Основные виды инновационных стратегий

Наступательная стратегия. Отличается высоким риском и вы­сокой окупаемостью в случае успеха новшества на рынке. Требует высокой квалификации персонала, способного видеть новые ры­ночные Для ее осуществления необходима ориентация на исследования в сочетании с применением новых технологий. Как правило, к на­ступательной стратегии прибегают либо крупные фирмы — лидеры рынка в отраслях с высоким уровнем конкуренции, где позиции лидера могут быть подорваны в результате массового внедрения конкурентами более совершенных в научно-техническом отноше­нии продуктов, либо мелкие предприятия, выживание и рост ко­торых напрямую зависят от реализации данного проекта.

Оборонительная стратегия. Основана на быстром внедрении нововведений, являющихся реакцией на действия конкурентов, и предполагает невысокий по сравнению с наступательной стратегией риск. Эта стратегия пригодна для крупных компаний, имеющих устойчивую рыночную позицию и уделяющих в своей деятельнос­ти больше внимания вопросам производства и маркетинга, чем НИОКР, однако, обладающих значительным научно-техническим потенциалом для быстрой реакции на действия конкурентов.

Лицензирование (поглощающая стратегия). Основывается на приобретении лучших научно-технических результатов, получен­ных другими предприятиями в ходе НИОКР.

Промежуточная стратегия. Связана с поиском рыночных ниш и направлена на избежание прямой конкуренции на основе анали­за слабых сторон конкурентов с учетом собственных преимуществ. Эта стратегия часто с успехом применяется мелкими предприяти­ями инновационного бизнеса.

Создание нового рынка. Обеспечивается радикальными инно­вациями, когда можно добиться высокой нормы прибыли без су­щественного риска. Однако такие нововведения и открывающиеся в связи с их реализацией возможности достаточно редки, посколь­ку, как правило, они осуществляются на ранних стадиях развития отрасли или рынка.

«Разбойничья» стратегия. Позволяет применять новые передо­вые технологии предприятиям, сильным в производственно-тех­нологическом отношении, но не располагающим устойчивым по­ложением на рынке. Во многих случаях лидеры конкретных рынков не склонны внедрять новшество, поскольку оно может создать уг­розу их позициям. Поэтому для предприятий, прибегающих к «раз­бойничьей» стратегии, важно понимание того, что устойчивого успеха они смогут добиться лишь в том случае, когда будут после выхода на рынок использовать наступательную стратегию.

Привлечение специалистов. Позволяет с минимальными за тратами приобрести знания, опыт, навыки, а в некоторых случа­ях — ноу-хау. Многие предприятия сами не занимаются активным переманиванием специалистов из соображений этики и предпо­читают обращаться к помощи «охотников за головами» — специ­альных агентств.

На стадии инновационного процесса, когда происходит воп­лощение идеи в конкретный продукт и его запуск в произ­водство, необходимо уделять особое внимание внедрению новых технологий.

Эффективность изготовления продукции определяется уровнем научно-технологической подготовки производства.

Под научно-технологической подготовкой производства понима­ется совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих конструкторскую и технологическую готовность предприятия к выпуску новой продукции заданного уровня качества при установ­ленных сроках, объеме выпуска и затратах. Включает конструктор­скую и технологическую подготовку производства. Конструкторская подготовка производства (КПП) — стадия ОКР, которая включает разработку и совершенствование технологических процессов и до­кументации на:

· основное изделие;

· технологическую оснастку;

· нестандартное оборудование;

· средства для контроля качества и испытаний продукции.

На этой стадии проводится изготовление макетов, моделей, проверка работы элементов технологической оснастки и нестан­дартного оборудования. Стадия ОКР учитывает результаты преды­дущего этапа инновационного процесса — НИР — и играет реша­ющую роль в формировании технического уровня будущей продук­ции, поскольку здесь закладываются основные технические параметры и конструкторские решения новой техники, недостатки которых трудно компенсировать на последующих стадиях. Это наи­более трудоемкая и дорогостоящая стадия инновационного процесса (по оценкам специалистов, до 45% затрат на разработку и внедрение новых продуктов приходится как раз на стадию КПП).

Таким образом, инновационная политика государства связана с нововведенческой деятельностью хозяйствующих субъектов и представляет собой систему мер, способствующих интенсивному протеканию инновационных процессов в целях удовлетворения возвышающихся общественных потребностей.

Предложенное новое содержание научно-технической и инновационной политики позволяет определить уровни их реализации в иерархии государственного управления. Прерогативой федерального уровня является разработка и реализация, как научно-технической политики, так и инновационной.

Более правильно эти два направления государственной политики нафедеральном уровне управления трактовать не раздельно, а вместе, в едином блоке как государственную научно-техническую и инновационную политику. Основными решаемыми задачами данной политики должны выступать: тщательный анализ направлений общественного развития и определение приоритетов в развитии науки, техники, технологии; инициирование научно-технических программ и инновационных проектов, позволяющих ускорить развитие или обеспечить получение ключевых технологий; поощрение "перелива" новых технологий из государственных и частных лабораторий в хозяйственную среду; создание инфраструктуры рынка интеллектуальной продукции и других новшеств, способствующих динамичному развитию общества (системы финансового обслуживания, распространения информации и т.п.); предпринимательство в тех областях процесса развития науки и техники, где наблюдается недостаток частных капиталов, либо слишком высок уровень риска; наблюдение за темпами развития инновационных процессов, их координация и коррекция в случае необходимости; организация и поддержка кооперации на всех стадиях инновационных процессов посредством межфирменной кооперации, сотрудничества университетов с промышленностью, малого и крупного бизнеса и т.д.

Реализации государственной научно-технической и инновационной политики способствует система государственного регулирования, модель и концепция которой разрабатывается в различных странах в рамках сложившихся систем государственного управления и особенностей действия рыночных механизмов. Например, американская модель основана на полной или наиболее высокой автономии предпринимательства и невмешательства государства. Японскую (восточную модель, по которой развивается экономика Японии, Южной Кореи, Тайваня, Китая и ряда других государств), принято считать оптимальной с точки зрения создания гибкой системы взаимодействия участников инновационного цикла. В последнем случае государство участвует в инновациях на принципах равноправного партнера. Европейские страны занимают промежуточное между американской и японской моделями положение, характеризующееся децентрализованной в той или иной мере системой государственного управления научно-технической сферой и ее регулирования. Одним из исключений может служить Франция, в которой исторически сложилась централизованная система производства новшеств и т. д., а воздействоватьна спрос и предложение интеллектуальной продукции и других новшеств на внутреннем рынке, колебания которых окажут незамедлительное влияние на участников инновационных процессов, а также содействовать отечественным производителям в завоевании зарубежных рынков сбыта. Поскольку российский рынок в настоящее время характеризуется несбалансированностью спроса и предложения, особенно на потребительские товары, необходимо осуществить структурную перестройку экономики, что и заложено в программе экономических реформ правительства России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: