Структура дисциплины. Основные понятия и определения

Бурный прогресс в науке и технике и тенденции к узкой специализации обусловил разделение судостроения на такие специализации как судостроение и судоремонт, судовое машиностроение, экономика судостроительной промышленности, судовое энергетическое оборудование, автоматика и оборудование судов и др.

Судно (корабль – это военное судно) – это плавучее транспортное средство обладающее автономностью, надежностью и мореходностью. Энциклопедия судостроения (ТУК) является базой для изучения объекта судно (корабль) и состоит из следующих основных составляющих: теория корабля (ТК); конструкция корпуса корабля (ККК) и судовые системы и устройства (ССУ).

Теория корабля – это наука о равновесии и движении судна и включает в себя статику и динамику. ТК основывается на законах теоретической механики и гидромеханики, которые позволяют найти гидростатические и гидродинамические силы и моменты, действующие на корабль как твердое тело, составлять условия статического и динамического равновесия и определять параметры судна в различных условиях эксплуатации. Из других дисциплин ТК наиболее тесно связана с проектированием судов.

Каждое судно (корабль) характеризуется набором качеств которые можно подразделять на мореходные и эксплуатационные.

В разделе статика ТК изучаются такие мореходные качества как плавучесть, остойчивость (при больших и малых углах наклонения), непотопляемость (рассматривается как плавучесть и остойчивость поврежденного судна).

В динамике ТК изучает законы движения плавающего судна и технические средства обеспечения движения. Сюда входит изучение таких мореходных качеств судна как ходкость, мореходность и управляемость.

Вторая задача курса – изучение устройства судна - совокупность конструктивных и технических средств, определяющих прочность и архитектуру судна.

Дадим основные определения мореходных качеств.

Чтобы судно могло выполнять свои функции, оно должно обладать определенными качествами, называемыми мореходными. К ним относятся плавучесть и запас плавучести, остойчивость, непотопляемость, ходкость, мореходность и управляемость. Они определяются главными размерениями судна, обводами корпуса, размещением технических средств и специальных устройств.

Плавучесть – способность свободного корабля находиться в равновесии (плавать) в некотором определенном положении относительно поверхности воды.

Остойчивость – способность корабля, получившего наклонение под действием внешних сил, возвращаться в исходное положение после прекращения действия этих сил.

Непотопляемость – способность корабля при нарушении водонепроницаемости корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков находиться на плаву имея посадку и остойчивость обеспечивающие его ограниченное использование. Непотопляемость следует рассматривать как плавучесть и остойчивость поврежденного корабля. (более подробно по данному вопросу см. приложение "Плавучесть, остойчивость. непотопляемость").

Ходкость – способность корабля перемещаться с заданной скоростью при эффективном использовании мощности силовой установки (двигателя).

Мореходность – способность корабля к безопасному плаванию в условиях интенсивного морского волнения. Характеризуется плавностью и малостью размахов (амплитуд) качки, умеренностью заливания и забрызгивания, способностью маневрировать в условиях ветра и волнения, а также сохранять заданный курс и скорость на волнении.

Управляемость – способность корабля удерживать заданное направление движения или изменять его в соответствии с действиями судоводителя.

Эксплуатационные качества судна.

Грузоподъемность – измеряется массой перевозимого груза, т.

Дедвейт – масса перевозимого груза, запасы топлива воды и масла, экипаж с багажом и провизией.

Грузовместимость – объемы помещений предназначенных для перевозки груза (м3).

Валовая вместимость – включает объем всех помещений под верхней палубой (ВП), в рубках и надстройках, исключая некоторые вспомогательные помещения (топливные и балластные цистерны объем II дна) и определяются по специальным Правилам обмера судов.

Чистая вместимость – условный объем помещений судна, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, т.е. коммерчески эксплуатируемых помещений.

Валовая и чистая вместимости измеряются в регистровых тоннах. 1РТ = 2.83 м3 = =100 ft3.

Пассажировместимость – определяется количеством пассажирских мест, различается по категориям: мягкие, плацкартные и для сидения.

Скорость судна – мера интенсивности перемещения в пространстве. Измеряется для речных судов – в км/час, а морских – в узлах. 1 узел = 1 морская миля в час = 1852 м/c = 10 кабельтов в час. Различают сдаточную или построечную скорость и техническую или паспортную.

Маневренность – способность судна выполнять заданный маневр, изменяя скорость и направление движения.

Автономность судна – время нахождения судна в плавании без пополнения запасов топлива, масла, пресной воды и провизии (сут). От 3-х суток до 1 года (по топливу).

Прочность – способность судна противостоять динамическим и статическим нагрузкам на корпус судна со стороны жидкости при волнении моря и на тихой воде.

Живучесть характеризуется конструктивными и организационными мерами обеспечения сохранности судна и груза при различных внешних воздействиях.

Обитаемость характеризуется малостью амплитуд качки, комфортностью условий жизни экипажа и пассажиров.

Строительная стоимость – это стоимость постройки судна, включает в себя стоимости материалов и работ, затраченных на постройку корпуса судна, энергоустановку, оборудования и систем, контрагентские поставки, накладные расходы и т.д.

Эксплуатационные расходы – это расходы на эксплуатацию судна: затраты топлива, воды, масла, провизии, на буксировки, на бункеровки, на зарплату экипажа, затраты при прохождении каналов, заходы в иностранные порты, услуги лоцмана, таможенные пошлины.


Лекция 3

Классификация судов

Признаки классификации судов: по назначению, по району плавания, по роду двигателя, по материалу корпуса, по роду движителя, по типу движения и т.д.

Суда делятся на группы – транспортные, вспомогательные, технические, специальные, спортивные, специальные и промысловые.

Транспортные по количеству пассажиров делятся на пассажирские, грузопассажирские и грузовые.

Пассажирские суда делятся на лайнеры и круизные.

Грузовые – сухогрузные, наливные и комбинированные.

Сухогрузные суда – лесовозы, суда генеральных грузов, насыпные, рефрижераторные, контейнерные и трейлерные (более подробно познакомится с такими судами можно в приложении "Контейнеровозы"), паромы.

Наливные - танкера, кислотовозы, аммиаковозы и др.

Комбинированные – нефтерудовозы (ОR), ОВО, BORO.

Вспомогательные - буксиры, ледоколы, раздаточные суда, лоцманские, стояночные (дебаркадеры), спасательные.

Технические - дноуглубительные, грунтоотвозные, крановые, зерно- и углеперегружательные, плавучие доки, кабелеукладчики, водолазные.

Специальные – батискафы и б-сферы, научно-исследовательские суда, учебные суда.

По району плавания суда делятся на суда внутреннего плавания, смешанного плавания, морские суда.

Морские – неограниченного плавания, ограниченного I (с удалением до 200 миль от порта убежища или до 400 миль между двумя портами), ограниченного II (с удалением до 50 миль от порта убежища или до 100 миль между двумя портами), ограниченный III (устанавливается правилами Регистра России).

По типу движения суда делятся на самоходные и несамоходные и стояночные.

Самоходные - водоизмещающие, глиссирующие, суда на воздушной подушке (СВП) (амфибийные АСВП и скеговые ССВП), суда на подводных крыльях (СПК), суда с малой площадью ватерлинии (СМПВ), суда на воздушной каверне (СВК), экранолеты и экранопланы. Водоизмещающие – подводные и надводные.

По роду главного двигателя (ГД) – пароходы (с паровой машиной), теплоходы (с двигателем внутреннего сгорания дизелем), турбоходы (с паровой турбиной ПТУ), газотурбоходы (с газотурбинной установкой ГТУ), электроходы (с электродвигателями), атомоходы (с атомным реактором), ветроходы (с парусом).

По роду движителя – гребные (с гребным веслом), парусные (с парусом жестким или мягким), колесные (с гребным колесом), винтовые (с гребным винтом ГВ), водометные (с водометом), суда с крыльчатым движителем, суда с воздушным винтом и с реактивным движителем.

По материалу корпуса – металлические (стальные, дюралюминиевые, титановые), деревянные, композитные (железобетонные, стекло- и углепластиковые, пластмассовые).

По количеству корпусов – одно-, двухкорпусные (катамараны), трехкорпусные (тримараны), полимараны.

По форме носовой оконечности – с вертикальным форштевнем, наклонным, ледокольным и бульбообразным. По форме кормовой оконечности – транцевая и крейсерская корма.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: