Анализ внутренней среды предприятия

Раздел 9. Экология и риски

Раздел 8. Финансовый план

Раздел 7. Организационный план

Раздел 6. План производства

Раздел 5. План маркетинга

Раздел 4. Маркетинговые исследования. Анализ рынка

Раздел 3. Описание услуг, представленных на рынок

Раздел 2. Описание компании

Раздел 1. Резюме

Основные разделы бизнес-плана, инвестиционного проекта туристского предприятия

Структура бизнес-плана не является жестко регламентированной, она должна быть представлена в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем.

Оглавление и соответствующее оформление бизнес-плана – необходимые условия для того, чтобы проект, по крайней мере, начали рассматривать потенциальные инвесторы.

Содержание глав должно соответствовать их названиям.

Информация должна быть достоверной, обоснованной и базироваться на документальных источниках и расчетах[3].

Рекомендуется, чтобы в бизнес-плане была предусмотрена следующая структура:

Раздел 1. Возможности фирмы (резюме).

Раздел 2. Описание компании (организации).

Раздел 3. Виды услуг.

Раздел 4. Анализ рынка.

Раздел 5. Маркетинговый план.

Раздел 6. План производства.

Раздел 7. Организационный план.

Раздел 8. Финансовый план.

Раздел 9. Оценка риска и страхование.

Для наиболее полного и яркого выражения целей создания бизнес-плана можно включать дополнительные разделы, если того требует проект.

Структура бизнес-плана.

Очень часто банкиры, фирмы, менеджеры получают десятки бизнес-планов в день. Поэтому цель резюме – дать сжатый (1–2 стр.) обзор делового предложения, способный привлечь внимание партнеров, инвесторов и стимулировать их к дальнейшему рассмотрению плана.

В резюме должны быть ответы на два вопроса: “Что они получат при успешной реализации этого бизнес-плана?” и “Каков риск потери ими денег?”[4].

Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным разделам.

Раздел лучше начать с анализа текущего состояния дел отрасли экономики, в которой функционирует предприятие, показать тенденции развития отрасли. Инвестору важно показать, какое место в отрасли занимает предприятие, и приступить к его описанию.

В этом разделе дается основная информация по компании, которая должна включать: информацию о компании, ее руководстве, организационную структуру, экономические показатели деятельности, кредитную историю.

В разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции и услуг, которые будут предложены на рынок.

Главное, на чем необходимо сделать акцент, – это преимущества продукции, уникальность, качество, преимущества в ценах.

Этот раздел – один из наиболее трудных и важных, так как почти все следующие разделы бизнес-плана построены на рыночных оценках и как бы развивают его положения.

Рыночные оценки проекта, основанные на маркетинговых исследованиях и анализе, оказывают прямое взаимодействие на объем производства, маркетинговый план и позволяют определить размеры требуемых инвестиций.

В разделе показываются: потенциальная емкость рынка, проводится сегментация рынка, дается характеристика потребителя и сравнительный анализ конкурентоспособности.

План маркетинга состоит из следующих блоков: ценообразование, система сбыта, маркетинговые коммуникации или продвижение товаров и услуг.

План производственной деятельности представляет собой подробное описание необходимых для работы компании производственных ресурсов, под которыми подразумеваются здания, мебель, оборудование для работы офиса и план персонала.

Основная цель этого раздела – описание обеспеченности проекта с производственной и технологической стороны.

В сфере туристических услуг особое внимание уделяется на определение приемлемого месторасположения, стремление уменьшить накладные расходы, получение требуемого оборудования и повышение конкурентоспособности путем подбора и обучения персонала.

Организационный план составляется для того, чтобы "проследить “цепочку” мероприятий, которые необходимо выполнить для эффективной работы компании в дальнейшем"[5]. Здесь указывается объем необходимых ресурсов, источники, сроки исполнения мероприятий и степень ответственности.

Финансовый план является одним из основных разделов бизнес-плана.

Этот раздел необходимо посвятить планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.

В различных методиках бизнес-планирования в разделе “Финансовый план” дается практически одинаковый набор следующих планово-отчетных документов:

1. План (отчет) доходов и расходов.

2. План (отчет) движения денежных средств.

3. Балансовый отчет (план).

4. Показатели эффективности проекта.

Оценка риска включает в себя перечень профилактических и прогнозных мероприятий по предотвращению форс-мажорных и прочих негативных факторов, к которым относятся: угроза банкротства; санкции налоговой службы и налоговой полиции; пени, штрафы, неустойки по гражданско-правовым договорам, контрактам, соглашениям и т.д., конфликтные ситуации, снижение спроса.

Главное здесь – уметь предугадать заранее все типы рисков, с которыми компания может столкнуться, выявить источники этих рисков и момент их возникновения, а затем разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.

Таким образом, весь бизнес-план предоставляет следующую информацию:

- на каком этапе развития находится компания;

- как она планирует развиваться;

- как это будет осуществляться.

Тема 2. Анализ внутренней среды предприятия. Анализ структуры рынка и расчет емкости рынка

1. Анализ внутренней среды предприятия.

2. Анализ структуры рынка

3. Сегментирование рынка и расчет емкости рынка.

При анализе деятельности предприятия нужно помнить, что сведения должны быть правдивые, без приукрашивания, так как всегда можно навести справки о предприятии, прежде чем вложить свой капитал партнеру или инвестору.

1.) В этом разделе дается основная информация по компании, которая должна включать:

– название и адрес компании;

– перечень регистрационных документов и лицензий;

– перечень акционеров и их доля (%) участия в капитале компании;

– цели и задачи компании.

История создания предприятия должна включать информацию о дате основания компании, её предшественниках.

Важно показать основные успехи или достижения компании за последние годы.

Краткие сведения о предприятии должны включать следующее: расположение предприятия, занимаемая площадь, количество зданий, этажей, цехов, тип конструкции здания; площадь земельного участка (собственный или арендуемый); плата за аренду земли, сколько, в каком виде; срок аренды, условия её прекращения; выгодность расположения; количество работников.

2.)Организационная структура:

– кто персонально принимает стратегическое решение;

– какие отделы принимают участие в принятии решения;

– квалификация управленческого персонала;

– показать кратко количество отделов, цехов, их основные функции. Отметить текучесть кадров, каких специальностей не хватает для нормального функционирования фирмы.

3). Описать положение компании на данный момент:

– компания приносит прибыль или несет убытки;

– последние тенденции в реализации товара и получении прибыли;

– какие важные изменения произошли в последнее время в отношении продуктов, услуг;

– произошли ли какие-нибудь существенные изменения;

– технико-экономические показатели, анализ финансовой деятельности.

4). SWOT-анализ предприятия (Strength, Weakness, Opportunity, Threat).

SWOT-анализ проводится методом факторного анализа внешней и внутренней среды предприятия.

Наиболее благоприятные возможности открывает поле “СИВ” (сила и возможности), которое позволяет использовать сильные стороны предприятия для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.

Поле “СИВ” предприятия

Сильные стороны Возможности
1. Наличие необходимых финансовых ресурсов. 2. Статус признанного лидера. 3. Известное имя. 4. Наличие собственных технологий и стандартов. 5. Относительно низкие затраты. 6. Наличие потребности в услугах фирмы на потребительском рынке. 7. Высокое качество обслуживания туристов (контроль качества проводится до и после предоставления услуг). 8. Выбор надежных партнеров. 9. Установление долгосрочных связей с клиентами. 10. Индивидуальная работа с каждым агентом. 11. Ориентация на потребителя, его запросы и пожелания. 12. Профессионализм кадров. 13. Использование современных средств связи и информационных технологий. 14. Комфортные условия для продажи услуг. 1. Обслуживание дополнительных групп потребителей, выход на новый рынок, расширение продуктовой линии. 2. Диверсификация услуг, вертикальная интеграция. 3. Участие в региональных туристских конкурсах. 5. Использование исторических, национальных, культурных традиций при разработке турпродукта. 6. Привлечение постоянных клиентов из стран АТР. 7. Привлечение постоянных групп клиентов из регионов Сибири и Дальнего Востока. 8. Ежегодное участие в выставках.

Поле “СЛУ” (слабость и угрозы”) раскрывает слабость позиций предприятия и надвигающиеся угрозы.

Поле “СЛУ” предприятия

Слабые стороны Угрозы
1. Отсутствие четкой бизнес-стратегии. 2. Слабые каналы сбыта. 3. Ориентация на выездной туризм. 4. Отсутствие медиапланирования и единой стратегии продвижения. 5. Нет опытного специалиста по маркетингу и рекламе. 6. Нет web-страницы в Интернете. 7. Невысокий уровень ведения делопроизводства. 1. Вхождение на рынок сильного конкурента. 2. Рост продаж товаров-заменителей. 3. Снижение темпов роста рынка. 4. Неблагоприятные изменения в темпах роста курса валют. 5. Спад в экономике. 6. Неблагоприятная демографическая ситуация. 7. Военные конфликты. 8. Рост преступности. 9. Рост числа неорганизованных рекреантов-туристов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: