Содержание теории экономического анализа

Экономический анализ является прикладной научной дисциплиной, а его теоретическую основу составляет теория экономического анализа. Основное содержание этой науки составляет:

– определение целей и задач экономического анализа;

– определение его объектов, предмета и субъектов;

– определение места экономического анализа как науки и как вида практической деятельности;

– формирование принципов проведения анализа;

– классификация (систематизация) видов экономического анализа;

– определение информационных источников экономического анализа;

– классификация используемых для анализа показателей;

– систематизация методов проведения анализа;

– организация процесса экономического анализа;

– описание истории, направлений и научных школ экономического анализа.

1.8. История и перспективы развития
экономического анализа

Современные методики экономического анализа применяются в России сравнительно недавно, с переходом к рыночной экономике. Самофинансирование деятельности и конкурентная среда вовлекают хозяйствующие субъекты в борьбу за выживание, для победы в которой необходимо научное обоснование принимаемых решений и точный коммерческий расчет. Однако говорить о методах экономического анализа как о чем-то принципиально новом для современной отечественной аналитической науки нельзя – логика проведения и основные процедуры анализа были разработаны известными российскими балансоведами уже в первой четверти XX в.

Исторически анализ стал обособляться в самостоятельный раздел по мере появления систематизированных источников информации. Безусловно, элементарные аналитические расчеты свойственны любому осознанному принятию решений, однако именно с появлением информационных баз, а это – одна из характерных особенностей любой системы учета, – возникли и естественное желание, и потребность в аналитическом рассмотрении накопленных данных.

Допетровская Россия не была знакома с двойной бухгалтерией, более того, и во времена Петра I преобладала «простостатейная» бухгалтерия, однако уже в конце XVIII в., благодаря публикации ряда руководств и переводных книг в учете начинают появляться элементы двойной бухгалтерии и сопутствующие ей отчетные формы, в частности, инвентарный баланс. Тем самым было положено начало формированию систематизированной информационной базы, которая, в принципе, могла служить основой для анализа. Вероятно, отдельные элементы анализа уже в те годы имели место – хотя бы в том смысле, что подобные инвентарные балансы рассматривались в качестве доказательной базы в судах. Учет в России в те годы носил абсолютно конфиденциальный характер, и не из соображений какой-либо секретности или конкуренции, а просто потому, что велся он исключительно в интересах хозяина и выполнял в основном контрольные функции. Время использования отчетных данных как средства коммуникации еще не настало.

Аналитические процедуры при ведении хозяйства в России в конце XIX в. носили импровизационный характер. В начале ХХ в. с развитием фондовых рынков, появлением акционерной формы собственности и развитием информационной коммуникации, возникнет понимание бухгалтерской отчетности как основного источника информации, которым можно и нужно воспользоваться для успешного ведения бизнеса и для саморекламы. С помощью аналитических показателей на основе отчетности можно убедить оппонентов в своей экономической мощи и финансовой надежности, подтвердить кредитоспособность, целесообразность установления бизнес-контактов и т. д. Благодаря осознанию этого, к 1917 г. в России начали складываться основы систематизированного анализа.
К этому периоду относится и издание первых книг по анализу баланса.

В послереволюционные годы общемировые тенденции в формировании и становлении систематизированного анализа не могли не сказаться на сущности исследований российских ученых, сохранявших пока связи со своими зарубежными коллегами. В первые 10–15 лет после установления в стране советской власти, и в особенности в связи с кратковременной попыткой внесения элементов рынка в экономику в период новой экономической политики (НЭП), развивалось балансоведение, были достаточно актуальны вопросы использования данных учета для управления предприятиями. В эти годы уже имела место практика унификации отчетности и ее публикации.

В 30-е годы ХХ в. коммунистической партией Советского Союза была поставлена задача индустриализации страны. Для ее решения восстанавливались существующие и строились новые предприятия. Соответственно, стал востребован анализ хозяйственной деятельности предприятий. Таким образом, развитие экономического анализа в СССР было обусловлено не только логикой развития экономической науки и практики, но и сложившейся политической ситуацией, требованием текущего момента, необходимостью достижения основной цели, поставленной перед страной. В результате окончательно победило представление об экономическом анализе как о направлении, предназначенном для оценки деятельности предприятия по данным учета, статистики и плана, то есть понятие экономического анализа было сужено до одной его разновидности – АХДП. Термином «анализ» стали именовать обычную систему контроля по схеме «план – факт – отклонение». Поскольку анализ хозяйственной деятельности не имел своего инструментария, его создали простым заимствованием методов и приемов экономической статистики и включением экономико-математических методов.

Соответствующим образом сформировалась и так называемая теория анализа хозяйственной деятельности (экономического анализа), которая никоим образом не вписывалась в международные тенденции развития аналитической науки, наиболее ярко выраженные в трудах классиков экономического анализа Й. Шумпетера и П. Самуэльсона. Очевидные противоречия между теорией анализа в изложении советских и зарубежных авторов особенно наглядно проявились по мере приобщения в период перестройки российских ученых и практиков к западным идеям современной экономической теории и неоклассической теории финансов.

В то же время, следует отметить и положительные моменты в развитии экономического анализа в Советском Союзе. Именно здесь экономический анализ стали считать самостоятельной наукой (в то время как во многих других странах экономический анализ до сих пор рассматривают как раздел экономической статистики или финансового менеджмента). В 30-е годы ХХ в. появились первые учебники по экономическому анализу, его включили в программы вузовской подготовки специалистов. Наиболее признанными авторитетами в области анализа в те годы были Н. Р. Вейцман, С. К. Татур, М. И. Баканов.

В 1991 г. в связи с началом реформирования социалистической экономики на книжном рынке страны начали появляться монографии и руководства по анализу баланса, авторы которых пытались возродить традиции отечественной школы времен НЭПа.

Вообще конец XX – начало XXI вв. знаменуют собой важный этап в развитии аналитической науки в России. Анализ хозяйственной деятельности постепенно вытесняется финансовым анализом. В значительной мере подобная тенденция обусловлена внешними причинами – необходимостью внедрения рыночных отношений в отечественную экономику. Рынок вносит свои коррективы в учет и анализ. Идея спускаемого сверху плана уже не рассматривается как единственно возможная. Кроме того, приоритетное значение приобретает умение управлять финансовыми ресурсами, а значит, необходимо аналитическое обоснование решений финансового характера. Естественным образом возникла необходимость в новом анализе, ставящем во главу угла финансовые аспекты деятельности фирмы.

В настоящее время наработки советской аналитической школы не ушли в небытие – полезная их часть используется в управленческом анализе. Однако наибольшее внимание как ученых, так и практиков привлекают идеи балансоведения, дополненные новыми веяниями в контексте развития неоклассической теории финансов и финансового менеджмента. И эта тенденция, скорее всего, необратима.

Итак, российская аналитическая наука знала и взлеты, и падения. Если до революции 1917 г. отечественная прикладная аналитика развивалась в гармонии с общемировыми тенденциями, то в советское время она испытала мощное потрясение и была вынуждена двигаться в направлении, в известном смысле оказавшемся тупиковым. Это не был выбор, обусловленный ходом естественного развития науки, это была реальная необходимость, продиктованная, прежде всего, политическими обстоятельствами.

События последних лет говорят о том, что постепенно все отчетливее проявляется тенденция возврата исследований российских специалистов-аналитиков в русло общемировой финансово-аналитической проблематики. Что-то происходит более быстрыми темпами, что-то хотелось бы ускорить. Если разработки отечественных специалистов в области финансового анализа в приложении к фирме уже вполне корреспондируют с аналогичными работами западных специалистов, то, вероятно, самой насущной и болезненной проблемой остается проблема трансформации остальных направлений экономического анализа. Возможность ее решения в ближайшие годы как никогда реальна, в частности, благодаря тому, что российские ученые и практики получили возможность приобщиться к абсолютно иной точке зрения на анализ по сравнению с той, что десятилетиями насаждалась в советской науке и системе университетского образования.

Современное состояние экономического анализа в России можно охарактеризовать как динамичное развитие. Существуют вполне сформировавшиеся научные школы анализа, которые занимаются разработкой его теории и практики, однако единого мнения по поводу многих методологических вопросов все еще нет. В учебниках разных авторов по-разному трактуется предмет экономического анализа, имеются различия в изложении типологии видов и методов анализа. Но это не является препятствием для успешного применения анализа на практике. Экономический анализ является мощным инструментом обоснования эффективных решений в экономике, в том числе в области управления бизнесом, поэтому его роль с развитием рыночных отношений и переходом от стихийного рынка к рынку, живущему по экономическим законам, будет неуклонно возрастать.

Выводы

Анализ как метод познания – это расчленение, разложение (зачастую мысленное) объекта исследования на внутренние, присущие этому объекту составляющие с целью изучения объекта по частям. Анализ как наука (или ее раздел) – это область научных знаний, в которой основным методом исследования является анализ.

Экономический анализ является самостоятельной наукой. Это система специальных знаний, связанных с исследованием экономических явлений и процессов, результатов экономической деятельности, тенденций ее развития, обоснованием оценок и методик выявления положительных и отрицательных факторов. Кроме того, экономический анализ – это практическая деятельность, которая направлена на обоснование участниками экономической деятельности различных решений, в первую очередь управленческих и инвестиционных. Анализ является одной из функций управления в экономике.

Экономический анализ относится к учетно-аналитическим дисциплинам и тесно связан с такими науками, как бухгалтерский учет, статистика, отраслевые экономики, менеджмент, управление финансами, маркетинг, экономическая теория и математика.

Экономический анализ основывается на таких принципах, как научность, государственный подход, комплексность, системность, регулярность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократизм и эффективность.

Объектами экономического анализа являются любые процессы и явления экономической природы, а также субъекты экономических отношений.Его предмет – причинно-следственные взаимосвязи экономических процессов и явлений и адекватные методы, и приемы их изучения. Субъектами экономического анализа называют его исполнителей и пользователей. Исполнители анализа хозяйственной деятельности предприятий – специалисты самого предприятия, конкурирующих организаций, банков, контролирующих органов, аудиторских и консалтинговых фирм, журналисты. Пользователями АХДП являются собственники и руководство предприятия, его персонал, партнеры и потенциальные инвесторы.

Основными практическими задачами АХДП является обоснование планов и управленческих решений, контроль за их выполнением, оценка достигнутых результатов, изучение влияния различных факторов и выявление имеющихся резервов.

Экономический анализ – сравнительно молодая наука. В России основы систематизированного анализа рыночной экономики начали формироваться в начале ХХ в. и продолжили свое развитие в период НЭПа. С переходом к административно-плановой экономике они прекратились, и на смену им пришел экономический анализ в узком его понимании – как анализ хозяйственной деятельности предприятия по выполнению плановых заданий.

С началом перестройки возродилась потребность в научном обосновании управленческих решений, и получил бурное развитие финансовый анализ. Задача настоящего времени – развить в соответствии с требованиями рынка остальные направления экономического анализа.

Вопросы для повторения

1. Дайте определения термина «анализ».

2. В каких значениях употребляется термин «экономический анализ»?

3. Какими причинами обусловлено становление и развитие экономического анализа?

4. В чем заключается содержание экономического анализа как научной дисциплины?

5. Опишите экономический анализ как вид практической деятельности.

6. Какое место занимает экономический анализ в системе экономических наук?

7. Охарактеризуйте связь экономического анализа с другими экономическими науками.

8. Что является объектами экономического анализа?

9. Что является предметом экономического анализа?

10. Кто такие субъекты экономического анализа? На какие группы они делятся?

11. Перечислите внутренних субъектов АХДП и их цели в ходе анализа. К каким источникам информации они имеют доступ?

12. Что используют в качестве источников информации при проведении анализа внешние пользователи? Перечислите их категории и цели.

13. Опишите принципы экономического анализа.

14. Перечислите задачи анализа хозяйственной деятельности. Какие из них являются теоретическими, а какие – практическими?

15. Какую роль играет экономический анализ в управлении предприятием?

16. Какова связь анализа с другими функциями управления?

17. В чем содержание теории экономического анализа?

18. Опишите основные этапы истории развития экономического анализа в России.

Тесты

Выберите один правильный ответ.

1. К какому виду дисциплин относится экономический анализ:

а) к теоретическим;

б) прикладным.

2. Экономический анализ является одной из функций:

а) учета;

б) управления;

в) контроля;

г) регулирования;

д) анализа.

3. Причинно-следственные связи в экономике и методы их изучения являются:

а) объектом экономического анализа;

б предметом экономического анализа;

в) cубъектом экономического анализа;

г) методом экономического анализа;

д) целью экономического анализа.

4. Экономические процессы и явления являются:

а) объектом экономического анализа;

б предметом экономического анализа;

в) cубъектом экономического анализа;

г) целью экономического анализа;

д средством экономического анализа.

5. Анализ – это:

а) наука;

б) разновидность управления;

в) метод познания;

г) метод обобщения;

д) цель научных исследований.

6. К какому виду дисциплин относится теория экономического анализа:

а) к теоретическим;

б) прикладным.

7. Теория экономического анализа является:

а) теоретической;

б) отраслевой;

в) территориальной;

г) специальной;

д) учетно-аналитической наукой.

8. Экономический анализ является:

а) одной из целей планирования;

б) универсальным методом познания;

в) разделом науки;

г) результатом контроллинга;

д) функцией экономического управления.

9. Экономический анализ является:

а) общетеоретической;

б) отраслевой;

в) территориальной;

г) специальной;

д) учетно-аналитической наукой.

10. Управление предприятием включает:

а) планирование;

б) учет;

в) контроль;

г) анализ;

д) регулирование;

е) верны ответы а) – д);

ж) верны ответы а) – г).

11. К какому времени относится возникновение основ систематизированного анализа рыночной экономики в России:

а) к концу XIX в.;

б) началу XX в.;

в) периоду НЭПа;

г) периоду административно-плановой экономики;

д) началу перестройки.

12. В чем заключается принцип эффективности анализа:

а) проведение анализа дает положительный экономический эффект;

б) проведение анализа дает положительный экономический эффект, который превышает затраты на проведение анализа;

в) внедрение результатов анализа дает положительный экономический эффект;

г) внедрение результатов анализа дает положительный экономический эффект, который превышает затраты на проведение анализа.

13. Анализ всегда дополняется:

а) экспериментом;

б) абстрагированием;

в) синтезом;

г) наблюдением;

д) дедукцией.

14. Теоретической задачей экономического анализа является следующая:

а) обоснование планов;

б) оценка результатов;

в) оценка влияния факторов;

г) выявление резервов;

д) выявление экономических закономерностей.

15. Теория экономического анализа занимается:

а) выбором предметов экономического анализа;

б) разработкой направлений развития анализа;

в) отбором методов анализа;

г) классификацией видов анализа;

д) классификацией предметов анализа.

16. К внутренним пользователям аналитической информации предприятия относятся:

а) потенциальные инвесторы;

б) государственные контролирующие органы;

в) мелкие акционеры;

г) кредиторы;

д) аудиторы.

17. К принципам экономического анализа не относится:

а) принцип научности;

б) принцип государственности;

в) принцип наукообразия;

г) принцип демократичности;

д) принцип оперативности.

18. Практической задачей экономического анализа не является:

а) обоснование планов;

б) оценка результатов;

в) оценка влияния факторов;

г) выявление экономических закономерностей;

д) выявление резервов.

19. С какой из наук не связан экономический анализ:

а) с математикой;

б) психологией;

в) бухгалтерским учетом;

г) со статистикой;

д) маркетингом.

20. Объектами экономического анализа не могут быть:

а) экономические процессы;

б) экономические явления;

в) экономические законы;

г) субъекты экономики.

21. Принцип действенности экономического анализа означает:

а) всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки;

б) использование результатов анализа для практических целей;

в) изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно;

г) критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов.

22. Какое направление экономического анализа развивалось в нашей стране в советское время:

а) обоснование планов;

б) финансовый анализ;

в) теория экономического анализа;

г) анализ хозяйственной деятельности предприятий;

д) анализ плановой экономики.

23. К внешним пользователям аналитической информации предприятия относятся:

а) потенциальные инвесторы и рядовые акционеры;

б) государственные регулирующие органы;

г) владельцы контрольных пакетов прав, если они не участвуют в руководстве предприятия.

24. К незаинтересованным субъектам АХДП относятся:

а) конкуренты;

б) потенциальные акционеры;

в) государственные контролирующие органы;

г) общественные деятели;

д) мелкие акционеры.

25. Задачей экономического анализа не является:

а) обоснование бизнес-планов;

б) утверждение бизнес-планов;

в) контроль за выполнением бизнес-планов;

г) оценка выполнения бизнес-планов.

Глава 2. Методология, методика и информационное
обеспечение экономического анализа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: