Наступательная стратегия. Отличается высоким риском и высокой окупаемостью в случае успеха новшества на рынке. Требует высокой квалификации персонала, способного видеть новые рыночные Для ее осуществления необходима ориентация на исследования в сочетании с применением новых технологий. Как правило, к наступательной стратегии прибегают либо крупные фирмы — лидеры рынка в отраслях с высоким уровнем конкуренции, где позиции лидера могут быть подорваны в результате массового внедрения конкурентами более совершенных в научно-техническом отношении продуктов, либо мелкие предприятия, выживание и рост которых напрямую зависят от реализации данного проекта.
Оборонительная стратегия. Основана на быстром внедрении нововведений, являющихся реакцией на действия конкурентов, и предполагает невысокий по сравнению с наступательной стратегией риск. Эта стратегия пригодна для крупных компаний, имеющих устойчивую рыночную позицию и уделяющих в своей деятельности больше внимания вопросам производства и маркетинга, чем НИОКР, однако, обладающих значительным научно-техническим потенциалом для быстрой реакции на действия конкурентов.
|
|
Лицензирование (поглощающая стратегия). Основывается на приобретении лучших научно-технических результатов, полученных другими предприятиями в ходе НИОКР.
Промежуточная стратегия. Связана с поиском рыночных ниш и направлена на избежание прямой конкуренции на основе анализа слабых сторон конкурентов с учетом собственных преимуществ. Эта стратегия часто с успехом применяется мелкими предприятиями инновационного бизнеса.
Создание нового рынка. Обеспечивается радикальными инновациями, когда можно добиться высокой нормы прибыли без существенного риска. Однако такие нововведения и открывающиеся в связи с их реализацией возможности достаточно редки, поскольку, как правило, они осуществляются на ранних стадиях развития отрасли или рынка.
«Разбойничья» стратегия. Позволяет применять новые передовые технологии предприятиям, сильным в производственно-технологическом отношении, но не располагающим устойчивым положением на рынке. Во многих случаях лидеры конкретных рынков не склонны внедрять новшество, поскольку оно может создать угрозу их позициям. Поэтому для предприятий, прибегающих к «разбойничьей» стратегии, важно понимание того, что устойчивого успеха они смогут добиться лишь в том случае, когда будут после выхода на рынок использовать наступательную стратегию.
Привлечение специалистов. Позволяет с минимальными за тратами приобрести знания, опыт, навыки, а в некоторых случаях — ноу-хау. Многие предприятия сами не занимаются активным переманиванием специалистов из соображений этики и предпочитают обращаться к помощи «охотников за головами» — специальных агентств.
|
|
На стадии инновационного процесса, когда происходит воплощение идеи в конкретный продукт и его запуск в производство, необходимо уделять особое внимание внедрению новых технологий.
Эффективность изготовления продукции определяется уровнем научно-технологической подготовки производства.
Под научно-технологической подготовкой производства понимается совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих конструкторскую и технологическую готовность предприятия к выпуску новой продукции заданного уровня качества при установленных сроках, объеме выпуска и затратах. Включает конструкторскую и технологическую подготовку производства. Конструкторская подготовка производства (КПП) — стадия ОКР, которая включает разработку и совершенствование технологических процессов и документации на:
· основное изделие;
· технологическую оснастку;
· нестандартное оборудование;
· средства для контроля качества и испытаний продукции.
На этой стадии проводится изготовление макетов, моделей, проверка работы элементов технологической оснастки и нестандартного оборудования. Стадия ОКР учитывает результаты предыдущего этапа инновационного процесса — НИР — и играет решающую роль в формировании технического уровня будущей продукции, поскольку здесь закладываются основные технические параметры и конструкторские решения новой техники, недостатки которых трудно компенсировать на последующих стадиях. Это наиболее трудоемкая и дорогостоящая стадия инновационного процесса (по оценкам специалистов, до 45% затрат на разработку и внедрение новых продуктов приходится как раз на стадию КПП).
Таким образом, инновационная политика государства связана с нововведенческой деятельностью хозяйствующих субъектов и представляет собой систему мер, способствующих интенсивному протеканию инновационных процессов в целях удовлетворения возвышающихся общественных потребностей.
Предложенное новое содержание научно-технической и инновационной политики позволяет определить уровни их реализации в иерархии государственного управления. Прерогативой федерального уровня является разработка и реализация, как научно-технической политики, так и инновационной.
Более правильно эти два направления государственной политики нафедеральном уровне управления трактовать не раздельно, а вместе, в едином блоке как государственную научно-техническую и инновационную политику. Основными решаемыми задачами данной политики должны выступать: тщательный анализ направлений общественного развития и определение приоритетов в развитии науки, техники, технологии; инициирование научно-технических программ и инновационных проектов, позволяющих ускорить развитие или обеспечить получение ключевых технологий; поощрение "перелива" новых технологий из государственных и частных лабораторий в хозяйственную среду; создание инфраструктуры рынка интеллектуальной продукции и других новшеств, способствующих динамичному развитию общества (системы финансового обслуживания, распространения информации и т.п.); предпринимательство в тех областях процесса развития науки и техники, где наблюдается недостаток частных капиталов, либо слишком высок уровень риска; наблюдение за темпами развития инновационных процессов, их координация и коррекция в случае необходимости; организация и поддержка кооперации на всех стадиях инновационных процессов посредством межфирменной кооперации, сотрудничества университетов с промышленностью, малого и крупного бизнеса и т.д.
|
|
Реализации государственной научно-технической и инновационной политики способствует система государственного регулирования, модель и концепция которой разрабатывается в различных странах в рамках сложившихся систем государственного управления и особенностей действия рыночных механизмов. Например, американская модель основана на полной или наиболее высокой автономии предпринимательства и невмешательства государства. Японскую (восточную модель, по которой развивается экономика Японии, Южной Кореи, Тайваня, Китая и ряда других государств), принято считать оптимальной с точки зрения создания гибкой системы взаимодействия участников инновационного цикла. В последнем случае государство участвует в инновациях на принципах равноправного партнера. Европейские страны занимают промежуточное между американской и японской моделями положение, характеризующееся децентрализованной в той или иной мере системой государственного управления научно-технической сферой и ее регулирования. Одним из исключений может служить Франция, в которой исторически сложилась централизованная система производства новшеств и т. д., а воздействоватьна спрос и предложение интеллектуальной продукции и других новшеств на внутреннем рынке, колебания которых окажут незамедлительное влияние на участников инновационных процессов, а также содействовать отечественным производителям в завоевании зарубежных рынков сбыта. Поскольку российский рынок в настоящее время характеризуется несбалансированностью спроса и предложения, особенно на потребительские товары, необходимо осуществить структурную перестройку экономики, что и заложено в программе экономических реформ правительства России.