Широко известно определение понятия конфликт (лат.) как столкновение, серьезное разногласие, спор, приводящий к борьбе (*характерно для школы научного управления, административной и бюрократической М.Вебера; *в школе человеческих отношений считали, что конфликтов следует избегать). Это предельный случай обострения противоречий в трудовом коллективе; отсутствие согласия между двумя и более сторонами, лицами, группами, партиями, государствами; объективная реальность. В основе конфликта лежит противоречие – высказывание или поступок, направленные против кого или чего-нибудь. Противоречие может быть начальным этапом конфликта, но иногда эти понятия взаимозаменяются.
В современной теории менеджмента признано, что отдельные конфликты (функциональные) не только возможны, но и желательны. Они помогают выявить различие в точках зрения, дополнительную информацию, помогают установить большее число альтернатив или проблем. Наиболее эффективно решение, принятое в итоге конфликта группой. Так работники могут удовлетворить свои потребности в уважении и власти. Но имеют место и дисфункциональные конфликты, которые приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества, эффективности организации.
|
|
Роль конфликта в основном зависит от того, насколько им управляют. Управление предполагает выявление причин возникновения конфликтной ситуации.
Основные четыре типа конфликтов: внутриличностный; межличностный; между личностью и группой; межгрупповой.
Различают также конфликты:
- конструктивные (может способствовать улучшению ситуации) и деструктивные (поддерживает тенденцию разрушения, раскола);
- антагонистические (после сражения не остается «камня на камне») и компромиссные (в результате, как правило, взаимное изменение участников, целей, условий взаимодействия);
- социальные (межнациональные, этнические), организационные (связанные с иерархической структурой предприятия) и эмоциональные (не всегда мотивированные, случайные);
- горизонтальные (между функционально связанными подразделениями, между партнерами) и вертикальные (между руководителем и подчиненными);
- абсолютные (полное устранение оппонента, например, война) и институциализированные (одобряемые обществом, например, спортивные состязания);
- открытые и скрытые, симметричные и ассиметричные.
Основные формы производственных конфликтов:
- клика (группа сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии с целью захвата власти в организации либо упрочения своих позиций);
- интрига (нечестное запутывание окружающих, чтобы вынудить их к действиям, приносящим выгоду инициаторам, и ущерб тем, против кого она направлена);
|
|
- саботаж (дезорганизация или задержка работы индивидом на формально законных основаниях);
- забастовка (временное организованное прекращение работы, открытый коллективный отказ от труда с выдвижением совместных требований к администрации).
Конфликт представляет собой процесс чередующихся этапов:
- конфликтная ситуация (стороны вступили в противоречие, но открытого столкновения еще нет);
- инцидент (событие, содержащее толчок к столкновению конфликтующих сторон);
- кризис (разрыв отношений);
- завершение конфликта (окончание конфликта).
Элементы конфликта – это его участники (субъекты), объект (причина), предмет (суть различие взглядов, конфликтная ситуация – в центре событий, предшествует конфликту), инцидент (ведет к конфликту), конфликт.
Австралийские ученые Х.Корнелиус и Ш.Фейр определили пять стадий эмоционального состояния при развитии конфликта:
- дискомфорт (интуитивное предчувствие конфликта);
- инцидент (мелкое столкновение, чувство тревоги);
- недоразумение (ошибочное понимание других, деформированное восприятие людей, слов);
- напряжение (изменение мыслей, чувств в противоположном направлении);
- кризис (вступление в откровенную борьбу, яростное доказывание своей правоты).
Модель конфликта:
Иначе модель конфликта можно представить как цепочку из следующих факторов: управленческая ситуация – источник конфликта — возможность разрешения конфликта – реакция на ситуацию – конфликт происходит – управление конфликтом – функциональные или дисфункциональные последствия.