Районообразование — одно из основных направлений в теории региональной экономики, характеризующее огромное разнообразие на территории условий и факторов размещения производительных сил, условий жизни, территориальной организации хозяйства и населения.
Особое значение в региональной экономике имеет процесс формирования на территории страны экономических районов. Это объективный естественный процесс (один из многих) реализации цели общественного развития посредством системной организации хозяйства на территории районов, взаимосвязанного и пропорционального развития отраслей материального производства, социальной сферы и природных ландшафтов на территории районов в полном соответствии с их условиями и ресурсами, с учетом удовлетворения разнообразных потребностей местного населения, специализации районов на производстве общественно необходимой продукции (услуг) и территориального разделения труда. Системная организация производительных сил на территории районов дает максимальный народнохозяйственный эффект из всех возможных вариантов их территориальной организации, так как позволяет значительно уменьшить затраты общественного труда на производство продукции, наилучшим образом удовлетворить разнообразные потребности населения, сохранить природное разнообразие и экологический баланс в регионе.
Из вышесказанного нетрудно заметить, что в основе экономических районов лежат территориальные хозяйственные системы (ТХС). Под ТХС понимается взаимосвязанное целостное образование центра п организуемой им территории, которая специализируется в территориальном разделении труда на производстве определенных видов общественно необходимой продукции (услуг). Основные свойства системных образований — взаимосвязанность составляющих их элементов, целенаправленность и адаптация к внешней среде — проявляются в экономических районах соответственно в комплексности развития хозяйства, его специализации на производстве общественно необходимой продукции (услуг) и удовлетворении потребностей местного населения, а также в участии в территориальном разделении труда. Каждый район в своей экономической деятельности связан и в значительной мере определяется экономикой других районов, реализуя общую цель развития общества.
Теоретически ТХС и соответствующие им экономические районы могут занимать различные по площади территории. Правомерно говорить о ТХС межгосударственных образований (СНГ, ЕС, АТР), государств, крупных экономических районов (этот тип территориальных хозяйственных образований проявляется только на территории больших по площади стран), подрайонов, микрорайонов и локальных образований. Их формирование на территории земного шара надо рассматривать как динамичный диалектический процесс, процесс постоянного изменения и совершенствования территориальной структуры хозяйства с точки зрения повышения удобств жизни людей и увеличения объемов производства общественно необходимой продукции. Он осуществляется в соответствии с НТП в обществе, территориальным рассредоточением трудовых, материальных, природных, инвестиционных, административных и информационных ресурсов, соблюдением национальных интересов всех проживающих на территории исследуемого района народов. Для каждой страны на определенном этапе ее развития может существовать лишь одна система экономических районов. Такое утверждение справедливо и для всех других видов районов, изучаемых региональной экономикой.
Деление территории на районы — районирование — следует расмптривать как метод выявления реально существующих (и формирующихся на перспективу) на территории районов. В одних случаях такие районы являются объектами статистического наблюдения и анализа, позволяющего определить территориальную дифференциацию условий и результатов жизнедеятельности людей, гармонию (илди дисгормонию) в развитии общества и природы, тенденции и закономерномерности размещении производительных сил, дать оценку территориального разделения труда и др. В других случаях при определении перспектив развития и размещения производительных сил регионы могут использоваться как объекты программирования, в третьих — как обьекты управления (регулирования), государственной поддержки депрессивных и слаборазвитых территорий, свободных (особых) экономических зон, бюджетного выравнивания регионов, реализации м< и ных и региональных программ, привязанных к территориям эконимических прогнозов, и т.д.
Районирование проводится в соответствии с поставленными целями. т.е. всегда является целевым. Его условно можно разделить на административно-территориальное, общеэкономическое, транснациональное и отраслевое.
Административно-территориальное районирование. В настоящее время территория России разделена на 83 региона — субъекта Федерации В это число вошли 21 республика, девять краев, 46 областей, два города федерального значения, одна автономная область и четыре автомных округа. Каждый субъект Российской Федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) в свою очередь делится на административые районы. Административно-территориальными единицами являются также города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости. В 2000 г. на территории Российской Федерации образовано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В 2010 г. южный федеральный округ был поделен на два округа: Южный и Северо-Кавказский. Федеральных округов в России стало восемь. Федеральные округа — форма укрепления вертикали государственной власти. Во главе федерального округа стою полномочный представитель Президента Российской Федерации. Выделение федеральных округов — вынужденная мера, вызванная острой необходимостью наведения порядка во всех частях страны, т.е. их выделение прежде всего определяется стремлением сделать более действенным и результативным выполнение административно-управленческих функций
Общеэкономическое районирование характеризует объективно существующую территориальную дифференциацию разных по территории экономик страны (региона). Вот почему именно актуальное экономическое районирование является необходимым условием оптимизации территориального управления России, совершенствования ее территориальной экономики.
Примерами общеэкономического районирования являются:
1) экономическое районирование. В основе экономических районов лежат целостные территориальные хозяйственные образования — территориальные хозяйственные системы, которые являются звеньями, своеобразными цехами народного хозяйства страны в целом. В наследство от Советского Союза России достались 11 таких экономических районов;
2) проблемное районирование, которое осуществляется по основополагающим проблемам: выделяются слаборазвитые, депрессивные и приграничные регионы, а также особые (свободные) экономические зоны и зона Севера. Для этих территорий характерно то, что они в силу ряда причин не могут самостоятельно решать свои социально-экономические проблемы и (или) реализовывать свой потенциал и поэтому нуждаются в государственной поддержке. К проблемным регионам могут относиться как субъекты Федерации в целом, так и отдельные их части, а также сопредельные части нескольких субъектов Федерации и даже территории нескольких субъектов Федерации (например, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; проблемный регион (зона), включающий сопредельные территории Чечни, Ингушетии, Дагестана и Калмыкии). Проблемные регионы не покрывают всю территорию страны.
Слаборазвитые районы — это районы, у которых основные социально-экономические показатели развития традиционно на протяжении длительного времени (свыше 20 лет) были значительно ниже (в несколько раз) средних по стране. Примерами таких регионов могут служить республики Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Усть-Ордынский Бурятский АО. Для таких регионов характерны малодиверсифицированная экономика, низкая интенсивность хозяйки иной деятельности и недостаточно развитая социальная сфера. По величине денежного дохода на душу населения указанные субъекты Федерации в конце XX в. составляли от среднероссийского уровня соитие ктвенно 46,7; 34,9; 31,5 и 33%; по величине ВРП на душу населении 29,6; 21,4; 25,7 и 23%.
Депрессивные районы — некогда экономически и социально расзвитые районы, но в результате изменений условий и стимулов развития резко (в несколько раз) снизившие объемы производства. Как правило это старопромышленные регионы, имеющие значительный щюптодственный потенциал, развитую инфраструктуру и высококвафицированные кадры, но неэффективную в условиях сложившегося мирового рынка отраслевую структуру экономики. Для депрессивных территорий характерно снижение деловой и политической активности населения, а также уровня жизни. Примерами таких регинов могут служить Псковская, Ивановская и Читинская области. Ни и кс промышленного производства (1997 к 1990 г.), уровень безработицы в 1997 г., отношение денежного дохода населения к прожиточном vминимуму в 1997 г. в указанных субъектах Федерации соответвенно составили 25, 26 и 28% (в среднем по России — 49%); 14,1; 16,8 и 19,0% (в среднем по России — 11,2%); 165; 172 и 102% (в среднем по России — 224%).
Приграничные регионы — регионы, расположенные на окраине страны и выполняющие федеральные пограничные барьерные, фильтрующие и контактные функции. После распада Советского Союза помнилось много новых приграничных регионов, в которых возникла по- фебность в изменении конфигураций транспортных и инженерных коммуникациц, переориентации производственных и социальных связей, изменении режима природопользования и т.д. Эти регионы стали принимать и обслуживать значительные потоки русскоязычных переселенцев из республик бывшего СССР, отечественных и зарубежных туристов, коммерсантов. Недостаточное число пограничных переходом, таможенных пунктов и других элементов соответствующей инфраструктуры в приграничных регионах не позволяет качественно выполнять пограничные функции. Граница не справляется с потоками контрабанды, страна несет значительные потери. В стратегии территориального развития России и ее интеграции в мировую экономику приграничным регионам отводится роль форпостов международного экономического сотрудничества. Реализация ими этой крайне важной для страны роли невозможна без федеральной поддержки.
Особые (свободные) экономические зоны (ОЭЗ) — регионы с льготными для предпринимательства условиями производства и реализации продукции (услуг). Их характеризует наличие значительных экономических и (или) природных ресурсов, рациональное использо вание которых может вызвать ускоренное социально-экономическое развитие как этих территорий, так и страны в целом. Такие зоны хорошо зарекомендовали себя в Китае и ряде других стран. В России их создание по сути дела только начинается. Из известных в России особых экономических зон наиболее развитыми (продвинутыми) являются ОЭЗ «Янтарь» (Калининградская область), Находка (Приморский край), технико-внедренческие ОЭЗ в Зеленограде и Дубне, а также промышленно-производственная зона в Елабужском районе Республики Татарстан. На конец 2009 г. в России действовали четыре технико-внедренческие, две промышленно-производственные, семь туристско-рекреационных и три портовые зоны. К особым зонам можно также отнести создаваемый в Сколково международный инновационный центр, в котором предусматривается установить один из самых благоприятных в мире налоговых режимов.
В подмосковном городе Зеленограде (административный округ г. Москвы) создается особая экономическая зона по производству наукоемкой продукции, инновационных технологий. В этом городе около 50% экономически активного населения имеет высшее образование.
Зона Севера России — большой регион (почти 3/4 территории России) с дискомфортными, экстремально дискомфортными и абсолютно дискомфортными условиями жизнедеятельности населения, вызывающими повышенные воспроизводственные затраты. Регион очень богат природными ресурсами. Согласно российскому законодательству, основным принципом социально-экономического развития Севера России является принцип государственного протекционизма, государственной поддержки северных территорий страны, что проявляется в дотировании северного завоза и предоставлении ряда льгот населению этого региона.
Транснациональное экономическое районирование — выделение единого (общего) региона на приграничных территориях сопредельных государств. Примером такого районирования может служить трансграничный район «Сарлотлюкс», включающий территории трех стран — Саарскую область (землю) Германии, французскую Лотарингию и Люксембург. На границе России с Украиной по типу еврорегионов создан межгосударственный регион на стыке Курской и Сумской областей. Он получил название «Ярославна».
Отраслевое районирование характеризует территориальную дифференциацию условий воспроизводства, развития отраслей экономики, социальной сферы, использования природных ресурсов, взаимодействия природы и общества. Примерами такого районирования могут служить:
§ выделение лесов по категориям;
§ выделение земель по их хозяйственному назначению — пашни, пастбища, городские территории и др.;
§ развитие в районном разрезе черной металлургии (машиностроения, легкой промышленности и других отраслей); рекреационное районирование — выделение курортных и туристских зон;
§ территориальная дифференциация доходов населения; загрязнение природной среды регионов.
ПРОБЛЕМЫ РАЙОНИРОВАНИЯ. Методика районирования базируется на принципах выделения районов по признакам (показателям), характеризующим их состояние. Например, выделение депрессивных регионов — по принятым показателям депрессивности развития их экономик (уровню падения индекпроизводства, показателям, характеризующим отсталость отрасле- «к.п структуры промышленности (например, по низкому удельному весу наукоемких производств), уровню зарегистрированной безработны); слаборазвитых регионов — по показателям низкого уровня развития экономики (уровню зарегистрированной безработицы, средне-компсным денежным доходам с учетом покупательной способности рубля, производству валового регионального продукта на душу населения); районирование по степени освоенности территории — по показателям освоенности (плотности населения, производству валового речи шального продукта на единицу территории региона); выделение экономических районов — по показателям, характеризующим системность организации хозяйства на территории и участие района в терри- о.рпдльном разделении труда (показателям комплексности хозяйства, специализации района) и т.д. Значимость признака при выделении районов определяется сравнением его расчетного значения с нормативным, характеризующим принадлежность района к тому или иному виду.
Принципиально важным для России как самой большой по площади страны является выделение на ее территории более крупных территориальных хозяйственных (административно-территориальных) образований, чем губернии, республики, области и т.п.: деление страны на крупные экономические районы (федеральные округа). Хозяйственно-управленческая практика Российской Федерации (ранее Советского Союза, царской России) неоднократно ставила вопрос о необходимости такого районирования.
В этом направлении отечественными исследователями было сделано много предложений. Краткий исторический анализ территориальных хозяйственных (административно-территориальных) образований — объектов управления социально-экономическим развитием страны такого уровня — свидетельствует о практической значимости и актуальности деления Российской Федерации на эти регионы, звенья единого народнохозяйственного комплекса страны. В 1970— 1980-х гг. схемы развития и размещения производительных сил в разрезе экономических районов были, наряду с народнохозяйственными планами, важнейшими инструментами территориального прогнозирования и планирования, обоснования территориальных пропорций и связей в народном хозяйстве. Федеральные округа, учрежденные в 2000г., значительно укрепили вертикаль государственной власти в стране. В то же время некоторая неопределенность в численном составе крупных территориальных хозяйственных (административно - территориальных) образований, предлагавшихся разными авторами (организациями), непроработанность вопросов выделения центров управления их развитием и отсутствие корректных и точных методов нахождения (вычленения) этих районов свидетельствуют о кризисе в теории экономического районирования.
Исправление сложившейся ситуации в области экономического районирования возможно в результате проведения дополнительных глубоких научных исследований в этом направлении и строго научного доказательства (с расчетом экономического и социального эффектов) его практической ценности для повышения экономической эффективности воспроизводства, оперативности руководства и улучшения обслуживания населения. В теории экономического районирования нужен значительный научный прорыв, усиление доказательной базы научных выводов. Крайне актуальна интеграция науки и практики. Учитывая, что границы экономических районов периодически меняются, целесообразно иметь также научно-практический орган, который отслеживал бы и периодически вносил в сетку экономических районов изменения с позиций повышения экономической эффективности общественного производства и улучшения условий жизни населения. К тому же следует продумать вопрос выбора центра управление социально-экономическим развитием экономического района.
В современный состав Российской Федерации входят 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.
Города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург.
Республики России: Адыгея (столица Майкоп), Алтай (Горно- Алтайск), Башкортостан (Уфа), Бурятия (Улан-Уд:)), Дагестан (Махачкала), Ингушетия (Магас), Кабардино-Балкарская (Нальчик), Калмыкия — Хальмг Тангч (Элиста), Карачаево- Черкесская (Черкесск), Карелия (Петрозаводск), Коми (Сыктывкар), Марий Эл (Йошкар-Ола), Мордовия (Саранск), Саха (Якутия) (Якутск), Северная Осетия — Алания (Владикавказ), Татарстан (Казань), Тыва (Кызыл), Удмуртская (Ижевск), Хакасия (Абакан), Чеченская (Грозный), Чувашская — Чувашия (Чебоксары).
Края: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.
Автономные округа: Ненецкий (Нарьян-Мар) в Архангельской области, Ханты-Мансийский (Ханты-Мансийск) в Тюменской области, Чукотский (Анадырь), Ямало-Ненецкий (Салехард) в Тюменской области.
На территории России находится одна автономная область в Дальневосточном экономическом районе — Еврейская автономная область (Биробиджан).
Отметим уникальную в мировой практике особенность территориально-государственного устройства России. В соответствии с Конституцией РФ (1993 г.) девять автономных округов (за исключением Чукотского) вошли в состав более крупных территориальных единиц, но и территориальная часть (автономный округ), и целая территория (край или область) стали равноправными субъектами Федерации.