Цвет в формообразовании объектов дизайна

Красный цвет

Проникает глубоко в человеческий организм. Ощущение тепла красного цвета чисто психологическое. Оно может создавать у человека чувство благополучия и соответственно влиять на его физиологию. При воздействии на человека красные лучи увеличивают питание тканей, активизируют обмен веществ и кровообращение. Их проникновение в человеческий организм усиливает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, учащает ритм дыхания, оказывает стимулирующее влияние, вызывает эмоциональные реакции, стимулирует деятельность мозга. Этот цвет — цвет огня и крови. Он, как правило, ассоциируется со страстностью, борьбой, активной жизнедеятельностью, наивысшим напряжением. Вагнер мог писать музыку только при красном свете, поэтому его музыка действует возбуждающе.

Однако у человека есть определенный порог положительного восприятия красного цвета, за которым он сначала чрезмерно возбуждает, затем подавляет, угнетает, приводит к утомлению и перегрузке нервной системы, раздражает, и, наконец, при продолжительном влиянии приносит ощутимый вред, ведет к упадку сил и общей депрессии.

У нервных людей, особенно у детей, красный цвет вызывает сильные чувственные реакции и раздражение.

Оранжевый цвет

Горячий, огненный цвет, возбуждает, создает ощущение тепла и радости, повышает настроение, но при интенсивном воздействии на человека способен вызывать раздражение. Улучшает пищеварение, ускоряет пульсацию крови, но кровяное давление не меняет. Снимает глазное давление, излечивает мигрень (в течение 10 мин.), создает чувство благополучия и веселья, стимулирует общее самочувствие. В частности, было отмечено, что при пребывании человека в красно-оранжевом освещении у него исчезают головные боли и снимается усталость. После еды оранжевый цвет создает ощущение эйфории, как после наркотиков.

Желтый и оранжевый — динамичные цвета, их используют в кабинетах руководителей; комнаты, выходящие на север, окрашивают в оранжевый цвет, создавая ощущение тепла.

Желтый цвет

Солнечный цвет, отличается наибольшей яркостью; золотисто-желтый — самый веселый из всех цветов. Желтый цвет улучшает настроение, создает ощущение легкости, стимулирует работу мозга, тренирует зрение, имеет способность успокаивать и снимать нервное напряжение (используется в лечении психоневроза). Способствует вырабатыванию красных кровяных телец, ускоряет рост ребенка, повышает его активность.

Зеленый цвет

Цвет растительного мира, природы. Вызывает ощущение свежести и влаги. Болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. На человека воздействует благоприятно, успокаивает: дает разрядку нервной системе, понижает внутриглазное давление, улучшает слух, усиливает циркуляцию крови, снижает кровяное давление (расширяет сосуды), облегчает мышечную деятельность, повышает тонус, создает ощущение тепла. Зеленый цвет связан с представлением о горизонтали и с ощущением пассивности, нейтрализует воздействие шумов, делает человека терпеливым. Освежает, уменьшает слишком яркое солнечное освещение в помещении. Дает некоторый отдых уму. Дисциплинирует ум и тело. Человек, когда его ум переутомлен, инстинктивно выбирает для отдыха голубое море или успокаивающее воздействие зелени.

Голубой цвет

Цвет воды и неба создает впечатление свежести и покоя, кажется прозрачным, легким, раздвигающим пространство (однако оттенки голубого, близкие к синему цвету, притупляют восприятие, вызывают сонливость, угнетают). Голубой цвет снижает мускульное напряжение, кровяное давление, нормализует пульс и успокаивает дыхание, побуждает к размышлениям, напоминает о мире. Нервных людей он успокаивает лучше, чем зеленый. Но при слишком долгом воздействии вызывает чувство усталости, угнетенности.

Синий цвет

Производит (как и фиолетовый) реакцию, противоположную красному цвету: вызывает чувство пассивности и угнетенности, создает ощущение холода, снижает кровяное давление, успокаивает пульс, регулирует ритм дыхания, уменьшает мускульное напряжение. Связан с представлением о горизонтали.

Фиолетовый цвет

Создает ощущение тяжести, печали, меланхолическое настроение, чувство душевной депрессии. Не случайно поэты часто передают состояние меланхолии через фиолетовые тона. Цвет считается особо благородным, так как вызывает печаль. Действует на сердце, легкие, увеличивает их выносливость. Фиолетовые лучи содержат больше всего электрохимических лучей.

Коричневый цвет

Темно-бурый и красно-коричневый цвета успокаивают; на учеников в классах действуют усыпляюще, но могут вызвать даже депрессию, поэтому, окрашивая стены в классе в коричневый цвет, желательно добавлять желтую или оранжевую краску, снимающую этот эффект. Коричневый цвет отрицательно действует на психику, вызывая чувство печали. Светло-коричневый цвет — цвет энергетики Земли.

Белый цвет

Вызывает ощущения холода и дискомфорта. Его считают холодным, если он не употребляется с красным, желтым или оранжевым цветами. Белый цвет — символ чистоты.

Серый цвет

Темно-серый цвет навевает печаль, создает впечатление бесцветности окрашенной в этот цвет поверхности.

Черный цвет

Цвет демонический, отрицающий другие цвета и поглощающий свет. Символизирует смерть и печаль. Употребляется в латенто-магике с целью получить эффект «исчезновения» объекта.

Розовый цвет

Это символ приятной, спокойной и счастливой жизни. «Розовая» жизнь — это счастье, равновесие, прежде всего в физическом смысле (не случайно у японцев существовал обычай вставлять розовые пластинки в глаза тому, кто готов был в любой момент затеять драку).

Светлыецвета кажутся мягкими, воздушными и вызывают ощущение умиротворенности и покоя.

Темныецвета способствуют концентрации внимания.
Яркиецвета — интенсивный голубой, красный, желтый, оранжевый — притягивают внимание. Их часто используют в рекламе и упаковке

Важно знать, что сочетаниецветовимеет самостоятельную психологическую и эмоциональную окраску, не являющеюся механической суммой влияния каждого из них в отдельности.

Цвет, как и любой элемент композиции, необходимо тщательно продумывать с позиции максимального соответствия создаваемому образу. Принципом подбора цветов служит гармония, основанная на мягких или контрастных цветовых соотношениях. Это, в свою очередь, способствует созданию у зрителя состояний спокойствия, уравновешенности или, наоборот, — активности, динамики, броскости.

Особенности восприятия цвета, основанные на ассоциациях, должны учитываться при проектировании любого объекта дизайн-графики. Если, например, объект рекламы рассчитан на зарубежного зрителя, то необходимо учитывать национальные особенности восприятия цветов, чтобы избежать неправильных визуальных толкований.

Замечено существование связи между цветовыми предпочтениями потребителя и его социальным положением. Так, «яркие, «кричащие» цвета больше нравятся людям с низким достатком, в то время как большинство людей состоятельных, достигших успеха предпочитают сдержанные цвета».

Эмоционально-пространственные свойства самых распространенных цветов следующие:

· желтый — визуально удаляет, повышает, расширяет, раздражает; создает ощущение тепла, сухости, легкости, рыхлости; настроение бодрости, веселья;

· оранжевый — визуально приближает, утолщает; создает ощущение сухости, высокой температуры; настроение радости;

· фиолетовый — визуально снижает, сжимает; создает ощущение прохлады, прочности, массивности, густоты, эмоционально лишает воли; наводит грусть;

· синий — визуально снижает, укорачивает; создает ощущение холода, влажности, плотности; эмоционально делает пассивным; утешает, сосредотачивает, успокаивает; ленивый, антисептический, чистый;

· зеленый — визуально немного сужает, объединяет; создает ощущение холода; эмоционально успокаивает, уравновешивает; приятный, здоровый, натуральный;

· красный — визуально приближает, ограничивает; создает ощущение тепла, тяжести; возбуждает.

Д. Е. Тихон-Бугров замечает, что:

· красный цвет не подходит для обращений к людям старшего поколения, так как этот цвет несет в себе следующие свойства: динамичность, активность, агрессивность, сексуальность, символизирование опасности;

· белый — визуально раздвигает, расширяет, повышает; создает ощущение легкости и рыхлости; эмоционально оставляет равнодушным;

· черный — визуально приближает, уменьшает; создает ощущение угнетения тяжестью, густотой; эмоционально делает устойчивым; отчаяние, смерть, оригинальность, благородство, изящество, классический «стильный»цвет;

· серый — визуально ничего не меняет; создает ощущение безразличия; ощущение умеренности, солидности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: