Службами организациями

Структура органа (аппарат) управления представляет собой единство подразделений, каждое из которых предназначено для выполнения определенных функций по управлению организацией и находится во взаимосвязи и соподчиненности с другими подразделениями.

Подразделения представляют собой официально деловые группы работников, ответственных за выполнение определенного набора производственных, управленческих и иных функций. Они различаются статусом, численностью, величиной материальных и финансовых ресурсов, переданных в их распоряжения.

Процесс формирования подразделений называется департаментализацией. Классики менеджмента, выдвинувшие это определение, считали, что организационную структуру нужно строить снизу вверх в соответствии с целью, типом деятельности, ее субъектом, объектом, особенностями, место и ее осуществления.

Выделяют следующие принципы построения организационных структур:

· количественный;

· временной;

· технологический;

· профессиональный;

· функциональный;

· территориальный;

· продуктовый;

· рыночный;

· инновационный.

Количественный принцип характерен для организаций, выполняющих простые виды деятельности, предполагает, что подразделения создаются исходя из оптимального числа людей, необходимых для выполнения поставленной задачи.

Временной принцип применяется там, где по технологическим или экономическим принципам целесообразная или так называемая вахтовая работа.

Технологический предполагает, что в основу подразделений кладется технологический процесс.

Профессиональный принцип департаментализации имеет место тогда, когда «под общей крышей» объединяются люди, обладающие близкими специальностями или занимающиеся одним видом деятельности.

Функциональный принцип характерен для большинства средних и крупных организаций, где имеет место массовое производство стандартной продукции на основе простых повторяющихся процессов.

При территориальном принципе построения организации каждое из входящих в нее подразделений специализируется на производстве полного набора продукции и услуг для нужд данного региона.

При продуктовом принципе департаментализации каждое из подразделений, входящих в организацию, сосредоточено на выпуске какого-то одного вида продукции для всех территорий и групп потребителей.

Рыночный принцип ориентируется на производстве продукции и услуг для определенной группы потребителей, в совокупности образующий рынок.

Инновационный принцип состоит в том, что в рамках фирмы формируются специальные центры, занимающиеся разработкой, освоением новых видов продуктов и услуг. В это время другие подразделения отражают выпуск традиционной продукции, приносящей прибыль.

Принципы департаментализации, которые используются при формировании структуры управления проектируемой организации (ЗАО «Молочный завод») определяются конкретными обстоятельствами. В первую очередь, главным принципом является функциональный, так как он характерен для большинства организаций. Формирование подразделений на его основе происходит в соответствии с функциями, отражающими основные направления и сферы деятельности фирмы. Другим принципом является - территориальный. При нем можно сэкономить средства, лучше учитывать местные условия.

Для начала составим перечень функций, которые должна выполнять организация. Основная или главная функция предприятия, в современной интерпретации звучит как «Удовлетворение нужд потребителей в обеспечении свежей молочной продукции». К частным функциями можно отнести: административную, функцию учета, управления персоналам, планирования, экономическую, функция формирования цены, подготовки производственной документации, контроля качества, ремонт машин и механизмов, транспортную, энергоснабжения, функция отопления, обеспечение техники безопасности.

При составлении таблицы распределения видов деятельности между службами необходимо учитывать правила:

1. Каждый вид деятельности должен быть закреплен за конкретным структурным звеном.

2. Нельзя закреплять один вид деятельности за двумя и более службами.

3. Одно структурное подразделение может осуществлять несколько видов деятельности.

4. Подразделение создается только для вида или видов деятельности, которые должны выполняться совсем группой людей, а не одним человеком. Если вид деятельности будет осуществляться одним человеком, то на этапе создания списка подразделений его заносят в число функций уже определенного отдела.

5. Несколько подразделений могут составлять одну более общую службу, если виды деятельности, выполняемые ими, действительно являются частями более общей деятельности и/или их становится очень много.

Учитывая выше приведенные правила, составим таблицу.


Таблица 1 – Распределение функций между службами

  Службы Функции организации  
1. Функции Производства 2.Админисративная 3.Функция учета 4. Управление персоналом 5. Планирование 6. Экономическая 7.Снабжение 8. Реализация продукции 9. Реклама продукции 10. Контроль качества 11. Ремонт машин и механизмов 12. Продажа товара 13. Хранение продукции 14. Транспортная 12. Энергоснабжение 13. Функция отопления 14. Обеспечение ТБ 15. Обеспечение защить
1.1. Производство масла 1.2. Производство творога 1.3. Производство Сметаны 1.4. Производство сгущенного молока 1.5. Розлив готовой продукции
                                             
1 Служба производства                                            
1.1 Масло цех                                            
1.2. Творожный цех                                            
1.3. Сметанный цех                                            
1.4. Сгущенный цех                                            
1.5.Цех розлива готовой продукции                                            
2 Администрация                                            
3 Бухгалтерия                                            
4. Отдел кадров                                            
Продолжение таблицы 1
                                             
5. Планово-экономический отдел                                            
6. Отдел материально-технического снабжения                                            
7. Производственный отдел                                            
8. Отдел маркетинга                                            
9. Производственно-техническая лаборатория                                            
10. Ремонтно-механическая Мастерская                                            
11. Магазин                                            
12. Склад готовой продукции                                            
13. Гараж                                            
14. Электроцех                                            
15. Котельная                                            
16. Служба техники безопасности (ТБ)                                            
17. Служба Охраны                                            
                                               


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: