Скандинавская школа дизайна

Отличительные черты работ. Арне Якобсон. Гнутая мебель из фанеры. Традиции и современность. Развитие органического дизайна в Скандинавии. Культура жилища. Производство мебели и предметов быта. Ханс Вагнер

В архитектурном мире и сфере промышленного дизайна Арне Якобсен личность легендарная. Он родился в Копенгагене в 1902 году (1902 — 1971).

До поступления в 1924 году в Датскую Королевскую Академию искусств, Якобсен овладел мастерством каменщика, работая подмастерьем. Эта работа определила его дальнейшую любовь к кирпичу – материалу, ставшему доминантой большинства архитектурных работ Якобсена. Великие архитекторы — Джон Соун и Людвиг Мис ван дер Роэ, почитаемые Якобсеном, также в свое время работали каменщиками.

В своем многогранном творчестве Арне Якобсену удавалось сочетать идеалы модернизма и приверженность к северному натурализму.

Завершенность произведения стала основополагающей составляющей его творческого метода. Работая над проектом дома, он параллельно разрабатывал и дизайн всех его отдельных элементов — мебели, тканей, посуды, осветительных приборов и окружающих ландшафтов.

Любая функциональная вещь, по его мнению, должна иметь свое самостоятельное дизайнерское решение. Показательными примерами здесь становятся наиболее известные архитектурные проекты Арне Якобсена: аэропорт авиакомпании SAS и Radisson SAS Royal Hotel в Копенгагене. В них он спроектировал каждую деталь, вплоть до вилок, ножей и ложек.

Скандинавская школа дизайна и Альвар Альто. Шведский модерн. Датский стиль тикового дерева. В Скандинавии в период 40-50-х гг. установился свой стиль в дизайне. Во время первой нью-йоркской ярмарки в 1939 году появилось название "Шведский модерн". Ключом этого дизайн-стиля были керамические работы Вильгельма Каге, стеклянные изделия Кая Франка и мебель Алвара Аалто. Отличительным знаком этих работ было естественное природное ощущение в мягких органических формах, чьи истоки были найдены в скандинавском народном искусстве.

С середины 1920-х годов в Дании складывался особый национальный стиль в дизайне мебели, позднее названный датским модернизмом. Его представители стремились соединить рационализм «Баухауза» с народными традициями изготовления деревянной мебели. Вегнер увлекается идеями столичных мебельщиков и поступает в Школу искусств и ремесел (позже переименованную в Датскую королевскую академию изящных искусств и дизайна). В 1938 году он уже сам участвует в выставке краснодеревщиков. А в 1940- м проектирует мебель для концертного зала во втором по величине городе Дании — Орхусе. Руководил строительством другой знаменитый датчанин, Арне Якобсен, будущий автор культовых кресел Egg и Swan. Все датские дизайнеры в 1930–1940-х годах работали в паре с краснодеревщиками. У каждого автора был свой исполнитель, который знал все тонкости работы с деревом, чувствовал материал и помогал реализовать самые смелые идеи. Вегнер встретил «своего» краснодеревщика в 1940- м. Это был уже знаменитый в ту пору мастер Йоханнес Хансен. Вместе с ним Вегнер создал свои лучшие вещи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: