Свойство | Тип контракта | ||
Классический | Неоклассический | Отношенческий | |
Полнота | Полный контракт | Неполный | Неполный |
Формализованность | Явный | Явный | Неявный |
Частота | Разовый | Случайный | Регулярный |
Гарант | Государство | Третья сторона | Контрагенты (противоположная сторона) |
1. Классический контракт
- носит безличный характер
- отличительная особенность - наличие четко оговоренных пунктов
- записанные условия сделки имеют перевес над устными условиями
- носит двусторонний характер: четко оговариваются санкции за нарушение контракта, а все споры решаются в суде
# контракт на покупку
2. Неоклассический контракт
- используется в условиях неопределенности и носит долгосрочный характер
- в проблемных ситуациях возможно привлечение третьей стороны
- может быть использование гибридной формы сделки - такая форма организации сделки, в которой сочетаются элементы рынка и административного управления. Данная форма была предложена Уильямсоном.
В качестве примера гибридных сделок может выступать:
|
|
# долгосрочные контракты от 30 лет
# эксклюзивные дилерские контракты (соглашение о том, что покупатель будет покупать весь товар только у одного продавца и воздерживаться от покупки конкурирующих товаров)
# связанные продажи (покупатель не может приобрести что-либо у продавца, не купив при этом дополнительного продукта)
#франчайзинг - контракт предоставляющий независимому лицу право использовать торговую марку и методы организации бизнеса материнской компании на опрелеленный срок (в кажд стране срок разный, но в РФ 15 лет). За это право инвестор платит первоначальный взнос и роялти - это компенсация за использование патентов, товарных знаков и т. д.
3. Отношенческий контракт
- используется в условиях долговременных, сложных и взаимовыгодных отношениях между сторонами
- неформальные условия имеют перевес над формальными пунктами
- в случае возникновения споров они разрешаются в ходе неформальных переговоров
# психологический контракт, в основе которого лежат вопросы организационной культуры и мотивации работника, как связанные с обязательствами долгосрочные заботы о сотруднике в обмен на лояльность и добросовестную работу наемного работника.