Внешняя политика. Изменения на международной арене

Изменения на международной арене. Внешнеполитическая деятельность Советского

государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на

международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он

имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы).

Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов,

и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.

В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические

силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и

рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии. Польши, Югославии и

Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной

промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества

получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской

диктатуры.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной

Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него

возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали

называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о

разделении мира на два лагеря — империалистический и демократический,

антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух

социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного

руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И. В. Сталина

«Экономические проблемы социализма в СССР». В работе содержался также вывод о

неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе ирастущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем

загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на

Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась

недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом

центра при решении вопросов локального характера. Силами, объединяющими местные

оппозиционные силы, были народные фронты, новые Политические партии и движения («Рух»

на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей

государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство

страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и

межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате

(Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности,

первым секретарем Компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное

недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность,

возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров

1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских государств и из

западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях

жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на

почве межэтнических конфликтов.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного

Карабаха — территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе

АзССР. Вооруженный, конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в

Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление

тысяч беженцев — таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в

течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными

требованиями демонстрантов являлись проведение демократических реформ и независимость

Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР

выступило абхазское население.

«Парад суверенитетов». С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССРв республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании

родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности

лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной

самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло

требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса.

Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих

структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988

г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали

победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение

полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о

государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные

документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР

(1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших

союзных республик.

12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном

суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов

над союзными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни

вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР

(декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и

его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление

«Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмечалось,

что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских

декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и

демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением

съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного

Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего

числа участвовавших в голосовании лиц.Финал политического кризиса. В апреле — мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной

резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями

девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров

поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект

предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической

федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре

органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы.

Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе.

Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня

конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Руководители

движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписании временного договора

сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание

и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов

власти. Группа ученых-обществоведов выступила с протестом против проекта договора.

Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра

перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора

справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего

народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до

подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить

конец политике реформ и остановить развал государства.

В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа

государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева в связи с состоянием его

здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение

сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП —

Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-

президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков,

министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своей

задачей преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление

порядков существовавших в СССР до 1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска.

Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники

партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин

призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им

как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского

президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов

исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась

деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей

государственной структуры.

События 19—22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о

создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики. В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств — России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и обокончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ — Содружества Независимых Государств. Союз СоветскихСоциалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству

Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское

соглашение).

Перестройка, задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с

целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным

итогом стали распад некогда могучего многонационального государства и завершение

советского периода в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и

действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств

находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзныхВажное место в программе реформирования экономики занимала либерализация цен —

освобождение их из-под контроля государства. Переход на свободные (рыночные) цены и

тарифы был начат с января 1992 г. За государством сохранялось регулирование цен лишь на

некоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. Либерализация цен

вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26

раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке. Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частого сектора в преобладающий сектор экономики. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли ПО тыс. промышленных

предприятий. Ваучерная5 приватизация 1992—1994 гг. и последующие приватизационные акты

привели к потере государственным сектором ведущей роли в экономике.

Однако изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. В

середине 1993—1994 гг. падение промышленного производства составляло 21%, в том числе в

машиностроении — 31%, в производстве предметов широкого потребления — 30%. Свыше

половины товаров российского рынка приходилось на долю импортной продукции.

Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической

инфраструктуры.

Во второй половине 90-х годов большинство крупных и средних предприятий России

превратились в частные, коммерческие и акционерные общества. Возникли и активно

действовали многочисленные коммерческие банки, фондовые биржи и торговые дома. Все это

привело к окончательной потере государством возможности управлять новыми

производственными и финансовыми структурами с помощью прежних административных

методов. Однако теперь в руках государства находились значительные пакеты акций заводов и фабрик, играющих ведущую роль в российской экономике. Велась разработка системыуправления этими пакетами акций с целью воздействия на деятельность предприятий негосударственного сектора. Программа экономических реформ включала серьезные преобразования в сельском хозяйстве. 90-е годы стали временем интенсивного развития новых форм хозяйствования. В агросекторе экономики преобладающую роль играли открытые и закрытые акционерные

общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные

кооперативы. В 1999 г. их удельный вес в структуре сельскохозяйственных предприятий

составлял 65,8%.

Экономический кризис тяжело отражался на состоянии аграрного сектора. Не хватало

минеральных удобрений, автомашин и сельхозтехники. В 1996 г. предприятия

сельхозмашиностроения произвели 14 тыс. тракторов, в 1998 г. — 9800, зерноуборочных

комбайнов — соответственно 2500 и 1000. В последующие годы их выпуск продолжал

уменьшаться. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная

перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем

сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991—

1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. К концу 90-х годов

число убыточных хозяйств в государственном секторе составляло, по официальным данным,

49,2%, в частном — 57,9%.

Радикальные преобразования в российской экономике обернулись значительными потерями.

В табл. 3 приведены данные о некоторых экономических показателях развития России в

1990—1997 гг.

Таблица 3

Показатель 1990

г.

г.

ВВП, млрд. долл. 990 580

ВВП на душу населения 6,7 4,0

Производство промышленной продукции, млрд. долл. 315 155Доля России в мировом промышленном производстве, % 4,6 1,8

Из таблицы видно, что объем внутренней валовой продукции (в стоимостном выражении) в

постсоветской России по сравнению с годами перестройки сократился в 1,7 раза. В 2 раза упало

производство промышленной продукции.

Складывание новых имущественных отношений сопровождалось углублением социальной

дифференциации населения. Увеличивалась численность лиц, живущих за чертой бедности (по

разным подсчетам, их удельный все в обществе составлял 35—65%).

42.2. Становление Российской государственности

Кризис власти. После распада Союза ССР началась ликвидация прежних структур власти и

управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в

распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией президента страны стал

Московский Кремль.

21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР

была переименована в Российскую Федерацию — Россию (при равнозначности обоих

названий).

С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между

президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов — с

другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое

противостояние двух ветвей государственной власти — законодательной и исполнительной.

Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного

проекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские

настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь

прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б. Н. Ельцин в

обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».

Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной части

населения. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночной

экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В

декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т.федеральной власти и мирных граждан. Чечня стала центром притяжения террористов из

многих соседних стран, В короткие сроки республика, являющаяся субъектом Российской

Федерации, превратилась в оплот международного терроризма. Все это стало причинами

антитеррористической операции федеральных войск в Чечне, а точнее — причинами второй

чеченской войны (август 1999 г.).

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. Избирательная

кампания вызвала значительный подъем социальной активности населения. В ней приняли

участие многие известные по прежним выборам объединения и партии: «Наш дом — Россия»,

КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». На политической арене появились новые политические движения:

«Отечество — вся Россия» (лидеры — Е. М. Примаков. Ю. М. Лужков), «Союз правых сил» (С.

В. Кириенко, Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада) и проправительственное объединение «Единство»,

которое возглавил обладавший большим авторитетом министр по чрезвычайным ситуациям С.

Шойгу. В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующими фракциями

стали «Единство» и КПРФ.

31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б. Н.

Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу

правительства. На выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом Российской

Федерации.

Последний период пребывания Б. Н. Ельцины у власти ознаменовался важными

внешнеполитическими акциями РФ.

Продолжало углубляться сотрудничество РФ с государствами — членами СНГ. Однако

развитию интеграционных процессов препятствовал ряд факторов. Среди них немаловажное

место занимала нестабильность руководства в некоторых странах Содружества.

Кроме того, сложившееся Содружество не всегда отвечало интересам всех входящих в него

стран.

К концу 90-х годов на долю СНГ приходилось 22% российского товарооборота. Главными

партнерами РФ оставались Белоруссия и Украина.

На международной арене основными торговыми партнерами России оставались государстваЕвропейского союза. В июне 1999 г. руководители стран — членов ЕС приняли документ

«Общая стратегия Европейского союза в отношении России». Документ стал основой

сотрудничества между государствами. Однако начавшиеся военные действия в Чечне вызвали

серьезный конфликт в отношениях между ними.

В марте — апреле 1999 г. в связи с так называемым югославским конфликтом осложнились

отношения между Россией и НАТО. Под предлогом зашиты косовских албанцев от

притеснений сербов военное командование НАТО предприняло военную операцию против

Республики Югославия. В ответ на агрессивные действия НАТО Россия отказалась от

разработанных ранее программ сотрудничества с ними.

Смена руководства страны на рубеже 1999—2000 гг. завершила определенный этап в жизни

постсоветской России, стала своеобразным рубежом в ее общественно-политическом и

экономическом развитии. Новые государственные лидеры, опираясь на предшествующий

исторический опыт России, направили свои усилия на консолидацию общества, укрепление его

стабильности и подъем экономики, повышение роли России на международной арене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: