Государственная политика в области региональной экономической безопасности

Для реализации стратегии регионального развития необходимо:

– ранжирование регионов по степени негативного влияния сложившихся в них ситуаций на национальную безопасность России;

– определение кризисных регионов, ситуация в которых должна находиться под контролем Совета безопасности;

– разработка приоритетных мероприятий, направленных на из­менение ситуаций в кризисных регионах в условиях ограниченно­сти ресурсов;

– непрерывный контроль за ходом выполнения и оценка факти­ческой эффективности мероприятий, принятых к реализации; кон­троль позволит принимать своевременные меры в случае нарастания социально-экономической напряженности в регионах до критиче­ской.

Экономические угрозы усиливаются хищническим использованием ресурсов. Неотработанность правовых и экономических аспектов, касающихся разграничения сфер ведения и полномочий между фе­деральными и региональными уровнями управления в отношении прав собственности на природные ресурсы и их источники (место­рождения и др.), дает возможность бесконтрольного их использова­ния. Государство несет потери от продажи стратегического сырья (цветных металлов, леса и т.п.) по демпинговым ценам в результате обострения конкуренции среди российских экспортеров.

Наметилась устойчивая и неблагоприятная тенденция усиления дифференциации в уровнях доходов населения по регионам РФ.

Вызывает тревогу естественная убыль населения в центральных районах, а также в Сибири и на Дальнем Востоке.

К проблемным относятся «закрытые» города. Недоучет терри­ториального фактора при осуществлении конверсии военных про­изводств приводит к невостребованности тысяч уникальных спе­циалистов. Потенциальными центрами опасного уровня безрабо­тицы являются также многофункциональные малые или средние города, где подавляющая часть занятых сосредоточена на одном- двух предприятиях.

Необходимо определение опти­мальных соотношений доходов федерального и региональных бюджетов, образование фондов для межрегионального перераспре­деления финансовых ресурсов на экономические и социальные программы.

Позитивные сдвиги в решении проблем региональной социальной политики возможны только в условиях стабилизации и развития эко­номики. Наряду с этим определенную роль в обеспечении социальной политики регионов может оказать учет региональных факторов

Проблема самодостаточности регионов породила такую теоретико­практическую новацию, как деление регионов на реципиенты и доноры. Регион-донор не получает из центра трансфертов и субвенций. Что же касается оценки экономического потенциала, то более половины субъектов Федерации можно с полным основанием считать регио­нами с самодостаточным экономическим потенциалом. Однако не­доработки в реализации механизмов финансового распределения потоков, особенно налогово-бюджетных, закрепляют диспропорции в экономическом развитии регионов. Зачастую уровень отчислений в бюджет регионов существенно различается, поэтому положение регионов-реципиентов во многом является результатом слабого действия механизмов выравнивания.

В этой связи практически необходимо решить две проблемы:

обеспечить равномерность в получении средств всеми субъ­ектами Федерации для решения текущих задач (производст­ва, здравоохранения, безопасности и т.д.);

выровнять финансово-экономические потенциалы регионов, что является стратегической, долговременной проблемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: