Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции В. П. Потемкина в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Вне очереди Î7 февраля 1937 г.

Ответ французскому генеральному штабу31 сообщен сегодня в 3 часа дня Семеновым ** генералу Кольсопу ***, заменившему отсутствующего Швейсгута ***. Присутствовал генерал Жеродиас ***, записавший основные положения ответа.

* См. т. XIX, док. № 364. ** Военный атташе при полпредстве СССР во Франции. *** Соответственно начальник главного штаба сухопутных сил, заместитель начальника генерального штаба и заместитель начальника главного штаба сухопутных сил французской армии.


Между прочим, Жеродиас осведомился, почему не предусматривается проход наших войск через Литву. Семенов разъяснил, что прежде всего, естественно, намечаются действия, согласованные с союзниками и друзьями Франции, как Польша и Румыния. В целом иаш ответ признан прямым и ясным. Сегодня же он докладывается Гамелену.

В три с половиной часа дня я сообщил наш ответ Блюму. Он записал его содержание. По его словам, ои лично должным образом оценивает «прямоту ответа, чуждого всяких недомолвок». Блюм просил передать правительству СССР и, «если можно, Сталину» его признательность за такой ответ. Завтра ои созывает Даладье, Дельбоса и некоторых других членов правительства для его первоначального обсуждения. Со своей стороны ои высказал предположение, что, быть может, придется предусмотреть и такой вариант, при котором Польша будет сохранять нейтралитет, а согласие на пропуск наших войск будет иметься со стороны Румынии. На это я заметил, что заранее примиряться с отказом Польши от выполнения союзных обязательств и требований Устава Лиги наций было бы слабостью и опасной политической ошибкой. Между прочим, Блюм выразил недоумение, зачем понадобилось генералу Кольсоиу привлекать Жеродиаса к разговору с Семеновым. Жеродиас не является для правительства вполне своим человеком и в ближайшее время должен будет оставить службу в генштабе для перехода иа командную должность.

Полпред

Печат. по арх.

51. Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в Японии Н. Я. Райвида в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

17 февраля 1937 г.

Политический кризис, начавшийся в связи с речью сэйю-каевца Хамада * 21 января, ие закончен. Борьба в правящем лагере еще продолжается, о чем свидетельствует и довольно острый характер парламентских прений.

Ход борьбы внутри правительства Хирота вокруг кандидатуры Угаки** и в процессе формирования кабинета Хая-сн*** показывает, что ни одна из борющихся сторон — умеренно консервативный лагерь (двор, значительная часть финансового капитала и буржуазные партии) и военщина

* Лидер партии сэйкжай; см. газ. «Известия»,-24 января 1937 г, ** Генерал в отставке. ** Премьер-министр Японии с 2 февраля по 31 мая 1937 г,


(вместе с стоящими за иею реакционно-фашистскими кругами и наиболее агрессивной частью финансового капитала)—не имеет решающего перевеса сил. Известно, что военная клика еще в декабре добивалась роспуска парламента с целью ие допустить выявления в парламенте резко усилившегося недовольства внешней и финансовой политикой правительства. Военные считали, что только решительным действием, как роспуск парламента, могут приостановить рост оппозиции против армии, поэтому воспользовались первым же незначительным поводом — выступлением Хамада. Однако у них не хватило сил для полного осуществления своих намерений, ибо они наткнулись иа сопротивление двора и политических партий и, что особенно важно, иа возражение флота, а также на отрицательное отношение к военной клике со стороны подавляющей части буржуазного общественного мнения. Поэтому результатом активизации военных явился ие роспуск парламента, а неожиданное для всех осложнение с Хирота.

В свою очередь умеренно консервативный лагерь попытался использовать в своих интересах недовольство в широких слоях буржуазии внешней и внутренней политикой Хирота — Баба* — Тэраути * для создания «сильного» правительства, способного, не изменяя основного курса политики, прибрать к рукам воеищииу и устранить крайность финансовой политики Баба. Для этого был выдвинут Угаки, поддерживаемый почти всей буржуазией, прессой и парламентом. Однако умеренно консервативный лагерь ие сумел преодолеть сопротивления воеищины этой попытке и ие решился дать ей открытый бой. Угаки должен был отказаться, что является успехом армии. Таким образом, ни умеренные круги, ни военщина ие сумели добиться резких изменений в соотношении сил в свою пользу. Результатом этого явился достаточно гнилой компромисс в виде кабинета Хаяси, являющегося, по личности премьера, по составу министров и их связей в правящих кругах, а также по характеру правительственной декларации, самым бесцветным и малоавторитетным со времени кабинета Киоура **.

В настоящий момент можно зафиксировать следующие результаты этого политического кризиса:

1. В стране усилилось еще недовольство и оппозиция по отношению к армии, престиж и популярность которой продолжают быстро падать; нынешние парламентские прения, открыто заостренные против военщины, свидетельствуют об этом и о попытках умеренного лагеря изолировать военщину и окончательно лишить ее общественной поддержки в стране.

* Соответственно министр финансов и военный министр в правительстве Хирота.

** Премьер-министр Японии в январе — июне 1924 г,


2. Ёоенная клика, Несомненно, озабочена этим ростом аитиармейских настроений и своей неудачей добиться роспуска парламента, поэтому она пока держится пассивно, несмотря на то что некоторые выступления в парламенте против армии гораздо острее, чем речь Хамада. Однако она ие может позволить парламенту пойти слишком далеко в его попытках дискредитировать и обуздать военную клику, поэтому использование нового конфликта между парламентом и армией с последующим роспуском парламента вполне возможно.

3. Военщина добилась двух несомненных успехов в результате этого кризиса. Эти успехи: а) фактическое снятие с порядка дня той острой критики внешней политики, которая являлась одной из главных целей политических партий иа парламентской сессии. В связи с этим вряд ли будет иметь место такая мобилизация общественного мнения против япо-ио-термаиского «антикомиитерновского» пакта, которая была бы столь выгодна для иас. Остается, конечно, возможность более умеренной критики в связи с обсуждением бюджета МИД; б) усиление реакционного характера правительства, ослабление его зависимости от политических партий по сравнению с прежними правительствами и усиление зависимости кабинета Хаяси от воеищииы.

4. В то же время правительство должно было внешне отмежеваться в демонстративной форме от финансовой политики Баба, уступая тем самым общественному мнению. Однако это отмежевание иосит чисто декларативный характер, ибо бюджет Юки * материально мало чем отличается от бюджета Баба. Поправки Юки к проекту Баба носят больше бухгалтерский характер и в целом не ослабляют намеченного Баба увеличения финансового бремени населения. Имеющие же материальное значение изменения в проекте налоговой реформы, сделанные Юки (перераспределение налоговых тягот в пользу крупного капитала и в ущерб помещичье-кулацкой верхушке деревни), и некоторые его поправки к бюджету (сокращение суммы новых займов, ничтожное сокращение военных и морских бюджетов и т. п.) встречают удовлетворение финансового капитала и рассчитаны иа успокоение страны и заграницы, встревоженных вскрывшейся при Баба перспективой ускоренного развития инфляции и обострения классовой борьбы (стачечное движение и пр.).

5. Правительство Хаяси будет в лице Юки и Икэда ** лучше связано с крупным финансовым капиталом, чем Хирота — Баба, в то же время больше влияния, чем до сих пор, будет оказывать иа финансовую политику концерн «Мицуи», кото-

* Министр финансов в правительстве Хаяси. ** Президент Японского банка.


рын прн прежних правительствах был несколько Оттеснен концернами «Мицубиси», «Ясуда» и др.

В целом налицо новые шаги по пути фашизации страны, дальнейшего ущемления парламентаризма и по пути обострения противоречий в правящем лагере и классовой борьбы.

Следует особо отметить, что единственное заявление в области внешней политики было сделано Хаяси в парламенте лишь о советско-японских отношениях*. Подчеркивание факта заключения японо-германского соглашения и декларирование обязательств реализовать его, отклонение пакта о ненападении с СССР и характеристика нашей политики как угрожающей— все это свидетельствует о том, что у правительства Хаяси единственным твердо усвоенным принципом является стремление продолжать враждебную нам политику Хирота— Арита.

Поверенный в Делах

Печат. по аох.

52. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара земледелия СССР Полномочному Представителю СССР в Монгольской Народной Республике В. X. Таирову

21 февраля 1937 г.

Для 10 станций32 завозим 100 тракторов, к ним 500 конных сенокосилок плюс 250 сенокосилок конной тяги, 350 конных грабель, 10 грузовых автомобилей, 10 автопередвижных мастерских, 50 пароконных повозок, 1050 комплектов упряжи, прочий инвентарь. Командируем 10 инструкторов, 20 механиков, 20 шоферов, 120 трактористов, 10 слесарей, 10 кузнецов, 10 счетоводов. Сообщите Ваши соображения о мощности станций, точки станций, пути перебросок оборудования. Необходимо выделение сенокосов в среднем по 10 000 га на станцию, наметить 200 человек для обучения тракторному делу, подобрать переводчиков, рабочую силу, лошадей, с учетом привлечения населения. Договоритесь об ассигнованиях на опе-рапноино-хозяйствепные расходы **.

Цылъко

Печат. по арх.

53. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Румынии М. С. Островскому

22 февраля 1937 г.

На Вашу телеграмму от 20 февраля33. Я потому и говорил с Чиунту***, что знал, что он немедленно передаст разговор в Бухарест, и, по-видимому, передал с достаточной полнотой.

* См. газ. «Известия», 16, 18 февраля 1937 г. ** См. док. № 59. *** Посланник Румынии в СССР.


В предстоящей беседе * можно заявить следующее. Мы от Румынии ничего не добиваемся, кроме сохранения ею полной самостоятельности перед лнцом германских и польских провокаций, лояльности в отношении Франции и Малой Антанты, дружественных отношений с нами и верности принципам Лиги наций и коллективной безопасности ** —иначе говоря, сохранения курса Титулеску. Вместо этого мы видим ослабление малоантантовских связей, господство в Румынии влияния польской и германской миссий и в довершение всего новый пароксизм интимности с Польшей. Договор с Польшей*** был направлен исключительно против СССР, нбо ии против Германии, ни против Болгарии или Венгрии Польша Румынии помощи не окажет. С последней Польша сохраняет самые интимные отношения. Польша вместе с Германией подкапывается под Малую Антанту. Мы имели право рассчитывать, что после гарантий, данных нами Румынии в Лондонской конвенции ****5 Румыния не станет вновь манифестировать сближение с Польшей, которое мы должны рассматривать как направленное против СССР, ибо никаких других целей это сближение преследовать не может.

Поэтому поездку Антонеску и Самсоновича в Варшаву34, если даже и не подтверждается сообщение о письменном подтверждении Антонеску консультации с Польшей при любом договоре с нами, и предстоящую поездку короля в Варшаву или Мосьцицкого ***** в Бухарест мы не можем воспринять иначе, как полное изменение курса Румынии в отношении нас. В беседах с Вами ****** министры, правда, говорят о дружественных отношениях с нами, по публично заявляют лишь о том, что никакого пакта с нами не заключили, и дается торжественное обещание и впредь не заключать его. Эти положения Вы можете иллюстрировать известными Вам фактами, а также отношением к нашим курьерам и гражданам при проезде через Румынию и затруднениями в создании воздушной линии с Прагой *******.

Дельбос мне действительно категорически заявил, что рекомендовал Румынии дать согласие на болгаро-югославский договор лишь при соответственной клаузуле о неизменности и неприкосновенности других обязательств Югославии 35.

Можно выразить сомнение в завершении акции относительно отозвания немца и итальянца36.

* См. док. № 55. ** См. т. XIX, док. № 273 279, 288, 357. *** См. т. IX прим. 26. **** См. т. XVl, док. № 213. ***** Президент Польши,- см. док № 133 203. ***** См, док. № 23. ***** См. т. XIX, прим. 99.


Подсказывать Румынии мы ничего не можем, она сама должна сделать что-нибудь, чтобы рассеять наши подозрения, но не в форме заявления Вам с глазу на глаз.

М. Литвинов

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: