Проблема национальной производственной безопасности многоуровневая и не имеет простых, одномерных решений. В сфере продовольственной безопасности лежат узловые проблемы платежеспособности населения, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции и т.п. Входя в систему экономической и национальной безопасности, продовольственная безопасность имеет собственное содержание.
Федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации» определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. Что касается критериев, то для обеспечения продовольственной безопасности граждан России 80% потребляемых ими продуктов питания должны производиться ее собственным аграрным сектором
Из проблем экономики России самой обременительной является снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции и ухудшение питания населения страны.
Если в СССР покупка литра дизельного топлива была эквивалентна стоимости килограмма зерна, то сейчас фермеру, чтобы купить его тонну, необходимо продать 4—5 т зерна.
Надежды на то, что российское мясо вытеснит импортное, нет. Принятый национальный проект «Развитие АПК» включает три основные задачи: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе. По исправлению ситуации в АПК принимаются меры, но переломят ли они негативные тенденции в сельском хозяйстве, пока не ясно. Агропромышленный комплекс в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее в полной мере участвовать в межотраслевой конкуренции. Низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства, является более отсталой в технологическом плане отраслью по сравнению с промышленностью. Вложенные в него капиталы приносят меньшую отдачу, но уровень сельскохозяйственного производства напрямую влияет на состояние продовольственной безопасности страны. Сельское хозяйство медленнее, чем другие отрасли, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям.
Государственный резерв входит в общую структуру обеспечения национальной безопасности. Его назначение — хранить материальные ценности для мобилизации на случай катастроф и чрезвычайных ситуаций, а также при непредвиденных ситуациях, когда необходимо стабилизирующее воздействие на экономику. Реальный объем запасов представляет собой государственную тайну, однако судя по официальным данным, если Россия будет изолирована от окружающего мира, объемов всех запасов для населения должно хватить на 90 сут. Между тем, по сведениям из зарубежных источников, государственные резервы сократились в несколько раз.
Сельскохозяйственное производство и продовольственные рынки, не будучи в современных условиях ни саморегулируемыми, ни самодостаточными, не могут успешно функционировать без постоянного государственного вмешательства и поддержки.
В Евросоюзе на поддержку фермеров тратится в 250 раз больше, чем в России.
Также из мирового опыта полезен основной принцип аграрной политики — протекционизм, направленный на поддержку и развитие отечественного сельского хозяйства. В первую очередь это относится к политике ограничения импортной зависимости по основным продуктам продовольственной корзины. Уменьшение доли импорта на отечественном рынке производителей продовольствия целесообразно осуществлять введением квот и ужесточением тарифного регулирования, однако лишь в отношении определенных групп товаров, тех, что импортируются явно по демпинговым ценам (как, например, большая часть продукции с Украины) либо со значительной государственной поддержкой (в частности, мясо из некоторых стран Западной Европы). В целом необходим коренной пересмотр принципов аграрной политики в сторону обеспечения приоритета этой отрасли экономики и создания надлежащих предпосылок ее развития.
Резюме
1. Созданная в России за годы плановой экономики материально- техническая база сельского хозяйства разрушается. Объемы производства промышленной продукции сельскохозяйственного назначения, особенно орудий и средств труда, упали намного ниже предельно допустимого уровня. При плановой экономике страна по обеспечению продовольствием на душу населения занимала 6-е место в мире, теперь находится на 40-м.
2. Если в начале реформ рост импорта продовольствия компенсировал падение производства на предприятиях российского продовольственного комплекса, то очень скоро влияние импорта на внутренний продовольственный рынок стало негативным.
3. Доля импортных продовольственных товаров превысила критический порог стратегической зависимости России от внешних поставок продовольствия. В мировой практике принято, что импорт должен составлять 20—30% общего внутреннего потребления, а для России, по разным оценкам, эта доля составляет от 40 до 54%.
4. Для создания надежной продовольственной безопасности необходимо разработать баланс основных продуктов питания; т.е. необходим расчет объема производства той или иной продукции, выпуска техники, удобрений и т.д., денежных средств для реализации этой программы и механизмов реализации программ.
5. Сельскохозяйственное производство и продовольственный рынок, не будучи ни саморегулируемыми, ни самодостаточными, не могут успешно функционировать без постоянного государственного вмешательства и поддержки.