Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Китае И. Т. Луганцу-Орельскому

Только лично 24 января 1938 г.

Уважаемый Иван Трофимович,

1. По полученным нами сведениям, на заседании имперского совета под председательством императора в Токио 11-го сего месяца были утверждены мирные условия для Китая, которые сводятся к следующему:


а) отказ Китая от антияпонской и антиманьчжурской политики;

б) проведение Китаем антикоммунистической политики совместно с Японией и Маньчжоу-Го;

в) заключение Китаем с Японией и Маньчжоу-Го ряда соглашений об установлении экономического единства между этими тремя партнерами. Имеется в виду создание чего-то вроде союза, установление общей связи (железные дороги, воздушная связь и т. п.) и, наконец, соглашение об эксплуатации природных богатств;

г) Китай обязуется официально признать Маньчжоу-Го;

д) китайское правительство признает демилитаризованные зоны в Северном Китае и во Внутренней Монголии;

е) китайское правительство признает создание автономного Северного Китая (границы его не определены) с очень широкими правами. Формально автономный Северный Китай может остаться под суверенитетом Китая, фактически он должен быть под властью Японии;

ж) китайское правительство признает создание, во Внутренней Монголии «антикоммунистического» правительства. Во Внутренней Монголии создается в международном отношении режим, соответствующий режиму МНР;

з) китайское правительство признает далее создание демилитаризованной зоны также в некоторых районах Центрального Китая (границы также не определены);

и) в Шанхае устанавливается новый режим, определяемый соглашением Японии с Китаем, т. е. с устранением влияния западных великих держав;

к) Япония получает право содержания своих гарнизонов в Северном Китае, Внутренней Монголии и в некоторых районах Центрального Китая (специально не поименованных);

л) Китай выплачивает Японии контрибуцию;

м) Япония прекращает военные действия лишь после подписания соглашения с Китаем по всем изложенным выше условиям.

2. Принятию этих условий предшествовала энергичная борьба различных факторов японской политики, прежде всего армии с флотом н обоих вместе — с умеренными кругами. Имеющиеся у нас сведения рисуют такую картину этой борьбы. Флот настаивал иа немедленном объявлении войны Китаю с целью узаконить формальную блокаду также вокруг Кантона и Гонконга. Умеренные круги, поддержанные армией, воспротивились этому, ие желая еще дальше обострять отношения с Англией. С другой стороны, армия настаивала на немедленном объявлении непризнания правительства Чан Кай-шн как партнера для переговоров, на создании нового центрального китайского правительства н на заключении с ним мира, установлении дипломатических отношений и заключении договора о его поддержке военными сн-

4 Докум. вн_ полнг., т, XXI


лами по типу отношений, созданных Германией и Италией с правительством Франко, и аналогично договору, заключенному Японией с МаньчжоуТо. В результате этой борьбы на имперском совете было принято компромиссное решение, заключавшееся в том, что Яп°ния делает еще раз предложение Чан Кай-ши вступить в переговоры и, в случае его отказа, становится на путь непризнания Чан Кай-ши и создания нового центрального китайского правительства согласно планам японской военщины.

3. По имеющимся у нас сведениям, Япония, сообщив Китаю свои мирные условия через германского посла в Китае Траутма-на *, потребовала ответа китайского правительства к 15 января. Этот ответ, однако, не последовал в срок. Тогда японцы несколько раз напомнили свое требование через немцев. Только через несколько дней они получили от немцев копию меморандума китайского правительства Траутману, в каковом меморандуме китайское правительство, подтверждая получение е»тик условий и не отказываясь от переговоров, просило об их конкретизации с целью подвергнуть их обсуждению на специально со* званной для этого конференции. Китайское правительство сослалось при этом на то, что ряд условий составлен в слишком общих выражениях, лишен конкретности и даже ясности* То обстоятельство, что Китай не ответил в назначенный ему срок, несмотря даже на напоминания, усилило, по-видимому, позиции крайних элементов в Токио, которые настояли на разрыве переговоров с правительством Чан Кай-ши и на официальном заявлении японским правительством, что оно более не признает Чан Кай-ши партнером и будет содействовать образованию нового центрального китайского правительства**.

Изложенное сообщаю только для Вашей личной информации и для ориентировки при Ваших беседах с китайцами.

С товарищеским приветом

Б. Стомоняков

Пгчат.. 10 арх.

25. Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в Финляндии в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

25 января 1938 г.

Сегодня был в МИД, передал протест генеральному секретарю Кругвнкоскругу и настаивал на принятии дейетзенных мер для прекращения нарушения границы СССР ***.

Кругвикоскруг сказал, что ответит мне после того, как будет расследовано, действительно ли финский патруль перешел границу. По финским данным, граница не была нарушена н были даны лишь выстрелы тревоги после выстрела со стороны совет-

* См. т. XX. док. № 460.

*в См. также газ. «Известия», 20 января 1938 г. *** См. док..Ns 22.


ских пограничников. Кругвикоскруг поднял вопрос о том: что из задержанных двух финских рыбаков один находился на финской территории. Я выразил сзое крайнее изумление, что финляндское правительство до сих пор не может положить конец систематическим нарушениям границы также со стороны финских рыбаков.

Со своей стороны я также указал Кругвпкоскругу на недопустимое поведение финской прессы и указал на одну провинциальную газету, которая заявляет, что вместо посылки ноты СССР нужно ответить «пулей в лоб». Кругвикоскруг смущенно ответил, что правительство в Финляндии, к сожалению, не имеет контроля над прессой.

Под конец Кругвикоскруг мне сообщил, что подтверждаются газетные сведения о требовании Советского правительства закрыть финское консульство в Ленинграде. Но никакого заявления по этому поводу не сделал, лишь указал, что этим вопросом сейчас занята финская миссия в Москве.

Я воспользовался этим, чтобы указать на ненормальности, испытываемые нашим консульством в Выборге (история суда с автомобилем13), н выразил свое недоумение, что суд приглашает СССР в качестве ответчика. Кругвикоскруг настаивал, что это так делается, что юридический отдел МИД уже имеет практику в этом деле; так, например, было с германской миссией. На мое возражение, что требование к правительству следует урегулировать не судебным, а дипломатическим порядком. Кругвикоскруг ответил лишь, что вы можете на суд не явиться.

Ярцев

Печат. по арх.

26. Письмо Полномочного Представителя СССР в США Народному Комиссару Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову

26 января Î93S г.

Уважаемый Максим Максимович,

Основной вопрос в американской внешней политике заключается в том, как быстро американское общественное мнение перестраивается на активизацию, на сотрудничество с другими странами против агрессии. Для американского общественного мнения события в Европе, в том числе в Испании, не играют большой роли. Они представляются какими-то далекими и маловажными, хотя и тесно связаны с событиями на Дальнем Востоке. События же на Дальнем Востоке производят здесь большое впечатление. Нельзя не отметить имеющихся сдвигов. Они выражаются и в речах Рузвельта, и в речах Хэлла, и в заявлениях других политических деятелей, включая Стимсона, Лэндона и даже Гувера *. Рузвельт старается все время быть на шаг впереди об-

* Соответственно государственный секретарь США в 1929—1933 гг., губернатор штата Канзас и президент США в 1929—1933 гг.


щественного мнения, чтобы его возглавлять н двигать вперед. Но дальше этого шага он не идет, и, может быть, при американских настроениях эта тактика самая правильная. Правильнее всего охарактеризовал положение Хэлл в своем письме Питтмену, председателю комиссии иностранных сношений сената, указывая на то, что для Соединенных Штатов дело идет не только о торговле с Китаем, об инвестиции в Китае или о судьбе американских граждан в Китае, а о чем-то значительно [более] крупном. Здесь он не договаривает, но дает понять, что речь идет о судьбе американского капитализма. И это, конечно, совершенно верно.

К сожалению, здесь до сих пор существует еще неправильное представление о том, почему Соединенные Штаты вступили в мировую войну. Многим кажется, что это вступление было случайностью в результате англо-французской пропаганды или каверзной махинации дома Моргана и других крупных дельцов, которые связали свою судьбу с судьбой Антанты. На самом деле Соединенные Штаты вступили в мировую войну, когда явилась реальная угроза победы Германии, неизбежно поставившая перед Соединенными Штатами вопрос о том, что будет дальше с американским капитализмом в случае победы Германии. Германский империализм организовал бы Европу против Соединенных Штатов и, в случае соглашения с Японией, поставил бы на колени даже могущественную Североамериканскую республику.

Эта опасность снова стоит перед Соединенными Штатами. На эту опасность, очевидно, намекает Хэлл в своем письме к Питтмену. Сознание этой опасности начинает проникать в умы даже пацифистских кругов. Некоторый прогресс можно наблюдать на целом ряде фактов. Показательным в этом отношении является, например, провал известной резолюции конгрессмена Ладлоу, который выступил с требованием, чтобы вопросы войны н мира регулировались бы не президентом и конгрессом, а всенародным голосованием, т. е. референдумом. Эта резолюция собрала 218 подписей, имела большинство в палате представителей н имела все шансы быть принятой при ее голосовании. Сенат от-верг бы эту резолюцию. Во всяком случае, она не собрала бы 2/з голосов, нужных для такой конституционной поправки, но все же принятие ее произвело бы большое впечатление и в Соединенных Штатах, и за границей. Она провалилась, правда, очень немногим количеством голосов, но этот провал Показал, что в настроении конгресса произошло какое-то изменение. Студенческий союз, который всегда голосовал против участия в какой бы то ни было войне, недавно на пленуме союза принял резолюцию об организации коллективной безопасности и участии в вытекающей отсюда войне. Почти вся пресса единодушна в вопросах необходимости коллективной безопасности.

Но имеются, конечно, и противоположные тенденции, с которыми приходится считаться. Прежде всего, круги, торгующие с


Японией и Германией, хотят сохранить с ними дружеские отношения и выступают против всяких действий, направленных против Японии и Германии. Фермеры Среднего Запада и Запада, не заинтересованные торговлей с Китаем, все еше стоят на почве изоляции — «моя хата с краю, я ничего не знаю». Огромную работу проделывают немцы и японцы, особенно немцы, пользующиеся для этого несколькими миллионами немецкого населения США. Реакционеры всех мастей, явно и тайно сочувствующие фашизму, ведут соответствующую линию. Чиновники реакционнейшего госдепартамента, за тремя-четырьмя исключениями, саботируют и будут саботировать все усилия, направленные к участию Соединенных Штатов в организации коллективной безопасности.

Имеется по-прежнему недоверие к Англии, которой здесь не верят и считают, что заявление английского правительства* о том, что оно пойдет так далеко, как согласятся идти Соединенные Штаты, может оказаться грандиозным трюком. Как я уже писал, переговоры между англичанами и американцами идут все время**. Сближение происходит н, по-видимому, по той линии, о которой я Вас информировал***, но все же вся европейская и азиатская политика англичан не вызывает большого доверия, и. мне кажется, скептицизм является естественным. То, что англичане проделали в Маньчжурии, то, что они делают в Испании, то, что они делают в Европе, не создает атмосферы доверия. Все же сближение с Англией происходит с большим трудом, но торговые переговоры продолжаются. Организуется участие американской эскадры в праздновании дня по случаю открытия Сингапурской английской базы. Несомненно, контакт по дальневосточным делам поддерживается, но все же этого еще недостаточно, сближение развивается очень медленно, Оно, возможно, будет ускорено неизбежными новыми инцидентами на Дальнем Востоке, вроде инцидента с американской канонеркой «Пэ-нэй» ****.

Я думаю, что активизации американской политики способствует и будет способствовать уменьшение надежд на неизбежность войны СССР с Японией. ЛАожет быть, поэтому, может быть, по другой причине наши отношения с Соединенными Штатами в настоящее время довольно прохладны. Хотя посол Дэвнс уверял меня, что они все же значительно лучше, чем с другими странами. Это он говорил на основании своих впечатлений от поездки по Европе, в том числе в Англию и Францию. Во всяком случае, все те, которые работают против коллективной безопасности, работают здесь против нас, и огромную роль в этом деле

* См. т. XX. док. № 405,

** См. т. XX. док. Xs 405. а также док. ДЬ 442. *** См. т. XX, док, Xs 461, **** См. док. № 1.


играет госдепартамент. Американское посольство в Москве настраивает против нас всех американских корреспондентов и всех приезжающих к нам туристов. Это возмутительно, но все же какие-то выводы надо сделать и для нас самих.

За все это время, несмотря на угрожающее положение на Дальнем Востоке, при обсуждении в прессе вопросов, связанных с борьбой против агрессоров, за коллективную безопасность, мы не фигурируем как возможные активные участники, а если фигурируем, то в большей части в качестве доказательства опасности и вредности коллективной безопасности, так как придется идти вместе с Советским Союзом. Правда, последнее говорит реакционная пресса, и главным образом херстовская пресса, но аргументов против этого никто не выдвигает, кроме, пожалуй, «Дейлн уоркер». Раньше дружественно к нам относилась пресса Очриппс-Говарда, сейчас и она настраивается на враждебный нам тон. Единственным положительным заявлением было недавнее обрашение английских тред-юнионов за подписью Ситрина к Американской федерации труда на имя Грина, где Советский Союз фигурирует как необходимый участник коллективной безопасности. Может быть, это первая ласточка, но все же пока, кроме этой ласточки, ничего не видно. Разумеется, мы сильны, разумеется, мы постоим за себя, но мы — не изоляпионисты, мы —активные участники международной политики, мы используем существующее положение, существующие противоречия для того, чтобы улучшить наше положение и облегчить решение наших задач. С этой точки зрения для нас небезразлично, какое создается впечатление о Советском Союзе в потенциально дружественных нам странах.

Полпред СССР в США А. Трояновский

Дгчлг. по aux,

27. Речь Председателя советской делегации M. M. Литвинова на заседании Совета Лиги наций

27 января 1935 г.

Советский Союз не принадлежит к числу первоначальных организаторов Лиги наций и не участвовал во всех сессиях Совета Лиги. Положив в основу своей внешней политики с самого начала своего существования принпип мира между народами. Советский Союз не мог не сочувствовать той основной задаче, которая ставилась Лиге напий ее основателями, и в первую очередь президентом Вильсоном. Зная, однако, мотивы и судьбы прежних международных конференций мира, Советский Союз имел свои законные сомнения насчет готовности большинства государств к последовательному н лояльному выполнению поставленной Лиге задачи — охранения международного мира и поэтому долго присматривался к этой организации, прежде чем


примкнуть к ней. Убедившись, однако, в том, что Лига наций действительно может быть некоторой помехой нарушению мира, н получив от большинства членов Лиги приглашение, где подтверждалось, что основной целью Лиги наций является поддержка н организация мира и что Советский Союз приглашается вступить в Лигу и принести ей свое сотрудничество, Советский Союз решил последовать этому приглашению и принести просимое сотрудничество.

С тех пор не проходило ни одной сессии Совета Лиги, ни одной Ассамблеи, где представители Советского Союза не заявляли бы о его готовности во всех случаях и до конца выполнять все возлагаемые на него, как на члена Лиги, обязательства. В тех случаях, когда дело доходило до действительного выполнения этих обязательств, до выполнения коллективно принятых в Женеве решении, Советский Союз не искал предлогов уклоняться от этих обязательств и решений, а, наоборот, лояльно их выполнял и громко звал к этому сочленов Лиги, иногда даже в ущерб своим собственным национальным интересам. Советский Союз никогда не считал, что он может нуждаться в эвентуальной помощи Лиги наций более и скорее, чем другие члены Лиги; наоборот, Советский Союз считает, что он не меньше, а больше других государств может полагаться на собственные силы, на собственную обороноспособность, на собственное оружие, на мощь собственной индустрии, на собственные прочие ресурсы и, наконец, на огромный энтузиазм, патриотизм и единство составляющих его народов. И если Советский Союз по праву считается одним нз наиболее стойких и непоколебимых защитников Лиги наций в качестве инструмента мира, то это происходит лишь от сознания нм своего международного долга, международной солидарности и его искреннего стремления к обеспечению мира не только его собственным народам, но и трудящимся всех стран.

Внешняя политика Советского Союза представляет собой четкую, прямую линию, устремляющуюся ко всеобщему миру. Эта политика свободна от уклонов, от зигзагов, от внезапных и неожиданных решений, навязанных ей теми или иными выходками и сюрпризами других государств. Для Советского Союза нет поэтому надобности в новых декларациях лояльности и преданности идеям Лиги наций. Несмотря на испытанные за последние годы некоторые разочарования, несмотря на уход некоторых членов Лиги, Советский Союз продолжает думать, что при лояльности и доброй воле оставшихся в Лиге в большем числе государств Лига все еще может служить значительной помехой к дальнейшему развязыванию сил агрессии, а в известных случаях — к приостановке и уменьшению агрессии.

Я хотел бы напомнить, что Советский Союз вступил в Лигу вскоре после того, как ее покинули два крупных государства. Уход этих государств в момент, когда одно из них открыто объявило стержнем своей внешней политики захват чужих земель, а


другое фактически вторглось на чужую территорию, наглядно убедил Советский Союз, что Лига наций действительно стесняет силы агрессии. Это доказывается и той непрекращающейся борьбой, которую ведут агрессивные государства против Лиги, добиваясь ее ликвидации. Эти государства менее всего похожи на донкихотов, сражающихся с ветряными мельницами. Интриги, которые они сами и их агенты ведут против Лиги, доказывают, что они больше верят в силу Лиги, в ее способность мешать их агрессии, чем, к сожалению, некоторые малодушные члены Лиги. Об универсальности Лиги не возбраняется мечтать, но ее нельзя создавать искусственными мероприятиями. В самом деле, если бы Лига охватывала все государства и если бы все государства окончательно отказались от агрессии, от войны как средства разрешения международных вопросов, то, собственно говоря, Лиге наций нечего было бы делать и вряд ли она была бы нужна. Приходится думать, что Лига наций с ее Пактом и указанными в нем средствами борьбы с агрессией создана на тот случай, когда то или иное государство или даже группа государств откажется от идеи Лиги наций и вздумает прибегнуть к агрессии.

Таким образом, Лига наций с самого начала считалась и не могла не считаться € отсутствием или нарушением ее универсальности, и, следовательно, ничего непредвиденного не случилось.

Открытые или скрытые противники Лиги наций любят пугать жупелом идеологических блоков. Хотелось бы спросить: о какой идеологии идет речь? Конечно, не об идеологии, положенной в основу того или иного внутреннего строя государства. Что Лига наций не может стать идеологическим блоком такого рода, доказывается сотрудничеством в рамках Лиги представителей огромного разнообразия внутренней государственной идеологии. Такого рода идеологией Лига наций не занимается и заниматься, я думаю, не будет. Есть, однако, другого рода идеология, сущность которой заключается в уважении независимости и самостоятельности всех существующих государств, в ненарушнмости их границ, в отказе от войны в качестве средства для разрешения международных вопросов, в признании равноправия всех народов—больших и малых. Лига наций, несомненно, если она хочет быть верной своей задаче, не может не быть блоком такого рода идеологии международного характера. С другой стороны, нельзя говорить о противоположном блоке не членов Лиги, среди которых мы знаем по крайней мере одно крупное государство, которое в международных отношениях проповедует ту же идеологию Лиги наций. Иное дело, если одно или несколько государств, состоящих или ие состоящих в Лиге, объединятся для осуществления политики, осуждаемой Пактом Лиги. Если когда и образуется такой блок агрессии, и не только в теории, ио и в действии, то ему, может быть, придется считаться с тем блоком


мира, который, естественно, представляет собой Лига наций, В этом весь смысл Лиги наций. (Я не настаиваю на слове «блок», если оно кому-либо режет ухо, и готов заменить его более приятно звучащим для них словом «ось».)

До тех пор, пока остается малейшая надежда на то, что Лига наций останется блоком или осью миролюбивых государств, на то, что она лояльно будет выполнять Пакт Лиги, блоком, противостоящим идеологически, а когда нужно и возможно материально, индивидуальной или групповой агрессии, и что Лига оставит за собой характер инструмента мира, сохраняя все заложенные в ней возможности воздействия, Советский Союз не видит оснований пересмотреть свое отношение к Лиге нации и к ее Уставу, считая, что интерпретация Устава может быть результатом лишь коллективных, а не индивидуальных решений.

Приветствуя только что выслушанные декларации представителей Великобритании и Франции, я заявляю, что, не принадлежа к числу основателей Лиги наций и не неся поэтому за нее в такой мере ответственности моральной, как некоторые другие государства, Советский Союз готов по-прежнему на максимальное сотрудничество с остальными лояльными членами Лиги.

Печат. по газ. ^Известия* Л2 23 (€490), 38 января 193S г,

28. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, нз Женевы

Немедленно 2S января 1933 г.

На сегодняшнем частном совещании по дальневосточному вопросу*, где были англичане, французы, китайцы и я. Идеи и Дельбос вначале высказывались против всяких решений Совета Лиги наций 14. Любые санкции могут вызвать японскую блокаду, и тогда Китаю будет принесено больше вреда, чем пользы. Англия ничего не может сделать, что оторвало бы ее от Америки и без консультации с нею. Санкции экономические могут повлечь за собой военные репрессии со стороны Японии, а потому необходима военная солидарность, которая Америкой отвергается. Норман Дэвис будто бы сказал в Брюсселе, что от Америки нельзя ожидать никаких действий, которые требовали бы нового законодательства, как, например, санкции. Финансовые санкции и так фактически применяются Англией, а вероятно, и Америкой. После длительного обсуждения решено было предложить Совету резолюцию, в которой напоминается сентябрьское решение** об индивидуальной помощи Китаю и наиболее заинтересованные государства приглашаются к обсуждению вместе с Америкой

* См. газ. «Известия», 29—30 января 1938 г. :* См. газ, «Иззестня», 8 октября 1937 г.


дальнейших шагов. Поручено было Йдену, Дельбосу и мне выработать проект такой резолюции. Через час, на завтраке у председателя Совета, Дельбос неожиданно заявил мне, что он не согласен на какую бы то ни было резолюцию. Идеи, однако, с ним не согласился, признав необходимость в какой-то мере удовлетворить китайцев. После нового длительного совещания был наконец выработан проект резолюции, который будет завтра предложен сперва на закрытом заседании Совета, а в случае принятия проекта всеми членами он будет проголосован на публичном заседании. Я не уверен, однако, что разные беки не попытаются завтра сорвать резолюцию. Возможно, что до утра Идеи и Дельбос вновь изменят свое решение. Смысл резолюции сводится к тому, что Англия. Франция и СССР предложат Америке присоединиться к ним для совместного обсуждения дальнейших мер. Если Америка откажется, то резолюция никаких дальнейших последствий иметь не будет *.

Литвинов

Печет, fie spx.

29. Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в Италии в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

НПО

29 января 1938 г.

В печати опубликован секвестр на суммы торгпредства. Существо напечатанного прессой передано через ТАСС15. Был в мияистерстзе иностранных дел у Витеттн **, совместно с которым пошел к политическому директору Бути, где я потребовал снятия незаконного секвестра и указал на прямое нарушение ст. 3 торгового договора 1924 г. и на обмен нотами 1930 г. ***. Наряду с этим подчеркнул, что прекращение нами платежей не имеет места, поскольку суммы вносятся на специальный блокированный счет Государственного банка. Учитывая это обстоятельство, равно как и наличие итальянской правительственной гарантии по старым кредитам, притязания (к тому же чрезвычайно преувеличенные) фирмы «Ансальдо» к торгпредству адресованы быть не могут и наложение секвестра судом является явно противозаконным. Бути сказал мне, что секвестр был разрешен правительством. Однако он признает наше заявление заслуживающие внимательного изучения и сегодня же доложит весь вопрос Чнано ****. Бути «частным образом» интересовался причинами возникновения нынешнего экономического конфликта, и я дал ему разъяснения в духе Ваших указаний 16. Бутн отметил,

* См. док, № зо.

** Генеральный директор МИД Италии. *** См. соответственно т. VII, док. Л;з 39 н т. XIII, док, № 268.

**** Министр иисстранных дел Италии.


что Италия попала в невыгодное положение: Наша задолженность исчисляется в 35 млн. лир, советскую нефть итальяниы не

получают *. Он собирается, мол, поговорить с Чиано и о конфликте в целом **. В заключение Бути сказал мне, что не позже 31-го сообщит ответ по нашему демаршу :7.

Поверенный в Делах

Печ.ст, по арх.

30. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, из Женевы

Вне очереди 30 января 19X3 г,

На вчерашнем совещании по дальневосточному вопросу *** французы предложили новую поправку к резолюции, значительно ее ослабляющую. Китайцы давали понять, что готовы примириться с любой резолюцией, лишь бы им были обещаны теперь же финансовая помощь и снабжение. Веллингтон Ку настаивал, чтобы Идеи, Дельбос и я тут же обсуждали, какую кто помощь может давать, с тем чтобы сообщить об этом Америке и просить ее участия. Это предложение нами всеми отвергалось. Идеи соглашался еще раз заняться вопросом об английской помощи, но Дельбос твердо заявлял, что до тех пор, пока Франции не будет гарантирована военная солидарность, т. е. защита Индокитая, он не пойдет ни на какое соглашение по дальневосточному вопросу. Так как участие в такой солидарности Америки безусловно исключается, то заявление Дельбоса равносильно полному отказу от каких бы то ни было соглашений, французы распространяют слухи, что Италия в марте собирается напасть на Тунис и что поэтому Англия и Фракция не должны рассе?тать свои силы, а держать их в Средиземном море. Веллингтон Ку заявил, что при этих условиях он имеет директиву своего правительства настаивать на применении ст. 17 Устава и„ хотя он понимает бесцельность этой процедуры, он должен еще раз запросить свое правительство. Вследствие этого сессия Совета не могла вчера закрыться. Тем временем Идеи и Дельбос сбежали. Если Китай не будет настаивать на применении ст. 17, дело кончится принятием намеченной резолюции, хотя есть слухи, что поляки собираются ее сорвать. Много разговоров и любопытства вызывает совещание по дальневосточному вопросу, которое здесь

* О. т. XX. лрнм. 243.

*s См, док. № 144. *** См. док. Jô 28.


называют конференцией трех, считая ее новым фактором международной политики. Завтра начинается атака на ст. 16 в «Комитете 28-ми» *.

Литвинов

Начат, г.а арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: