Дизайн в США 30-40 годов

Эпоха джаза и время противоречий. Дикие 20-е гг. Двадцатые годы знамениты своей музыкой - джазом. Это время часто называют "эпохой джаза". Музыка, основан­ная на импровизации со свингующими и синкопическими ритмами, была американской музыкальной формой, возник­шей в среде афро-американских общин и других фольк­лорных течений. Со своей родины в Нью-Орлеане джаз сначала распространился на север к Чикаго и Нью-Йорку, приобретя к концу первой мировой войны широчайшую аудиторию в Соединенных Штатах, и вскоре шагнул через Атлантический океан в Европу. Известная американская певица и танцовщица Жозефина Бейкер имела грандиоз­ный успех в парижском La Revue Negre ("Черном Ревю") 1925 года, вызвав в Париже повальное помешательство джазом. Появились разнообразные джазовые стили: рэг-тайм, блюз, свинг, боп и буги-вуги. Выдающимися инстру­ментальными солистами эпохи джаза были: Бенни Гудман, Каунт Бейси, Арти Шау и Гленн Миллер. Вместе с музыкой из США в Европу пришли американские танцы и фильмы. Влияние фильмов, особенно голливудс­кого образца, с их дорогостоящим оформлением, истори­ческих, танцевальных фильмов и фильмов-ревю распрост­ранялось на весь образ жизни, моду, дизайн и вопросы морали.

Одной из теоретических основ интернационального стиля стала появившаяся в 1922 году книга Ле Корбюзье "Vers une architecture". Он приветствовал строительство высот­ных домов и строго геометрические членения фасадов и планов. Его павильон "Pavilion de I'Esprit Nouveau" на выс­тавке Арт-Деко в Париже в 1925 г. стал возмутителем спо­койствия. А его градостроительные проекты, как напри­мер, реконструкция Парижа, по сей день вызывают спо­ры.

В конце 20-х в проектировании мебели авторы тоже отка­зывались от декоративных орнаментов, пропагандируя ясность, прозрачность, элегантность и рациональность. Наряду с такими лидерами интернационального стиля, как Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Марсель Бройер, одним из протагонистов современности стал финский архитектор Алвар Аалто. Автор более 200 построек, он проектировал мебель как органичную составную часть архитектуры и всегда в зависимости от стоящей строительной задачи. Таким образом возникли, например, табуреты для городс­кой библиотеки бывшего финского города Виипури или кресла для туберкулезного санатория Пальмио, в которых он применил гнутые фанерные плоскости. Свои принципы свободного движения и элегантности Аалто воплотил в мебели из гнутой фанеры, которая создавала, по его мне­нию, ощущение большей теплоты. С 1930-х годов мебель Аалто производит основанная им фирма "Артек". После эмиграции из становящейся реакционной Германии многих лидеров Баухауза ведущую роль в дальнейшем развитии интернационального стиля в 30-х годах начина­ют играть США.

Арт-Деко в США. Возникший в Париже и просуществовавший между двумя мировыми войнами, стиль "Арт-Деко" приобрел особую по­пулярность в США как "стиль звезд", превратившись из чисто французского явления во всемирно признанный сим­вол эффектности. Арт-Деко был также известен в США как "Джазовый модерн", "Зигзаг-модерн", "Обтекае­мый модерн" - последний относится к формам, базировав­шимся на обтекаемых силуэтах автомобилей, кораблей и самолетов, отражая напор и скорость века машин. В отличие от аскетичного функционализма, богатый орна­ментами Арт-Деко значительно легче прижился в архитек­туре фасадов и интерьере. С конца 20-х годов в стиле Арт-Деко были воздвигнуты большие репрезентативные здания крупных фирм. Примеры американского Арт-Деко можно обнаружить и в других постройках в Нью-Йорке и Майами того времени. Это гигантские небоскребы и вели­колепные дворцы кинотеатров. Образцами для подража­ния архитекторам служили зачастую обтекаемые формы современных трансокеанских лайнеров: их рассекающий воду нос, всевозможные поручни и палубные ограждения. В декорировании использовались благородные породы древесины и мрамор, часто с латуневой инкрустацией, пе­стрыми стеклами, цветным кафелем, а также орнаментами в геометрическо-экспрессивной форме. Идеи Современного движения пришли в США только после иммиграции сюда лидеров Баухауза, скрывавшихся от на­ционал-социалистов. Важнейшее место в организации и развитии идей функционализма в США занимала Кранбургская академия в Детройте, основанная в 1933 году.

Мировой экономический кризис. Стримлайн. Крупномасштабное расширение производственных мощно­стей в конце 20-х гг. привело к их несоответствию покупа­тельной способности населения, а в итоге - к мировому кризису.

Производители все больше сталкивались с растущими трудностями при сбыте своих товаров. Бизнесмены стали нанимать художников, графиков и театральных декора­торов для придания своим товарам привлекательного внеш­него вида. Для того, чтобы привести экономику в дей­ствие, американское правительство стремилось максималь­но раскрутить потребителя, повышая стимул для покупки посредством нового многообещающего дизайна. Показательным здесь является пример автомобильной ком­пании Генри Форда. В 1927 году он прекратил выпуск сво­ей знаменитой "модели Т". Столкнувшись с насыщением рынка и конкуренцией со стороны компании "Дженерал моторе". Форд истратил 18 миллионов долларов на переос­нащение своих предприятий и приступил к выпуску нового автомобиля "модели А", имевшей гораздо более изящную, обтекаемую форму. Опыт Форда продемонстрировал де­ловому миру важную роль дизайна для успешного сбыта любого вида потребительских товаров. В период кризиса изготовители стали все больше внимания уделять дизай­ну продукции: сначала как средству борьбы со своими пря­мыми конкурентами, а позднее - как способу восстановле­ния здоровой экономики в стране. В процессе формальных поисков стиля американские про­мышленные дизайнеры пришли в итоге к обтекаемой фор­ме.

Обтекаемая форма наводит на размышления о скорости и прежде всего о современной форме. И если первый обтека­емый автомобиль фирмы Крайслер 1934 года Airflow не сра­зу пришелся по вкусу потребителям, то остальные про­дукты в том же стиле нашли отклик. Показательный при­мер - дизайн копировальной машины фирмы Гештетнер Раймонда Лоуи (1929). Предложенное Лоуи решение копи­ровальной машины в обтекаемых формах "стримлайна" име­ло большой успех, и американские дизайнеры, последовав его примеру, начали проектировать товары домашнего оби­хода, используя стиль обтекаемых форм. Теория обтекаемой формы, основанная на применении ок­руглых, плавно заканчивающихся форм, часто имеющих каплевидный характер, возникла и получила распростра­нение в начале XX столетия в транспортных технологиях: кораблестроении, воздушном транспорте, автомобилест­роении. Такая обтекаемая форма способствовала улучше­нию гидро - и аэродинамичности транспортных средств, особенно в условиях высоких скоростей. Однако, к 30-м гг. обтекаемые формы стали использоваться дизай­нерами в декоративных целях - для придания бытовым вещам особой динамичности и современности внешнего вида, отвечающим представлениям обывателей о новом XX веке, веке новой динамики и скоростей. Таким образом формировалась мода на обтекаемую форму во всех облас­тях потребления. Вместо вложений в развитие дешевых товаров, многие производители нанимали дизайнеров для повышения коммерческой привлекательности выпускаемых товаров. Созданная мода на обтекаемые формы помогла производителям повысить конкурентноспособность своих товаров, а ежегодное обновление внешнего вида изделий помогло увеличить эстетический срок службы продукции, а также объемы продаж.

Народившийся стиль отражал всеобщее стремление к про­грессу. Дизайнер Норман Бел Геддес популяризировал его в своей книге "Горизонты" (1932), иллюстрированной фан­тастическими изображениями каплевидных автомобилей и автобусов, обтекаемого поезда-трубы, торпедообразно-го океанского лайнера и огромного "летающего крыла" с каплевидными поплавками для посадки на воду. Новый стиль времен Большой депрессии быстро распространился на все - точилки для карандашей, домашние вентиляторы, фасады магазинов, бензозаправочные колонки.

В 1949 году на обложке журнала "Тайм" появилась фотография Раймонда Лоуи с подписью: он округлил кривую продаж, добавив "ценность" товарам и увеличив продажу, этот способ помог американской про­мышленной индустрии набрать силу и получить прибыль.

Эргономичный дизайн. Генри Дрейфусе в своем дизайнерском творчестве особое внимание уделял идеям человеческих движений. Он раз­вил дизайн-теорию о связи между человеком и машиной и был убежден, что машина должна соответствовать требо­ваниям человека, и никак не наоборот. Исходя из этих позиций он строил теории об эргономике и антропометрии. Определенной кульминацией поисков Дрейфусса стал те­лефон для компании Bell "Модель ЗОО". Bell 300 на 40 лет остался американским стандартом для телефонов, возмож­но, благодаря доскональным функциональным и эргономи­ческим проработкам автора, которые позволили создать подчеркнутую "доброжелательность" его формы.

Формирование профессии "дизайнер". К концу 30-х гг. промышленный дизайн в США из панацеи времен Депрессии постепенно превратился в обычную про­фессию. Среди заказчиков ведущих дизайнерских фирм числились такие промышленные гиганты, как "Истмен Ко­дак", "Белл лабораториз", "Дженерал моторе", "Сире и Ро-бак", "Хувер", "Тексако". Компании не только заключали контракты с независимыми дизайнерами-консультантами на разработку определенного продукта, но и начали со­здавать у себя постоянные дизайнерские бюро. Причем эта практика постепенно расширялась. Одним из наиболее ярких представителей новой профес­сии был Раймонд Лоуи. Один из самых успешнейших дизай­неров 20-го века, он своими проектами воссоздавал карти­ну американского образа жизни. Он был первым дизайнером, который опирался в работе на марке­тинг и предлагал новые продукты на рынок, не считаясь с большими затратами на рекламную кампанию. Особое вни­мание он уделял при этом своему собственному имиджу. За свою практику Лоуи переработал множество продуктов, дав им новую привлекательную внешность, которая де­лала их "прекраснее" и вместе с тем способствовала сбы­ту. При этом для него имело значение: красота - в просто­те, но не в чрезмерной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: