Экономическая безопасность России в области продовольствия

Проблема национальной производственной безопасности мно­гоуровневая и не имеет простых, одномерных решений. В сфере про­довольственной безопасности лежат узловые проблемы платежеспо­собности населения, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции и т.п. Входя в систему экономической и национальной безопасности, продовольст­венная безопасность имеет собственное содержание.

Федеральный закон «О продоволь­ственной безопасности Российской Федерации» определяет продо­вольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гаран­тируется доступность продовольствия для всего населения в коли­честве, необходимом для активной и здоровой жизни. Что касается критериев, то для обеспечения продовольственной безопасности граждан России 80% потребляемых ими продуктов питания должны производиться ее собственным аграрным сектором

Из проблем экономики России самой обременительной являет­ся снижение объемов производства сельскохозяйственной продук­ции и ухудшение питания населения страны.

Если в СССР покупка литра дизельного топлива была эквива­лентна стоимости килограмма зерна, то сейчас фермеру, чтобы купить его тонну, необходимо продать 4—5 т зерна.

Надежды на то, что рос­сийское мясо вытеснит импортное, нет. Принятый национальный проект «Развитие АПК» включает три основные задачи: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем мо­лодых специалистов на селе. По исправлению ситуации в АПК принимаются меры, но переломят ли они негативные тенденции в сельском хозяйстве, пока не ясно. Агропромышленный комплекс в условиях рынка занимает осо­бое положение, не позволяющее в полной мере участвовать в межот­раслевой конкуренции. Низкодоходное сельское хозяйство, зависи­мое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства, является более отсталой в техно­логическом плане отраслью по сравнению с промышленностью. Вложенные в него капиталы приносят меньшую отдачу, но уровень сельскохозяйственного производства напрямую влияет на состояние продовольственной безопасности страны. Сельское хозяйство мед­леннее, чем другие отрасли, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям.

Государственный резерв входит в общую структуру обеспечения национальной безопасности. Его назначение — хранить материаль­ные ценности для мобилизации на случай катастроф и чрезвычай­ных ситуаций, а также при непредвиденных ситуациях, когда необ­ходимо стабилизирующее воздействие на экономику. Реальный объем запасов представляет собой государственную тайну, однако судя по официальным данным, если Россия будет изолирована от окружающего мира, объемов всех запасов для населения должно хватить на 90 сут. Между тем, по сведениям из зарубежных источ­ников, государственные резервы сократились в несколько раз.

Сельскохозяйственное производство и продовольственные рын­ки, не будучи в современных условиях ни саморегулируемыми, ни самодостаточными, не могут успешно функционировать без посто­янного государственного вмешательства и поддержки.

В Евросоюзе на поддержку фермеров тратится в 250 раз больше, чем в России.

Также из мирового опыта полезен основной принцип аграрной политики — протекционизм, направленный на поддержку и развитие отечественного сельского хозяйства. В первую очередь это относится к политике ограничения импортной зависимости по основным про­дуктам продовольственной корзины. Уменьшение доли импорта на отечественном рынке производителей продовольствия целесообразно осуществлять введением квот и ужесточением тарифного регулиро­вания, однако лишь в отношении определенных групп товаров, тех, что импортируются явно по демпинговым ценам (как, например, большая часть продукции с Украины) либо со значительной государ­ственной поддержкой (в частности, мясо из некоторых стран Запад­ной Европы). В целом необходим коренной пересмотр принципов аграрной политики в сторону обеспечения приоритета этой отрасли экономики и создания надлежащих предпосылок ее развития.

Резюме

1. Созданная в России за годы плановой экономики материально- техническая база сельского хозяйства разрушается. Объемы про­изводства промышленной продукции сельскохозяйственного на­значения, особенно орудий и средств труда, упали намного ниже предельно допустимого уровня. При плановой экономике страна по обеспечению продовольствием на душу населения занимала 6-е место в мире, теперь находится на 40-м.

2. Если в начале реформ рост импорта продовольствия компенси­ровал падение производства на предприятиях российского про­довольственного комплекса, то очень скоро влияние импорта на внутренний продовольственный рынок стало негативным.

3. Доля импортных продовольственных товаров превысила крити­ческий порог стратегической зависимости России от внешних поставок продовольствия. В мировой практике принято, что им­порт должен составлять 20—30% общего внутреннего потребле­ния, а для России, по разным оценкам, эта доля составляет от 40 до 54%.

4. Для создания надежной продовольственной безопасности необ­ходимо разработать баланс основных продуктов питания; т.е. не­обходим расчет объема производства той или иной продукции, выпуска техники, удобрений и т.д., денежных средств для реали­зации этой программы и механизмов реализации программ.

5. Сельскохозяйственное производство и продовольственный ры­нок, не будучи ни саморегулируемыми, ни самодостаточными, не могут успешно функционировать без постоянного государствен­ного вмешательства и поддержки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: