Субъект социальной политики — государство и органы включая органы местного самоуправления, а также крупные хозяйственные образования. Ее инструментами являются социальные нормативы и потребительские бюджеты. В разных странах и в разное время социальная политика имеет разную направленность.
Социальная сфера играет ключевую роль в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства.
Формы государственного регулирования социальной сферы многообразны: это государственное перераспределение доходов, программы государственной помощи, программы социального страхования, программы скрытого финансирования и т.д.
Социальная безопасность — это совокупность подвидов безопасности, обусловленная структурой человеческой жизнедеятельности
Социальные индикаторы характеризуют сложившиеся тенденции развития социальных процессов с позиции реализации принципа справедливости распределения благ.
На практике можно говорить прежде всего об ухудшении качества жизни населения, проявляющемся в росте заболеваемости хроническими заболеваниями и смертности (в том числе детской и лиц трудоспособного возраста, особенно мужчин), снижении продолжительности жизни, увеличении численности инвалидов, росте детской беспризорности
Показатель,2002 | Россия | США |
Средняя продолжительность жизни мужчин, лет | ||
Средняя продолжительность жизни женщин, лет | ||
Показатель рождаемости на 1000 чел. | 9,7 | 14,1 |
Показатель смертности на 1000 чел. | 13,9 | 8,7 |
Показатель смертности от инсультов, инфарктов и т.д. на 100 000 чсл. | ||
Показатель смертности от онкологических заболеваний па 100 000 чел. | ||
Показатель заболеваемости туберкулезом на 100 000 чел. | 92,1 | 5.8 |
Число врачей на 100 000 чел. | ||
Расходы на медицину в стране, % к ВВП | 2,9 |
Финансирование социальной сферы проводится по двум основным направлениям: на прямые социальные расходы, т.е. выплату пособий, пенсий и т.д.; на образование и здравоохранение.
Кроме того, сохраняется большая группа субсидий — жилищно- коммунальному хозяйству и общественному транспорту. Прямые социальные расходы финансируются как из федерального бюджета, так и из внебюджетных фондов и местных бюджетов. Не существует также единого источника финансирования субсидий.
Уровень и качество жизни населения
Понятие, оценка и прогноз народного благосостояния всегда вызывали споры ученых и практиков двух противостоящих систем.
Одним из показателей, характеризующих уровень материальной обеспеченности населения, является совокупный денежный доход семьи (рис. 6.1).
В структуре и объеме потребляемых товаров и услуг питание относится к наиболее важным потребностям. Затраты на питание могут служить показателем материального уровня жизни населения: чем ниже эта доля, тем выше уровень благосостояния.
Доходы населения подразделяются на номинальные и реально располагаемые.
Номинальные доходы определяются как сумма денежных, натуральных и косвенных (бесплатные услуги) доходов. Особой частью поминальных доходов являются денежные.
Выделяют три источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии).
Реально располагаемые доходы определяются как разница между номинальными доходами и суммой налога и других обязательных выплат и рассчитываются с учетом уровня инфляции
Сравнительный анализ структуры расходов низко- и высоко- обеспеченных слоев населения свидетельствует о существенных структурных различиях в потреблении. По мерс роста уровня обеспеченности сокращается доля расходов на питание и увеличивается удельный вес расходов на непродовольственные товары; 10% самых обеспеченных тратят большую долю располагаемых ресурсов на покупку транспортных средств, дорогостоящих предметов долгосрочного пользования, питание вне дома. Услуги в общей структуре расходов пизкообеспеченных слоев населения составляют большую долю, однако это обусловлено только расходами на минимально необходимые услуги. В частности, оплата жилищно-коммунальных платежей, услуг пассажирского транспорта и учреждений дошкольного воспитания составляют гораздо больший удельный вес в расходах 10% самых бедных по сравнению с 10% самых богатых. Расходы на оплату медицинских и образовательных услут, ремонт жилья и автотранспорта составляют существенно большую долю у высокообеспсчснных семей. В целом платные услуги туристические, медицинские и образовательные практически недоступны низкодоходным слоям населения.
Резюме
1. Модель социальной защиты в плановой экономике обладала рядом черт, которые делали ее несовместимой с рыночной экономикой. Новая же модель находится в стадии формирования, поэтому многие конкретные политические решения принимаются не столько в рамках продуманной стратегии, сколько в срочном порядке.
2. В настоящее время программы социальных преобразований декларативны, недостаточно состыкованы с финансовыми возможностями государства, а темпы реформирования социальной сферы не увязаны с реальными доходами населения.
3. Низкий уровень рождаемости в России дополняется высоким уровнем смертности, при этом российская модель смертности (структура причин смерти и возрастное распределение) не имеет аналогов ни в развитых, ни в развивающихся странах.
4. Несмотря на появление новых источников доходов, заработная плата продолжает оставаться основным источником доходов. Анализ уровня жизни свидетельствует о том, что одним из главных факторов, стимулирующих рост бедности, является ограничение доступа к доходам, а система социальных трансфертов не способствует выравниванию доходов в условиях высокой их дифференциации.
Валютный курс представляется простым коэффициентом пересчета внутренней валюты в иностранную. Валютный курс стал фактором политической борьбы между государствами; кроме того, он непосредственно затрагивает уровень и качество жизни населения.