Теории и стили руководства

В данной лекции подробно рассказывается об основных теориях руководства предприятия и стилях руководства ее.

Существуют следующие основные теории руководства:

- «теория черт лидера» (теория «великих людей», основа поведенческого подхода);

- «теория случайностей» (основа ситуационного подхода);

- «теория матричного методы определения стилей руководства» (основа комплексного подхода);

- теория «X» и «Y» (Д.Макгрегор; основной тезис теории «X»: «Власть и рычаги управления в организации принадлежат руководителям»; основной тезис теории «Y»: «Руководитель должен быть ориентирован на человека»).

Типология руководителей:

- авторитарное руководство;

- социальное руководство;

- производственно-социальное управление;

- примитивное руководство или отдых на работе;

- командное руководство или руководство «лицом к лицу».

Выделяют следующие стили руководства:

- авторитарный (агрессивный, агрессивно-податливый, эгоистический, добросердечный);

- демократический (совещательный, участвующий);

- либеральный (свободный, непринципиальный).

Стиль руководства предопределяется особенностями организации и ее подразделений, существующим в них порядком ведения дел, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами. Это совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. В настоящее время сложилось так, что в одной и той же фирме могут попеременно использоваться различные стили руководства («метод двух шляп»).

Поведенческие образцы руководителей:

- главный акцент на производство;

- чуткость и внимательность;

- воодушевление;

- похвала и признание;

- вознаграждение за деятельность на благо фирмы;

- участие в принятии решения;

- передача полномочий;

- разъяснение ролей;

- поставка елей;

- обучение;

- распространение информации;

- решение проблем;

- планирование;

- координация действий;

- облегчение работы;

- привлечение консультантов;

- налаживание благоприятного климата в коллективе;

- управление конфликтами;

- дисциплина и критика.

В. Шкатулла. Анализ групп руководителей:

«Горилла» (любит устраивать много шума из ничего, игнорирует критику, неравнодушен к своему имиджу);

«Шимпанзе» (ценит коллектив, прост в обращении, мастер интриг, имеет много идей);

«Мартышка» (скромен, надежен, высококомпетентен, наделен чувством юмора);

«Макака» (устойчив к стрессам, не позволяет себя сбить с пути);

«Павиан» (переоценивает свои способности, эксплуатирует всех, демагог, напускает на себя важность).

Основные функции руководителя, позволяющие осуществить оценку роли лидера и его социальных качеств:

- уровень профессиональных качеств;

- умение завоевывать авторитет;

- наличие воли, достаточной, чтобы склонить ведомых людей к выполнению определенных действий;

- умение руководить и убеждать;

- способность претворять в жизнь принятые решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: