Печат. по арх. 285. Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в США в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

285. Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в США в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

29 сентября 1936 г.

Шумиха вокруг заявления Моргентау * улеглась, с сегодняшнего вечера вопрос в прессе не фигурирует. Не подлежит сомнению, что основной причиной образа действий Моргентау была паническая боязнь дальнейшего падения фунта, которое вызвало бы необходимость нежелательного в предвыборной обстановке снижения курса доллара. Моргентау ожидал, что за первым миллионом фунтов последуют дальнейшие. Кроме

* См. док. 283.


того, как указывалось в нашей телеграмме от 26 сентяорй 1936 г.1?2, твердого соглашения с англичанами о паритете доллара—фунта нет, и американское правительство не уверено, что Англия не подведет. Таким образом, за фразами об услуге англичанам скрызалась угроза по их адресу- Наряду с этим по явному согласованию лично с Рузвельтом, для которого предвыборные соображения превыше всего, Моргентау воспользовался поводом для того, чтобы обезвредить кампанию Хер-ста о поддержке Рузвельта Москвой и инсценировать конфликт с СССР, якобы пытающимся сорвать стабилизацию, являющуюся предпосылкой роста международной торговли и улучшения конъюнктуры в Америке. Поскольку речь идет о широком общественном мнении, слабо разбирающемся в валютных дел as, Рузвельт, по-видимому, кое-чего достиг, и крикливые заголовки газет оставили впечатление, что у Америки конфликт с Москвой, Но именно в силу предвыборной обстановки влиятельная республиканская печать разоблачила маневр Моргентау и, базируясь на разъяснениях Госбанка, стала на нашу сторону и заклеймила антисоветскую бестактность министра финансов, поиздевавшись также над его паникой перед продажей 1 млн. ф. ст. Даже газеты, сомневающиеся з чисто коммерческом характере операции Госбанка н считающие, что мы покупаем доллары, опасаясь падения фунта стерлингов, указывают, что Моргентау должен был расследовать характер операции, прежде чем обвинять СССР. Кроме того, ряд газет указал, что уроком инцидента является необходимость финансового сотрудничества с СССР, который, по признанию Моргентау, не был предупрежден. На приеме прессы Моргентау уже не решился повторить антисоветское заявление и не реагировал на резкое выражение по его адресу в заявлении Госбанка. Таким образом, для нас инцидент закончился в общем не плохо.

Уманский

Печат. ло арх.

2S6. Запись беседы заведующего III Западным отделом Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР с представителем американских деловых кругов Лампортом

29 сентября 1936 г.

Лампорт зашел ко мне с письмом от т. Трояновского и показал мне копию письма Рузвельта и американского министра торгозли Ропера по поводу поездки Лампорта в Европу, причем Рузвельт заявляет, что он рассчитывает получить от Лампорта отчет о его поездке, а Ропер выражает надежду, что


Лампорт изучит возможность экспорта американских текстильных товаров на европейский рынок, а также изучит возможность расширения торговых операций между Америкой и Европой вообще.

Лампорт сказал, что цель его визита ко мне следующая. Свои деловые разговоры с «Экспортльном» он уже здесь закончил, заключив сделку на покупку наших льняных тканей на несколько миллионов долларов. Он интересуется, однако, другим. Его интересует возможность более широкого развитая советско-американских торговых отношений как базы для укрепления дружбы между обеими странами и усиления сопротивления Гитлеру, которого Лампорт глубоко ненавидит за страдания, причиненные им евреям. После этого Лампорт развил мне идею о полезности широкого импорта Советские: Союзом текстильных товаров и других предметов потребления из США. По его мнению, такой импорт в большей степени, чем импорт оборудования, который мы сейчас производим, воздействовал бы на американское общественное мнение и противодействовал бы херстовской кампании. Экономически это было бы возможно на основе предоставления Советскому Союз\ кредитов, которые, может быть, были бы и наилучшей формой урегулирования старых спорных вопросов.

Я сказал Лампорту, что вопрос о развитии торговых отношений с США меня тоже весьма интересует, но я не думаю, чтобы Советский Союз мог идти на развитие потребительского импорта на основе даже долгосрочных кредитов. Как деловой человек он сам должен понять, что это было бы экономически неправильно (с чем Лампорт действительно согласился). Во всяком случае, увеличение советского импорта из США в области тех. товаров, которые интересуют Лампорта, потребовало бы значительного увеличения американского импорта из СССР. Я сказал, что, как мне кажется, вообще от увеличения готовности Америки принимать советские товары и зависит во многом будущее наших торговых отношений.

В дальнейшем разговор шел на более общие темы, причем Лампорт очень хвалил Гендерсона, как человека весьма дружественного к СССР, очень хорошо здесь работающего. По поводу заявления Моргентау об операциях Госбанка* Лампорт сказал, что думает, что и для нас не является секретом, что инспиратором такого заявления должен быть Фарли — организатор избирательной кампании Рузвельта. Поскольку йедавио началась херстовская атака, утверждающая, что Рузвельт поддерживается Советским правительством. Фарли счел, вероятно, необходимым, чтобы возможно скорее сделать какой-нибудь демонстративный выпад против Москвы. Лам-

* См. док. № 283.


порт лично, разумеется, этой тактики не одобряет и знает, что и здешнее посольство чрезвычайно расстроено заявлением Моргентау.

Нейман

Печат. по арх.

287. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, из Женевы *

30 сентября 1936 г.

Имел сегодня длительную беседу с Нденом. Он вновь жаловался на нашу подозрительность и склонность приписывать английскому правительству несуществующие у него намерения и планы. Он ознакомил меня с содержанием последней ноты, посланной локарнскнм державам, в которой на первом плане английское правительство подтверждает необходимость вслед за заключением Западного пакта расширить обсуждение для осуществления европейского соглашения. Англия стоит за региональные пакты, в свое время одобрила франко-советский пакт, одобряет его и теперь, но это не значит, что Англия сама должна участвовать во всех пактах. Идеи видит необходимость согласования между собой пактов и установления взаимозависимости, но не представляет себе, как это произойдет. Он согласен, что необходимо использовать трудное финансово-экономическое положение Германии, чтобы добиться от Гитлера максимума уступок и не давать ему ничего даром.

Конечно, все это Идеи говорил мне не в виде монолога, а в ответ на мои вопросы и заявления. Он намекал, что не может делать все, что он лично считает нужным и правильным. Идеи жаловался на нашего представителя в Лондонском комитете, отказавшегося обсуждать вопрос о косвенном вмешательстве, как не стоящий в порядке дня. Я ему сказал, что не имею об этом никаких сообщений ни из Лондона, ни из Москвы, но мне кажется, что ввиду продолжающихся поставок повстанцам и невозможности установления эффективного контроля ранее принятых обязательств нельзя говорить о новых обязательствах, которые также будут выполняться только одной стороной. Идеи сказал, что речь не идет о принятии обязательств, а лишь об обсуждении, и он не понимает, почему мы от этого отказываемся.

Из достоверных источников известно, что часть форпн офиса стояла за немедленную посылку в Берлин Лейт-Росса для

* Копия телеграммы направлена в полпредство СССР в Великобритании.


экономических переговоров с тем, чтобы показать Германии возможность получения финансовой помощи, а затем уже требовать от нее компенсации. Однако победило мнение другой части форнн офиса о необходимости воздержаться пока от экономических переговоров с Германией.

Литвинов

Печат. по арк.

288. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Румынии М. С. Островскому, нз Женевы

/ октября 1936 г.

Сегодня Антоиеску показал мне бенешевскпй проект нового пакта Малой Антанты о взаимопомощи против любого агрессора. Ои подчеркивал, что пакт будет осуществлен лишь в случае заключения такого же пакта Францией с Малой Антантой, а еще лучше н с СССР. Он показал мне также секретный протокол Братиславскон конференции Малой Антанты, в котором говорится как о вышеуказанном бенешевском проекте, так н о решении в случае восстановления габсбургской монархии нлн восстановления в Венгрии воинской повинности прибегнуть к мобилизации лишь при нейтралитете Германии и Италии. Это является ослаблением ранее достигнутого соглашения о мобилизации без указанных условий. Постановили план Годжи, сводящийся к таможенной уини. обсудить при следующей встрече. Остальные пункты протокола касаются поведения Малой Антанты на Ассамблее и в Совете Лиги наций. Антоиеску вновь распространялся на тему о неизбежности для Румынии держаться дружбы с СССР. Я ему вновь указал, что политическая дружба имеет свою ценность лишь тогда, когда она не скрывается *. Если ои мне на ухо будет шептать о дружбе, а публично расшаркиваться перед Германией и Польшей, то это не принесет никакой пользы ни нам. ни Румынии. Я ознакомил его с историей переговоров о советско-румынском пакте **, подчеркнув, что инициатива всегда исходила от Титу-леску, и сообщил, что при последней встрече с Тнтулеску были улажены почти все спорные вопросы. Антоиеску выразил сомнение, чтобы в его министерстве имелись какие-либо следы этих переговоров, в которые Тнтулеску не имел обыкновения кого-либо посвящать. Я ему сказал, что проект пакта был нами

* См. док..4- 273. ** См. т. XVIII, док. № 407, 4П, 436. а также док. Д* 309, 357 настоящего тома.


представлен через Островского и первоначальные переговоры велись через него в Бухаресте. Я еще раз напомнил ему, что не мы, а Титулеску добивался этого пакта,

Литвинов

Печат. по арх.

289, Письмо Полномочного Представителя СССР в Германии Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Н. Н. Крестинскому

/ октября 1936 г.

Дорогой Николай Николаевич,

На заключительном заседании происходившего во Франкфурте всегерманского съезда бюро путешествии председатель Имперского объединения по туризму (Реихсфремденферкер-фербанд) Эссер сделал доклад о правительственной политике в вопросах иностранного туризма и значительную часть этого доклада посвятил доказательству недопустимости поездок из Германии в СССР и обратно. Эссер, являющийся совершенно официальным лицом, повторил в духе речи Геббельса грубую ругань по адресу СССР и его правительства и выражал свое возмущение по поводу того, что в германских рейзебюро* еще можно получить наряду с другими проспекты, касающиеся поездок в Москву и Ленинград.

«Интурист» является членом того германского объединения бюро путешествий, которым руководит Эссер. При этом «Интурист» был принужден германскими властями войти в состав этого объединения, поскольку берлинское отделение «Интуриста» является обществом, подчиненным германским законам. Вместе с тем представители аусамта пас неоднократно заверяли, что деятельность отделения «Интуриста» как бюро путешествии не должна и не будет встречать никаких препятствий. Все эти моменты дают нам основание обратить внимание аусамта на речь Эссера и потребовать, чтобы были приняты меры к обеспечению нормальной работы берлинского отделения «Интуриста» и, следовательно, чтобы было предотвращено проведение в жизнь призыва имперского комиссара Эссера к бойкоту «Интуриста» 173,

Однако значение речи Эссера не ограничивается вопросом о работе «Интуриста». Речь Эссера является одним из многих признаков того, что в этом год\г оскорбления и угрозы по адресу СССР, оглашенные с нюрнбергской трибуны ** и после закрытия съезда, повторяются в разных вариантах официальными лицами. Я считаю нужным подчеркнуть, что дело за-

* — бкро путешествий (нем.). ** См, док, № 266.


ключается не только в продолжающейся газетной кампании, в повторении оскорблений по адресу СССР по различным поводам в газетных статьях и даже не з таких фактах, как включение антисоветской речи Геббельса в текущую кинохронику, которая сама по себе уже не посвящена Нюрнбергу. Насколько нам известно, антисоветские речи Геббельса и Розенберга читаются и комментируются в школах, в лагерях трудовой повинности и т. п- Мы должны считаться с тем, что официальные ораторы третьей империи будут и в дальнейшем в своих речах выступать не только с антисоветскими зыпадами, но и с оскорблениями по адресу правительства СССР.

Иными словами, антисоветские лозунги, данные в Нюрнберге, призывы к бойкоту СССР продолжают свое действие и после Нюрнберга, причем гитлеровцы считают себя ничем не связанными в своих антисоветских выступлениях.

С товарищеским призетом

Суриц

Печат. по арх.

290. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Иране Л. С. Черных в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

/ октября 1936 г.

В беседе с Давером я обратил его внимание на странность иранской позиции в отношении «Кевир-Хуриана» *. Иранское правительство и лично Давер добивались начала переговоров, торопили, а когда Советское правительство дало согласие **, иранская сторона уклоняется от переговоров. На мою ноту с извещением о согласии на переговоры и о составе советской делегации m МИД вообще не ответил, ссылаясь на необходимость какого-то изучения вопроса. Казалось бы, нужно прежде всего получить и изучить наши предложения, а от этого МИД уклоняется. Давер сделал вид, что не знает, почему МИД занимает такую позицию, и даже ею удивлен. В то же время ои предложил мне передать ему наш проект в приватном порядке.

Прошу указаний, следует ли в таком порядке передавать наш проект. Нет сомнения, что иранцы хотят начать переговоры в наименее связывающей их форме. Срочно сообщите 175.

Полпред

Печат. по арх.

* См. док. У« 19. ** См. док..4° 197.


291. Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в Венгрии в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Вне очереди 2 октября 1936 г.

Несмотря на запрет министром внутренних дел политических собраний, вчера христианско-социальная партия под предлогом собрания с отчетом своих депутатов в парламенте устроила антисоветский митинг, на котором депутат Петровац, называя полпредство СССР на улице Байза центром большевистской пропаганды в Венгрии и ее финансирования, требовал разрыва сношений с СССР, не упустив также случая назвать «Лейбе Блюма позором Франции». На митинге раздавались возгласы; «Долой правительство, впустившее большевиков, идем на улицу Байза вернуть им паспорта». Колонна демонстрантов, направлявшаяся после митинга к полпредству, была на полпути рассеяна полицией, вторая колонна, направлявшаяся к редакции эсдековской газеты «Непсава», натолкнулась на физическое сопротивление рабочих. Сегодня по всему городу расставлены усиленные наряды полиции. Обедавший у меня сегодня Юнгерт проанализировал вчерашний митинг, пытаясь одновременно доказать, что поддержка нами Чехословакии и Малой Антанты вызывает сильное беспокойство и антисоветские настроения.

Телеграфируйте, считаете ли нужным, чтобы я завтра сделал представление вр. и. о. министра иностранных дел, указав, что попустительство правительства и участие официозной прессы в антисоветской кампании поощряет и гарантирует безнаказанность и что возможные последствия возлагаю на венгерское правительство *.

В комментариях нашей печати к этим выступлениям считал бы нужным отметить следующее: рост антисоветской кампании после визита Нейрата и приезда Геббельса, поощрение правительством, несмотря на запрет политических собраний, специфических антисоветских выступлений, возможную перемену в составе правительства с привлечением открытых агентов Германии и резко антисоветски настроенных Тлявского, Мартона, Антала, Раиниша, Мечера. В случае желательности демарша учтите, что завтра суббота и он должен быть сделан до полудня.

Мирный

Печат. по арх.

* См. док. Л? 293-


292. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Временному Поверенному в Делах СССР в Великобритании С. Б. Кагану

4 октября Î936 г-

Уважаемый товарищ.

Поскольку Ваши запросы в связи с работой контрольного Комитета носят обычно срочный характер, мы отвечаем Вам по телеграфу, и в письме поэтому я хочу дать лишь общую установку.

Не только англичане, но и франпузы не хотели и ие хотят оказать мадридскому правительству какую-либо реальную помощь. Они выступили с инициативой соглашения о невмешательстве для того, чтобы создать перед своим общественным мнением легальную базу для неоказания помощи. В момент начала переговоров об этом соглашении французское правительство, может быть, искренне надеялось, что при помощи этого соглашения оно положит предел помощи, которую мятежники получали в то время от Италии, Германии и Португалии. В дальнейшем выяснилось, что перечисленные выше государства, несмотря на присоединение к соглашению, продолжают оказывать помощь мятежникам. Если этот факт будет официально констатирован, то франпузы должны будут илн присоединиться к каким-либо мерам против нарушителей соглашения, илн признать, что соглашение перестало действовать. Б этом последнем случае у французского правительства не будет никаких аргументов против требования французской общественности, профсоюзов и компартии оказать эффективную помощь мадридскому правительству, А этого левое французское правительство ие хочет, бонтся. Поэтому французское правительство и его представитель в Лондонском комитете, конечно, не будут помогать иам в разоблачении Португалии, Германии и Италии, а будут всячески саботировать постановку вопроса о помощи мятежникам. Мало того, для того чтобы занять Комитет какими-либо другими делами, франпузы охотно будут идти на обсуждение всякого рода предложений, вроде изложенных в итальянском меморандуме167, хотя эти предложения, если бы они были приняты, обозначали бы дальнейшие трудности для мадридского правительства в получении помощи извне.

Имейте в виду (это дель Вайо* говорил открыто т. Литвинову), что мадридское правительство не столько заинтересовано в том, чтобы было прекращено снабжение мятежников, сколько в том, чтобы у самого мадридского правительства не были отняты все возможности получения вооружения извне. Поэтому для мадридского правительства невыгодно какое-

*.Чннвстр иностранных дел Испании.


либо дальнейшее расширение существующих уже международных обязательств о невмешательстве в испанские дела.

Вот почему мы все время предлагали Вам возражать против обсуждения итальянского меморандума. Возможно, что сегодня ввиду давления, оказываемого на нас французами и англичанами, мы изменим свою директиву и разрешим Вам дать свое согласие на обсуждение меморандума по сущестзу. Об этом я сообщу Вам дополнительно сегодня по телеграфу *. Но мы не можем допустить, чтобы то или другое, принятое Комитетом итальянское предложение рассматривалось как постановление, связывающее правительства, представленные в Лондонском комитете. Поэтому по окончании обсуждения Вам нужно будет в неостазляющей сомнения форме заявить, что обсуждение в Комитете поднятого итальянцами вопроса пред-стазляет собою лишь предварительный обмен мнениями, результат которого будет доведен членами Комитета до сведения правительств, но что характер обязательности постановления Комитета получат лишь после утверждения их соответствующими правительствами.

При нынешней обстановке в Испании подпись Советского Союза под какими-либо новыми ограничениями помощи испанскому правительству произвела бы очень тяжелое впечатление на стоящие за правительством силы и понизило бы их тзер-дость и боеспособность.

Вот почему мы должны быть очень осторожны в этих вопросах.

Независимо от согласия на обсуждение итальянского меморандума Вы должны продолжать требовать немедленного рассмотрения дейстзий Португалии, нарушающей обязательство о невмешательстве в испанские дела. Вы можете выступить в качестве жалобщика, Материал для этого Вы частично получили из Женевы, частично можете взять из газет (показания Додда и других), частично Вам шлет сегодня т. Нейман.

С товарищеским приветом

Н. Крестинский

Пгчат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: