Коммуникация есть процесс, посредством которого некая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение получателя. Этим поведением могут быть знания, социальные установки, др. Когда руководитель отдает распоряжение, то он ждет, что распоряжение будет выполнено (хотя оно может быть и выполнено и не выполнено).
Выделяют следующие компоненты модели коммуникации (модель ИСКП): - источник (отправитель) – сообщение – канал — получатель.
Источник – это создатель сообщения, отправитель.
Сообщение – собственно информация, стимул, который источник передает получателю с помощью символов (кодирование и декодирование).
Канал – это средство (массовой информации, непосредственного общения), с помощью которого сообщение передается от источника к получателю, путь физической передачи сообщения.
Получатель – наиболее важный элемент коммуникационного процесса – лицо, которому информация предназначена.
Реакция получателя на сообщение – обратная связь – делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом. Чем отчетливее в коммуникационном процессе обратная связь, тем он эффективней.
|
|
Этапы коммуникативного процесса: зарождение идеи — кодирование и выбор канала – передача – декодирование.
В теории менеджмента имеется понятие об эффекте (результате) коммуникации. Ему отводится особая часть исследований, из него складывается понимание эффективной коммуникации.
В процессе коммуникации образуются коммуникационные сети:
- сеть полной системы (тысячи индивидов);
- коммуникационная группа (от пяти до двадцати членов, иногда больше);
- личностная сеть (для одного индивида с другими индивидами; бывает радиальной и взаимосвязанной – индивид взаимодействует с другими лицами, не контактирующими между собой и та, в которой все индивиды взаимодействую и между собой контактируют).
рис. Личностная сеть
Взаимосвязанные сети обладают малой информативной силой, но они более распространены, так как позволяют широко от группы к группе распространяться информации (через «связных» и «мостики»). В слабой связи сила этих сетей.
Коммуникационный процесс обеспечивается информационными потоками (информационными процессами). Определяющее значение информационные процессы имеют для принятия решений.