Игра «Домик»
Основная идея этого упражнения «Домик» состоит в ослаблении или снятии страха речи. Учитывается, что психологически говорить легче, если ты невидим.
Ребенок прячется в домик, взяв с собой по желанию 1-3 игрушки, и оттуда отвечает на вопросы педагога и других детей. Домик первоначально без окон. Никто ребенка не видит. Голос доносится из закрытого домика. Громкость голоса регулируется задающим вопрос, в зависимости от того, насколько хорошо он слышит ответы.
Затем в домике появляется одно окно. Диалог продолжается. Появляется два, три, четыре и больше окон. Ребенок становится видимым, а затем и вовсе выходит из домика и отвечает на те же самые вопросы, которые ему задавали, когда он сидел в домике.
Примерный перечень вопросов:
- Кто ты? Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Какое у тебя настроение?
- Тебе нравится сидеть в домике?
- В твоем домике темно или светло?
- Кто еще с тобой живет в домике?
- Как зовут твою маму (папу?)?
- У тебя есть друзья?
- Как зовут твоего лучшего друга (подругу?)
- Почему тебе нравится твой друг (подруга)?
-Что ты любишь кушать?
- Ты умеешь плавать?
- Ты умеешь …..?(вопрос дополняется в зависимости
от индивидуального портрета ребенка)
- Ты хочешь, чтобы в домике стало светлее?
- Я открою одно окошко, хорошо?
и т.п. пока не откроется весь домик.
Для выработки умения управлять речью (направлением голоса, его силой и т.д.) в разных ситуациях общения можно использовать приемы слуховой стимуляции в непроизвольных действиях:
Что звучит?
Ребенку завязывают глаза и издают какой-либо звук (бубен, барабан, дудка, пианино, стук, шорох и т.п.). Ребенок должен указать на источник звука или воспроизвести его сам.
Откуда звук?
Ребенку завязывают глаза и издают какой-либо звук в одной из частей комнаты. Ребенок должен угадать и показать место, где воспроизводился звук.
Отправь звук
наверх
вниз
вправо
влево
далеко
близко
Воображаемый звук.
Ребенку предлагается вообразить, что он слышит звук (мысленно), а затем спрашивают, что он слышал и где (в какой ситуации).