Анализ результатов исследования

В эксперименте приняли участие 100 человек (учащиеся 3-х и 4-х классов). Из них 73 человека девочки, 27 человек мальчики. Возраст участников эксперимента - 10 лет.

На начальном этапе нашего эксперимента перед нами встала задача – отобрать тех детей, которые предположительно подвержены страхам. Мы решили сделать это методом наблюдения и опроса руководителей данных классов. Так было выявлено 45 человек. Затем мы провели с этими учениками методику «Диагностика страхов школьника», и на основе полученных результатов мы сделали выборку – 15 человек. Всё дальнейшее исследование проводилось с этими выбранными учениками.

Исследование проходило следующим образом:

1. Диагностика страхов младших школьников;

2. Оценка достоверности полученных результатов с помощью метода ранговой корреляции К. Пирсона.

3. Составление коррекционной программы.

Наше исследование началось с диагностики страхов младших школьников; методики для этого были перечислены выше, но кроме них мы проводили беседу с педагогами, родителями и наблюдали за детьми.

В ходе беседы педагоги отмечали в первую очередь, то, что эти дети очень эмоционально реагируют на всякого рода замечания, критику в их адрес, они излишне плаксивы, обидчивы, очень ранимы. На первый взгляд, такие дети кажутся замкнутыми, безынициативными, что вызывает проблемы в налаживании контактов с другими детьми, они часто оказываются изгоями в классе, так как ученикам с ними очень трудно найти общий язык. В свою очередь реакцией на такое положение оказывается агрессия.

Действительно, наблюдение показало, что ребёнок, подверженный страхам различного рода, практически не проявляет инициативы: он не поднимает руку с желанием ответить на вопрос, на переменах он не бывает зачинщиком интересной игры. Он в стороне, но рядом, ему хочется быть хорошим учеником, влиться в коллектив других детей, нравиться учителю, - он просто не знает, как это сделать, он боится, его движения и мысли сковывает страх оказаться не тем, каким должен быть хороший ученик, хороший ребёнок.

Анализируя результаты, полученные с помощью метода неоконченных предложений, можно отметить, что для опрошенных учеников очень важна отметка, оценка учителя. Это видно по окончанию первого предложения, 73% детей ответили так: «Когда я думаю о школе – я думаю об отметках», «Когда я думаю о школе, я думаю что получу». Значимость оценки прослеживается во всех ответах, с ней связанны сильные эмоциональные переживания: «Когда я получу двойку, я плачу», «Когда я получу двойку, я думаю, что меня дома будут очень сильно ругать». Дети говорят об отметках практически в каждом предложении: «Когда у нас контрольная, я думаю, что мне за неё поставят», «Когда я иду в школу, я думаю, что я сегодня получу», Так отвечает большинство детей.

Но также в окончаниях предложений можно проследить страх опоздать в школу, на урок; это можно увидеть в таких ответах: «Когда я иду в школу, я боюсь опоздать», «Когда звенит звонок, я бегу быстрее на урок, чтобы не опоздать» и т.д. И еще очень важно отметить значимость учителя для ребенка, авторитетность его мнения. Не было таких ответов, которые бы подчеркивали негативное отношение к учителю, были лишь более теплые эмоциональные высказывания и менее. Например: «Когда я вижу учителя, я здороваюсь», «Когда я вижу учителя, мне становиться радостно». Это наиболее важные общие моменты, которые, на наш взгляд, стоило отметить.

Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Предложение встречаться 2 раза в неделю для того, чтобы вместе рисовать, вызвало положительную реакцию детей, они проявили заинтересованность. Судя по тому, что дети сели по одному, можно говорить о трудностях в налаживании взаимоотношений со сверстниками.

Пред первым занятием участникам было предложено принести рисунки, нарисованные ранее, те, которые им наиболее нравятся. 85% детей выполнили просьбу, и в начале занятия состоялось всеобщее обсуждение этих продуктов творчества. Каждый начинал своё высказывание и фразы «Больше всего мне нравиться в этом рисунке…». Дети получили огромный заряд положительных эмоций, познакомились друг с другом ближе. Оставшиеся 15% принесли свои рисунки на следующее занятие. После подготовительного этапа мы приступили к тематическому рисованию.

Анализируя полученные рисунки можно выделить наиболее общие черты, характерные для младших школьников, подверженных страхам.

У 95% испытуемых обозначилось наличие тревожности, острой тревоги, страхов. Дети постоянно сомневаются в правильности своих действий, очень много стирают, исправляют, затем снова стирают. Ребенок не уверен, что он хочет нарисовать именно это, что это будет правильно, красиво – даже здесь оценка оказывается наиболее значимой.

87% детей обнаружили трудности в общении с другими детьми, сложности в установлении контактов со сверстниками. Ребенок будто оторван от коллектива, хотя тщательно, с обидой, следит за всеми происходящими событиями. На рисунке «Во дворе» дети часто рисуют играющих сверстников, а себя изображают стоящим неподалёку.

Негативное отношение к школе, невозможность проявить себя с лучшей стороны в её стенах отмечается у 78% испытуемых. На рисунке «В школе» дети изображают очень красивую, цветную школу, но не рисуют себя в ней. Возможно, это говорит и о нежелании посещать школу, стремлении к спокойствию. Но были и другие единичные рисунки на данную тему – мальчик рисует школьную доску. Возможно, это говорит о наличии страха публичного выступления, тревожности при ответе у доски. Или, например, ребёнок рисует вид школы ночью, в серых тонах – здесь можно говорить о явном негативном отношении к школе.

Наиболее информированным считается рисунок на тему «Семья», который отражает семейную ситуацию, а так же установку на её изменение в благоприятную для него сторону.

При анализе рисунков у 40% детей можно отметить наличие эмоционального конфликта, недовольство существующей семейной ситуацией. У 20% наблюдаются конкурирующие отношения с родными братьями и сёстрами, что достаточно часто встречается в детском возрасте. 15% испытуемых «увеличили» состав семьи, что говорит о неудовлетворительных психологических потребностях в семье.

У 80% детей отмечается низкий уровень эмоциональных связей в семье, разобщенность её членов, некоторые из испытуемых желают объединить, сплотить семью. 3% участников эксперимента испытывают чувство невключенности, отчуждённости, а 15% - старательно отвергают, негативно относятся к «приходящему» члену семьи – часто к пожилой бабушке.

У 70% детей наблюдается наиболее сильная эмоциональная связь с матерью, т.е. ребенок рисует себя ближе к ней, на ней красивая одежда, он постоянно возвращается к её рисованию и добавляет новые детали. Отец рисуется большим по размеру, но достаточно схематично – ребенок признает авторитет второго родителя, но положительные эмоциональные отношения, скорее всего, отсутствуют. 15% детей бессознательно оттягивали момент рисования непосредственного членов семьи, отодвигали неприятное им задание во времени, отдавая предпочтение прорисовке различных объектов – мебели, домашних животных и т.д.

2 ребёнка изобразили свою семью со спины – показатель конфликтного отношения в семье.

80% испытуемых настойчиво проводили линию внизу страницы, которая характерна для детей из неустойчивых семей.

Тема «Что мне сниться страшное или чего я боюсь днем» лишь у 15% детей вызвала затруднение, то есть эти дети не сделали рисунка на данную тему. Все остальные без особых размышлений выполнили задание. Рисунки были самые разнообразные: 20% изобразили «Зачарованных», 15% - больничную палату и врачей, 35% - различные аварии и катастрофы, 15% - себя, отвечающим у доски, двойку в дневнике, 5% - темноту.

На тему «Самое плохое и самое хорошее» дети предпочитали изображать приятные события – дни рождения, совместные поездки с семьёй на отдых и т.д.

Последнее занятие с рисунком на тему «Кем я хочу стать» позволило завершить тематическое рисование на оптимистической ноте, способствовало повышению уверенности детей в своих силах.

При проведении математического анализа с помощью метода К. Пирсона, коэффициент корреляции составил 0,81 оценка значимости 26,2, что указывает на очень высокую достоверность выдвинутой гипотезы.

Мы сформировали выборку и провели исследование. Мы приложили максимум усилий для создания оптимальных условий для его проведения.

Нами был проведен анализ полученных результатов и дальнейшая проверка сформулированной ранее гипотезы. В результате наша гипотеза подтвердилась полностью: эффективность снижения уровня различных страхов младших школьников обусловлено воздействием соответствующих методов психокоррекции.

Далее мы составили список рекомендаций для родителей и педагогов по созданию оптимальных условий для эффективного общения с детьми, имеющими страхи.

В своей дипломной работе мы раскрыли лишь наиболее общие положения заданной темы. Поле для её исследования настолько обширно и интересно, значимо для развития психологии, что многие другие вопросы по проблеме требуют дальнейшего изучения. Но результаты нашей работы могут быть полезны исследователям, которые занимаются изучением данных вопросов, а так же могут быть использованы в практических целях: для специалистов, работающих с детьми младшего школьного возраста, в частности, педагогов-психологов.

СЮДА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: