Методика экономического анализа

Метод экономического анализа предусматривает использование ряда конкретных методик аналитического исследования. Под методикой понимается совокупность действий и определенная последовательность их выполнения, которые обеспечивают наиболее рациональное решение какой-либо задачи. В экономическом анализе методика представляет собой определенную последовательность этапов подготовки и проведения аналитического исследования для достижения цели анализа.

Различают общую и частные методики анализа.

Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении любых объектов экономического анализа в различных отраслях экономики. Частные методики конкретизируют общую относительно определенных отраслей экономики, типов производства, объектов исследования, видов анализа.

Общая методика анализа представляет собой указания или методологические советы по исполнению аналитического исследования. Она содержит следующие пункты.

1. Определение целей проведения анализа и задач, которые необходимо решить для достижения этих целей.

2. Определение (выбор) объектов анализа.

3. Определение пользователей результатов анализа.

4. Формирование системы показателей для проведения анализа.

5. Определение и подготовка информационной базы анализа.

6. Выбор методов проведения анализа.

7. Выбор технических средств и программных продуктов для проведения анализа.

8. Организация анализа.

9. Определение последовательности и периодичности проведения анализа, календарное планирование аналитической работы.

10. Непосредственно сам анализ, то есть обработка исходных данных с помощью выбранных средств и методов.

11. Обобщение выводов и разработка мероприятий по результатам анализа.

12. Документальное представление результатов анализа.

Большинство из перечисленных этапов методики проведения анализа будут подробно рассмотрены в последующих разделах настоящего пособия. Остальные пункты прокомментируем сейчас.

Объекты анализа выбираются в зависимости от поставленной перед аналитиком цели анализа, а перечень задач определяется таким образом, чтобы достичь поставленной цели.

Уточнение состава пользователей анализа проводится потому, что от уровня их компетентности в вопросах экономики вообще и анализа, в частности, зависит глубина проведения анализа и характер подачи его результатов в итоговом документе. Например, если анализ хозяйственной деятельности предприятия проводится для его высшего руководства, этот документ должен быть весьма подробным и составленным на профессиональном языке, с большим количеством цифрового материала и таблиц. Если же пользователи анализа – рядовые акционеры, собравшиеся на годовое собрание, выводы по анализу должны быть изложены доходчиво, лаконично и наглядно, что достигается с помощью диаграмм и графиков.

Формирование системы показателей для описания объекта исследования и результатов анализа – отчасти наука, а отчасти – искусство. Они не должны дублировать друг друга и, в то же время, обеспечить полноту описания объекта. От тщательности выполнения этого этапа во многом зависит точность и глубина анализа.

Состав информационных источников получения исходных данных для проведения анализа определяется, с одной стороны, целями анализа, а с другой стороны – уровнем доступа к информации, определенным аналитику заказчиками анализа. Необходимая информация собирается и подготавливается к анализу: проверяется ее достоверность и точность, проводится приведение в сопоставимый вид и т. д.

Технические средства необходимы, во-первых, для автоматизации аналитических процедур, а во-вторых, для обеспечения обмена информацией между отдельными исполнителями анализа. Программное обеспечение для проведения анализа может быть разработано специально или приобретено. В настоящее время на рынке имеется большое количество программных пакетов по экономическому анализу, а также автоматизированных систем управления организациями с встроенным в них аналитическим модулем.

Организация анализа требуется, если в его выполнении будет задействовано несколько специалистов. Она подразумевает выбор организационной формы проведения анализа, определение состава исполнителей, распределение между ними обязанностей и ответственности, организацию документооборота.

Календарное планирование охватывает весь период проведения анализа с детализацией его на отдельные этапы. При этом проводится распределение по отдельным этапам финансовых ресурсов и решаемых задач, определяются цели, которые должны быть достигнуты на каждом из этапов и отчетность по результатам этапов.

Периодичность проведения анализа определяется скоростью изучаемых процессов и степенью подробности исследования. Так, оперативный анализ-контроль деятельности предприятия может проводиться с периодичностью раз в неделю или ежедневно, а для анализа ситуации на фондовом рынке во время биржевых торгов аналитические процедуры выполняются каждые несколько минут.

На этапе проведения анализа исходные данные обрабатываются с использованием имеющихся технических и программных средств с помощью выбранных методов экономического анализа.

Обобщение выводов по всему перечню решенных аналитических задач и оценка объекта анализа в целом, а также разработка практических рекомендаций по повышению эффективности функционирования изученного объекта, устранению имеющихся недостатков и тому подобное – самый ответственный элемент методики экономического анализа. От грамотности его выполнения зависит действенность анализа и эффективность тех решений, для обоснования которых анализ проводится.

Любые результаты аналитического исследования должны быть оформлены в виде документов. Обычно это аналитический отчет (пояснительная записка), справка или заключение, документы, включающие текст, табличные и графические материалы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: