынашивая планы подготовки новой мировой войны и прежде всего войны протиз СССР, отказывались от установления подлинного сотрудничества с Советским Союзом, не шли на создание системы коллективной безопасности.

Как показывают документы тома, отношения Советского Союза с Францией в 1936 г. не получили должного развития. В Париже затягивалась ратификация договора о взаимной помощи между СССР и Францией, подписанного 2 мая 1935 г.

Лишь в результате давления общественности Франции, усиления военной угрозы со стороны Германии и благодаря активной деятельности советской дипломатии советско-французский договор был ратифицирован палатой депутатов Франции 27 февраля 1936 г.. а сенатом — 12 марта, т. е. спустя десять месяцев после его заключения. В развитие этого договора были начаты предварительные переговоры о военном сотрудничестве СССР и Франции. Однако уже на их первоначальной стадии стало видно, что тогдашние правящие круги Франции и не намеревались идти на серьезное военное сотрудничество с Советским Союзом.

Документы тома свидетельствуют о продолжавшихся усилиях Советского Союза, направленных на улучшение советско-английских отношений. В январе 1936 г. народный комиссар иностранных дел СССР, находясь в Лондоне, высказал предложение заключить договор о взаимной помощи между СССР н Великобританией. Английское правительство не поддержало эту инициативу. Оно не приняло также и другое предложение Советского Союза — выступить с совместной декларацией, устанавливающей единство взглядов СССР, Великобритании и Франции по вопросам устранения опасности возникновения новой войны н сохранения мира.

Правительство Советского Союза, продолжая вести борьбу за коллективную безопасность, дало согласие на проведение переговоров о заключении морского соглашения с Великобританией. Переговоры, начавшиеся 13 мая 1936 г.. завершились его подписанием 17 июля 1937 г.

В 1936 г. было подписано советско-английское кредитное соглашение о предоставлении Советскому Союзу кредита в сумме 10 млн, ф. ст. сроком на пять лет.

Советско-германские отношения в этот период продолжали оставаться напряженными. Правящие круги фашистской Германии, развернув активную подготовку к новой мировой войне, не скрывали своего враждебного отношения к Советскому Союзу, открыто призывали к изоляции СССР и созданию антисоветского блока. Гитлеровские руководители и печать выступали со всякого рода клеветническими нападками на СССР.


Тем не менее правительство СССР, неизменно следуя политике сохранения мира и обеспечения коллективной безопасности, поддержало предложение о возвращении Германии в Лигу наций с тем условием, чтобы последняя «на деле доказала свое уважение к международным договорам». Советское правительство не исключало при определенных условиях возможности и улучшения советско-германских отношений. Но по такому пути гитлеровская Германия не пошла. Ничего не изменил в политических отношениях между обеими странами и подписанный 29 апреля 1936 г. договор между СССР и Германией о товарообороте и платежах на 1936 г.

Политика правящих кругов США в то время объективно способствовала подталкиванию гитлеровской Германии и милитаристской Японии к агрессивным акциям против Советского Союза, что оказывало отрицательное влияние на развитие советско-американских отношений. Как и ранее, правящие крути США не поддерживали усилий Советского правительства по созданию системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.

В Î936 г. торговое сотрудничество между СССР и США не получило своего дальнейшего развития, хотя в этом году и было продлено соглашение о торговых взаимоотношениях от Î3 июля!935 г. По соглашению Советский Союз разместил в США сравнительно ограниченные заказы на машины, оборудование и другие изделия.

В томе публикуются новые документы, отражающие отношения Советского Союза со странами Ближнего и Среднего Востока.

Несмотря на то что правительство СССР последовательно продолжало линию на развитие советско-турепких отношений, поддержав, в частности, предложение Турции о созыве международной конференции по пересмотру режима черноморских проливов, в Î936 г. в политике Турции стали усиливаться тенденции отхода от дружественных связей с Советским Союзом, что проявилось и в ходе конференции в Монтрё.

Правительство СССР стремилось к укреплению добрососедских отношений с Ираном, развитию торговых и культурных связей между двумя странами. Однако иранские власти попустительствовали фашистской пропаганде в своей стране, направленной против СССР, использовали приглашенных «специалистов» нз гитлеровской Германии на работах вблизи нрано-советскон границы, где они вели шпионскую н подрывную антисоветскую деятельность.

Успешно развивалось советско-афганское сотрудничество. 29 марта Î936 г. в Москве был подписан протокол о продлении на десять лет договора о нейтралитете и взаимном ненападении между СССР и Афганистаном.


Прочные дружественные связи Советского Союза с Монгольской Народной Республикой были закреплены в протоколе о взаимной помощи между СССР и МНР от!2 марта 1936 г. Этот протокол сыграл большую роль не только в дальнейшем развитии советско-монгольской дружбы, но и в деле упрочения мира на Дальнем Востоке. СССР, верный своим дружественным отношениям с МНР, открыто заявил, что будет рассматривать агрессию против МНР как нападение на свою собственную территорию. Советский Союз продолжал оказывать МНР всестороннюю помощь в развитии народного хозяйства, науки, культуры и искусства.

В 1936 г. усилилась агрессивность политики Японии в отношении Советского Союза. Используя оккупированную территорию Маньчжурии, японская военщина продолжала провоцировать вооруженные пограничные инциденты; военные и рыболовные суда вторгались в советские территориальные воды, самолеты нарушали воздушное пространство СССР. Незаконно задерживались в японских портах советские пароходы. Японская пресса все активнее развертывала явно инспирированную антисоветскую пропаганду. Для полпредства СССР в Токио был установлен дискриминационный режим. Правительство СССР решительно протестовало против всех этих враждебных действий и требовало от японского правительства их прекращения.

В целях нормализации обстановки на советско-маньчжурской границе Советское правительство продолжало начатые в 1935 г. переговоры с Японией о создании пограничных комиссий для урегулирования пограничных инцидентов и редемаркации отдельных участков границы. Однако в ходе переговоров японо-маньчжурская сторона создавала всевозможные искусственные затруднения и помехи для достижения договоренности.

Советский Союз продолжал и в 1936 г. поддерживать Китай в связи с расширявшейся агрессией милитаристской Японии, активно устанавливавшей свой контроль над районами Внутренней Монголии и Северного Китая. Как видно из публикуемых документов, правительство СССР стремилось завершить переговоры и заключить пакт о ненападении и договор о торговле с Китаем, но китайская сторона сознательно их затягивала, не проявляя желания развивать взаимовыгодные деловые н политические отношения с Советским Союзом.

Для безопасности Китая большое значение имел протокол о взаимопомощи между СССР и МНР. Тем не менее он был встречен враждебно гоминьдановскими властями, строившими расчеты на войну между СССР и Японией и готовившими очередной поход против подконтрольных КПК районов. Советский Союз активно выступил против попытки раздува -


ння гражданской войны в Китае во время так называемого снаньского инцидента в декабре!936 г., призвав руководителей гоминьдана и КПК к объединению сил для отпора японской агрессии.

В томе опубликованы документы, освещающие политические, экономические отношения и культурные связи СССР с Албанией, Болгарией, Венгрией, Италией, Испанской республикой, Польшей, Чехословакией, Румынией, Грецией, Бельгией, Финляндией, Швецией, Норвегией, Данией и другими государствами.

Преобладающая часть документов публикуется впервые.

* *

*

Методы публикации и оформления документов изложены в предисловиях к I, II, V и VIII томам настоящего издания,

* *

В подготовке тома принимали участие сотрудники Отдела публикации дипломатических документов МИД СССР: М. А. Бутреев, А. Я- Грушин, И. И. Дуналь, В. Л. Дюков. Н. И. Жужунава, А. М. Зубов, В. М. Корж, В. Н. Крнвоносов, Б. Д. Макашев, А. П. Михайлов, В. С. Немчинов, канд. эконом, наук И. М. Па.хомов, Н. В. Попова, О. А. Сыидович, В. А. Шо-рин, А. Е. Шумарнн; научно-справочные работы по тому выполняли сотрудники Института славяноведения и балканистики и Института всеобщей истории АН СССР Л. В. Заборов-ский, Р. Е. Плахова.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: