Различия между контрактами определяются:
1)сроками действия контракта
2)степенью полноты контракта (зависит от срока контракта)
3)стимулов (форма оплаты труда, возможность работника участвовать в распределению доходов, рента)
4)процедуры принуждения к исполнению контракта.
Таблица1 "Типы контракта и способы организации сделки".
Тип контракта | Цена (P) | Специфичность ресурса (К) | Гарантии исполнения контракта (S) | Способ организации сделки |
Классический | Играет решающую роль в стимулировании, координации и контроле | Используется ресурс общего назначения (К=0) | Не нужны S=0 | Рынок |
Неоклассический | Играет важную роль, но ограничена специфичностью ресурсов | K>0 Наблюдается средняя степень специфичности ресурса | Гарантии применять сложно | Гибридные формы |
Отношенческий | Не играет существенной роли | К - значительная величина, используемый ресурс высокоспецифичный, либо уникальный | S=К Исполнение контракта полностью гарантировано | Формальная организация или иерархия |
Ассиметрия информаци и
Ассиметрия предполагает, что покупателю и продавцу известно разное количество информации, имеющей отношение к сделке. Сторона, которая обладает большей информацией, выигрывает если пользуется этим преимуществом.
Типы оппортунистического поведения соответствующие различным видам ассиметрии информации: 1.Скрытые характеристики (покутелю не известны качественные характеристики блага). 2. Скрытое действие (осуществляется утаивание информации или действий. Они могут привести к моральному риску). 3.Скрытые намерения (они способствуют возможному использованию вымогательства).
Проблема ассиметрии информации впервые была рассмотрена американским экономистом в 70-е годы 20 века Джорджом Акерлофом. Ассиметрия информации приводит к необходимости осуществления следующих стратегий: 1)Подача сигнала. Ее использует информированная сторона. Подача сигнала является определенной гарантией добросовестности сделки. Сигнал-это наблюдаемая характеристика индивида или блага, которая может быть изменена. 2)"Просеивание". Характеризует действия неинформированной стороны. Используется с целью разделения различных типов информированной стороны в зависимости от получаемой информации.
Моральный риск-это действия экономических агентов по максимизации их собственной полезности в ущерб другим в ситуациях, когда невозможно ощутить все последствия этих действий. Моральный риск может встречаться в ситуациях: 1) Интересы исполнителя и заказчика не совпадают, и исполнитель преследует свои собственные интересы в ущерб заказчику. 2) Исполнители застрахованы от неблагоприятных последствий своих действий. 3)Заказчик не в состоянии осуществлять полный контроль и совершение принуждения.
Частный случай морального риска-это "проблема принципал-агента". В этом случае проблема возникает вследствие ассиметрии информации, так как: 1) Деятельность агента не поддается непосредственному наблюдению принципала. 2) О деятельности агента невозможно судить по конечным результатам.
В данных отношениях возможны издержки: 1)Издержки контроля со стороны принципала. 2)Издержки исполнителя связанные с добвольным принятием более жестких условий. 3)Издержки остаточных потерь.
Способы снижения морального риска:
1)Контроль за действиями агента;
2)Поиск дополнительных источников информации об агенте;
3)Создание конкуренции между агентами, которые имеют противоположный интерес;
4)Контроль посредством механизма фондового рынка;
5)Сставление смешанного контракта;
6)Добровольное принятие агентом более жестких условий;
7)Принцип "Сделай сам".
Использование данных способов может быть ограничено, так как а)поведение конкретного агента может влиять на результат частично; б)существует различная степень склонности к риску разных агентов.
Специфичность ресурсов.
Специфичный ресурс-это такой ресурс, который в случае прерывания сделки не может быть использован в других проектах без ущерба для своей экономической ценности. О специфичности ресурса судят по тому, насколько сократится его ценность при использовании в другом месте.
Виды специфичности ресурсов:
1. Специфичность местоположения (связана с большими издержками перемещения ресурса; предполагается, если предприятие находится в географической близости друг от друга).
2. Специфичность физических активов (предполагается, если стороны осуществили инвестиции в оборудование с определенными характеристиками, которые имеют меньшую стоимость при использоввнии в других проектах).
3. Специфичность человеческого капитала (используется в случаях, когда в результате обучения на рабочем месте работник накапливает специальные навыки, которые позволяют ему работаь более эффективно. Она может применяться и при работе в команде, когда все участники хорошо знают друг друга).
4. Специфичность целевых активов (понимаются капиталовложения в ресурсы общего назначения, которые могут оказаться предназначенными для единственного пользователя. Они осуществляются в надежде реализовать значительное количество продукции одному покупателю).
5. Временная специфичность (является характеристикой инфестиций, для которых существенное значение имеет координация производста и оперативные поставки)
6. Специфичность торговой марки или специфичность репутации (предполагает невозвратные инвестиции в торговую марку или создание репутации)
Привлекательность инвестиций в специфические активы заключается в том, что они могут привести к снижению издержек производства и тем самым обеспечить дополнительный доход-квазирента. Квазирента-это часть дохода превыщающая минимальное количество необходимое для того, чтобы удержать производителя в данной отрасли. Ее можно получить следующими способами: 1) Нелегальный (рейдерский захват, рекет). 2)Легальный (используется в случаях, когда специфический ресурс зависит от другого ресурса являющегося иногда уникальным и когда владелец уникального ресурса изымает его, а заменители либо очень дороги, либо низкого качества, происходит изъятие квазиренты). Могут рассматривать и третий вариант, который связан с ассиметрией информации: квазирента будет не получена, если результаты деятельности сложно измерить и трудно предотвратить недобросовестную работу.
Присвоение квазиренты не создает ценности, а только перераспределяет ее. В этом случае особое значение приобретает взаимодоверие сторон, при котором возможно возникновение вымогательства. Это такой вид поведения после заключения сделки, суть которого состоит в перераспределении квазиренты, ущемляющем интересы той стороны, которая осуществляла специфические инвестиции. Выделяют следующие виды доверия:
1)доверие к договору (каждая сторона соблюдает свои договоренности);
2)доверие к компетенции партнера (это ожидания, что партнер достаточно компетентен для выполения своих обязательств);
3)доверие к доброй воле партнера (предполагает взаимные ожидания сторон о возможности сделать больше, чем формально ожидается);
Проблему недоверия можно решить следующими способами:
1)изменение предпочтений игроков (правила игры можно поменять);
2)подписание явного контракта (он должен быть защищен третьей стороной и может быть заключен в следующей форме: либо форма контроля с наказанием, либо контроль со стимулированием);
3)использование неявного социального контракта (используются механизмы: модель репутации и модель самовыполняющегося соглашения);
4)использование повторяющихся взаимодействий (первоначально происходит начальное сотрудничество, а потом строны выбирают ту стратегию, которой придерживается другой игрок на соответствующей стадии. Сотрудничество продолжатся до тех пор, пока кто-то из участников не откажется от него)
Организация. Граница между организацией и институтом.
Организация - это единица координации, построенная на основе властных отношений, то есть делегирование одним из ее участников-агентом право контроля над своими действиями другому участнику-принципалу. Организациями могут быть: фирмы, профсоюзы, политические партии, прибыльные организации и т.д. Организация имеет 3 характеристики:
1. Совокупность участника;
2. Степень идентификации участников организации с целями организации, которые являются производными от интересов принципала;
3. Наличие формальной структуры властных отношений.
"Различие между институтом и организацией"
Институт | Организация |
Макроинституциональная категория | Микроинституциональная категория |
Институт определяет рамки взаимодействия в целом | Определяет рамки конкретного взаимодействия |
Регулирует деперсонифецирование трансакции | Регулируют трансакции персонифицированные |
Трансакции не локальные | Трансакции локальные |
Индивиды не могур влиять на процесс изменения институтов | Организации являются результатом осознанного выбора индивида |
Элементы принуждения и властных отношений отсутствуют | Властные отношения являются основой функционирования организации |
Определяет структуру и величину ТИ | Способствует экономии ТИ, которые заданы институциональными рамками |
Коуз предположил, что всегда существует предел роста организации по отношению к институту: "Рост фирмы продолжается до того момента, когда издержки организации, дополнительные трансакции внутри фирмы становится равны издержкам осуществления той же трансакции
на рынке: экономика состоящая из единственной фирмы возможна, но не эффективна по причине убывающей предельной производительности менеджмента."
Данное положение можно проиллюстрировать графически
Схема1
1 2 3
А Б В Г - это фирмы
Пояснения к схеме
1. Фирма А занимается сборкой компьютера из комплектующих, которые она покупает у Б, В, Г
2. Оптимизируя ТИ, фирма А создает единое предприятие с фирмой Б
3. Дальнейшая оптимизация приводит к объединению с фирмой В.
Одновременно с объединением возрастают издержки на внутрифирменное управление, объединение и контроль, и наступает момент заключения так называемой предельной сделки.
Факторы, которые влияют на оптимальный размер организации:
1. Наличие специфичных активов (см. ранее)
2. Наличие неопределенности (с увеличением непределенности возникает необходимость корректировать условия контракта. В связи с этим возрастает привлекательность соглашенческого контракта и снижается привлекательность классического контракта)
3. Склонность сторон к риску (если обе стороны конракта нейтральны к риску в одинаковой степени, то для них наиболее подходящим будет классический контракт, а если одна из сторон нейтральна к риску, а вторая является его противником, то наиболее подходящим будет отношенческий контракт)
4. Сложность сделки (под сложностью понимается структура сделки и связанный с ней объем информации, необходимый для спецификации условий сделки. Чем сложнее сделка, тем менее привлекателен классический контракт)
5. Цена доступа к закону (чем эффективнее деятельность правоохранительных органов, тем привлекательней классический контракт. При наличии высоких издержек доступа к закону привлекательным будет отношенческий контракт).