Анализ внутренней структуры корпорации проводится для выявления тех внутренних резервов, которые она может использовать с целью повышения качества финансового состояния и обеспечения выпуска требуемого количества коммерческой продукции.
Для проведения анализа внутренней структуры корпорации необходимо оценить ее антикризисный потенциал. Оценку антикризисного потенциала корпорации целесообразно проводить по нескольким разделам (рис. 3.1).
![]() |
Рис. 3.1. Схема изучения внутренней структуры корпорации
Для его оценки могут применяться различные экономические расчеты. В целом, подбор информации следует проводить по сопоставимым показателям, используя различные приемы и методы. Информация для укрупненного анализа возможностей корпорации может содержать данные об:
- местонахождении корпорации;
- степени известности;
- производственном потенциале;
- технологическом оборудовании;
- длительности изготовления вида продукции;
- качестве продукции;
- персонале;
- уровне расходов.
То есть антикризисный потенциал корпорации – это совокупность возможностей по выходу из финансового кризиса, выявление которых позволяет более четко анализировать альтернативы и выбирать методы финансового оздоровления.
Анализ внутренней структуры производится на основе перечисленной информации путем сопоставления значений соответствующих показателей корпорации со среднеотраслевыми показателями и показателями других корпораций. При изучении каждой из вышеперечисленных составляющих внутренней структуры корпорации используется ряд показателей. Для удобства сопоставления, расчет некоторых показателей производится в стоимостном выражении.
Для оценки местоположения корпорации используется показатель местонахождения (Пм). Значение данного показателя позволяет оценить транспортные расходы корпорации и более грамотно планировать процесс транспортировки продукции.
,
где Цi – цена доставки от цехов корпорации до i-того транспортного узла;
n – количество транспортных узлов, на которые может быть доставлена продукция корпорации для последующей отправки потребителям.
Показатель степени известности (СИ) позволяет в цифровом выражении оценить эффективность маркетинговой политики корпорации, а также долю занимаемого корпорацией рынка выпускаемой продукции. Если значение показателя СИ равно 1, изучаемая корпорация является монополистом по данному виду продукции. Степень известности измеряется по формуле:
,
где Кп – количество контрагентов, сотрудничающих с изучаемой корпорацией;
Ко – количество контрагентов – потребителей вида продукции, производимого изучаемой корпорацией.
Качество и количество производственного потенциала и технологического оборудования можно измерять с помощью показателя степени износа нематериальных активов и оборудования соответственно, а также с помощью коэффициента выбытия и коэффициента обновления соответствующих компонентов необоротных активов.
Длительность изготовления вида продукции определяется по технологическим нормам изготовления единицы продукции, затем длительность изготовления единицы умножается на количество единиц в отгрузочной норме (вагон, контейнер и т. д.).
Качество продукции определяется коэффициентом возврата (Квозврат) и вычисляется как соотношение затрат на ремонт или замену продукции, возвращенной потребителями, как некачественную, и общей суммы отгруженной продукции.
,
где ЗР – затраты на ремонт некачественной продукции;
ЗЗ – затраты на замену некачественной продукции.
Персонал можно оценить по средней производительности производственного персонала, а также по средней выручке на одного работника.
Уровень расходов определяется по данным финансовой отчетности.
После анализа внутренней структуры несостоятельной корпорации следует так называемый анализ внешнего окружения, который включает изучение поставщиков и потребителей.
