Лекция 9 ассиметрия информаци

Различия между контрактами определяются:

1)сроками действия контракта

2)степенью полноты контракта (зависит от срока контракта)

3)стимулов (форма оплаты труда, возможность работника участвовать в распределению доходов, рента)

4)процедуры принуждения к исполнению контракта.

Таблица1 "Типы контракта и способы организации сделки".

Тип контракта Цена (P) Специфичность ресурса (К) Гарантии исполнения контракта (S) Способ организации сделки
Классический Играет решающую роль в стимулировании, координации и контроле Используется ресурс общего назначения (К=0) Не нужны S=0 Рынок
Неоклассический Играет важную роль, но ограничена специфичностью ресурсов K>0 Наблюдается средняя степень специфичности ресурса Гарантии применять сложно Гибридные формы
Отношенческий Не играет существенной роли К - значительная величина, используемый ресурс высокоспецифичный, либо уникальный S=К Исполнение контракта полностью гарантировано Формальная организация или иерархия

Ассиметрия информаци и

Ассиметрия предполагает, что покупателю и продавцу известно разное количество информации, имеющей отношение к сделке. Сторона, которая обладает большей информацией, выигрывает если пользуется этим преимуществом.

Типы оппортунистического поведения соответствующие различным видам ассиметрии информации: 1.Скрытые характеристики (покутелю не известны качественные характеристики блага). 2. Скрытое действие (осуществляется утаивание информации или действий. Они могут привести к моральному риску). 3.Скрытые намерения (они способствуют возможному использованию вымогательства).

Проблема ассиметрии информации впервые была рассмотрена американским экономистом в 70-е годы 20 века Джорджом Акерлофом. Ассиметрия информации приводит к необходимости осуществления следующих стратегий: 1)Подача сигнала. Ее использует информированная сторона. Подача сигнала является определенной гарантией добросовестности сделки. Сигнал-это наблюдаемая характеристика индивида или блага, которая может быть изменена. 2)"Просеивание". Характеризует действия неинформированной стороны. Используется с целью разделения различных типов информированной стороны в зависимости от получаемой информации.

Моральный риск-это действия экономических агентов по максимизации их собственной полезности в ущерб другим в ситуациях, когда невозможно ощутить все последствия этих действий. Моральный риск может встречаться в ситуациях: 1) Интересы исполнителя и заказчика не совпадают, и исполнитель преследует свои собственные интересы в ущерб заказчику. 2) Исполнители застрахованы от неблагоприятных последствий своих действий. 3)Заказчик не в состоянии осуществлять полный контроль и совершение принуждения.

Частный случай морального риска-это "проблема принципал-агента". В этом случае проблема возникает вследствие ассиметрии информации, так как: 1) Деятельность агента не поддается непосредственному наблюдению принципала. 2) О деятельности агента невозможно судить по конечным результатам.

В данных отношениях возможны издержки: 1)Издержки контроля со стороны принципала. 2)Издержки исполнителя связанные с добвольным принятием более жестких условий. 3)Издержки остаточных потерь.

Способы снижения морального риска:

1)Контроль за действиями агента;

2)Поиск дополнительных источников информации об агенте;

3)Создание конкуренции между агентами, которые имеют противоположный интерес;

4)Контроль посредством механизма фондового рынка;

5)Сставление смешанного контракта;

6)Добровольное принятие агентом более жестких условий;

7)Принцип "Сделай сам".

Использование данных способов может быть ограничено, так как а)поведение конкретного агента может влиять на результат частично; б)существует различная степень склонности к риску разных агентов.

Специфичность ресурсов.

Специфичный ресурс-это такой ресурс, который в случае прерывания сделки не может быть использован в других проектах без ущерба для своей экономической ценности. О специфичности ресурса судят по тому, насколько сократится его ценность при использовании в другом месте.

Виды специфичности ресурсов:

1. Специфичность местоположения (связана с большими издержками перемещения ресурса; предполагается, если предприятие находится в географической близости друг от друга).

2. Специфичность физических активов (предполагается, если стороны осуществили инвестиции в оборудование с определенными характеристиками, которые имеют меньшую стоимость при использоввнии в других проектах).

3. Специфичность человеческого капитала (используется в случаях, когда в результате обучения на рабочем месте работник накапливает специальные навыки, которые позволяют ему работаь более эффективно. Она может применяться и при работе в команде, когда все участники хорошо знают друг друга).

4. Специфичность целевых активов (понимаются капиталовложения в ресурсы общего назначения, которые могут оказаться предназначенными для единственного пользователя. Они осуществляются в надежде реализовать значительное количество продукции одному покупателю).

5. Временная специфичность (является характеристикой инфестиций, для которых существенное значение имеет координация производста и оперативные поставки)

6. Специфичность торговой марки или специфичность репутации (предполагает невозвратные инвестиции в торговую марку или создание репутации)

Привлекательность инвестиций в специфические активы заключается в том, что они могут привести к снижению издержек производства и тем самым обеспечить дополнительный доход-квазирента. Квазирента-это часть дохода превыщающая минимальное количество необходимое для того, чтобы удержать производителя в данной отрасли. Ее можно получить следующими способами: 1) Нелегальный (рейдерский захват, рекет). 2)Легальный (используется в случаях, когда специфический ресурс зависит от другого ресурса являющегося иногда уникальным и когда владелец уникального ресурса изымает его, а заменители либо очень дороги, либо низкого качества, происходит изъятие квазиренты). Могут рассматривать и третий вариант, который связан с ассиметрией информации: квазирента будет не получена, если результаты деятельности сложно измерить и трудно предотвратить недобросовестную работу.

Присвоение квазиренты не создает ценности, а только перераспределяет ее. В этом случае особое значение приобретает взаимодоверие сторон, при котором возможно возникновение вымогательства. Это такой вид поведения после заключения сделки, суть которого состоит в перераспределении квазиренты, ущемляющем интересы той стороны, которая осуществляла специфические инвестиции. Выделяют следующие виды доверия:

1)доверие к договору (каждая сторона соблюдает свои договоренности);

2)доверие к компетенции партнера (это ожидания, что партнер достаточно компетентен для выполения своих обязательств);

3)доверие к доброй воле партнера (предполагает взаимные ожидания сторон о возможности сделать больше, чем формально ожидается);

Проблему недоверия можно решить следующими способами:

1)изменение предпочтений игроков (правила игры можно поменять);

2)подписание явного контракта (он должен быть защищен третьей стороной и может быть заключен в следующей форме: либо форма контроля с наказанием, либо контроль со стимулированием);

3)использование неявного социального контракта (используются механизмы: модель репутации и модель самовыполняющегося соглашения);

4)использование повторяющихся взаимодействий (первоначально происходит начальное сотрудничество, а потом строны выбирают ту стратегию, которой придерживается другой игрок на соответствующей стадии. Сотрудничество продолжатся до тех пор, пока кто-то из участников не откажется от него)

Организация. Граница между организацией и институтом.

Организация - это единица координации, построенная на основе властных отношений, то есть делегирование одним из ее участников-агентом право контроля над своими действиями другому участнику-принципалу. Организациями могут быть: фирмы, профсоюзы, политические партии, прибыльные организации и т.д. Организация имеет 3 характеристики:

1. Совокупность участника;

2. Степень идентификации участников организации с целями организации, которые являются производными от интересов принципала;

3. Наличие формальной структуры властных отношений.

"Различие между институтом и организацией"

Институт Организация
Макроинституциональная категория Микроинституциональная категория
Институт определяет рамки взаимодействия в целом Определяет рамки конкретного взаимодействия
Регулирует деперсонифецирование трансакции Регулируют трансакции персонифицированные
Трансакции не локальные Трансакции локальные
Индивиды не могур влиять на процесс изменения институтов Организации являются результатом осознанного выбора индивида
Элементы принуждения и властных отношений отсутствуют Властные отношения являются основой функционирования организации
Определяет структуру и величину ТИ Способствует экономии ТИ, которые заданы институциональными рамками

Коуз предположил, что всегда существует предел роста организации по отношению к институту: "Рост фирмы продолжается до того момента, когда издержки организации, дополнительные трансакции внутри фирмы становится равны издержкам осуществления той же трансакции

на рынке: экономика состоящая из единственной фирмы возможна, но не эффективна по причине убывающей предельной производительности менеджмента."

Данное положение можно проиллюстрировать графически

Схема1

       
 
   
 


1 2 3

А Б В Г - это фирмы

Пояснения к схеме

1. Фирма А занимается сборкой компьютера из комплектующих, которые она покупает у Б, В, Г

2. Оптимизируя ТИ, фирма А создает единое предприятие с фирмой Б

3. Дальнейшая оптимизация приводит к объединению с фирмой В.

Одновременно с объединением возрастают издержки на внутрифирменное управление, объединение и контроль, и наступает момент заключения так называемой предельной сделки.

Факторы, которые влияют на оптимальный размер организации:

1. Наличие специфичных активов (см. ранее)

2. Наличие неопределенности (с увеличением непределенности возникает необходимость корректировать условия контракта. В связи с этим возрастает привлекательность соглашенческого контракта и снижается привлекательность классического контракта)

3. Склонность сторон к риску (если обе стороны конракта нейтральны к риску в одинаковой степени, то для них наиболее подходящим будет классический контракт, а если одна из сторон нейтральна к риску, а вторая является его противником, то наиболее подходящим будет отношенческий контракт)

4. Сложность сделки (под сложностью понимается структура сделки и связанный с ней объем информации, необходимый для спецификации условий сделки. Чем сложнее сделка, тем менее привлекателен классический контракт)

5. Цена доступа к закону (чем эффективнее деятельность правоохранительных органов, тем привлекательней классический контракт. При наличии высоких издержек доступа к закону привлекательным будет отношенческий контракт).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: